Рабочая программа модуля Основы православной культуры
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа курса ОРКСЭ по учебному модулю «Основы православной культуры» для IV класса разработана на основе:
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
концепции духовно – нравственного воспитания российских школьников, авт.: А.Я Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009;
примерной программы учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», авт. А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение, 2010;
учебник «Основы православной культуры», авт. А.В. Кураев. М.: Просвещение, 2012.
Учебный модуль «Основы православной культуры» является частью курса ОРКСЭ, однако включает в себя такой объём материала по предмету, что позволяет его использовать как самостоятельный учебный компонент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_modulya_osnovy_pravoslavnoy_kultury.docx | 46.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2
Утверждаю
директор МБОУ СОШ №2
Е.В. Александрова
(приказ от 01.09.2014 № 284)
Рабочая программа
учебного модуля «Основы православной культуры» (учебного курса ОРКСЭ) в 4 классе
учителя Побрус И.П.
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса ОРКСЭ по учебному модулю «Основы православной культуры» для IV класса разработана на основе:
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
концепции духовно – нравственного воспитания российских школьников, авт.: А.Я Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009;
примерной программы учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», авт. А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение, 2010;
учебник «Основы православной культуры», авт. А.В. Кураев. М.: Просвещение, 2012.
Учебный модуль «Основы православной культуры» является частью курса ОРКСЭ, однако включает в себя такой объём материала по предмету, что позволяет его использовать как самостоятельный учебный компонент.
Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ, рассчитанная на 34 учебных часа (1 час в неделю), реализуется в 4-ых классах в соответствии с учебным базисным планом на 2014 – 2015 учебный год. Программа базируется на основе концепции духовно – нравственного воспитания российских школьников, разработанной в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»). Содержание ориентировано не столько на расширение образовательного кругозора обучающихся, сколько на совершенствование самого процесса воспитания детей, укрепление их духовного здоровья через принятие и усвоение ими соответствующих моральных норм и нравственных установок. Системно–деятельностный подход, лежащий в основе реализации программы, предполагает воспитание и развитие качеств личности, формирующих основу гражданского самосознания подрастающего поколения, соблюдающих Конституцию Российской Федерации, уважающих её духовные и культурные традиции, стремящихся к выстраиванию мирных добрососедских взаимоотношений с представителями разных культур и мировоззрений на основе диалога, уважения, взаимопонимания и взаимопомощи.
Учебный модуль «Основы православной культуры» учебного курса ОРКСЭ, являясь по своей сути культурологическим, но базирующимся на национальных духовных и патриотических приоритетах, направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и духовных ценностях, а также сопричастности к ним. Изучение данного модуля предполагает формирование у обучающихся целостного мировоззрения, что невозможно без опоры на духовные первоисточники, которые создавались предшествующими поколениями на протяжении многих столетий.
Усвоение духовных ценностных ориентиров и формирование внутренней установки, поступать согласно своей совести, поможет детям не только в теории, но и на практике постичь и закрепить образцы нравственных идеалов, что непременно станет прочной основой гражданского воспитания личности, способной к духовному саморазвитию и нравственному самосовершенствованию.
Учащиеся будут обучаться по учебнику Кураева Андрея Вячеславовича, который рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Автор уроков А. Я. Данилюк.
Формы обучения
Классно-урочные занятия.
Групповая форма обучения.
В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме, экскурсии.
Содержание учебника построено с учетом:
- возрастных особенностей обучающихся;
- новизны и особенностей содержания курса;
- культурологической направленности курса;
- направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников;
- имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников;
- возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебных действий, критического мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала учащихся и т. д.
Цель и задачи обучения
Цель:
содействие гармоничному духовному и физическому развитию личности ребёнка.
