Тематическое планирование курса ОРКСЭ 4 класс, модуль ОПК по учебнику Кураева А.В.
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основе программы общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» 2012 года. Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tem_plan_orkse_modul_opk_4_klass_kuraev_av.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов _______________________ /Симанавичус И.В./ Протокол № ___ от «____» ___________2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________________ /Щапова Л.Н./ | «Утверждаю» Приказ №______ От «___»_________2015г. Директор: __________________ /Черниговская Т.А./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
комплексного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
(ОРКСЭ)
модуля «Основы православной культуры»
для 4 класса (1ч/нед)
Шаманова В.И.
на 2015-2016 учебный год
Составлено на основе Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Автор А.В. Кураев Просвещение 2012г |
г. Свирск 2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основе программы общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» 2012 года.
Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры». В учебно-методический комплект входят: учебное пособие для учащихся 4классов, книга для учителя, книга для родителей и книга для семейного чтения.
Цели курса:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи учебного курса:
- знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;
- развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Общая характеристика учебного предмета
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, социальных явлений и традиций.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. Учебный модуль «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Общая характеристика учебного предмета
Принципы построения учебного предмета «Основы православной культуры»
Концепция духовно-нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу рабочей программы и самого учебного предмета «Основы православной культуры», кратко может быть выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование — это воспитание для доброделания». Эти слова стали основным руководящим принципом и при подготовке учебного пособия.
При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались также принципы: научность, доступность, культуросообразность.
1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.
2. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для обучающихся 4–5 классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.
3. Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.
Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. За последние десятилетия в российской школе накопилось так много проблем в обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления. Но составители настоящей программы и учебного пособия для обучающихся 4–5 классов по основам православной культуры не акцентировали внимание школьников на отрицательных сторонах жизни человека и общества. Почему? «Зло не исправляется злом, а добром, — говорил Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. — Как загрязнённую одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. Укажите на тёмный образ порока, не терзая чувства и не оскорбляя вкуса чрезмерным обнажением его гнусностей, а с другой стороны, изобразите добродетель в её неподдельной истине, в её чистом свете, в её непоколебимой твёрдости, в её небесной красоте — тогда можете надеяться, что пленник порока отвратит от него устыжённый взор, придёт к сознанию достоинства добродетели.» Поэтому, преподавая современному школьнику основы нравственной культуры, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, нежели увлекаться бичеванием порока.
В процессе изучения основ православной культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.
Место учебного предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного модуля «Основы православной культуры» в 4 – 5кл., из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа учебного модуля «Основы православной культуры» реализуется с 4 класса второго полугодия (17ч. - 0,5ч в неделю).
Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законных представителей) учащихся.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Диалогическое взаимодействие;
- приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;
- актуальность;
- опоры на самостоятельность мышления учащихся;
- вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);
- деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности;
- соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
- органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы по основам православной культуры
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела, блока | Количество часов |
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 |
2 | Основы православной культуры. Часть 1. | 16 |
3 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. | 12 |
4 | Духовные традиции многонационального народа России. | 5 |
Итого | 34 |
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.
На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.
Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках второго блока учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия. Школьники знакомятся с основателем православия - Христом. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные и общественные обязанности. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами. В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в большей мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяют большинство тем третьего блока.
Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала.
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:
взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация (театрализация).
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями: составление словаря терминов и понятий, составление галереи образов, использование информационных технологий.
Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.
