Урок ОРКСЭ по теме"Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
В данном материале прелставлена технологическая карта урока по "Основам православной культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_ugarova_a_n.docx | 45.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы православной культуры.
Ф.И.О: Угарова Анна Николаевна
Класс: 4
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема: «Милосердие и сострадание»
Цель: осмысление понятий «Милосердие. Сострадание.Милостыня»
Задачи урока:
- Формировать у детей понимание сути милосердия как умения человека сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как свое собственное.
-Создать ситуацию для осознания личностного опыта. На примере притчи -показать детям, как важно протянуть руку помощи нуждающемуся.
- Раскрыть перед учащимися мысль о том, что вера и милосердие тесно связаны между собой.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: милосердие и сострадание, милостыня ;
- понимание значения милосердия и сострадания в выстраивании доброжелательных отношений в обществе;
Познавательные УУД:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: милосердие и сострадание ;
- самостоятельное выделение и формирование цели;
- осуществление поиска необходимой информации;
- самостоятельное выделение главного, умение строить речевое высказывание;
Регулятивные УУД:
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова, умения структурировать знания;
- осознавать важность полученных знаний;
- умение принимать учебную задачу;
Коммуникативные УУД:
- аргументировать свою позицию;
- работать индивидуально, в паре и группе, строить понятные для партнера высказывания;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
Личностные УУД:
- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- воспитывать желание быть духовно красивым человеком;
- проявлять самостоятельность в поисках решения учебной задачи.
Технологии, методы: технология развития критического мышления, синквейн, словестно-наглядный метод.
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, Интернет,словари
Ход урока.
№ п/п | Этапы урока | Цель | ЭОР | Учитель | Ученики | УУД |
1 | Самоопределение к деятельности. | Создание положительного эмоционального настроя. |
| Приветствие учителя. Придумано кем-то просто и мудро И каждый становиться добрым, доверчивым. | Взявшись за руки проговаривают хором слова. | КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
2 | Актуализация опорных знаний. | Мотивация учащихся на учебную деятельность | - С какими понятиями православия мы познакомились на предыдущем уроке? - Как вы объясните, что такое заповеди? . -Сам Христос во время своей земной жизни на вопрос одного из учеников: « Какая заповедь большая?» отвечает так : «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» | Ученики: заповеди
| РУУД: умение принимать учебную задачу. КУУД: осознанное построение речевых высказываний | |
3 | Постановка учебной задачи. | Умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. | - на слайде два слова Милосердие и сострадание.Милостыня. Часто ли вы слышите эти слова?А могли бы вы объяснить что они обозначают?Это тема нашего урока . -Попробуйте определить цель сегодняшнего урока. -Осмысление понятий «Милосердие. Сострадание.Милостыня» | Проблема. Ученики пробуют определить. Предположения детей: Ученики: что такое милосердие и сострадание.Как эти понятия связаны с заповедями. | ПУУД: самостоятельное выделение и формирование цели РУУД: умение принимать учебную задачу. КУУД: умение слушать и отвечать на вопросы. | |
4 | Решение поставленной задачи. Закрепление Итог урока Рефлексия Домашнее задание | Выстроить цепочки, ведущие к пониманию понятий милосердие, сострадание, милостыня. Закрепление полученных знаний Учить делать выводы, оценивать свои знания Вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности на уроке Повторение и закрепление полученных знаний | Толковый словарь Ожегова Толковый словарь Даля Поиск в Интернете (работа нетбуком) Учебник с.44-45 Сигнальные карточки светофор | . Обратите внимание на первое слово. Что интересного в строении слова? (Два корня). Два слова «милость»(«милое») и «сердце» соединились в одно. Милосердный человек .Как понимаете это выражение ?(добросердечный, жалостливый). -Сострадание. Закроем приставку. Что останется?(Страдание)Какой синоним? (Боль).А как же понимать сострадание?(Разделить боль). -Я хочу вас познакомить с притчей из Евангелия. Мы знаем что такое Евангелие. А что такое притча найдем в словарях. Работать будем в парах (по колонкам) Называется она «Притча о милосердном самарянине.» Ваша задача услышать и понять, что хотел сказать Христос своей притчей людям. -В притче встретятся слова «Законник, священник, левит, самарянин» Законник-человек ,хорошо знавший законы того времени и следящий за их исполнением. Священник-служитель храма, левит-его помощник. Самарянин-житель Самарии, евреи и самаряне между собой не общались.Итак: Один законник, искушая Иисуса, спросил его: "Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" Иисус сказал ему: "В законе что написано? Как читаешь?" Законник ответил: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя". Иисус сказал ему: "Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить". Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: "А кто мой ближний?" В ответ Иисус рассказал ему притчу: "Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою -Как поступил священник .как вы думаете?