Рабочая программа по Основам православной культуры в 4классе
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по ОПК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_osnovy_pr.docx | 43.11 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА ВОРОНЕЖА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №62
«Согласовано» «Утверждено»
на заседании ШМО Директор МБОУ СОШ№62
« »___________2012г. ________________
Руководитель ШМО « »________________2012г.
Примерная рабочая программа
по предмету «Основы православной культуры»
для 4 классов.
Автор-составитель
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №62
Давыденко Н.В.
Воронеж 2012-2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам православной культуры для 4 класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27.12.2001года. Документы разработаны Татьяной Васильевной Дорофеевой, кандидатом исторических наук, доцентом Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; руководителем Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви) протоиереем Андреем Изакаром; главным специалистом Главного управления образования Администрации Воронежской области А.С. Шушарьяном. Преподавание ОПК в 4 классе осуществляется по учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы автора А.В. Кураева.
Программа разработана на 35 часов в год, по 1 часу в неделю.
Законодательная база духовно-нравственного просвещения.
- Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);
- Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4);
- Национальная доктрина образования;
- Международная конвенция о правах ребенка 1989 г.;
- Решение расширенного заседания правления ассоциации«Образование Черноземья» от 11.05.2000 г.;
- Договор о сотрудничестве Областного комитета образования и Воронежского епархиального управления (апрель 2000 г.);
- Договор о сотрудничестве ВОИПКиПРО и Воронежского епархиального управления (март 1998 г.).
Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Школа является государственным учреждением для передачи детям традиций того общества, в котором они родились и формируются как личности. Как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина и патриота своей страны.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина России, оказать содействие семье, обществу и государству в подготовке детей к жизни в современном мире.
Задачи программы:
формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства;
- знакомить с основами православной культуры;
- раскрывать её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся
1. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
2. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
I) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
3. Основы духовно-нравственной культуры народов России:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
4. Искусство
Изобразительное искусство:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.
Формы контроля
Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование. По предмету оценки не выставляются.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Россия – наша Родина. | 1 |
2 | Культура и религия. | 1 |
3 | Человек и Бог в православии. | 1 |
4 | Православие и молитва. | 1 |
5 | Библия и Евангелие. | 1 |
6 | Проповедь Христа. | 1 |
7 | Христос и его крест. | 1 |
8 | Пасха. | 1 |
9 | Православное учение о человеке. | 1 |
10 | Совесть и раскаяние. | 1 |
11 | Заповеди. | 1 |
12 | Милосердие и сострадание. | 1 |
13 | Золотое правило этики. | 1 |
14 | Храм. | 1 |
15 | Икона. | 1 |
16 | Творческие работы учащихся. | 1 |
17 | Подведение итогов. | 1 |
18 | Как христианство пришло на Русь. | 1 |
19 | Подвиг. | 1 |
20 | Заповеди блаженств. | 1 |
21 | Зачем творить добро? | 1 |
22 | Чудо в жизни христианина. | 1 |
23 | Православие о Божием суде. | 1 |
24 | Таинство Причастия. | 1 |
25 | Монастырь. | 1 |
26 | Отношение христианина к природе. | 1 |
27 | Христианская семья. | 1 |
28 | Защита Отечества. | 1 |
29 | Христианин в труде. | 1 |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 |
31 | Творческие работы учащихся. | 1 |
32-33 | Экскурсия в храм. | 2 |
34-35 | Подведение итогов года. | 2 |
Итого: | 35 |
Содержание тем учебного курса
1 | Россия – наша Родина. |
2 | Культура и религия. |
3 | Человек и Бог в православии. |
4 | Православие и молитва. |
5 | Библия и Евангелие. |
6 | Проповедь Христа. |
7 | Христос и его крест. |
8 | Пасха. |
9 | Православное учение о человеке. |
10 | Совесть и раскаяние. |
11 | Заповеди. |
12 | Милосердие и сострадание. |
13 | Золотое правило этики. |
14 | Храм. |
15 | Икона. |
16 | Творческие работы учащихся. |
17 | Подведение итогов. |
18 | Как христианство пришло на Русь. |
19 | Подвиг. |
20 | Заповеди блаженств. |
21 | Зачем творить добро? |
22 | Чудо в жизни христианина. |
23 | Православие о Божием суде. |
24 | Таинство Причастия. |
25 | Монастырь. |
26 | Отношение христианина к природе. |
27 | Христианская семья. |
28 | Защита Отечества. |
29 | Христианин в труде. |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. |
31 | Творческие работы учащихся. |
32-33 | Экскурсия в храм. |
34-35 | Подведение итогов года. |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Оборудование | Ключевые понятия | Повторение | Литература | Дата проведения урока | ||
план | фактически | |||||||||
1 | Россия – наша Родина. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: понятия «Духовный мир», «Культурное наследие». Уметь: рассказать о культурный традициях семьи. | 1 | ||||
2 | Культура и религия. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: истоки русской культуры в православной религии. Уметь: работать с рабочей тетрадью. | У№1 | 1 | |||
3 | Человек и Бог в православии. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что представляет собой человек и Бог в православии. Уметь: работать с тетрадью. | У№2 | 1 | |||
4 | Православие и молитва. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что такое молитва и какие бывают молитвы. Уметь: делать выводы из изученной темы. | У№3 | 1 | |||
5 | Библия и Евангелие. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: кто такие христиане, что представляет собой Священное писание Библия и Евангелие. Уметь: отвечать на вопросы. | У№4 | 1 | |||
6 | Проповедь Христа. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: чему учил Христос, что такое Нагорная проповедь, какое сокровище нельзя украсть. Уметь: делать выводы из изученной темы. | У№5 | 1 | |||