Календарно-тематическое планирование
Сроки | № урока | Название раздела, темы | УУД, деятельность обучающихся | Коррекция программы | |
План | Факт | ||||
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | |||||
1 | Россия – наша Родина | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - задавать вопросы; - пользоваться условными обозначениями учебника. Предметные УУД: - различать способы и средства познания окружающего мира; - работать с учебником; - составлять монологическое высказывание о малой родине, с использованием конкретных примеров. Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
Основы православной культуры. Часть 1. -16ч | |||||
2 | 1.Культура и религия | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - работать с учебником; - сформулировать понятия культура и религия. Предметные УУД: - сравнивать и различать понятия культура и религия; - составлять монологическое высказывание; - задавать вопросы; - пользоваться условными обозначениями учебника; - работать в паре. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения; - вступать в учебный диалог. | |||
3 | 2.Человек и Бог в православии | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать с учебником; - рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них полезную информацию; - работать с разными источниками информации. Предметные УУД: - работать в паре, высказывать свое мнение; - проследить воплощение божества в человеке; - осмыслить связь веры в Бога с понятиями совесть, доброта, любовь. Коммуникативные УУД: - рассуждать на заданную тему (монолог, диалог); - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
4 | 3.Православная молитва | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать с учебником и другими источниками информации; - различать виды молитв; - выполнять творческие задания по заданной теме. Предметные УУД: - проследить изменение в образе жизни человека под влиянием божественной благодати на примере святых; - понять значение молитвы «Отче наш» для каждого верующего. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
5 | 4.Библия и Евангелие | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - сформулировать понятия христианин, Библия, Евангелие. Предметные УУД: - работать со словарем; - работать с разными источниками информации (притчи); - выступать с сообщением о жизни Иисуса Христа; - работать в парах (мини группах). Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
6 | 5.Проповедь Христа. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить. Предметные УУД: - работать с разными источниками информации (притчами, текстами); - работать со словарем; - различать материальные и духовные богатства. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения; - вступать в диалог, вести дискуссию, находить компромисс, приходить к общему решению. | |||
7 | 6.Христос и Его крест | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понимать символику креста; - осознать причины Боговоплощения. Предметные УУД: - работать со словарем; - работать с учебником, иллюстрациями, извлекать полезную информацию; - вступать в диалог со взрослыми; - высказывать свои предположения и доводы о том, почему Иисус Христос не уклонился от казни. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
8 | 7.Пасха | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Предметные УУД: - рассказывать о семейных традициях празднования Пасхи; - раскрыть смысл пасхальных атрибутов (кулич, яйца). Коммуникативные УУД: - высказывать свои суждения; - отвечать и задавать вопросы; - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
9 | 8.Православное учение о человеке. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - сформулировать понятие о душе; - понимать смысл пословиц, поговорок, фразеологических оборотов о душе. Предметные УУД: - определять эмоциональное состояние души по художественному образу; - работать с разными источниками информации; - выразительно читать стихи. Коммуникативные УУД: - высказывать свое мнение; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения; - задавать и отвечать на вопросы. | |||
10 | 9.Совесть и раскаяние | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Предметные УУД: - оценивать поступки героев; - работать в парах над проблемными ситуациями; - задавать и отвечать на вопросы; - работать с учебником, иллюстрациями; - понять структуру и значение раскаяния; - инсценировать проблемные ситуации. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
11 | 10.Заповеди | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понять значение заповедей; - сравнивать понятия убийство и воровство. Предметные УУД: - работать в группах; - проанализировать понятие «зависть» на примере сказки «О рыбаке и рыбке»; - задавать и отвечать на вопросы. Коммуникативные УУД: - высказывать свои мысли; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
12 | 11.Милосердие и сострадание | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сравнивать понятия «милосердие» и «дружба». Предметные УУД: - проанализировать различные виды текстов; - работать в мини группах; - работать с разными источниками информации (притчами); - работать со словарем; - вступать в диалог; - высказывать свое мнение; - составить синквейн к слову «ближний». Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
13 | 12.Золотое правило этики. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать главное правило человеческих отношений; - сравнивать понятия «осуждение» и «не осуждение». Предметные УУД: - работать с учебником; - задавать и отвечать на вопросы; - вступать в дискуссию; - работать с дополнительной информацией. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
14 | 13.Храм. Православный храм и другие святыни. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понять, как устроен православный храм; - раскрыть смысл посещения храма; - объяснить значение выражений. Предметные УУД: - составить правила поведения в храме; - задавать и отвечать на вопросы; - работать со словарем; - высказывать свои суждения; - находить противоречия в иллюстрациях; - работать в парах, группах. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
