Конспект открытого урока: "Спор добра и зла "
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Грызунова Ирина Викторовна

План-конспект открытого урока

Основы светской этики                                                                   4 класс

Урок № 5

Дата: 18. 09. 13

Тема урока: Спор добра и зла

Цель урока: создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла

Задачи урока

В области ценностей:

1.     Научить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

В области опыта:

1.     Помочь приобрести опыт коммуникативной деятельности.

В области знаний:

1.     Сформировать понятия добра и зла.

2.     Определить, какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести  эти качества;

 В области умений и навыков:

1.     Научить коллективно определять качества добродетельного человека.

2.     Сформулировать правила мудрости – правила, как стать добродетельным человеком.

3.     Индивидуально  найти и назвать особенности  добродетельных поступков.

Оборудование:

1.     Мультимедийный проектор, экран

2.     Презентация

3.     «Цветик-семицветик»

Тип урока – изучение нового материала

Форма урока – урок с использованием мультимедийных средств

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_novyy_07.08.2013.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 9 среднего (полного) общего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Конспект открытого урока

Основы светской этики

 4 класс

Подготовила: Грызунова И.В.,

учитель начальных классов

Кинель 2013


План-конспект открытого урока

Основы светской этики                                                                   4 класс

Урок № 5

Дата: 18. 09. 13

Тема урока: Спор добра и зла

Цель урока: создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла

Задачи урока

В области ценностей:

  1. Научить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

В области опыта:

  1. Помочь приобрести опыт коммуникативной деятельности.

В области знаний:

  1. Сформировать понятия добра и зла.
  2. Определить, какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести  эти качества;

 В области умений и навыков:

  1. Научить коллективно определять качества добродетельного человека.
  2. Сформулировать правила мудрости – правила, как стать добродетельным человеком.
  3. Индивидуально  найти и назвать особенности  добродетельных поступков.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, экран
  2. Презентация
  3. «Цветик-семицветик»

Тип урока – изучение нового материала

Форма урока – урок с использованием мультимедийных средств


ХОД УРОКА

I. Организационный момент, сообщение темы и цели урока (2 минуты)

Слайд 1.

У: Добрый день! Ребята, я приглашаю вас в мою творческую мастерскую. Я предлагаю вам сегодня стать самыми активными участниками разговора, потому что в конце урока каждому из вас предстоит сделать свой выбор. Итак, начнем.

Слайд 2.

У: Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

Слайд 3.

З: «Сильнее Я»

 

У: Сказало Зло

З: «Кто служит мне, тем повезло

Я щедро отблагодарю

Земные блага подарю

Машины, деньги, мощь и власть

Пусть насладятся жизнью всласть!»

Слайд 4.

У: Добро сказало:

Д:  «Может быть,

Но только я могу любить

Хоть за душою ни гроша

Для всех людей важна душа

Я виллы, яхты не дарю

Зато я душу сохраню

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том

Не знаю, что ещё сказать.

Остаться с кем, самим решать».

У: Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор! 

Слайд 5: «Тема урока»

У: Теперь догадались, какой выбор вам предстоит сделать?

Д:

II. Изучение нового материала  (5 минут)

Слайд 6: Распределение слов по корзинам.

У: Ребята, давайте с вами разберемся. Что же такое добро и что такое зло. Добро и зло приготовили для вас задание. Как вы думаете, что нужно сделать?

Д:

У: Начнем со слова -  радость. В какой сундучок мы положим это слово?

Д:

Зло: (громко) Да, как ты не понимаешь, радость это мое чувство. (обращаясь к детям) Ну, скажите ей, что радость - моя! Как же это  весело, когда кто-нибудь шлепнется в лужу, правда, ребята?

У: Это действительно так, ребята?

Д:

Д: Это мое слово

Зло: А какие же мои слова?

Добро: А мои слова?

(все слова распределены)

Слайд 7

У: Молодцы, судя по тому, как вы справились с заданием, я вижу, что вы понимаете что такое добро и зло!

 Зло: Вот видите, какие у меня слова. Жить надо умело, хитро и с умом, где быть беззащитной, где лезть напролом.

Добро: А я не согласна бессовестно жить. На свете нужны верность , порядочность и чистота. Мы светлыми быть должны. В этом и красота. А злые поступки не красят человека, а приносят лишь одни беды и страдания всем людям, даже и тем, кто их совершает.

У: Ребята, а каком сундучке  вам больше нравятся слова?

Д:

У: Тогда я предлагаю вам закрыть сундучок со словами зла.

III. Закрепление знаний  (9 минут)

 У: О добре  и зле рассказывают нам сказки, в которых добро и зло вступают в борьбу друг с другом.

У: Ребята, предлагаю вам  вспомнить сказку.

Слайд 8  Загадка про  сказку

У: Прочитайте к ней загадку

С грядки старушка цветок сорвала

Девочке Жене его отдала.

В цветке, лепестках есть волшебная сила

Их девочка Женя о чём-то просила

Что надо сказать лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?

Слайд 9  

Д: «Цветик-семицветик»   В.Катаева

У: Вспомните, какие слова говорила девочка, обрывая лепестки. Предлагаю вам вместе с Женей проговорить их в полголоса.

Слайд Звук

У: Сколько желаний  загадывала Женя?

У: Назовите их

(Спор)

Д: Последний лепесток она оторвала для мальчика Вити, она помогла ему стать здоровым

Добро: Да, Женя – добрая девочка. Она загадала доброе и очень важное желание.

