Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Человек рожден для добра.Повторение золотого правила морали. Зачем творить добро. Что такое "зло"?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Человек рожден для добра.
Ход урока.
1. Оргмомент. .
В жизни по-разному можно жить – Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так: На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.
2. Проверка Д\з:
-Почему жизнь священна?
-Что мы называем общечеловеческими ценностями?
3. Введение в тему.
Прослушайте, ребята, одну притчу:
Давным давно по жаркой пустыни шли два человека. Один был старик, а другой молодой человек. У них оставалось совсем мало воды и с большим сожалением последнюю каплю молодой человек отдал старцу. Старец поблагодарил молодого человека и решил рассказать ему одну притчу про доброго и злого волка : « в каждом человеке борется два волка, один представляет - зло, а другой- добро. Один олицетворяет зависть, ревность , эгоизм, а другой мир, любовь , надежду, истину , доброту.», молодой человек спросил: « И какой волк в конце концов побеждает?» Старец ответил «Тот, которого ты кормишь».
-Так о какой же теме пойдёт речь? (ответы учащихся: О добре, о добре и зле)
- Да, сегодня мы будем говорить о доброте, о человеке рожденного для добра. Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?
Доброта… Добро… Что же это такое?
-Сегодня нам предстоит с вами ответить на вопрос: Зачем творить добро?
4. Работа по теме урока. Определение проблемы.
Просмотр ролика
-Подумайте о чём этот ролик ? Чему он нас учит?
Определите проблему сегодняшнего урока. Чему вы будете учиться?
Мы будем учиться отличать добро от зла, анализировать поступки людей и задумаемся над тем, какой дорогой в жизни мы хотим идти.
У.- Как вы думаете, что значит для людей человеческая жизнь?
(Это благо, священность)
У.- Что она даёт человеку?
(Радоваться природе, миру, дружить, заниматься любимым делом..)
У. – А человек что может дать жизни?
(Труд, талант, способности, мысли, изобретения, семью, разнообразия чувств, своих потомков…)
У.- Эти дары направлены на благо жизни или во вред?
(Во благо. Человек стремится к развитию)
5. Определение смысла терминов. Работа с учебником.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное, бескорыстное.
«Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость.
Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать
плохие поступки, разжигает вражду»
-А что такое добро для вас? (Ответы детей.)
- Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми?
( Нет, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.
Неприятно смотреть, когда человек хвалит себя, выставляет перед всеми. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям.)
- Подумайте, и скажите, пожалуйста, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?
- Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, сделав доброе дело по велению сердца. Добрый человек - значит хорошо относящийся к людям, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.
- Зло – это войны и предательство, жадность и зависть, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения. Зло – это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло – когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
Немало встречается злого
В любой человечной судьбе,
А скажут лишь доброе слово-
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
- Добрый человек несравненно легче переносит удары судьбы, чем эгоистичный. Чёрствое сердце не спрячешь, оно отталкивает людей. Доброе же сердце словно магнит притягивает добрых и хороших людей.
6. Работа по теме урока. - Где очень часто мы встречаемся с противоборством добра и зла? (в сказках)
- У:- Какими качествами обладали положительные герои сказок? (нежность, отзывчивостью , верностью, любовью, состраданием, взаимовыручкой, добротой, сопереживанием, заботой,)
- У:- А какими отрицательные? (завистью, предательством, местью, трусостью, ленью, эгоизмом, неуважением, грубостью, неумением выполнять обещания, держать слово).
- - В сказках в этом противоборстве что побеждает Добро или Зло? (Добро)
- В сказках всё получается, а вот в жизни не так. Недаром говорят, что «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
- - А вот в жизни, всегда ли побеждает добро?
- (Были времена, когда люди приносили в жертву самих себя. Было и рабство где человеческая жизнь ничего не значила, – проявление зла и насилия. Крепостное право, за каждую провинность наказывали избиением до смерти. И конечно высшая форма проявления зла – это война)
- У: - А что является причиной зла? (Ссора, споры, высказывание замечаний в грубой форме)
- - Нечасто встретишь человека, который никогда ни с кем не ссорился.