Задачи:
знакомство младших школьников с основами православной культуры через развитие мотивации к изучению русского исторического и культурного наследия;
воспитание школьников достойными гражданами России через формирование у них потребности усвоения общечеловеческих ценностей;
формирование у детей мотиваций к осознанному нравственному поведениюпутём усвоения основополагающих принципов нравственности и духовного развития;
формирование у детей ценностно-смысловой мировоззренческой основы;
развитие познавательной деятельности обучающихся и их творческих способностей;
создание системы взаимодействия семьи и школы в области духовно-нравственного воспитания детей.
Место модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения
Учебный модуль «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. По содержанию и месту в учебном плане он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников, так как дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся обучающиеся начальной основной школы, и предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с православными ценностями и нравственными идеалами духовных традиций России происходит в контексте, отражающем связь прошлого и настоящего.
Особенности учебного модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ
Учебный модуль «Основы православной культуры»открывает новые возможности для диалога учителя с обучающимися, предоставляя возможность разнообразить формы и методы учебно–воспитательной работы, выстраиваемой на изучении культурологических основ православия и понимания роли православной веры в становлении и развитии российской государственности. Предлагаемый к изучению материал содержит новую информацию, направлен на развитие логического и образного мышления детей, активизацию их творческих способностей, поиск самостоятельных решений.
Концепция учебника «Основы православной культуры» базируется на следующих принципах:
- учебный материал расположен в порядке, соответствующем значимости и месту события;
- исторические, культурологические, нравственные аспекты православного учения освещаются комплексно;
- общеобразовательный характер преподавания является светским.
В методическом плане основополагающими стали следующие положения:
раскрытие исторических, культурологических и нравственных аспектов курса через конкретные примеры (идеалы христианской нравственности могут быть представлены на примере жития конкретных святых);
отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;
объяснение новых понятий и терминов в контексте описательно-повествовательного изложения их сути в самом тексте учебника, а не путем введения сложных определений.
Данный модуль дети могут изучать целым классом, без деления на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации. Для изучения необходимо разрешение родителей и желание самого ребёнка.
Структура учебного модуля «Основы православной культуры» комплексного курса ОРКСЭ
Структура модуля «Основы православной культуры» представлена четырьмя тематическими блоками (разделами).
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Тема: Россия – наша Родина. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни каждого человека и общества в целом.
Блок 2. Основы православной культуры, часть 1 (16 часов). Содержание: Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.
Блок 3. Основы православной культуры, часть 2 (12 часов).Содержание: Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Второй и третий тематические блоки дополняют друг друга, представляя собой полное содержание учебного модуля «Основы православной культуры».
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов). Содержание: Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Четвертый блок является практическим, обобщающим и оценочным, так как предусматривает подготовку и презентацию проектов на основе изученного материала, что позволит оценить качество знаний обучающихся по предмету. В ходе подготовки своих проектов, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными, дети получают возможность повторить и обобщить ранее изученный материал, но уже в творческо–деятельностной форме.
Вся учебная программа по модулю «Основы православной культуры» построена на соразмерном сочетании теоретических и практических занятий.
Формы контроля и варианты его проведения
Формы контроля, предполагающие отслеживание результата обученности по данному предмету, могут быть следующие:
контроль учителя: устный опрос, проверка выполнения домашней работы, самостоятельной работы;
взаимоконтроль: проверка работы по образцу/алгоритму, устный опрос (в парах, в группах);
самоконтроль;
фронтальная проверка знаний;
тестирование.
Итоговой формой оценки деятельности обучающихся является выполнение творческой работы по индивидуальной теме или создание и презентация проекта в рамках учебного модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ.
