конспект открытого урока по ОРКСЭ " Отношение христиан к природе"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект открытого урока в 4 классе по ОРКСЭ " Отношение христиан к природе" .Урок проведен на семинаре - практикуме" Формирование духовно - нравственной культуры школьников средствами курса ОРКСЭ" для учителей города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_na_gorod_po_orksm.odt | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
I. Организационный момент. (Эмоциональный настрой)
–Ребята! Урок основ православной культуры, как никакой другой урок, даёт возможность понять друг друга и пообщаться духовно, выразить свое мнение и прислушаться к мнению каждого из нас.. Надеюсь на плодотворную работу. В добрый путь!
– Положите руки друг другу на плечи.
– Опустите голову.
– Закройте глаза.
«Доброе утро!» – птицы запели.
Добрые люди встали с постели.
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по делам.
– Представьте, что вы – лучики солнца, раскройте пальчики, тянемся к нему.
– Чувствуете, как по вашим рукам-лучикам побежало тепло. Вам спокойно, легко, уютно, радостно от того, что мы вместе.
– Откройте глазки.
– Улыбнёмся друг другу.
- Видите, в классе стало ещё светлее от ваших искренних улыбок.
- Улыбнитесь и поприветствуйте наших гостей — открытых, доброжелательных людей.
- Вот так по-доброму мы и начинаем наш урок.
II. Проверка домашнего задания.
- Улыбка украшает человека. А есть места на земле, которые украшают ее. Их называют праобразом рая на Земле. Это храмы, церкви и...( монастыри).
- Их много в России? В Мордовии?
- Самые известные назовите. В Саранске есть?
- Что такое монастырь?( ответы детей)
- Почему их так называют — уголок рая?
- Монастыри бывают женскими и мужскими и живут там...Кто? ( монахини и монахи)
- Что это за люди?
- От чего они отказываются?
- На прошлом уроке нами был составлен синквейн. Позволю себе напомнить вам, ребята, и показать нашим гостям итог коллективной работы. Итогом синквейна было словосочетание « Божий человек»
- Я попросила нескольких ребят подготовить сообщения о таких праведных людях.
Выступления детей:
О Власии, благословляющем зверей.
О Святом Неофите
О Сергии Радонежском.
III. Вхождение в тему урока.
- Что общего между этими христианами, жившими несколько веков тому назад?
(Жили в гармонии, т. е. в согласии с природой, излучали доброту и любовь. Поэтому к ним тянулись не только люди, но и звери. Даже самые свирепые становились кроткими и мирными)
- А мы простые люди, христиане восхищаемся и удивляемся, что эти люди могли творить чудеса. А сами как должны себя вести по отношению к природе?Так и звучит название нашей темы урока.
IV. Работа над новым материалом.
-Как вы понимаете слово ответственность?Что такое ответственность?
- Как вы считаете, за что каждый из вас отвечает?
- Перед кем человек должен держать ответ?
- Поработаем в парах.( задание на карточках)
Задание парам:
- В трех нарисованных овалах, расположенных один над другим, впиши слова: « ПРИРОДА», « БОГ», « ЧЕЛОВЕК» так, чтобы получилось христианское представление о том, кто кому( чему) служит.
Будьте внимательны к музыкальному сопровождению.( звучит запись песни «Чудесный дом»в исполнении Л. И С. Ершовых)
Учитель вывешивает ряд ответов на доске.
- Есть другие варианты ответов?
- Давайте обратимся к учебнику и посмотрим, внимательно читая текст урока № 26( с.84), кто был прав, отвечая на задание.
V. Работа с учебником
- Дети самостоятельно читают текст учебника, чтобы в дальнейшем ответить на вопросы:
- Итак, кто главный творец и создатель всего на Земле?
Слайд 12
-Какие книги по словам великого русского ученного М.В. Ломоносова создал Бог?
Слайд 14
-Как вы думаете Ломоносов был верующим человеком?
-Как ты это понял?
Слайды 15 — 20
- Подумай: удается ли человеку делать мир более удобным и безопасным для себя?
- Что — то вызывает тревогу?
Слайд 21
- Что обязан выбрать человек, преобразуя природу: выгоду и большие экономические доходы для себя и государства или заботу о сохранении природы и приумножении ее богатств?
Слайд 22
- Согласны ли вы с утверждением автора учебника, что истинным хозяином мира является Бог, а не человек?Почему?
Слайд 23
- Зачитайте из учебника ответы.
Слайды 24 — 29
- Почему именно человеку Бог поручил охрану созданного им мира? Львы могли бы охранять саванну, волки — степи и леса, акулы — море, орлы — горы., в том числе и от человека.
