Конспект урока ОПК "Храм- Божий дом"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Материал урока дает представление о назначении православного храма и его устройстве. На уроке происходит развитие мотивации к изучению православной культуры. Материал конспекта можно использовать на внеурочных мероприятиях духовно-нравственной, патриотической, краеведческой направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_opk.docx | 33.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Храм-Божий дом»
Подготовила :
учитель начальных классов Криволуцкая Ирина Евгеньевна
Тип урока: интегрированный
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями православного храма и традициями поведения в нём.
Задачи урока: познакомить с внутренним устройством храма и правилами поведения в нём; учить уважительному отношению к православной культуре, её правилам и нормам.
Формируемые УУД:
- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; развитие навыков продуктивного чтения;
- коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- личностные: умение соотносить события с принятыми этическими принципами.
Основные понятия урока: Храм, купол, притвор, икона, иконостас, алтарь, Царские врата.
Формы организации работы: фронтальная работа, работа в парах,
Ход урока
- Организационный момент. Постановка проблемы.
-Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы.
- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о ……
А впрочем, назвать тему урока вы сможете сами, отгадав загадку.
Это дом - не просто дом:
Он красивый и с крестом.
Золотые купола,
Звонкие колокола!
Помолиться в этот дом
Ходят в трепете святом
По утрам и вечерам.
Это-православный - (храм)
Так, какая тема нашего урока? (Тема урока:Храм.)
- Актуализация знаний
А, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(Я думаю …..о храме, об его устройстве, как нужно вести себя в храме)
- Правильно, именно об этом мы и будем говорить на уроке.
- А кто из вас был в храме?
- Что вы там делали?
- Что вам запомнилось больше всего в храме?
- Попробуйте дать определение слову « храм».(учащиеся дают определения слову «храм»)
- Храм – это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.
- В храме много икон.
-В храме крестят детей, венчают молодожёнов.
- Объяснение нового материала
Храм – это архитектурное сооружение, место для встречи с Богом каждого человека, место для совершения богослужений, для совместных молитв.
В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия
Какой храм в России самый главный? (Храм Христа Спасителя)
А в нашем посёлке есть храм? Как он называется?
Кто из вас был в нашем храме?
Просмотр видеоролика
- Сейчас перед вашими глазами пройдут слайды с изображением храмов России. Вы услышите красивую музыку. Откройте свои сердца. Всмотритесь. Вслушайтесь. (учащиеся просматривают видеоролик «Православные храмы»)
- Храмы разные, и в то же время похожи. Ребята, вызаметили, чем похожи все храмы?
(У всех храмов есть купол и на куполе крест).
- Почему у православных храмов на куполе крест? (Крест - святыня и символ христианства)
- Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (Ответы детей)
- Купол -это «крыша» храма. Купол сравнивают с пламенем горящей свечи.
А вы знаете, сколько куполов может быть у храма?
Сейчас мы из сообщения узнаем, сколько куполов может быть у храма и что это символизирует.
Сообщение детей:
Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
-три главы (три Лица Святой Троицы);
-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);
-девять глав (девять чинов Ангельских);
-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов).
Иногда строят и большее количество глав.
-А чем ещё отличаются храмы? (формой)
-Вот послушайте, чем ещё отличаются храмы.
Сообщения детей:
Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своём основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящён распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Дьявола.
Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.
Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.
Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.
-Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.
И зачем нужны колокола, мы сейчас узнаем.
Сообщения детей:
Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
Колокола нужны, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
• Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
• Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
• Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
- Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.
Давайте послушаем праздничный звон колоколов в честь великого праздника Пасхи.
Прослушивание фрагментов колокольного звона.
- Какие чувства вызывает у вас звон колоколов? (радости, умиления, восторга)
- Мысли о храме, церкви, России…
- Невозможно говорить о колокольном звоне и не вспомнить прекрасные строки, знакомые с детства.