Учебно-методическое обеспечение
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012
Основы религиозных культур и светской этики. 4 – 5 классы. Книга для учителя/А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение 2012;
Основы религиозных культур и светской этики. 4 – 5 классы. Книга для родителей/А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012;
Электронное приложение к курсу Основы религиозных культур и светской этики. 4 – 5 классы. – М.: Просвещение, 2012;
Интернет – ресурсы – http://www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru/doc-archiv/func-startdown/54/
Материально – техническое обеспечение
Реализация главной цели курса ОРКСЭ в целом, и модуля «Основы православной культуры» в частности, ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении. Для полноценного изучения и усвоения учебного материала необходимы в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учеников в классе, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, настенные доски для вывешивания иллюстративного материала; технические средства обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, схем, картинок; демонстрационное оборудование: компьютер, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран; вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности; экранно-звуковые пособия: электронное пособие к модулю «Основы православной культуры»; дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы: аудиозаписи, видеофильмы, слайды, компьютерные презентации, тематически связанные с содержанием учебного модуля «Основы православной культуры»;
библиотечный фонд: учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основ православной культуры» (комплексная программа, учебные пособия для школьников, методическая литература для учителя и родителей); нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и РПЦ, отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ православной культуры; дополнительные пособия для учителя, предназначенные для оказания информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, мировой художественной культуре); научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по темам изучаемого модуля; хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием изучаемого модуля; документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и православных, дающих целостное представление об историческом развитии православия); энциклопедическая и справочная литература по православию; художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам модуля; печатные пособия: картографические издания, иллюстративные материалы, полиграфия.
Результаты изучения модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за своё Отечество, народ, культуру и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; усвоение ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование отношения к иному мнению, вере, религии и культуре других народов;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания всем людям.
Предметные результаты:
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основами православной культуры, понимание их значения для выстраивания конструктивных отношений в семье и обществе, осознания ценности человеческой жизни;
понимание значения духовности, веры для правильной жизненной ориентации, как человека, так и общества;
формирование первоначальных представлений о православии, их роли в становлении российской государственности, развитии культуры;
воспитание нравственного совершенства, основанного на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России.
Для успешности познавательной деятельности и творческой активности обучающихся в учебном процессе немалую роль играет внеурочная и внеклассная работа, которую необходимо проводить как для расширения общего кругозора детей, так и для развития их интереса к конкретной области знаний (в данном случае – к православию).
Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе преподавания и изучения модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ.
Метапредметные результаты:
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием модуля «Основы православной культуры».
Межпредметные связи: история, литература, музыка, изобразительное искусство.
Формы и виды учебной деятельности
В рамках учебного модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ формы и виды учебной деятельности основываются на следующих методах обучения: вербальных, невербальных, практических, проблемно-поисковых, включая в себя: учебные занятия, экскурсии, беседы, написание творческих работ, подготовку творческих проектов, сюжетно-ролевые игры, чтение православной литературы, фотовыставки, просмотр видеофильмов на православные темы
Календарно-тематическое планирование модуля «Основы православной культуры»
курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе.
