Библия и Евангелие
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Разработка урока учебного курса "Основы Православной культуры" к учебнику А.В. Кураева, в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
37_kuzmenko_n.m._bibliya_i_evangelie.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузьменко Н.М.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 37 Советского района
г. Ростова-на-Дону.
Урок учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
в 4 классе
Тема урока: «Библия и Евангелие»
Базовый учебник: Автор: А.В. Кураев, издательство «Просвещение» , 2012.
Цели урока:
- познакомить учащихся со значением Библии для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальность
- развивать личностные качества уважения к православной культуре, познавательную активность и интерес к устному и письменному слову; развивать умение аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении; развивать речевые и творческие навыки детей;
- воспитывать уважение к традиционным ценностям отечественной культуры
Задачи:
- актуализировать понятия «христианство», «христианин», «завет», «пророк», «апостол», «притча», «откровение»
- рассмотреть роль Библии в жизни христианина
Универсальные учебные действия:
- регулятивные: осознание учеником, значимости освоения Библии для собственного развития и духовного роста;
- познавательные: формирование представлений о роли Библии в православной культуре; расширение понятийного запаса; формирование мировоззрения;
- коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками
Оборудование: компьютер, монитор, набор фотографий, иллюстрации по теме, музыкальное сопровождение, тетради или альбомы для рисования, учебное пособие «Основы православной культуры» А.В.Кураева.
Ход урока.
- Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. В начале нашего урока прозвучит отрывок из стихотворения Николая Гумилёва:
Слово
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине…
Пускай эти красивые и торжественные строчки настроят вас на серьёзный и возвышенный лад, на встречу с необыкновенным.
2. Проверка усвоения материала прошлого урока
-О чем шла речь на прошлом уроке? ( О православной молитве)
-Что такое молитва (Обращение людей к Богу)
-Объясните, что такое «молитва-просьба», «молитва-благодарение». «молитва-славословие»
-Что даёт молитва православному человеку? (Молящийся человек прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется)
Учитель: Верно, молитва – это обращение людей к Богу, но и Бог общается с людьми. Именно об этом и пойдёт разговор сегодня на уроке.
3. Введение в тему, создание проблемной ситуации.
Учитель: В жизни человек окружён множеством книг, у каждого из вас, надеюсь, есть любимая книга. Но существует такая книга, которая стала важной частью человеческой культуры, изучение которой очень важно для христиан всего мира и, конечно, для православных христиан. Вы уже догадались, о какой книге идёт речь? (О Библии)
Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы прикоснёмся к этому памятнику культуры, к этой священной «Книге книг». Вместе с вами попробуем ответить на вопросы: О чем рассказывает Библия людям? Из каких частей она состоит? Почему христиане считают Библию «откровением Бога»?
4. Объяснение нового материала: работа с учебником, беседа
Разобраться в этих важных и непростых вопросах нам поможет учебник. (Выразительное чтение несколькими учащимися 1-4 абзацев учебного пособия, с. 16)
Обсуждение прочитанного, ответы на вопросы:
-Кто такие христиане? (Люди, которые приняли учение Иисуса Христа)
-Почему Библия важна для христиан, о чём она рассказывает людям? (В ней рассказывается, как люди ждали рождения Христа, как он родился, жил и чему учил людей)
-Что означает слово «Библия» в переводе с древнегреческого языка и почему? (Слово «Библия» означает «книги», потому что эта священная для христиан книга состоит из 77 книг)
Учитель: Библейские книги написаны людьми разных поколений в течение тысячи лет. Первая, наиболее древняя часть Библии состоит из 50 книг, написанных на древнееврейском языке, и называется Священное Писание Ветхого Завета. Попробуем разобраться в значении этого названия. Слово ЗАВЕТ означает «союз», «договор». Имеется в виду союз Бога и человека. Нужен ли людям такой союз? Да, чтобы встречать невзгоды и испытания с уверенностью в Божией помощи.
Кто же написал книги Ветхого Завета? Это были ПРОРОКИ – люди, имевшие особый дар – слышать, что говорит им Бог, и открывать людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее.
Почему Завет Бога с пророками называется Ветхим? Первоначальное значение слова «ветхий» - «древний», «старый». Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода Христа. С его приходом появляется Новый Завет.
Давайте изобразим эти сведения в виде таблицы (дети рисуют и заполняют диаграмму):
Священное Писание Нового Завета написано АПОСТОЛАМИ – первыми учениками Иисуса Христа. Они свидетельствовали о жизни, словах и делах Христа, поэтому части Нового Завета, посвящённые Иисусу Христу, называются Евангелие. В переводе с греческого языка «Евангелие» означает «добрая весть».
5. Динамическая пауза. Учитель читает стихотворение, показывая движения, дети стоя выполняют описанные движения:
«Солнечная зарядка», стихотворение Галины Дядиной (журнал «Мурзилка» №6, 2013, с. 9)
Солнце делает зарядку: (стать на носочки, потянуться руками вверх)
Село-встало, село-встало. (полуприсед – руки на поясе)
Приседает по порядку
И нисколько не устало!