7 | Христос и его крест. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: как Бог стал человеком, почему Христос не уклонился от казни, какова символика креста. Уметь: делать выводы. | У№6 | 1 | |||
8 | Пасха. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что такое Пасха, как празднуют Пасху. Уметь: работать с тетрадью. | У№7 | 1 | |||
9 | Православное учение о человеке. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: чем Бог одарил человека, когда болит душа, что такое образ Божий в человеке. Уметь: отвечать на вопросы. | У№8 | 1 | |||
10 | Совесть и раскаяние. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: какие заповеди даны людям, что общего у убийства и воровства, как зависть гасит радость. Уметь: делать выводы. | У№9 | 1 | |||
11 | Заповеди. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать:какие заповеди даны людям, что общего у убийства и воровства, как зависть гасит радость. Уметь: работать с тетрадью. | У№10 | 1 | |||
12 | Милосердие и сострадание. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: чем милосердие отличается от дружбы, кого называют ближним, как христианин должен относиться к людям. Уметь: работать с тетрадью. | У№11 | 1 | |||
13 | Золотое правило этики. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: главное правило человеческих отношений, что такое неосуждение.. Уметь: работать с тетрадью. | У№12 | 1 | |||
14 | Храм. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что люди делают в храмах, как устроен православный храм. Уметь: использовать разнообразную литературу для расширения кругозора. | У№13 | 1 | |||
15 | Икона. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: почему икона так необычна, зачем изображают невидимое. Уметь: работать с тетрадью. | У№14 | 1 | |||
16 | Творческие работы учащихся. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: как выполняются творческие работы. Уметь: использовать разнообразную литературу и материал по выбранной теме. | У№15 | 1 | |||
17 | Подведение итогов. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: как выполняется праздничный проект. Уметь: использовать разнообразную литературу и материал по выбранной теме. | У№16 | 1 | |||
18 | Как христианство пришло на Русь. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что такое Церковь, что такое крещение. Уметь: работать с тетрадью. | У№17 | 1 | |||
19 | Подвиг. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: чо такое подвиг, о человеческой жертвенности. Уметь: рассказать в чём суть подвига. | У№18 | 1 | |||
20 | Заповеди блаженств. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: Что такое Нагорная проповедь Христа, Заповеди Блаженств. Уметь: рассказать в чём суть проповедей. | У№19 | 1 | |||
21 | Зачем творить добро? | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать:как подражают Христу, чему радуются святые. Уметь: рассказать в чём суть добра. | У№20 | 1 | |||
22 | Чудо в жизни христианина. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: о Святой Троице, о христианских добродетелях. Уметь: рассказать в чём суть чуда в жизни христианина. | У№21 | 1 | |||
23 | Православие о Божием суде. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: как видеть в людях Христа, почему христиане верят в бессемертие. Уметь: рассказать. | У№22 | 1 | |||
24 | Таинство Причастия. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что такое Причастие, что такое церковное таинство. Уметь: работать с тетрадью. | У№23 | 1 | |||
25 | Монастырь. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: почему люди идут в монахи, от чего отказываются монахи. Уметь: отвечать на вопросы по новой теме. | У№24 | 1 | |||
26 | Отношение христианина к природе. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что делает человека выше природы, какую ответственность несёт человек за сохранение природы. Уметь: отвечать на вопросы по новой теме. | У№25 | 1 | |||
27 | Христианская семья. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что такое венчание, что обозначают христианские кольца. Уметь: пользоваться разнообразной литературой по новой теме. | У№26 | 1 | |||
28 | Защита Отечества. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: о том, когда война бывает справедливой, о святых защитниках Родины. Уметь: работать с тетрадью. | У№27 | 1 | |||
29 | Христианин в труде. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: о том, какой первый грех людей, какой труд напрасен. Уметь: работать с тетрадью. | У№28 | 1 | |||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: о любви и уважении к Отечеству. Уметь: рассказать. | У№29-30 | 2 | |||
31-32 | Экскурсия в храм. | 2 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: о Преображенском храме, знать устройство храма. Уметь: рассказать об увиденном. | У№31-32 | 2 | |||
34-35 | Подведение итогов года. | 2 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: об основах духовной нравственности и культуры народов России. Уметь: приводить примеры из жизни. | У№33-34 | 2 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы (основной)
1 А.В.Кураев/ Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – 2 издание//М.: Просвещение, 2012
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами
№ п/п | Предмет | Класс | Автор | Название ЭОР | Год | Кол-во |
1 | ОПК | 4 | ОАО «Издательство «Просвещение» | Электронное приложение к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы Православной культуры для 4-5 классов общеобразовательных учреждений/А.В.Кураев | 2010-2011 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива "Основы православной культуры"
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование. Третий год обучения...
Рабочая программа по основам православной культуры 1-2 класс
рабочая программа...
рабочая программа по основам православной культуры в 4 классе.
Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО и предназначена для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы....
рабочая программа по основам православной культуры в 4 классе.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и предназначена для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы...
Рабочая программа по основам православной культуры
Региональный учебник...
Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс
Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...