- - А что чаще мы проявляем добро или зло? (зло)
- А почему? (над ним мы не задумываемся: можем смеяться над чужой бедой, можем оскорбить человека – обидеть его словом)
- У: Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром.
7. Физкультминутка-игра.
Учитель: вам нужно ответить на вопросы «да» или «нет». Если «Да»- хлопаем, «нет»- топаем. Можно ли назвать добрым человека, который:
- делает что-то полезное для людей;
- делает домашнее задание за кого-то;
- ждет, когда его позовут на помощь;
- переводит старушку через дорогу.
- можно ли человека заставить быть добрым?
- можно ли стать добрым на время?
8.Работа в парах.
- Придумайте на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека.
д – дружелюбный;
о – отзывчивый;
б – бережливый;
р – рассудительный;
о – откровенный;
- Какие отрицательные качества человека вы знаете?
- Продолжение работы по теме урока.
Перед вами части пословиц и поговорок. Попробуйте соединить их.
Поразмыслим над пословицей : ( пословица на слайде )
«Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
От доброго добро,
От злого зло родится».
Высказывания учащихся.
Ещё раз прочитайте, записанную на доске пословицу.
-Вы обратили внимание на то, что рядом с добром часто упоминается зло. Как вы думаете, почему?
-Верно, добро всегда противодействует злу, борется с ним.
-Попробуйте охарактеризовать разницу между добром и злом.
Пусть ребята поразмыслят, попытаются найти точные характеристики.
-Один из философов Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».
- Следовательно, основное назначение человека – творить добро.
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
-Подумайте, как сделать так, чтобы добра стало больше?
Высказывания детей.
- Творить добро – значит жить в радости.
- У: - Что для вас РАДОСТЬ?
- - Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... ?
- - Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце?
- - Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце.
- - А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда.
- И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.
- Есть старая поговорка: «Если можешь сделать доброе дело сегодня, то не откладывай его на завтра, ведь на следующий день у тебя может появиться возможность сделать ещё одно доброе дело»
- У:- Как вы можете делать добро?
(Дети перечисляют)
- - А кто признается, случалось ли вам делать когда – то кому – то плохо?
- У: - В Уголовном кодексе России есть специальные статьи, которые предусматривают наказание за жестокое обращение с животными и статья за истязание
- У: - Можно ли быть добрым не проявляя доброту в делах? (да)
- - Приведите пример (можно не ударить слабого, не задеть самолюбия легкоранимого человека. Но пройти мимо зла, не поспешить сделать добро)
- - Кто такие эгоисты?(Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет.)
ЭГОИЗМ- себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
-Как вы думаете, какое будущее у такого человека?
7. Закончи следующие предложения. (Работа в группах)
Мы проявляем доброту, когда
думаем о … (маме, родных, хорошо о людях…);
говорим …( вежливые слова, слова поддержки, комплименты и т.д.);
делаем…(кормушки для птиц);
помогаем (родителям, старшим);
заботимся (о малышах, престарелых, больных).
- Какие качества человека способствуют приятному и хорошему общению? (Качества: доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть, скупость, искренность, лживость, порядочность, честность.)
- Как вы понимаете это изречение: Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее.
- Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру.
-Для чего рождён человек?
-Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра.
-Какие же добрые дела вы уже совершили в своей жизни?
(полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде)
Человек рожден для добра, а не для зла.
Рубрика: «Это интересно». «Спешите делать добро».
В Москве поставлен памятник доктору Фёдору Петровичу Гаазу, «святому доктору Москвы», посвятившему свою жизнь служению добру. Он первый открыл гражданскую больницу и привлёк женщин по уходу за больными. Их называли сёстрами милосердия. Все свое состояние, нажитое практикою врача, Гааз отдал нуждающимся. Когда он умер, его пришлось похоронить на средства полиции.
- Человек рожден для добра, а не для зла.
- Доброта, милосердие, любовь к людям - огромное чудо!
У: - Как вы думаете, ребята, эти качества сразу рождаются в человеке?
Д:( Нет. Их нужно растить и развивать в течение всей жизни)
Предлагаю познакомиться с рассказом, автор которого, к сожалению, неизвестен.
Называется «Осколки доброты».
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка.
