ОРКСЭ.Тема "Библия и Евангелие".Работа с иллюстрацией.
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме
Беседа по картине Виктора Михайловича Васнецова «Христос Вседержитель». Тема 5 по учебнику Кураева А.В.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры.4 класс.
Цель этой беседы- формировать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse.tema_bibliya_i_evangelie._rabota_s_illyustratsiey.docx | 970.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Библия и Евангелие.
Цель урока: осмысление значения для христиан книг Ветхого и Нового завета.
Задачи, ориентированные на достижение:
личностных результатов
- развивать представления о духовно-нравственных ценностях Библии для христиан;
- формировать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православия.
метапредметных результатов
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
предметных результатов
- сформировать у учащихся представления о Библии, Евангелии, Ветхом Завете, Новом Завете, Священном Писании, пророках, апостолах;
- формировать у детей желание быть откровенными с окружающими их людьми.
Беседа по картине Виктора Михайловича Васнецова «Христос Вседержитель».
Учитель: 1885год. «Расписать Владимирский собор в Киеве?!» - Васнецов нервно расхаживал по комнате взад-вперед. Домашние уже давно легли.. «Нет, я хорошо сделал, что отказался...», - размышлял он. Свой отказ Виктор Михайлович мотивировал тем, что он художник-сказочник, никогда не писал лик Христа и не имел замыслов связанных с Библейской тематикой. Его картины «Три богатыря», «Иван-царевич и серый волк», «Аленушка» всем вам хорошо известны.
Но, проведя всю ночь без сна, делает наброски, эскизы. Васнецов утром отправляет телеграмму в Киев: «Если Суриков откажется, оставьте работу за мной»…
…Внутреннее убранство храма должно было показать, изложить историю Русской Церкви в лицах. Виктор Михайлович со свойственной ему серьезностью решил, что имеющегося у него опыта не хватит. И он отправился восполнять недостаток знаний в Италию. Денег хватило всего на месяц. Но за это время он успел обежать все храмы и галереи Рима, Флоренции, Венеции, Равенны...
…Огромное серовато-белое пространство Владимирского собора, которое, нужно было оформить росписью, составляло четыре тысячи квадратных аршин!(3тыс.кв.м)
«Эх, какое мое дело, велик мой талант или мал - отдавай всё». Титаническая ежедневная работа продлилась не три года, как боялся Васнецов, и не пять, как предполагали заказчики, а десять.
Так появилась фреска центрального купола Владимирского собора в Киеве - «Христос Вседержитель» . Ее размеры 23 на 23 метра.
-Ребята, рассмотрите в учебнике( с.17) репродукцию с картины большого мастера живописи на религиозную тематику Виктора Михайловича Васнецова «Христос Вседержитель».
-Кого изобразил художник в центре композиции?
Ученики: Виктор Васнецов на своем полотне «Христос Вседержитель» изобразил Иисуса Христа.
Учитель: Где находится портрет Иисуса Христа?
Ученики: Портрет Христа находится в круге .
Учитель: Куда смотрит Иисус?
Ученики: С картины Иисус Христос смотрит прямо на нас. У него большие, выразительные глаза.
Учитель: У Христа на полотне очень выразительное, запоминающееся лицо, особенно глаза, буквально проникающие в душу смотрящего.
- Что окружает Иисуса Христа?
Ученики: Вокруг Иисуса звёздное небе, внизу - облака. А вокруг головы Иисуса – светящийся круг с какими-то знаками (буквами).
Учитель: Вы правы. Выразительный образ Иисуса Христа заключен в идеальный круг, на фоне темного ночного неба, украшенного горящими звездами (на фоне Вселенной, то откуда Он пришел). Чтобы понять, что обозначают буковки на нимбе (золотом свечении вокруг головы) Спасителя Иисуса Христа на иконах, надо вспомнить «Ветхий завет». Когда Господь явился на горе Синай пророку Моисею в пламени горящего тернового куста, на вопрос изумленного Моисея: «Кто ты?». Он ответил: «Аз есмь сей (я всегда существую)». По-еврейски это переводиться - Иегова, а в греческой транскрипции - Омега Омикрон (я всегда существую), в славянской - Аз есмь сей. Поэтому эти буквы и по-гречески пишутся, и по церковно-славянски, но смысл один и тот же - «я всегда существую». Вечно существующий Бог, вот что обозначают эти символы в иконографии нимба Иисуса Христа.