(ответы детей) ……и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, и….(ответы детей)… посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и… -Преположите как мог поступить человек иной веры.? (ответы детей)….увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария*, дал содержателю гостиницы и сказал ему: Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе". Рассказав притчу, Иисус спросил законника: "Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?" Законник ответил: "Оказавший ему милость". Тогда Христос сказал ему: "Иди, и ты поступай так же". Как вы ответите на вопрос Христа: "Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?" -Может быть нам ближним незнакомый человек? -Что хотел сказать Христос своей притчей людям? Милосердным и сострадательным надо быть к любому, кому требуется помощь К любому,кто попал в беду. А в нашей жизни ,где мы можем проявить милосердие и сострадание? -Да, человек может научиться милосердию, если будет ухаживать за больными, бескорыстно предлагать свою помощь.(если позволит время можно рассказать о сестрах милосердия, о Марфо-Мариинской обители, Великой княгине Елизавете Федоровне) -Одно из дел милосердия-милостыня. Прочитаем об этом в учебнике на С.44-45 -Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного Что запомнилось? Что удивило ? -Что такое милостыня? Приведите примеры из нашей современной жизни. Можно подавать не только деньги, но и вещи, и игрушки многодетным семьям, памперсы брошенным детям в роддоме. У нас в городе волонтерское движение организует сбор игрушек к Новому году, канцтоваров к учебному году нуждающимся семьям. А можно перечислить деньги через сотовый телефон больным детям из сострадания проявить милосердие и оказать милостыню. - Работая в группах, составьте синквейн Со словами : Милосердие. Сострадание. Милостыня -Можем мы сказать что по смыслу эти слова являются родственниками? -Конечно.Какое чувство их объединяет?(Любовь к ближнему). Мы с вами сегодня много говорили о таких понятиях, как милосердие, сострадание, милостыня. Что означает сострадать? Милостыня… Кто нам ближний? - Если после нашего урока вы попытаетесь быть милосердными и сострадательными,то поднимите зеленую карточку. Если вы ещё задумываетесь о вашей готовности обладать этими добродетелями, то поднимите жёлтую карточку. - Если вы считаете, что вы ещё не готовы к этому, то поднимите красную карточку. Вопросы и задания с.45 | Ученики (Два корня). Два слова «милость»(«милое») и «сердце» соединились в одно. добросердечный, жалостливый). Страдание. Боль. Разделить боль. Работа в паре Толковый словарь Ожегова Толковый словарь Даля Владимир Даль толковал слово «притча» как «поучение в примере». Поиск в Интернете (работа нетбуком При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). Поможет. Священник служит Богу. Не поможет, пройдет мимо. Не поможет, пройдет мимо. Ближний-тот кто оказал помощь, не прошел мимо Да.именно об этом и говорит нам притча.. Ближний-это любой человек, даже иной веры. Принести попить больной бабушке, донести тяжелые сумки маме .любому пожилому человеку, накормить голодного котенка. Ответы детей. Помощь другому человеку из жалости к нему. Просят подаяния у городского рынка ,у церквей, у торгового центра. МИЛОСЕРДИЕ доброе, глубокое. СОСТРАДАНИЕ Печальное, важное Осознать, понять, помочь. Особое качество души человека. Жалость. МИЛОСТЫНЯ Сердечная,искренняя Подать,оказать,пожалеть Любовь к ближнему. Жалость. Милосердный человек имеет сердце которое милует, любит, жалеет. Разделять с человеком его боль, утрату, беду ,не оставлять одного. Помощь из жалости Любой человек нуждающийся во внимании и заботе. | ЛУУД: проявлять самостоятельность в поисках решения учебной задачи. РУУД: формировать умения планировать и контролировать учебные действия; осознавать важность полученных знаний. КУУД: изложение своего мнения, способность, умения слушать и вести диалог, строить понятные для партнера высказывания. ПУУД: знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: милосердие и сострадание,милостыня. ЛУУД: воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. РУУД: способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова, умения структурировать знания. КУУД: развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. ПУУД: умение строить речевое высказывание. КУУД: грамотно выражать свои мысли, взаимно контролировать друг друга. РУУД: осознавать важность полученных знаний. ПУУД: самостоятельно выделять главное, строить речевое высказывание. ЛУУД: воспитывать желание быть духовно красивым человеком. РУУД: формировать умения оценивать учебные действия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"
Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по . . . теме: "Милосердие и сострадание"....
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...
Урок по основам православной культуры в 4 классе по теме "Милосердие и сострадание"
Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе «Милосердие и сострадание» Задачи:- воспитывать у детей такие черты, как доброта, отзывчивость, сострадание и милосердие;- расширять кру...
Методическая разработка урока на тему: "Милосердие и сострадание" ОРКСЭ 4 класс
Урок знакомит детей с понятиями милосердия и сострадания, жестокосердия, милостыни, ближний, сестра милосердия, способствует развитию у детей нравственных качеств и умению жить по заповедям в современ...
Урок по теме "Милосердие и сострадание"
Урок ОРКСЭ по модулю "Православная культура"...