У: - Ваши ассоциации к слову старушка?
Д: (Добрая, любимица внучат, бабулечка)
- Почему у нас возникли практически одинаковые ассоциации? (высказывания детей)
У: - На этой доброй и хорошей ноте продолжим чтение. Положите перед собой листочек розового цвета.
2 часть. (на розовых листочках )
Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
- Изменилось ли у вас восприятие образа старушки? Почему?
- Что вы чувствуете сейчас? (неприязнь, брезгливость, раздражение, страх…)
- Как, по вашему мнению, отреагировали отдыхающие на появление такой старушки?
- Как можно убедиться в правильности ваших суждений? (прочитать текст дальше)
3 часть. (на листочках сиреневого цвета)
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.
- Почему так поступили взрослые?
- Старушка просила внимания к себе?
- Почему так ведут себя дети?
- Что было достаточно сделать для того, чтобы выразить хотя бы почтение к возрасту?
(улыбнуться в ответ)
- Улыбка не стоит ничего, но даёт так много:
1. обогащает тех, кому мы её дарим, не делая при этом, беднее нас самих
2. она отнимает у нас лишь мгновенье, но память о ней остаётся надолго
3. улыбка рождает дружбу между людьми
4. даёт силу слабым, надежду отчаявшимся
- Понимает ли старушка, что она неприятна людям?
- Отвечает ли она им тем же?
- Всегда ли по внешнему виду человека и его действиям можно определить его сущность? К сожалению, мы привыкли не только встречать, но и судить человека по одёжке.
4 часть (на листе белого цвета; читает учитель)
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы убирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
- Что чувствуете сейчас? (стыдно, совестно)
- Совесть – духовное начало. И если это начало есть в людях, значит ещё не всё потеряно.
- Что чувствовала всегда старушка, проходя мимо людей? (Дети называют все негативные качества, а учитель выкладывает из осколков сердце)
- Осколки человеческого непонимания, неприятия, отчуждения носила в своём сердце старушка. Вот только её сердце не озлобилось в ответ, не стало чёрствым. Какое оно?
( белое, чистое, светлое, божественное)
Бескорыстная забота о благе других людей называется – альтруизм. (антоним – эгоизм)
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
- 8. Что совершать легче добро или зло? Почему?
(зло, потому что добро требует усилий. Зло часто прикидывается добром, маскируется).
Почему же люди, зная, что добро лучше, все же совершают злые поступки?
-Легко ли быть добрым человеком? Почему?
(необходимо преодолеть себя)
- Основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.
* Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям попавшим в беду, слабым, больным.
* Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.
* Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим.
* Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.
. Повторение золотого правила морали.
«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»
9. Книга-памятка.(Дом.задание)
У.- Запишите на отдельных листочках, что надо в себе преодолеть, чтобы быть добрым, не отвечать на зло злом.
И помните: всё в ваших руках!
- Какую же мы с вами выберем дорогу в жизни? (Дорогу добра)
- Как ведет себя, как выглядит человек, которому причинили зло? (Сжимается, злиться, входит в гнев)
- Представьте, что этому человечку (модель) делают больно (Учитель сгибает с разных углов модель).
- Как исправить данную ситуацию? (Извиниться, сказать или сделать что-то приятное, помочь, поддержать) Учитель по мере высказываний отгибает согнутые углы.
- Человек стал прежним? (Нет, у него остались складки-раны).
- Что же важнее – совершать добро или не делать зла и бороться с ним? (Не делать зла и бороться с ним).
- Как поступить, если вы злитесь и уже готовы ответить злом на зло?
Психологи советуют - если ты злишься, то начни делать уборку или пускать мыльные пузыри (абсолютно серьезно!)
IX.Рефлексия. Оценивание
Сегодня мы с вами посадили дерево добра, которое принесло свои плоды.
На доске ватман. На нем изображено дерево. Каждому ученику предлагается два яблока – красное (все очень понравилось) и зеленое (понравилось, но не все). Предлагается подумать, сделать выбор и приклеить яблоко на яблоню.
Ребята объясняют, почему они выбрали то или иное яблоко.
Вот мы и постигли с вами одну простую истину. Надо придерживать добра и следовать ему. Спешите делать добро!
