Конспект открытого урока по ОРКСЭ "Паломничества и святыни"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Цель урока:
- Познакомить учащихся с главными святынями мировых религиозных культур.
- Введение новых понятий и терминов- паломник, паломничество, реликвия, мощи, хадж, накхор.
- Формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации.
- Развитие устной речи.
- Воспитывать интерес и уважение к величайшему культурному наследию разных народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_urok.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ОРКСЭ
Тема «Паломничества и святыни»
Цель урока:
- Познакомить учащихся с главными святынями мировых религиозных культур.
- Введение новых понятий и терминов- паломник, паломничество, реликвия, мощи, хадж, накхор.
- Формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации.
- Развитие устной речи.
- Воспитывать интерес и уважение к величайшему культурному наследию разных народов.
Оборудование урока:
- Учебное пособие для общеобразовательных учреждений “Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур”. 4-5 классы. Авторы: А, Л, Беглов, Е.В.Саплина, Е.С. Токарева (руководитель коллектива), А.А. Ярлыкапов. М.: Просвещение.2012.-80 с.
- Мультимедиа-проектор.
- Иллюстрации святынь.
- Кроссворд.
Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Изучение нового материала.
А). Разгадывание кроссворда.
-Какое ключевое слово у вас получилось?
Б). Определение темы урока.
- Я прочту вам стихотворение, а вы определите тему урока.
Паломник, усердный путник
В кармане молитвослов.
И рядом – ангел заступник
И жажда прощенья грехов.
- О ком или о чём мы сегодня будем говорить?
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое паломничество, реликвии и мощи.
-Давайте вместе попробуем дать определение слову «паломничество».
У каждого народа есть святые места, куда идут и едут люди со своими просьбами и печалями, с надеждой исцеления и благодарностью Всевышнему.
- Первоначально паломниками называли людей, совершивших путешествие в Святую землю для поклонения христианским святыням. Они приносили с собой ветку пальмы, откуда и происходит слово «паломничество» и « паломник».
Со временем под паломничеством стали понимать путешествия и к другим святым местам. На Руси традиции паломничества восходят к
11 веку. Традиционными маршрутами русских паломников были Святая Земля, Афон, другие национальные святыни.
Первым русским паломником считается игумен Даниил, оставивший описание Святой Земли. Хождение это относится к 12 веку.
- Паломничество играет важную роль в религиях мира.
Паломничество – это путешествие с целью поклонения какому – то предмету или месту, являющемуся особенно священным для верующих данной религии.
Паломничества в христианстве
Главным объектом паломничества в христианстве является место захоронения Иисуса Христа – Гроб Господен в Иерусалиме.
Над этим местом был сооружён храм Гроба Господня.
Но понятие святыни распространяется и на другие места, связанные с жизнью и смертью Иисуса Христа. Поэтому священным стал и сам город Иерусалим и Вифлием, где родился Иисус. Вся эта территория носит название «Святая Земля».
Центрами паломничества христиан стали другие места в мире. Это те места, где находится какая – нибудь реликвия - особо чтимая и хранимая святыня. Ценнейшими реликвиями стали вещи, связанные с жизнью Иисуса: части креста, на котором был распят Иисус, его одежда, саван, в который он был завёрнут после смерти.
Кроме того, святыми считаются мощи – останки тел умерших. Верующие люди поклоняются мощам тех, кто был известен своей праведной жизнью и поэтому признан Христианской церковью святыми. Обычай поклоняться им стал для христиан традиционным.
(Свято- Троицкий Серафимо -Дивеевский женский монастырь.
По православному преданию Дивеевский монастырь является одним из уделов Богородицы на земле. Тысячи паломников со всего света посещают село, чтобы поклониться святой канавке, которую по преданию проложила сама Богородица и окунуться в целебных источниках)
Паломничества могут совершаться и к иконам.
Паломничества в исламе
-Для мусульман важно паломничество в город Мекку- хадж.
Он считается одним из столпов мусульманской веры. Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить хадж, но если он имеет возможность предпринять такое путешествие. В определённое время в Мекке собираются несколько миллионов верующих со всего мира, которые в знак равенства и приближения к Богу одеваются в куски белой ткани и совершают совместные ритуалы.
Именно в Мекке находится главная святыня мусульман – храм Кааба. Этот храм представляет собой почти кубическое здание, которое накрыто покрывалом с расшитым на нём изречениями из Корана. Внутри не проводится молитв, здесь только горят лампады. Кааба-это начальный и конечный пункт хаджа. Паломники 7 раз обходят вокруг этого храма, имитируя движения ангелов вокруг Всевышнего.
«Лучезарная Медина» - второй по святости город мусульман. Здесь похоронен пророк Мухаммад. Гробница Мухаммада расположена в Мечети Пророка в Медине.
Третья по значимости святыня ислама находится в Иерусалиме. Это комплекс сооружений. Он включает в себя Величественный храм, который называется «Купол скалы» и «Отдалённую мечеть».
Паломничества в иудаизме
Иудеи считают главной святыней город Иерусалим, где ранее находился Иерусалимский храм. Тысячи верующих евреев стекаются к сохранившейся западной стене Храма, которая получила название Стены плача.
Здесь иудеи совершают личные и совместные молитвы, проводят обряды вступления в иудейскую общину.
Паломничества в буддизме
Паломничества в буддизме (накхор) начались с поклонения останкам Будды. Паломничества могут совершаться в любое время года, раз в год или раз в 12 лет с целью очиститься от мирской скверны, накопить
« заслуги» на пути просветления, получить благословление святого подвижника или приобщиться к святости священного места или предмета. Наиболее священными в буддизме являются 4 места, связанные с основными событиями жизни Будды: место, где он родился; где к нему пришло просветление; где он произнёс первую проповедь; где он умер.
Но для того, чтобы стать паломником, не обязательно отправляться в дальние страны, бросая учёбу и работу. Места паломничества есть в каждом городе. Мы живём в Москве. Здесь много православных храмов, в которых хранятся святыни. И, при желании, мы тоже можем совершать
паломничества.
Одна из главных святынь христианства находится в московском Зачатьевском монастыре. Это частица Животворящего креста Господня, а рядом с ним икона «Плач при кресте Господнем».
В Успенском соборе Московского Кремля хранится ценнейшая реликвия христианства- один из гвоздей, которым прибивали Иисуса Христа к кресту. Там же находится и часть Ризы Богородицы, которую выносят для поклонения верующим.
Мы говорили о том, что паломничества совершают и к мощам святых. Мощам Святой Матроне Московской поклоняются в Покровском монастыре.
Люди во многих странах с уважением относятся к паломникам. И даже ставят им памятники. Например, эти памятники стоят на пути Святого Иакова в Испании. Есть памятник и богомольцу российскому в городе Дмитрове недалеко от Москвы.
3.Итог урока
- Возрождению российского паломничества способствовал пример Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, который неоднократно посещал Святую Землю и многие святые места отечественного и вселенского Православия..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
Великие географические открытия...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...