№ | Тема урока /тип урока/ | Количество часов | Тип урока | Универсальные учебные действия и личностные результаты | ИКТ и доп. материал | Дата | |
I триместр – 12 часов Введение (1 час) | |||||||
1 | Россия – наша Родина | 1 | Вводное занятие | - осознавать чувство гордости за свою Родину, свой народ; - стремиться к осознанию своей принадлежности к многонациональному российскому обществу; - иметь представление о терминах и понятиях: Россия = Родина = Отечество, патриотизм, государственная символика; - знать государственную символику; - иметь представление о содержании учебника «Основы православной культуры»; - стремиться к усвоению принципов работы с учебником «Основы православной культуры»; - проявлять достойное и уважительное отношение к иному мировоззрению, вере, историческому и культурному наследию. Личностные результаты:- осознание себя гражданином России; - испытание чувства гордости за свою Родину, народ; - знание государственной символики; - уважительное отношение к мировоззрению, вере, мнению, культурному и историческому наследию других народов; - усвоение принципов работы с учебником «Основы православной культуры». | ЦОР | 02.09 | 02.09 |
Основы православной культуры (11 часов) | |||||||
2 | Культура и религия | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - стремиться к осмыслению приоритета духовных ценностей над материальными; - уметь сформулировать вопросы по прочитанному тексту модуля «Основы православной культуры» и ответить на них; - иметь представления о терминах и понятиях: религия, духовность, культурные традиции, памятники культуры. Личностные результаты: - стремление к осмыслению приоритета духовных ценностей над материальными; - умение сформулировать вопросы по прочитанному тексту модуля «Основы православной культуры» и ответить на них. | ЦОР | 09.09 | 09.09 |
3 | Человек и Бог в Православии | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - проявлять интерес к познанию Православия; - иметь представления о терминах и понятиях: Бог, Творец, Иисус Христос, Богочеловек, Богородица, духовный мир человека; - составлять план по изучаемой теме по имеющемуся алгоритму; - уметь работать в парах и группах, применяя правила сотрудничества. Личностные результаты: - стремление к изучению основных этапов становления православной культуры на Руси; - стремление к усвоению и осмыслению православных терминов и православных понятий; - умение составить план по изучаемой теме модуля «Основы православной культуры». | ЦОР | 16.09 | 16.09 |
4 | Православная молитва | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - проявлять познавательный интерес к новому учебному предмету; - иметь представления о терминах и понятиях: молитва, благодать, апостолы, святые; - соотносить правильно дидактический материал, иллюстрации в учебнике с текстом (контекстом); - уметь раскрыть авторский замысел картины (художественного произведения), с выделением основной мысли. Личностные результаты: - стремление к пониманию красоты звучания текста молитвы; - стремление к развитию эмоциональной отзывчивости; - стремление к усвоению и осмыслению православных терминов и православных понятий; - умение раскрывать авторский замысел картины (художественного произведения), выделяя основную мысль. | ЦОР | 23.09 | 23.09 |
5 | Библия и Евангелие | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - иметь представления о терминах и понятиях: Библия, Священное Предание, Священное Писание, Евангелие, евангелисты, христиане; - овладевать умением работы с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий; - уметь находить в текстах произведений библейские сюжеты. Личностные результаты: - стремление к пониманию и осознанию важности православной веры в повседневной жизни наших предков; - умение работать с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий; - умение слушать литературные произведения с библейскими сюжетами. | ЦОР | 30.09 | 30.09 |
6 | Проповедь Христа | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - овладевать умением сопоставлять информацию, полученную из различных источников; - овладевать умением выделять значимую и существенную информацию в текстах учебника «Основы православной культуры»; - иметь представления о терминах и понятиях: учение Иисуса Христа, проповедь, новизна; - осознавать ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственности, изложенных в Нагорной проповеди; - уметь работать со сравнительными таблицами по изучаемому материалу. Личностные результаты: - умение выбрать нужную информацию по изучаемой теме; - стремление к пониманию и осмыслению новизны отношений Бога и человека в проповеди Иисуса Христа. - умение выделения значимой и существенной информации в тексте; - умение работать со сравнительными таблицами по изучаемому материалу. | ЦОР | 07.10 | 07.10 |