Подаёт пример атлетам, (сгибание – разгибание рук в локтях)
Упражняясь то и дело.
Каждый день – зимой и летом –
Встало-село, встало-село! (полуприсед – руки на поясе)
Подымает всех с постели, (стать на носочки, потянуться руками вверх)
Не даёт валяться вяло.(наклоны вправо-влево)
Бодрый дух в здоровом теле!
Село-встало, село-встало! (полуприсед – руки на поясе)
…
Я надеюсь, физкультура
Зарядит и вас весельем!
Это кто там смотрит хмуро?
Встали-сели, встали-сели!
5. Продолжение работы над темой урока: работа с иллюстрациями учебника, беседа, чтение
Учитель: Среди множества прекрасных и полезных книг Библия для христианина - особая книга. Её читают и в храме, и дома. Её внимательно изучают, переводят на разные языки. Священные тексты звучат во время службы в храме. Особая роль отводится Евангелию. На фотографиях в учебнике изображено богато иллюстрированное Евангелие в драгоценном окладе (рис. с. 16). Такое почтительное отношение к Священной книге сложилось на Руси в древнейшие времена. Первые Евангелия на древнерусском языке были рукописными, на их создание уходило несколько лет труда, не случайно, во время пожаров люди выносили из жилищ и храмов самое дорогое – книги. Но мы должны помнить, что богатое убранство книги – это всего лишь знак почтения к её главному достоинству - содержанию.
Мудрость веков, глубинный смысл, Божественное откровение несёт в себе Библия. Обратите внимание на иллюстрацию «Христос Вседержитель» В. Васнецова (рис. с. 17). В центре изображена фигура Иисуса Христа: правая рука поднята в благословении, а в левой – Священная книга. Особого внимания заслуживают четыре фигуры по углам изображения. Для чего они здесь? О чём говорят зрителю? Каждая деталь на иконе или фреске не случайна и обладает символическим смыслом. Чтобы понять его, обратимся к статье учебника. (Чтение статьи «Это интересно» с. 17). Итак, кого символизируют фигуры тельца, орла, человека и льва? (Они напоминают о четырёх апостолах – учениках Иисуса Христа и авторах Евангелия: Луке, Иоанне, Матфее и Марке).
Чтение Библии – это несуетная, внутренняя работа ума и души. В этой книге много притчей. Притча – это бытовая, житейская история, в которой нужно найти очень важный для человека нравственный урок. Прочитайте притчу «Суд царя Соломона». (Чтение статьи «Это интересно» с. 18). Попробуйте разобраться, чему учит эта история. (Чтение, обсуждение, в результате которого ученики должны прийти к выводу: эта притча осуждает жестокость и себялюбие, она учит жертвенной, сострадательной любви – истинная мать готова отказаться от своего ребёнка, ради спасения его жизни).
Учитель: Вы убедились, что в Библии заключены очень важные для человека нравственные уроки. В её текстах есть даже прямое обращение Бога к людям, то есть ОТКРОВЕНИЕ. Откровение – это такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным. Именно таким откровением Божиим у христиан считается Библия. Повествование в ней разворачивается от рассказа о создании мира до пророчества (то есть предсказания) конца мира. Самые важные страницы Библии говорят о жизни и учении Иисуса Христа.
6. Закрепление материала урока
-Почему Библию называют Книгой книг? Из каких частей она состоит?
-Как переводится слово «Евангелие»? Сколько есть Евангелий? Кто их авторы?
-О чем рассказывает Библия людям?
Выставление оценок, комментирование.
7. Подведение итогов, домашнее задание
1. Подумайте и ответьте на вопрос: «Как вы понимаете, что такое откровение? Бывают ли откровения в нашей обычной жизни? Чем они отличаются от религиозного откровения, то есть откровения Бога?
2. Нарисуйте иллюстрацию к одной из библейских притч, объясните её нравственный смысл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок + презентация по ОРКСЭ "Библия и Евангелие"
Урок и презентация по ОРКСЭ на тему "Библия и Евангелие"...
Библия и Евангелие
Каскадная модель повышения квалификации педагогов по курсу ОРКСЭ Итоговая работа слушателя....
Библия и Евангелие.
- развивать представления о духовно-нравственных ценностях Библии для христиан;- формировать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православия....
Артюшенко Н. А. Библия и Евангелие Часть 1, 2,3
Ребята знакомятся со священыми книгами православных христиан....
Библия и Евангелие
Презентация к уроку ОРКСЭ (ОПК)...
Урок "Библия и Евангелие" ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
карта урока по теме "Библия и Евангелие" , текст с пропусками, загадка к уроку....
ОРКСЭ.Тема "Библия и Евангелие".Работа с иллюстрацией.
Беседа по картине Виктора Михайловича Васнецова «Христос Вседержитель». Тема 5 по учебнику Кураева А.В.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры.4 класс.Цель этой беседы...