Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Белокопытова Галина Александровна

Человек рожден для добра.Повторение золотого правила морали. Зачем творить добро. Что такое "зло"?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Человек рожден для добра.

Ход урока.

1. Оргмомент. .

 В жизни по-разному можно жить –   Можно в беде, а можно в радости.

                     Вовремя есть, вовремя пить,

                     Вовремя делать гадости.

                   А можно так:  На рассвете встать –

                   И, помышляя о чуде,

                   Рукой обожженною солнце достать  

                   И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

2. Проверка Д\з:

-Почему жизнь священна?

-Что мы называем общечеловеческими ценностями?

3. Введение в тему.

Прослушайте, ребята,  одну притчу:

Давным давно по жаркой пустыни шли два человека. Один был старик, а другой молодой человек. У них оставалось совсем мало воды и с большим сожалением последнюю каплю молодой человек отдал старцу. Старец поблагодарил молодого человека и решил рассказать ему одну притчу про доброго и злого волка : « в каждом человеке борется два волка, один представляет - зло, а другой- добро. Один олицетворяет зависть, ревность , эгоизм, а другой мир, любовь , надежду, истину , доброту.», молодой человек спросил: « И какой волк в конце концов побеждает?» Старец ответил «Тот, которого ты кормишь».

-Так о какой же теме пойдёт речь? (ответы учащихся: О добре, о добре и зле)

- Да, сегодня мы будем говорить о доброте, о человеке рожденного для добра. Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? 
Доброта… Добро… Что же это такое?

-Сегодня нам предстоит с вами ответить на вопрос: Зачем творить добро?

4. Работа по теме урока. Определение проблемы.

Просмотр ролика

-Подумайте о чём этот ролик ? Чему он нас учит?

Определите проблему сегодняшнего урока. Чему вы будете учиться?

Мы будем учиться отличать добро от зла, анализировать поступки людей и задумаемся над тем, какой дорогой в жизни мы хотим идти.

У.- Как вы думаете, что значит для людей человеческая жизнь? 

(Это благо, священность)

У.- Что она даёт человеку?

(Радоваться природе, миру, дружить, заниматься любимым делом..)

У. – А человек что может дать жизни?

(Труд, талант, способности, мысли, изобретения, семью, разнообразия чувств, своих потомков…)

У.- Эти дары направлены на благо жизни или во вред?

(Во благо. Человек стремится к развитию)

5. Определение смысла терминов. Работа с учебником.

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное, бескорыстное.

«Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость.

Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать

плохие поступки, разжигает вражду»

-А что такое добро для вас? (Ответы детей.)

- Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми?

( Нет, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.

Неприятно смотреть, когда человек хвалит себя, выставляет перед всеми. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям.)

- Подумайте, и скажите, пожалуйста, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?

- Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, сделав доброе дело по велению сердца. Добрый человек - значит хорошо относящийся к людям, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.

- Зло – это войны и предательство, жадность и зависть, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения. Зло – это хамство и  равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло – когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.

Немало встречается злого
В любой человечной судьбе,
А скажут лишь доброе слово-
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.


        - Добрый человек несравненно легче переносит удары судьбы, чем эгоистичный. Чёрствое сердце не спрячешь, оно отталкивает людей. Доброе же сердце словно магнит притягивает добрых и хороших людей.

6. Работа по теме урока. - Где очень часто мы встречаемся с противоборством добра и зла? (в сказках)

  • У:- Какими качествами обладали положительные герои сказок? (нежность, отзывчивостью , верностью, любовью, состраданием, взаимовыручкой, добротой, сопереживанием, заботой,)
  • У:- А какими отрицательные? (завистью, предательством, местью, трусостью, ленью, эгоизмом, неуважением, грубостью, неумением выполнять обещания, держать слово).
  • - В сказках в этом противоборстве что побеждает Добро или Зло? (Добро)
  • В сказках всё получается, а вот в жизни не так. Недаром говорят, что «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
  • - А вот в жизни, всегда ли побеждает добро? 
  • (Были времена, когда люди приносили в жертву самих себя. Было и рабство где человеческая жизнь ничего не значила, – проявление зла и насилия. Крепостное право, за каждую провинность наказывали избиением до смерти. И конечно высшая форма проявления зла – это война)

  • У: - А что является причиной зла? (Ссора, споры, высказывание замечаний в грубой форме)
  • - Нечасто встретишь человека, который никогда ни с кем не ссорился.
  • - А что чаще мы проявляем добро или зло? (зло)
  • А почему? (над ним мы не задумываемся: можем смеяться над чужой бедой, можем оскорбить человека – обидеть его словом)
  • У: Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром.