7 | Христос и Его крест | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - знать основные события земной жизни Иисуса Христа; - иметь представления о терминах и понятиях: крест, Голгофа, жертва Христа, распятие, символика; - уметь выявлять элементы общечеловеческих ценностей; - уметь при помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития. Личностные результаты: - умение выявлять элементы общечеловеческих ценностей; - стремление к пониманию нравственных принципов собственного развития; - закрепление правил работы в парах, группах. | ЦОР | 14.10 | 14.10 |
8 | Христианс-кая семья | 1 | Комбинированный | - иметь правильное представление о значимости семьи и семейных взаимоотношениях; - стремиться к поддержанию добрых взаимоотношений в семье со всеми её членами; - уметь отказываться ради них от своих личных желаний; - знать семейные традиции и стремиться к сохранению лучших из них; - уметь самостоятельно подобрать пословицы и поговорки о семье; - иметь представления о терминах и понятиях: обычай, традиция, помолвка, заключение брака, таинство венчания, венец, родословная, тактичность, семейная этика. Личностные результаты: - понимание значимости семьи для любого человека, взаимопомощи; - осознание уважительного отношения к родителям, родственникам и старшим по возрасту людям; - умение доброжелательно общаться как с членами своей семьи, так и со всеми людьми; - стремление к сохранению и продолжению лучших семейных традиций. | ЦОР | 21.10 | |
9 | Православ-ное учение о человеке | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - стремиться к пониманию смысла православного учения о человеке; - иметь представления о терминах и понятиях: душа, образ Божий, предназначение человека, уникальность, неприкосновенность, ценность человеческой жизни; - уметь отвечать на вопросы, заданные учителем и одноклассниками по изучаемой теме. Личностные результаты:- стремление к пониманию смысла православного учения о человеке; - умение отвечать на вопросы, заданные учителем и одноклассниками по изучаемой теме. | ЦОР | 28.10 | |
10 | Совесть и раскаяние Форма урока: круглый стол | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - иметь представления о терминах и понятиях: совесть, отречение, раскаяние, покаяние; - стремиться классифицировать и оценивать свои поступки; - уметь приводить примеры ситуаций, когда человеку бывает стыдно; - развивать готовность слушать и слышать собеседника. Личностные результаты: - осознание собственных неблаговидных поступков; - стремление к принятию решения не совершать плохих поступков; - развитие готовности слушать и слышать собеседника; - умение объяснить выражение «совесть грызёт». | ЦОР | 11.11 | |
11 | Заповеди | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - уметь правильно выбрать информативные источники для получения дополнительных знаний; - иметь представления о терминах и понятиях: заповедь, скрижали, гора Синай, пророк Моисей, нравственные требования; - уметь подобрать к изучаемому термину его синоним или новое значение. Личностные результаты:- стремление сделать правильный предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; - стремление к усвоению и осмыслению новых терминов и понятий урока; - умение добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами. | ЦОР | 18.11 | |
12 | Милосердие и сострадание | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - понимать значимость милосердия, сострадания, сопереживания в жизни каждого человека; - иметь представления о терминах и понятиях: сострадание, сопереживание, милосердие, милостыня, бескорыстие, благодушие, благожелательность; - стремиться к совершению добрых и милосердных дел, оказанию взаимопомощи; - проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся людях. Личностные результаты: - стремление к развитию в себе таких личностных качеств, как сопереживание, сострадание и милосердие; - стремление к эмоциональной отзывчивости, пониманию и сопереживанию чувствам других людей; - проявление гуманизма ко всему живому; - стремление к доброжелательному отношению к недостаткам и слабостям людей. | ЦОР | 25.11 | |
13 | Золотое правило этики Форма урока: круглый стол | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - уметь находить примеры применения золотого правила этики в обыденной жизни; - уметь выделять основные категории золотого правила нравственности; - иметь представления о терминах и понятиях: золотое правило этики, не осуждение, доброжелательность, честность, искренность, тактичность; - стремиться к выстраиванию правильных взаимоотношений с родственниками, педагогами, одноклассниками, друзьями; - стремиться к усвоению общепринятых человеческих норм морали и нравственности. Личностные результаты: - стремление к усвоению основных общепринятых норм морали и нравственности; - стремление к усвоению основных категорий золотого правила нравственности и их применение; - стремление к правильному выстраиванию взаимоотношений со всеми людьми; - уважительное отношение к людям иной национальности, веры, цвета кожи, взглядов, к не оуждению их. | ЦОР | 02.12 | |
