Конспект урока ОПК "Храм- Божий дом"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Криволуцкая Ирина Евгеньевна

Материал урока дает представление о назначении православного храма и его устройстве. На уроке происходит развитие мотивации к изучению православной культуры. Материал конспекта можно использовать на внеурочных мероприятиях духовно-нравственной, патриотической, краеведческой направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_opk.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Храм-Божий дом»

Подготовила :

учитель начальных классов Криволуцкая Ирина Евгеньевна

Тип урока: интегрированный

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями православного храма и традициями поведения в нём.

Задачи урока: познакомить с внутренним устройством храма и правилами поведения в нём; учить уважительному отношению к православной культуре, её правилам и нормам.

Формируемые УУД:

- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; развитие навыков продуктивного чтения;

- коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

 - личностные: умение соотносить события с принятыми этическими принципами.

 Основные понятия урока: Храм, купол, притвор, икона, иконостас, алтарь, Царские врата.

Формы организации работы: фронтальная работа, работа в парах,

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка проблемы.

-Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы.

- Сегодня на уроке мы с вами  будем говорить о ……

А впрочем, назвать тему урока вы сможете сами, отгадав  загадку.

Это дом - не просто дом:

Он красивый и с крестом.

Золотые купола,

Звонкие колокола!

Помолиться в этот дом

Ходят в трепете святом

По утрам и вечерам.

Это-православный -   (храм)

Так, какая тема нашего урока?         (Тема урока:Храм.)

  1. Актуализация знаний

А, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

(Я думаю …..о храме, об его устройстве, как нужно вести себя в храме)

- Правильно, именно об этом мы и будем говорить на уроке.

- А кто из вас был в храме?

- Что вы там делали?

- Что вам запомнилось больше всего в храме?

- Попробуйте дать определение слову « храм».(учащиеся дают определения слову «храм»)

- Храм – это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме много икон.

-В храме крестят детей, венчают молодожёнов.

  1. Объяснение нового материала

Храм – это архитектурное сооружение,  место для встречи с Богом каждого человека, место для совершения богослужений, для совместных молитв.

 В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия

Какой храм в России самый главный?  (Храм Христа Спасителя)

А в нашем посёлке есть храм? Как он называется?

Кто из вас был в нашем храме?

Просмотр видеоролика

- Сейчас перед вашими глазами пройдут слайды с изображением храмов России. Вы услышите красивую музыку. Откройте свои сердца. Всмотритесь. Вслушайтесь.  (учащиеся просматривают видеоролик «Православные храмы»)

- Храмы разные, и в то же время похожи. Ребята, вызаметили, чем похожи все храмы?

(У всех храмов есть купол и на куполе крест).

- Почему у православных храмов на куполе крест? (Крест - святыня и символ христианства)

   - Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?  (Ответы детей)

- Купол -это «крыша» храма. Купол сравнивают с пламенем горящей свечи.

А вы знаете, сколько куполов может быть у храма?

Сейчас мы из сообщения узнаем, сколько куполов может быть у храма и что это символизирует.

Сообщение детей:

     Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов).

Иногда строят и большее количество глав.

-А чем ещё отличаются храмы?  (формой)

-Вот послушайте, чем ещё отличаются храмы.

Сообщения детей:

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.    Большей частью храм в своём основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящён распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Дьявола.

     Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

     Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

     Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

     Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

-Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

И зачем нужны колокола,  мы сейчас узнаем.

Сообщения детей:

Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Колокола нужны, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и  чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

•        Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

•        Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».

•        Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

- Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Давайте послушаем праздничный звон колоколов в честь великого праздника Пасхи.

Прослушивание фрагментов колокольного звона.

- Какие чувства вызывает у вас звон колоколов? (радости, умиления, восторга)

- Мысли о храме, церкви, России…

  - Невозможно говорить о колокольном звоне и не вспомнить прекрасные строки, знакомые с детства.

Послушайте отрывок из стихотворения Ивана Козлова «Вечерний звон»

                                   Вечерний звон, вечерний звон!