7. Физкультминутка-игра.   

Учитель: вам нужно ответить на вопросы «да» или «нет». Если «Да»- хлопаем, «нет»- топаем. Можно ли назвать добрым человека, который:

  • делает что-то полезное для людей;
  • делает домашнее задание за кого-то;
  • ждет, когда его позовут на помощь;
  • переводит старушку через дорогу.
  • можно ли человека заставить быть добрым?
  • можно ли стать добрым на время?

8.Работа в парах.

 - Придумайте на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека.

д – дружелюбный;
о – отзывчивый;
б – бережливый;
р – рассудительный;
о – откровенный;

 - Какие отрицательные качества человека вы знаете?

  1. Продолжение работы по теме урока.

Перед вами части пословиц и поговорок. Попробуйте соединить их.

Доброе слово

пока есть силы.

Доброе слово человеку,

кто добра не делает никому.

Не одежда красит человека,

чтобы добро тебя нашло.

Давай вершить добро,

Тому нет времени быть добрым.

Худо тому,

и некоторые глухие могут слышать.

Твори добро,

а его добрые дела.

Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро,

и кошке приятно.

Доброта- язык, на котором немые могут говорить

что дождь в засуху.

Поразмыслим над пословицей : ( пословица на слайде )

«Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится».

Высказывания учащихся.

Ещё раз прочитайте, записанную на доске пословицу.

-Вы обратили внимание на то, что рядом с добром часто упоминается зло. Как вы думаете, почему?

-Верно, добро всегда противодействует злу, борется с ним.

-Попробуйте охарактеризовать разницу между добром и злом.

Пусть ребята поразмыслят, попытаются найти точные характеристики.

-Один из философов Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».

  • Следовательно, основное назначение человека – творить добро.
  • Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

-Подумайте, как сделать так, чтобы добра стало больше?

          Высказывания детей.

  • Творить добро – значит жить в радости.
  • У: - Что для вас РАДОСТЬ?
  • Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... ?
  • - Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце?
  • - Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце.
  • - А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда.
  • И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.
  • Есть старая поговорка: «Если можешь сделать доброе дело сегодня, то не откладывай его на завтра, ведь на следующий день у тебя может появиться возможность сделать ещё одно доброе дело»
  • У:- Как вы можете делать добро?

(Дети перечисляют)

  • - А кто признается, случалось ли вам делать когда – то кому – то плохо? 

  • У: - В Уголовном кодексе России  есть специальные статьи, которые предусматривают наказание за жестокое обращение с животными и статья за истязание
  • У: - Можно ли быть добрым не проявляя доброту в делах? (да)
  • - Приведите пример (можно не ударить слабого, не задеть самолюбия легкоранимого человека. Но пройти мимо зла, не поспешить сделать добро)
  • - Кто такие эгоисты?(Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет.)

ЭГОИЗМ- себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

-Как вы думаете, какое будущее у такого человека?

7. Закончи следующие предложения. (Работа в группах)

Мы проявляем доброту, когда

думаем о   … (маме, родных, хорошо о людях…);

говорим …( вежливые слова, слова поддержки, комплименты и т.д.);

делаем…(кормушки для птиц);

помогаем (родителям, старшим);

заботимся (о малышах, престарелых, больных).

        - Какие качества человека способствуют приятному и хорошему общению? (Качества: доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть, скупость, искренность,  лживость, порядочность, честность.)

 - Как вы понимаете это изречение: Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее.

- Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру.

-Для чего рождён человек?

-Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра.

-Какие же добрые дела вы уже совершили в своей жизни?

 (полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде)

Человек рожден для добра, а не для зла.

Рубрика: «Это интересно». «Спешите делать добро».

В Москве поставлен памятник доктору Фёдору Петровичу Гаазу, «святому доктору Москвы», посвятившему свою жизнь служению добру. Он первый открыл гражданскую больницу и привлёк женщин по уходу за больными. Их называли сёстрами милосердия. Все свое состояние, нажитое практикою врача, Гааз отдал нуждающимся. Когда он умер, его пришлось похоронить на средства полиции.

  • Человек рожден для добра, а не для зла.

- Доброта, милосердие, любовь к людям - огромное чудо!