I I триместр – 11 часов Основы православной культуры (11 часов) | |||||||
14 | Храм Форма урока: экскурсия | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - уметь сделать правильный личностный выбор в различных жизненных ситуациях; - иметь представления о терминах и понятиях: православный храм, приход, устройство храма, алтарь, клирос, священнослужители, благословение священника, церковное пение; - уметь найти правильный ответ в тестовых заданиях по изучаемой теме; Личностные результаты: - стремление уважительно и корректно вести себя в храме; - умение найти правильный ответ в тестовых заданиях по изучаемой теме. | ЦОР | 09.12 | |
15 | Икона | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - усваивать основы работы с текстами по теме «Иконопись»; - стремиться к осмыслению нового материала; - иметь представления о терминах и понятиях: икона, иконописцы, нимб, свеча, фрески, лик, православные праздники, церковнославянский язык. Личностные результаты: - умение отличать иконы от картин; - стремление к осознанию уважительного отношения к иконам; - стремление к приобретению умения классификации Господних и Богородичных икон. | ЦОР | 16.12 | |
16- 17 | Творческая работа (конкурс сочинений по изученным темам «Православная семья», «Совесть и раскаяние», «Милосердие и сострадание», «Как я понимаю золотое правило этики». | 2 | Закрепление знаний и способов деятельности | - определять цель учебной деятельности с помощью учителя; - определять и формулировать самостоятельно цель деятельности; - искать пути и средства её осуществления; - составлять план действий по написанию творческой работы; - сверять свои действия с поставленной целью, работая по плану, и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Личностные результаты: - определение темы для индивидуальной творческой работы; - самостоятельный отбор необходимых словарей, энциклопедий и справочников для написания творческой работы. | Презентации | 23.12 13.01 | |
18 | Подготовка проектов по темам «Я понимаю православную культуру как…», «Соотношение понятий: душа – совесть – покаяние», «Суть право-славного поведения для меня со-стоит в следующем…». | 1 | Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности | - учиться выбору темы проекта с помощью учителя; - находить решения проблем творческого и поискового характера выполнения проекта совместно с учителем; - уметь составлять план выполнения этапов проекта; - уметь выполнить презентацию своего проекта; - понимать причины неуспеха и находить способы выхода из подобной ситуации. Личностные результаты: - умение ответить на вопросы, касающиеся плана выполнения проекта; - умение давать оценку результатов презентации проекта по имеющемуся алгоритму. - умение работать в парах и группах для выполнения группового проекта. | Презентация | 20.01 | |
19 | Как христианство пришло на Русь | 1 | - иметь представления о терминах, понятиях, именах собственных: княгиня Ольга, князь Владимир Красное Солнышко, государство, образующая религия, крещение, святая Русь, Киев, Новгород; - принимать участие в ведении группового диалога; - уметь правильно соотнести разрозненные части пословиц и поговорок по изучаемой теме; Личностные результаты: - умение верно соотнести разрозненные части пословиц и поговорок по темам «Русь» и «Христианство»; - умение вести диалог с одноклассниками; - запоминание и осмысление новых имён собственных, терминов и понятий, введённых на уроке. | ЦОР | 27.01 | ||
20 | Подвиг Форма урока: круглый стол | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - творить добрые дела, полезные Отечеству, людям; - понимать осмысленно значимость и ценность человеческой жизни; - понимать разницу и сходство понятий «подвиг», «подвижничество»; - иметь представления о терминах и понятиях: подвиг во имя других, жертвенность, подвижничество, подвижник; - стремиться к правильному личностному выбору и принятию личной ответственности за совершаемые поступки. Личностные результаты: - понимание ценности каждой человеческой жизни; - желание совершения добрых дел; - стремление к правильному личностному выбору; - стремление к личной ответственности за свои поступки. | ЦОР | 03.02 | |
21 | Заповеди блаженств | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - иметь представление о заповедях блаженств; - иметь представления о терминах и понятиях: нищие духом = смиренные, плачущие = скорбящие о грехах, кроткие, алчущие = желающие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, неправедно злословить; -уметь формулировать разницу между понятиями «заповеди» и «заповеди блаженств»; - учиться избегать конфликтов, находить компромиссный выход из любых спорных ситуаций; - стремиться к осознанному построению речевых высказываний по теме урока; - приобретать навыки смыслового чтения изучаемого материала; Личностные результаты: - стремление к осмыслению и осознанному пониманию заповедей блаженств; - умение сформулировать разницу между понятиями «заповеди» и «заповеди блаженств»; - стремление к умению избегать конфликтов, находить компромиссный выход из любых спорных ситуаций; - стремление к осознанному построению речевых высказываний по теме урока - первоначальное приобретение навыки смыслового чтения изучаемого материала. | ЦОР | 10.02 | |