                                   Как много дум наводит он

                                   О юных днях в краю родном,

                                   Где я любил, где отчий дом,

                                   И как я с ним, навек простясь,

                                   Там слушал звон в последний раз!…

  1. Изучение устройства храма.

     Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.

     Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

(предположения детей)

     Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.   Здесь нужно совершать крестное знамение и поклониться.

  Православный храм делится на три части: притвор, сам храм  и алтарь.

Притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Из притвора мы попадаем в самую большую часть храма - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым.

В храме  иконы повсюду.

- У икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных.  

Целая стена из икон называется иконостас. Иконостас отделяет храм от алтаря.

В центре иконостаса -  двери. Они называются Царские врата (ворота). Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.

        За иконостасом находится  алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Слово “алтарь” латинского происхождения и означает “возвышенный жертвенник“. Самое важное место в алтаре — престол, возвышающийся посреди него. На престоле располагается Евангелие — записанное Слово Божие.

Вы запомнили, на сколько частей делится храм? Назовите их.

  1. Первичный контроль знаний. Самопроверка.

 А теперь проверим, как вы запомнили  части православного храма. У вас на партах лежит план храма. Подпишите основные части храма.

Проверка на доске.

Физминутка.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

На меня все посмотрели.

  1.  Коллективная работа «Правила поведения в храме»

       Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

Сейчас вы прочитаете стихотворение, которое поможет вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм. Работаем в парах.

(Учащиеся читают стихотворение)

Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

-О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

-Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

-Как нужно вести себя в храме?

  1. Творческая работа

 Сегодня на уроке мы говорили о храме.

А давайте сейчас, каждый из вас построит свой храм. У вас на партах лежат детали храма.Расположите их так, что бы у вас получился храм. А пока вы будете создавать храм, послушайте песню о храме.( Играет песня «Храм» О. Газманова)

- Покажите, что у вас получилось?  (Выставка лучших работ)

  1. Итог занятия.

-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме?

(Веру, исцеление, надежду, любовь, умиротворение.)

Вывод:

Тысячи лет  люди ходят в храм. Идут страждущие  и плачущие –и там утешаются.

Идут  растерявшиеся – и там получают наставление.

Идут  провинившиеся – и получают прощение.

Идут  счастливые – поделиться радостью и поблагодарить Бога.

Береги храм в своей душе и созидай его всю свою жизнь.

  1. Рефлексия урока. Самооценка.

Давайте составим синквейн на тему нашего урока.

Синквейн – означает пятистрочный стих.

1строка -  существительное, тема урока

2 строка - описание темы, 2 прилагательных.

3 строка - действие. Обычно 3 глагола, относящихся к теме.

4 строка  - чувство, фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме.

5 строка - повторение сути, «синоним» 1 строки, обычно сущ.

Прочитаем, что у вас получилось.

Пример:

Храмы

величественные, строгие

защищают, воспитывают, оберегают

Без храмов нельзя жить на земле.

Душа человека.

-Оцените свою работу на уроке.

-Я благодарна вам за работу.

 В завершении нашего урока я хочу пожелать вам добра и терпения, счастья и здоровья, мира и покоя вашим семьям .                                  

Домашнее задание.

Подготовить сообщение о самых знаменитых храмах  России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока развития речи. Тема: "Насекомые. Божья коровка".

Урок развития речи, предназначенный для учащихся 4-го класса с глубокой умственной отсталостью...

Конспект урока по ОРКСЭ. Тема: Царство Божие внутри нас. Завет Христа

Урок  ОРКСЭ  ( основы православной культуры) в 4 классе по теме " Проповедь Христа"  по учебнику " Основы православной культуры" , автор А. В. Кураев...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...

Конспект урока по технологии на тему: «Объёмное соединение полос» Изделие: Божья коровка.

Цели деятельности учителя: создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся впроцессе планирования и выполнения практического задания; развивать знания детей, активнос...

Конспект урока Технологии 3 класс ПНШ "Божьи коровки"

Конспект урока Технологии 3 класс ПНШ "Божьи коровки"...