Послушайте отрывок из стихотворения Ивана Козлова «Вечерний звон»
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я с ним, навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!…
- Изучение устройства храма.
Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.
Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?
(предположения детей)
Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. Здесь нужно совершать крестное знамение и поклониться.
Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь.
Притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
Из притвора мы попадаем в самую большую часть храма - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым.
В храме иконы повсюду.
- У икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных.
Целая стена из икон называется иконостас. Иконостас отделяет храм от алтаря.
В центре иконостаса - двери. Они называются Царские врата (ворота). Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.
За иконостасом находится алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Слово “алтарь” латинского происхождения и означает “возвышенный жертвенник“. Самое важное место в алтаре — престол, возвышающийся посреди него. На престоле располагается Евангелие — записанное Слово Божие.
Вы запомнили, на сколько частей делится храм? Назовите их.
- Первичный контроль знаний. Самопроверка.
А теперь проверим, как вы запомнили части православного храма. У вас на партах лежит план храма. Подпишите основные части храма.
Проверка на доске.
Физминутка.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
На меня все посмотрели.
- Коллективная работа «Правила поведения в храме»
Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?
Сейчас вы прочитаете стихотворение, которое поможет вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм. Работаем в парах.
(Учащиеся читают стихотворение)
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
-О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?
-Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?
-Как нужно вести себя в храме?
- Творческая работа
Сегодня на уроке мы говорили о храме.
А давайте сейчас, каждый из вас построит свой храм. У вас на партах лежат детали храма.Расположите их так, что бы у вас получился храм. А пока вы будете создавать храм, послушайте песню о храме.( Играет песня «Храм» О. Газманова)
- Покажите, что у вас получилось? (Выставка лучших работ)
- Итог занятия.
-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме?
(Веру, исцеление, надежду, любовь, умиротворение.)
Вывод:
Тысячи лет люди ходят в храм. Идут страждущие и плачущие –и там утешаются.
Идут растерявшиеся – и там получают наставление.
Идут провинившиеся – и получают прощение.
Идут счастливые – поделиться радостью и поблагодарить Бога.
Береги храм в своей душе и созидай его всю свою жизнь.
- Рефлексия урока. Самооценка.
Давайте составим синквейн на тему нашего урока.
Синквейн – означает пятистрочный стих.
1строка - существительное, тема урока
2 строка - описание темы, 2 прилагательных.
3 строка - действие. Обычно 3 глагола, относящихся к теме.
4 строка - чувство, фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме.
5 строка - повторение сути, «синоним» 1 строки, обычно сущ.
Прочитаем, что у вас получилось.
Пример:
Храмы
величественные, строгие
защищают, воспитывают, оберегают
Без храмов нельзя жить на земле.
Душа человека.
-Оцените свою работу на уроке.
-Я благодарна вам за работу.
В завершении нашего урока я хочу пожелать вам добра и терпения, счастья и здоровья, мира и покоя вашим семьям .
Домашнее задание.
Подготовить сообщение о самых знаменитых храмах России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока развития речи. Тема: "Насекомые. Божья коровка".
Урок развития речи, предназначенный для учащихся 4-го класса с глубокой умственной отсталостью...
Конспект урока по ОРКСЭ. Тема: Царство Божие внутри нас. Завет Христа
Урок ОРКСЭ ( основы православной культуры) в 4 классе по теме " Проповедь Христа" по учебнику " Основы православной культуры" , автор А. В. Кураев...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов
Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...
Конспект урока и презентация. Тема: Необычные «мягкие» игрушки. Божья коровка.
Развивающая программа Л.В. Занкова...
Конспект урока по технологии на тему: «Объёмное соединение полос» Изделие: Божья коровка.
Цели деятельности учителя: создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся впроцессе планирования и выполнения практического задания; развивать знания детей, активнос...
Конспект урока Технологии 3 класс ПНШ "Божьи коровки"
Конспект урока Технологии 3 класс ПНШ "Божьи коровки"...