22 | Зачем творить добро? | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - иметь представления о терминах и понятиях: даром приняли – даром отдавайте, искренность, честь, достоинство, сопричастность, самоотверженность, сопереживание; - иметь представление о христианских воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире; - проявлять стремление к совершению добрых дел и поступков; - оценивать свои поступки, классифицируя их как хорошие и плохие; - иметь представление об опорном конспекте; - приобретать навыки работы с опорным конспектом. Личностные результаты: - формирование православного представления о добре и зле; - умение отличать хорошие поступки от плохих; - формирование умения работы с опорным конспектом; - приобретение основных навыков работы с опорным конспектом. | ЦОР | 17.02 | |
23 | Чудо в жизни христианина Форма урока: круглый стол | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - иметь представления о терминах и понятиях: гимн любви, добродетель, порядочность, бескорыстие, взаимопонимание, долготерпение, не искать своего, не радоваться неправде; - понимать разницу и сходство понятий «вера», «верность»; - стремиться к выстраиванию добрых и хороших отношений с людьми (в семье, классе); - стремиться к бережному отношению ко всему, что создано природой и человеком; - осознавать значимость и жизненную ценность таких категорий как любовь, верность, дружба, доверие. Личностные результаты: - стремление к бережному отношению ко всему живому; - умение выстраивать дружеские отношения; - стремление к проявлению дружеских отношений, доверию. | ЦОР | 24.02 | |
24 | Православие о Божием суде | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - уметь объяснить происхождение понятия «Божий суд»; - иметь представления о терминах и понятиях: Божий суд, бессмертие души, легенда; - понимать значимость личной ответственности за совершаемые поступки; - уметь самостоятельно выявлять в текстах библейские сюжеты; - уметь составить план урока с опорой на учебный материал. Личностные результаты: - понимание личной ответственности за совершаемые поступки; - умение составить план урока с опорой на учебный материал; - стремление к умению самостоятельно выявлять в текстах библейские сюжеты. - помогать детям в правильной классификации понятий Ветхого и Нового Заветов; | ЦОР | 03.03 | |
III триместр – 13 часов Основы православной культуры (6 часов) | |||||||
25 | Таинство Причастия (Евхаристия) | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - понимать суть православных таинств; - иметь представления о православных терминах и понятиях: Тайная Вечеря, таинство, Евхаристия, литургия; - стремиться к умению преобразовывать информацию из одной формы в другую, с выбором наиболее удобную для усвоения и запоминания; - овладевать умением самостоятельно анализировать сюжеты текстов из учебника «Основы православной культуры»; - составлять сложный план по учебному тексту. Личностные результаты: - понимание сути православных таинств; - стремление к умению преобразовывать информацию из одной формы в другую, с выбором наиболее удобную для усвоения и запоминания; - стремление к умению самостоятельно анализировать сюжеты текстов из учебника «Основы православной культуры»; - умение составления сложного плана по учебному тексту. | ЦОР | 10.03 | |
26 | Монастырь | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - иметь представление о терминах и понятиях: монастырь, монашество, монах, насельник, послушание, мирская жизнь, монашеское облачение; - составлять устный рассказа по изучаемой теме с опорой на вопросы и задания учебника; - приобретать навыки работы с дополнительным текстом учебника через анализ по алгоритму; - стремиться к умению оформлять мысли в письменной речи; - развивать эмоциональную отзывчивость. Личностные результаты: - умение составить устный рассказа по изучаемой теме с опорой на вопросы и задания из учебного пособия; - формирование навыков работы с дополнительным текстом учебника через анализ по алгоритму; - стремление к умению оформления мыслей в письменной речи; - правильное осознание понятия «свобода выбора»; - стремление к развитию эмоциональной отзывчивости. | ЦОР | 17.03 | |
