«Род и семья - исток нравственных отношений»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Задачи:

1.     Познакомить с понятиями: «род», «семья», «родословная»; познакомить с                                                                                                          терминами ближайшего родства; представить образ семьи, как великую духовную                      

     ценность.

2.     Обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых  категорий, развитие речевых и социально- коммуникативных навыков.

3.     Обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.

 

Планируемые результаты: дать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье;

сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению;

научить различать степени родства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novyy_konspekt.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

             

                                :

                           «Род и семья - исток нравственных отношений»

                                         

Тип урока: урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Цель:  формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями: «род», «семья», «родословная»; познакомить с                                                                                                          терминами ближайшего родства; представить образ семьи, как великую духовную                      

     ценность.

  1. Обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых  категорий, развитие речевых и социально- коммуникативных навыков.
  2. Обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.

Планируемые результаты: дать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье;

сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению;

научить различать степени родства.

Ход  урока

1.Орг.момент

Актуализация знаний.

-Ребята, посмотрите на доску, что вы там видите? (семейные фотографии)

- Вы уже догадались о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (о семье)

- Давайте определим задачи урока, которые будем сегодня решать. Что мы сегодня узнаем . Все ли знают, что такое семья, а знакомо ли вам лексическое значение этого слова? Какие понятия связаны со словом семья? Что необходимо, что бы в семье был лад, что бы семья была дружной? (узнаем лексическое значение слов семья, род, родословная, о семейных ценностях,  )

«Открытие» нового знания.

Ребята, а что такое семья, как вы понимаете?(это мама , папа, брат, сестра,бабушка, дедушка… т.е. группа людей)  А любую ли группу людей можно назвать семьей?

Какие взаимоотношения должны быть в семье? Сейчас я предлагаю вам собрать ромашку, серединка ромашки слово семья, а на лепестках записаны слова, которые из них вы можете соотнести с понятием семья? Опираясь на  ромашку , сформулируйте понятие семья? А как узнать более точно? (толковый словарь) Проверьте свои предположения.

Как вы понимаете слово родственники, какие однокоренные слова можно подобрать к нему? (родственники-это люди из одного рода)

Раньше люди жили родами, а почему? Вы бы хотели узнать из какого вы рода, кто были ваши предки? Станислава вместе с мамой заинтересовались этим вопросом, создали родовое древо. ( Стася рассказывает) Станислава рассказала нам о своих родных,(пояснить по схеме, кто кому кем является, один член семьи может выполнять несколько функций) Поэтому  я вам предлагаю  соотнесите понятия кто кому кем приходится, проверить как вы ориентируетесь в этих понятиях.

Прабабушка                                                Папин или мамин брат

Бабушка                                                       Сын твоей тети и дяди

Дедушка                                                      Мама твоего дедушки или бабушки

Дядя                                                             Дедушка твоего отца или мамы

Тетя                                                              Мама твоей мамы или папы

Двоюродный брат                                       Папа твоей мамы или папы

Двоюродная семья                                      Мамина или папина сестра

Племянник                                                   Сын твоей сестры или брата

Племянница                                                 Дочь твоей сестры или брата

Отчим                                                            Муж твоей мамы

Мачеха                                                          Жена твоего папы

 (проверка устно).Назовите членов вашей семьи.

 ФИЗМИНУТКА!!!

Семьи все разные  (полные и не полные),а чем еще отличаются семьи?(традициями, привычками) Какие у вас есть привычки, семейные традиции? О своей семье хочет рассказать ваша одноклассница.(выход Полины).

А для чего человеку нужна семья? ( заботиться друг о друге, любить друг друга, помогать, уважать) .

Сейчас мы с вами обратимся к учебнику и прочтем притчу на стр.96 о взаимоотношениях в одной семье. В чем особенность этой семьи?

-Как  вы думаете ,по каким законам должна жить семья, чтобы все её члены жили в мире и согласии? Поработайте в группах, сформулируйте эти законы.

  • Почитай отца, мать
  • Возлюби ближнего своего, как самого себя

 

Ребята мы вывели с вами эти законы, семейные заповеди , а сейчас мне хочется спросить вас, какие дети вырастут в семьях, где соблюдаются эти законы?

 Я хочу что бы в ваших семьях было так:

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Что узнали нового?

Было трудно…

Какое задание особенно понравилось?

Меня удивило…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").

Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....

«Род и семья – исток нравственных отношений» «Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно»

В этом учебном году многие учителя посещают курсы по ОРКСЭ. В начале занятий было скучновато и хотелось поскорее уйти. Сейчас  курсы скоро завершают свою работу, многое я для себя открыла нового,...

«Род и семья – исток нравственных отношений» «Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково". Презентация

Эта презентация поможет провести урок по данной теме.Здесь представлены пословицы, высказывания великих людей о матерях. сделает урок более интересным....

«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

Конспект урока по курсу "Основы светской этики"....

Внеклассное мероприятие по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"

Данное занятие проведено в малочисленном классе после открытого урока с родителями по   предмету "основы светской этики", тема "Род и семья - исток нравственных отношений". Считаю, что в большом ...

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений  учащихся  к семье, родителям, своему роду ч...