У: - Как вы думаете, ребята, эти качества сразу рождаются в человеке?

Д:( Нет. Их нужно растить и развивать в течение всей жизни)

Предлагаю познакомиться с рассказом, автор которого, к сожалению, неизвестен.

Называется «Осколки доброты».

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка.

У: - Ваши ассоциации к слову старушка

Д: (Добрая, любимица внучат, бабулечка)

- Почему у нас возникли практически одинаковые ассоциации? (высказывания детей)

У: - На этой доброй и хорошей ноте продолжим чтение. Положите перед собой листочек розового цвета.

2 часть. (на розовых листочках )

Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

- Изменилось ли у вас восприятие образа старушки? Почему? 

- Что вы чувствуете сейчас? (неприязнь, брезгливость, раздражение, страх…)

- Как, по вашему мнению, отреагировали отдыхающие на появление такой старушки?

- Как можно убедиться в правильности ваших суждений? (прочитать текст дальше)

3 часть. (на листочках сиреневого цвета) 

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

- Почему так поступили взрослые?

- Старушка просила внимания к себе?

- Почему так ведут себя дети?

- Что было достаточно сделать для того, чтобы выразить хотя бы почтение к возрасту?

(улыбнуться в ответ)

- Улыбка не стоит ничего, но даёт так много:

1. обогащает тех, кому мы её дарим, не делая при этом, беднее нас самих

2. она отнимает у нас лишь мгновенье, но память о ней остаётся надолго

3. улыбка рождает дружбу между людьми

4. даёт силу слабым, надежду отчаявшимся

- Понимает ли старушка, что она неприятна людям?

- Отвечает ли она им тем же?

- Всегда ли по внешнему виду человека и его действиям можно определить его сущность? К сожалению, мы привыкли не только встречать, но и судить человека по одёжке.

4 часть (на листе белого цвета; читает учитель)

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы убирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

- Что чувствуете сейчас? (стыдно, совестно

- Совесть – духовное начало. И если это начало есть в людях, значит ещё не всё потеряно.

- Что чувствовала всегда старушка, проходя мимо людей? (Дети называют все негативные качества, а учитель выкладывает из осколков сердце)

- Осколки человеческого непонимания, неприятия, отчуждения носила в своём сердце старушка. Вот только её сердце не озлобилось в ответ, не стало чёрствым. Какое оно?


Безымянный( белое, чистое, светлое, божественное)

Бескорыстная забота о благе других людей называется – альтруизм. (антоним – эгоизм)

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда, 
Добро творить трудней.

- 8. Что совершать легче добро или зло? Почему?

(зло, потому что добро требует усилий. Зло часто прикидывается добром, маскируется).

Почему же люди, зная, что добро лучше, все же совершают злые поступки?

-Легко ли быть добрым человеком? Почему?

(необходимо преодолеть себя)

- Основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.

* Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям попавшим в беду, слабым, больным. 
* Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать. 
* Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим. 
* Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.

Повторение золотого правила морали.

«Не  поступай по отношению к  другим  так,  как  ты  не хотел   бы, чтобы   они поступали  по  отношению  к тебе»

9. Книга-памятка.(Дом.задание)

У.- Запишите на отдельных листочках, что надо в себе преодолеть, чтобы быть добрым, не отвечать на зло злом.

И помните: всё в ваших руках!

- Какую же мы с вами выберем дорогу в жизни? (Дорогу добра)

- Как ведет себя, как выглядит человек, которому причинили зло? (Сжимается, злиться, входит в гнев)

- Представьте, что этому человечку (модель) делают больно (Учитель сгибает с разных углов модель).

- Как исправить данную ситуацию? (Извиниться, сказать или сделать что-то приятное, помочь, поддержатьУчитель по мере высказываний отгибает согнутые углы.

- Человек стал прежним? (Нет, у него остались складки-раны).

- Что же важнее – совершать добро или не делать зла и бороться с ним? (Не делать зла и бороться с ним).

- Как поступить, если вы злитесь и уже готовы ответить злом на зло?

Психологи советуют  -  если ты злишься, то начни делать уборку или пускать мыльные пузыри (абсолютно серьезно!)

IX.Рефлексия. Оценивание

Сегодня мы с вами посадили дерево добра, которое принесло свои плоды.

На доске ватман. На нем изображено дерево. Каждому ученику предлагается два яблока – красное (все очень понравилось) и зеленое (понравилось, но не все). Предлагается подумать, сделать выбор и приклеить яблоко на яблоню.