У: Какие еще были у нее желания? На что были потрачены еще 6 лепестков?

Д: Вернулась домой с баранками, склеила вазу, побывала на северном полюсе, вернулась с северного полюса, захотела, чтобы все игрушки были ее, вернула игрушки в магазины.

Зло: Вот видите, Женя совсем не добрая девочка! Загадывала желания только для себя, не думая о других, завидовала, жадничала, обманывала маму.

У: Чему учит эта сказка?

Д:

Добро: Когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал. И совсем необязательно иметь лепестки « Цветика-семицветика», чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.

  Зло: Ну хорошо, я докажу, что зло сильнее добра .

Зло: Ребята, а вы хотели бы быть богатыми?

Д: Да

Зло: Всесильными?

Д: Да

Зло: Самыми-самыми главными?

Д: Да

Зло: Тогда я научу вас правилам,  которые помогут вам такими стать:

Слайд 10

Надо наступать, а не уступать.

Захватить, а не отдать.

Кулак показать, а не протянуть ладонь.

Спрятать, а не поделиться.

Кричать, а не выслушивать.

Разорвать, а не склеить.

Зло: Вы запомнили все правила? Будете им следовать?

Д: Нет, это плохие правила

Зло: Но тогда вы не сможете стать богатыми, всесильными, самыми-самыми главными!

Добро: Следуя этим правилам, вы станете одинокими, злыми, несчастными. И не с кем вам будет разделить эту радость и богатство. Эти правила нужно исправить. Как они должны звучать? Давайте их исправим.

Слайд11

(дети передвигают слова и исправляют выражения, и озвучивают их)

Д: Надо уступать, а не наступать.

Отдать, а не захватить.

Протянуть ладонь, а не кулак показать.

Поделиться,  а не спрятать.

Выслушать, а  не кричать.

Склеить, а не разорвать.

Зло: Ах, вот как вы поступили с моими правилами? А как вам такая пословица, ее уж не переделаешь?

Слайд12

 «Не делай добра, не получишь зла».

У: Ребята, мы знаем, что  пословицы складывает народ. Почему же народ сложил такую пословицу?

Дети: …( приводят пример)

У: В жизни, ребята, бывают разные случаи. Этот случай скорее всего исключение, а не правило. Если вы  делаете  добро, то добро вернется к вам вдвойне. Вы согласны со мной, ребята?

Слайд 13(руки)

Добро: Помогая людям, защищая слабого, делясь последним с другом, не завидуя, прощая ошибки другим, ты сразу почувствуешь, какими теплыми, радостными, добрыми станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согреет сердце. Старайся не причинять вреда другому человеку, и ты сам будешь счастлив.

У:  Вы, ребята, видели, как спорили добро и зло. Определились, на чьей стороне вы хотели бы оказаться? Займите место рядом с тем, с кем вы бы хотели быть?

Зло: Я опять осталась одна. Никто из вас  не хочет быть злыми, жадными, грубыми. Но как вам не покажется странным, я этому очень рада. Я же не настоящее зло, я просто играла эту роль. Мне, как и вам хочется быть доброй, веселой, радостной…

У: Молодцы, ребята, я рада за вас. А теперь займите рабочие места

IV Рефлексия (4 минуты)

Добро: Для того, чтобы на Земле никогда не было зла, люди научились выращивать «сады доброты» сообща, все вместе, дерево за деревом, дружно. Мы тоже сейчас посадим « дерево добра».

У: Вы дома подготовили листочки, на которых написали хороший поступок, который вы уже совершили. Приклейте свой листочек на дерево и мы услышим добрый шелест листьев..

Д: (называют свои поступки)

Слайд

Звучит  песня «Дорога добра

У: Я верю, ребята, что в жизни вы совершите  еще очень  много добрых и хороших поступков. Наш урок подошел к концу. Вы хорошо поработали, молодцы. Сегодня нам помогали  Кристина, Ирина и Максим. Они бывшие наши ученики, а теперь студенты САМГУПСа.  Большое всем спасибо.

Звук прибавить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: "Спор трёх стихий-Воды, Земли, Воздуха"

Урок-праздник по теме:"Спор трёх стихий- Воды, Земли и Воздуха" даст возможность закрепить и обобщить материал по трем темам:Вода,Земля и Воздух.Представьте, что встретились 3 духа-Земли,Воды и Воздух...

Конспект урока: "Спор трёх стихий-Земли, Воды и Воздуха"

Урок-праздник "Спор трёх стихий " позволит закрепить  и обобщить изученный материал в игровой форме. Система Л.В. Занкова...

Конспект открытого внеклассного мероприятия (классный час) в 3 «Д» классе. Тема:"Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть !"

Конспект  открытого   внеклассного  мероприятия (классный час)  в 3 «Д» классе. Тема:"Чтобы  радость  людям дарить, надо  добрым  и вежливым  быть !"...

План-конспект открытого урока для 4 класса "Сопереживание. Дорогою добра" по программе Б.М Неменского

План-конспект открытого урока для 4 класса "Сопереживание. Дорогою добра." по программе Б. М. Неменского....

Конспект открытого внеклассного мероприятия (классный час) в 3 «Д» классе. Тема:"Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть !"

Конспект  открытого  внеклассного  мероприятия (классный час) в 3 «Д» классе                 ...

Конспект урока "Спор овощей"

Конспект урока "Спор овощей"...