Слайды 30 — 31
-Можно ли сказать, что уже сегодня( а не через миллион лет) человеку приходится держать ответ за то, что он делает?В чем это проявляется?
- -Что может сделать маленький человек, ребенок, школьник или дошкольник, для христианского отношения к природе? Давайте поработаем в группах. Подумаем вместе, как поступить в той или иной ситуации
. РАБОТА В ГРУППАХ.
Задания:
- Ты пришел в лес. Какие правила поведения в природе надо выполнять?
- На день рождения тебе подарили маленького котенка( щенка), о котором ты так давно мечтал. Но твои родители — против. Как можно убедить своих родителей изменить свое мнение?
- Может быть ты хочешь взять в дом лисенка или бельчонка? Подумай: стоит ли это делать?Обоснуй свое мнение.
- Бог — творец мира. У каждого божьего создания можно поучиться чему — то хорошему. Чему полезному можно и должно поучиться у бобра?
У лисицы?
Может ли нас чему — нибудь хорошему научить верблюд?
-Спасибо за работу группам, продолжаем работать на своих рабочих местах.
VII .Закрепление изученного.
Слайды 32 — 36
Все о чем вы сейчас говорили- очень важно и нужно для каждого из нас и для планеты Земля в целом. Создана специальная наука, которая изучает взаимоотношения человека и природы. Как она называется?
Слайды37 — 42
Вам знакомо выражение» экологический кризис»?
« Эко» в переводе с греческого — дом, жилище.
« Кризис» - тоже с греческого- «суд».
Значит « суд Божий». Бог так говорит человеку. ЧТО ЧЕЛОВЕК НАРУШАЕТ И ЗАПОВЕДИ ,И ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ.
А ведь был на Земле уже экологический кризис. Когда? Об этом тоже рассказывается в вашем учебнике. Прочитаем рубрику « Это интересно»( с. 85)
VII .Рефлексия.
- Подведем итоги всему нашему разговору небольшим тестом по теме.
Вопросы теста:
1. Как может проявляться «образ Божий» в человеке по отношению к природе.
- Если человек будет походить на Бога, вся природа сама будет подчиняться ему
- Как Бог повелевает этим миром, так и человек должен стремиться подчинить этот мир себе
- Как Бог сотворил и благоустроил этот мир, так и человек должен стараться делать мир вокруг себя краше, добрее, лучше.
- 2. .Должен ли человек быть ответственным за окружающий его мир?
- Нет, потому что человек должен брать от мира и от природы все, что только можно, а ответственность за мир будет мешать ему
- Нет, потому что человек может жить отдельно от природы
- Да, потому что Бог повелел человеку быть ответственным за мир, и человек должен исполнять этот завет с прилежанием и благоговением
- 3. Почему человека называют «венцом творения»?
- Потому, что подобно венцу, человек должен возвышаться над всем миром, и мир должен быть человеком порабощён
- Потому что человек, как самое главное творение, имеет венец. И цель жизни каждого человека это венец найти
- Потому что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, как самое разумное существо, и поставил человека над всем живым на земле. Бог увенчал, то есть завершил им творение мира
- 4. Как человек не должен относиться к природе?
- С любовью. Не только сохранять красоту природы, но и стараться облагородить ее
- Потребительски, то есть брать от природы все, что она дает, и не заботиться о ней
- Бережно, пытаясь сохранить её первозданную чистоту
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри".
Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри"...
Открытый урок по ОРКСЭ "Отношение христианина к природе".
Разработка урока по основам религиозной культуры и светской этики на тему "Отношение христианина к природе".К конспекту урока прилагается презентация....
Конспект открытого урока по ОРКСЭ "Паломничества и святыни"
Цель урока:Познакомить учащихся с главными святынями мировых религиозных культур.Введение новых понятий и терминов- паломник, паломничество, реликвия, мощи, хадж, накхор.Формировать навыки самостоятел...
Конспект открытого урока по ОРКСЭ ОПК по теме: «От рождения до вечности». 4 класс
Цель урока: Познакомить учащихся с православным пониманием сущности Церковных Таинств. Задачи урока:- учебные: сформировать общее понимание церковной жизни в связи с совершением...
Конспект открытого урока по ОРКСЭ на тему «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»
Конспект открытого урока по ОРКСЭ на тему «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»...
Конспект открытого урока по ОРКСЭ (модуль «Основы исламской культуры») по теме «Семья в исламе»
На уроке создаются условия для формирования образа семьи у детей 4 класса, дети знакомятся с понятиями род, родословная, родственники, семья, как частица рода, в которой сливаются мысли, т...
Конспект открытого урока по ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"
Конспект открытого урока по ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"...