Ребята объясняют, почему они выбрали то или иное яблоко.

Вот мы и постигли с вами одну простую истину. Надо придерживать добра и следовать ему. Спешите делать добро!

Заключительное слово учителя.

Категории «добро » и «зло»- вечные.

Мне хочется закончить урок стихотворением:

Хочу я, чтоб ДОБРО к тебе пришло,
Как свет весенний, как тепло костра:

Пусть для тебя источником добра.

Не станет то, что для другого зло.

По жизни ты иди всегда только дорогой Добра.

(звучит песня «Дорогою добра»)

  1.  - Придумайте на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека.

д –
о –
б –
р –
о –

  1.  - Придумайте на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека.

д –
о –
б –
р –
о –

  1.  - Придумайте на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека.

д –
о –
б –
р –
о –

  1.  - Придумайте на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека.

д –
о –
б –
р –
о –

  1.  - Придумайте на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека.

д –
о –
б –
р –
о –

  1.  - Придумайте на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека.

д –
о –
б –
р –
о –

Перед вами части пословиц и поговорок. Попробуйте соединить их.

Доброе слово

пока есть силы.

Доброе слово человеку,

кто добра не делает никому.

Не одежда красит человека,

чтобы добро тебя нашло.

Давай вершить добро,

Тому нет времени быть добрым.

Худо тому,

и некоторые глухие могут слышать.

Твори добро,

а его добрые дела.

Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро,

и кошке приятно.

Доброта- язык, на котором немые могут говорить

что дождь в засуху.

Перед вами части пословиц и поговорок. Попробуйте соединить их.

Доброе слово

пока есть силы.

Доброе слово человеку,

кто добра не делает никому.

Не одежда красит человека,

чтобы добро тебя нашло.

Давай вершить добро,

Тому нет времени быть добрым.

Худо тому,

и некоторые глухие могут слышать.

Твори добро,

а его добрые дела.

Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро,

и кошке приятно.

Доброта- язык, на котором немые могут говорить

что дождь в засуху.

Перед вами части пословиц и поговорок. Попробуйте соединить их.

Доброе слово

пока есть силы.

Доброе слово человеку,

кто добра не делает никому.

Не одежда красит человека,

чтобы добро тебя нашло.

Давай вершить добро,

Тому нет времени быть добрым.

Худо тому,

и некоторые глухие могут слышать.

Твори добро,

а его добрые дела.

Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро,

и кошке приятно.

Доброта- язык, на котором немые могут говорить

что дождь в засуху.

Перед вами части пословиц и поговорок. Попробуйте соединить их.

Доброе слово

пока есть силы.

Доброе слово человеку,

кто добра не делает никому.

Не одежда красит человека,

чтобы добро тебя нашло.

Давай вершить добро,

Тому нет времени быть добрым.

Худо тому,

и некоторые глухие могут слышать.

Твори добро,

а его добрые дела.

Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро,

и кошке приятно.

Доброта- язык, на котором немые могут говорить

что дождь в засуху.

Перед вами части пословиц и поговорок. Попробуйте соединить их.

Доброе слово

пока есть силы.

Доброе слово человеку,

кто добра не делает никому.

Не одежда красит человека,

чтобы добро тебя нашло.

Давай вершить добро,

Тому нет времени быть добрым.

Худо тому,

и некоторые глухие могут слышать.

Твори добро,

а его добрые дела.

Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро,

и кошке приятно.

Доброта- язык, на котором немые могут говорить

что дождь в засуху.

Перед вами части пословиц и поговорок. Попробуйте соединить их.

Доброе слово

пока есть силы.

Доброе слово человеку,

кто добра не делает никому.

Не одежда красит человека,

чтобы добро тебя нашло.

Давай вершить добро,

Тому нет времени быть добрым.

Худо тому,

и некоторые глухие могут слышать.

Твори добро,

а его добрые дела.

Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро,

и кошке приятно.

Доброта- язык, на котором немые могут говорить

что дождь в засуху.

О

бман, насилие, взаимовыручка,

Обман,                                                              трудолюбие

 насилие,                                                           честь  

взаимовыручка,                                          мужество      

 помощь,                                                      жестокость  

 хвастовство,                                               скромность

милосердие                                                   честность

хитрость                                                          совестливость

лживость                                                         справедливость

выдержка                                                       эгоизм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...