Заключительное слово учителя.
Категории «добро » и «зло»- вечные.
Мне хочется закончить урок стихотворением:
Хочу я, чтоб ДОБРО к тебе пришло,
Как свет весенний, как тепло костра:
Пусть для тебя источником добра.
Не станет то, что для другого зло.
По жизни ты иди всегда только дорогой Добра.
(звучит песня «Дорогою добра»)
- - Придумайте на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека.
д –
о –
б –
р –
о –
- - Придумайте на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека.
д –
о –
б –
р –
о –
- - Придумайте на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека.
д –
о –
б –
р –
о –
- - Придумайте на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека.
д –
о –
б –
р –
о –
- - Придумайте на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека.
д –
о –
б –
р –
о –
- - Придумайте на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека.
д –
о –
б –
р –
о –
Перед вами части пословиц и поговорок. Попробуйте соединить их.
Доброе слово | пока есть силы. |
Доброе слово человеку, | кто добра не делает никому. |
Не одежда красит человека, | чтобы добро тебя нашло. |
Давай вершить добро, | Тому нет времени быть добрым. |
Худо тому, | и некоторые глухие могут слышать. |
Твори добро, | а его добрые дела. |
Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, | и кошке приятно. |
Доброта- язык, на котором немые могут говорить | что дождь в засуху. |
Перед вами части пословиц и поговорок. Попробуйте соединить их.
Доброе слово | пока есть силы. |
Доброе слово человеку, | кто добра не делает никому. |
Не одежда красит человека, | чтобы добро тебя нашло. |
Давай вершить добро, | Тому нет времени быть добрым. |
Худо тому, | и некоторые глухие могут слышать. |
Твори добро, | а его добрые дела. |
Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, | и кошке приятно. |
Доброта- язык, на котором немые могут говорить | что дождь в засуху. |
Перед вами части пословиц и поговорок. Попробуйте соединить их.
Доброе слово | пока есть силы. |
Доброе слово человеку, | кто добра не делает никому. |
Не одежда красит человека, | чтобы добро тебя нашло. |
Давай вершить добро, | Тому нет времени быть добрым. |
Худо тому, | и некоторые глухие могут слышать. |
Твори добро, | а его добрые дела. |
Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, | и кошке приятно. |
Доброта- язык, на котором немые могут говорить | что дождь в засуху. |
Перед вами части пословиц и поговорок. Попробуйте соединить их.
Доброе слово | пока есть силы. |
Доброе слово человеку, | кто добра не делает никому. |
Не одежда красит человека, | чтобы добро тебя нашло. |
Давай вершить добро, | Тому нет времени быть добрым. |
Худо тому, | и некоторые глухие могут слышать. |
Твори добро, | а его добрые дела. |
Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, | и кошке приятно. |
Доброта- язык, на котором немые могут говорить | что дождь в засуху. |
Перед вами части пословиц и поговорок. Попробуйте соединить их.
Доброе слово | пока есть силы. |
Доброе слово человеку, | кто добра не делает никому. |
Не одежда красит человека, | чтобы добро тебя нашло. |
Давай вершить добро, | Тому нет времени быть добрым. |
Худо тому, | и некоторые глухие могут слышать. |
Твори добро, | а его добрые дела. |
Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, | и кошке приятно. |
Доброта- язык, на котором немые могут говорить | что дождь в засуху. |
Перед вами части пословиц и поговорок. Попробуйте соединить их.
Доброе слово | пока есть силы. |
Доброе слово человеку, | кто добра не делает никому. |
Не одежда красит человека, | чтобы добро тебя нашло. |
Давай вершить добро, | Тому нет времени быть добрым. |
Худо тому, | и некоторые глухие могут слышать. |
Твори добро, | а его добрые дела. |
Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, | и кошке приятно. |
Доброта- язык, на котором немые могут говорить | что дождь в засуху. |
О
бман, насилие, взаимовыручка,
Обман, трудолюбие
насилие, честь
взаимовыручка, мужество
помощь, жестокость
хвастовство, скромность
милосердие честность
хитрость совестливость
лживость справедливость
выдержка эгоизм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...