27 | Отношение христиа-нина к природе | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - иметь представления о терминах и понятиях: личная ответственность, экологический кризис, природоохранные зоны, праведник Ной, всемирный потоп; - осознавать значимость и ценность всех форм жизни в природе; - стремиться к умению уважительно и внимательно слушать собеседника при ведении диалога; - уметь самостоятельно отбирать нужную и полезную информацию для выполнения заданий творческого характера. Личностные результаты: - ценностное отношение к природе и всем формам жизни; - бережное отношение к животным и растениям; - стремление к уважительному отношению к собеседнику при ведении диалога; - уметь самостоятельно отбирать нужную и полезную информацию для выполнения заданий творческого характера. | ЦОР | 07.04 | |
28 | Пасха | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - иметь представления о терминах и понятиях: Спаситель, Воскресение Христа, Пасха, пасхальный гимн, жертвенная любовь, любовь, победившая смерть; - стремиться к осознанному осмыслению материала, изученного на уроке; - уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; - овладевать приёмами монологической и диалогической речи; - устанавливать причинно-следственные связи, выстраивая логическую цепочку рассуждений. Личностные результаты: - стремление к осознанию сути православных праздников; - умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; - овладение приёмами монологической и диалогической речи; - умение установить причинно-следственные связи, выстраивая логическую цепочку рассуждений. | ЦОР | 14.04 | |
29 | Защита Отечества Форма урока: круглый стол | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - иметь представления о терминах, понятиях, именах собственных: защита Отечества, вера, святые защитники, воин – христианин, миротворец, справедливая война, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков; - проявлять уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны; - уметь самостоятельно подготовить выступление по теме «Защитники Отечества»; - брать на себя личную ответственность за содеянные поступки. Личностные результаты: - уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны; - умение самостоятельно подготовить выступление по изучаемой теме; - усвоение представлений о морали и нравственных нормах и ответственность за поступки, не соответствующие таковым категориям. | ЦОР | 21.04 | |
30 | Христианин в труде | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - осознавать значимость труда в жизни человека и общества. - уметь уважительно относиться к любому общественно-полезному труду; - проявлять уважительное отношение к чужому труду; - стремиться к добросовестному исполнению поручений классного коллектива; - овладевать навыками самообслуживающего труда. Личностные результаты: - стремление к осознанию значимости труда в жизни человека и общества; - формирование умения уважительно относиться к любому общественно-полезному труду; - уважительное отношение к чужому труду; - стремление к овладению основами самообслуживающего труда. | ЦОР | 28.04 | |
Духовные традиции многонационального народа России (4 часа) | |||||||
31-32 | Любовь и уважение к Отечеству | 2 | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) | - испытывать чувство гордости за свою Родину; - развивать патриотическое самосознание; - стремиться к выбору активной жизненной позиции; - понимать мотивацию собственных поступков; Личностные результаты: - осознание чувства гордости за Родину; - стремление к развитию патриотического самосознания; - стремление к выбору активной жизненной позиции; - умение объяснить мотивацию собственных поступков. | Электронное приложение. | 05.05 12.05 | |
33-34 | Подготовка творческих работ (темы: «Моя семья», «Мой друг», «Моё Отечество», «Моё отношение к людям». | 1 | Комплексное применение знаний и способов деятельности. | - повторить новые понятия, термины, изученные на уроках «Основы православной культуры»; - составить план выполнения творческой работы; - соотносить результаты деятельности с поставленной целью, задачами; - уметь оценить результаты деятельности; - уметь договариваться и распределять роли в совместной деятельности. Личностные результаты: - соотнесение полученных результатов своей деятельности с поставленной целью, задачами; - оценка результатов деятельности; - умение договариваться и распределять роли в совместной деятельности. | Презентация | 19.05 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива "Основы православной культуры"
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование. Третий год обучения...
Рабочая программа по основам православной культуры 1-2 класс
рабочая программа...
рабочая программа по основам православной культуры в 4 классе.
Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО и предназначена для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы....
рабочая программа по основам православной культуры в 4 классе.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и предназначена для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы...
Рабочая программа по основам православной культуры
Региональный учебник...
Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс
Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...