-Что Иисус делает?
Ученики: В левой руке у Христа Библия, а правую он высоко поднял, наверное, хочет нас перекрестить.
Учитель: Вы правы. В одной руке Иисус держит открытым Священное Писание: «Я есть Свет мира», - написано на его страницах. Другая рука поднята в жесте благословения (правой, высоко поднятой рукой, он благословляет всех на него глядящих, то есть все человечество).
- Какие изображения находятся по углам картины?
Ученики: По углам картины находятся символические изображения четырех существ: человек, орел, бык и лев.
Учитель: Как вы думаете, почему именно эти символы окружают Христа?
Ученики: Лев и бык-это сила, орёл-зоркость, а человек - это тот кто считает Иисуса Христа богом.
Учитель: Прочитайте о них в учебнике на стр.17.Сравните информацию и своё предположение.
Ученики: Нет, в христианстве всё по-другому. Изображения четырех священных существ (человек, орел, телец и лев) - это знаки четырёх евангелистов Матфея, Иоанна, Луки, Марка.
Учитель: Какие цвета преобладают в картине?
Ученики: Картина выполнена в трёх цветах: коричневый, синий, жёлтый(золотой).
Учитель: Что они могут обозначать?
Ученики: Синий цвет – это небо, жилище богов. Золотисто- жёлтый цвет - цвет святости, цвет сияния звёзд, цвет солнца. А коричневый цвет - это горы, земля.
Учитель: Действительно, оттенки синего ассоциируются с небесным, возвышенным и духовным, но коричневатые и золотистые цвета – это все земное, реальное и человеческое. Таким образом художник хочет передать двойственную природу Христа – Сына божьего, рожденного смертной женщиной. Человек, орел, телец и лев – выполнены в золотисто-охристой гамме, которая создает впечатление массивного резного обрамления центральной круглой картины.
- Как вы думаете, почему В. Васнецов назвал свою картину «Христос Вседержитель»?
Ученики: Иисус Христос – бог, он держит в руках весь мир, защищает его, благословляет на хорошие дела, удерживает от плохих поступков, прощает грехи.
Учитель: Действительно, значение этой простой по сюжету и повсеместно распространенной иконы огромно: Христос — царь небесный и судия, «… альфа и омега, начало и конец, Господь, который есть, был и грядет, Вседержитель». Титул «Вседержитель» или «Правитель мира» относится в одинаковой мере и к человеческой, и к божественной природе Спасителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образец работы с иллюстрациями в курсе ОРКСЭ.
Образец работы с иллюстрациями в курсе ОРКСЭ....
Приемы работы с иллюстрацией на уроках литературного чтения во 2 классе
Использование иллюстраций на уроках чтения является обязательным условием осознанного изучения учащимися художественного текста.Приёмы работы с иллюстрациями на уроках литерРаскрывая некоторые приёмы ...
Работа с иллюстрацией на уроке ОРКСЭ
Пример работы с иллюстрацией на уроке ОРКСЭ содержит вопросы учителя и примерные ответы детей....
работа с иллюстрацией на уроке опк
как работать с картинами...
ОРКСЭ Методика работы с иллюстрациями.
Иллюстрация может работать как пояснение текста.Иллюстрация может заменить основной текст, самостоятельно раскрывать содержание учебного материала.Иллюстрация призвана помочь выразить смысл, компенсир...
Фрагмент урока по работе с иллюстрацией на уроках ОРКСЭ
В данном метериале представлен фрагмент урока по работе с иллюстрацией "Чудотворные иконы Божьей матери"...
Работа с иллюстрацией
Фрагмент урока...