15 | 14.Икона. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать понятие об иконе; - понять значение элементов, изображенных на иконе. Предметные УУД: - сравнивать и различать иконы; - различать понятия «молиться иконе» и «молиться перед иконой»; - высказывать свое мнение; - работать с учебником, иллюстрациями. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
16 | 15.Экскурсия в храм | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - экскурсия в храм; - рассмотреть устройство храма. Предметные УУД: - соотнести теоретические знания с практическими; - соблюдать правила поведения в храме; - высказывать свое мнение, впечатление от экскурсии. Коммуникативные УУД - оценить свое эмоциональное состояние. | |||
17 | 16.Творческие работы учащихся. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Предметные УУД: - подготовить проект - распределить обязанности; - составить план работы; - подбирать текстовый и иллюстративный материал; - оформить презентации; - представить проект. Коммуникативные УУД: - умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме; - адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | |||
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. – 12ч | |||||
18 | 1.Как христианство пришло на Русь. Презентации работ учащихся. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - познакомиться с историей крещения Руси; - понять значение новой веры. Предметные УУД: - работать со словарем; - различать понятия «храм» и «церковь»; - понять смысл крещения; - работать с различными видами информации; - устанавливать связь между крещением Руси и изменением жизни населения; - задавать и отвечать на вопросы. Коммуникативные УУД: - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
19 | 2.Подвиг. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - обсудить понятие «подвиг»; - различать виды подвига; - работать с понятием «подвижник». Предметные УУД: - работать со словарем; - высказывать свое мнение; - работать с учебником, дополнительной литературой; - работать в группах. Коммуникативные УУД: - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
20 | 3.Заповеди блаженств. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассуждать на заданную тему. Предметные УУД: - работать со словарем; - понять смысл заповедей блаженств; - работать с учебником, иллюстрациями; - задавать и отвечать на вопросы; - выразительно читать стихотворение. Коммуникативные УУД: - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
21 | 4. Христианство на Руси. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассуждать на заданную тему. Предметные УУД: - работать с учебником, дополнительной литературой; - вступать в диалог; - работать в группах. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
22 | 5.Зачем творить добро? | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понимать причины, по которым человек не стал эгоистом. Предметные УУД: - работать со словарем; - отразить в рисунке виды крестов: Христов, Петров, Андреевский; - рассуждать и высказывать свое суждение; - работать с различными видами информации; - работать в парах над притчей «О дикаре и царе». Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
23 | 6.Чудо в жизни христианина. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - осмыслить понятие Св. Троицы; - сформулировать понятие добродетели «вера, надежда, любовь». Предметные УУД: - работать с текстом учебника, иллюстрациями; - выполнить творческую работу и ее обсудить. Коммуникативные УУД: - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
24 | 7.Православие о Божием суде. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассуждать на заданную тему; - понимать ответственность за свои поступки; - осознать, что любой человек посланник бога на земле. Предметные УУД: - работать с различными литературными жанрами (притчи, легенды); - работать в мини группах (парах); - работать с иллюстрациями, извлекать из них нужную информацию. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
25 | 8.Таинство причастия. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - усвоить, что в таинстве Причастия, Христос дал людям Свое тело и кровь; - понять смысл и значение Причастия; - рассуждать на заданную тему, вступать в диалог; - устанавливать связь между Причастием и Литургией. Предметные УУД: - работать с учебником, иллюстрациями; - работать со словарем. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
26 | 9.Добро и зло в православной традиции. Любовь к ближнему. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать понятие «добро», «дружба», «порядочность», «честь», «достоинство», «самоотверженность». Предметные УУД: - работать с учебником, иллюстрациями; - задавать и отвечать на вопросы; - работать со словарем. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
27 | 10.Монастырь. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать понятие «монах» и «монастырь»; - сравнивать образ жизни мирянина и монаха; - выяснить причины принятия пострига; - выяснить призвание монаха; - рассмотреть стадии становления монашества. Предметные УУД: - работать с учебником, иллюстрациями; - задавать и отвечать на вопросы; - работать со словарем. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
28 | 11.Отношение христианина к природе. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понять, что природа – это дом для человека и Божий храм; - осознать ответственность за сохранение природы и мира; - сформулировать понятие «христианское милосердие». Предметные УУД: - работать с разными видами текстов, дополнительной литературой. Коммуникативные УУД: - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
29 | 12.Христианская семья и её ценности. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассмотреть основы создания христианской семьи; - изучить атрибуты содержание венчания; - понять смысл обручального кольца и венца; - осознать роль традиций в семейной жизни. Предметные УУД: - задавать и отвечать на вопросы; - работать с разными видами источниками информации; - работать в парах, группах с иллюстрациями; - работать со словарем; - рассуждать, высказывать свое мнение. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
Духовные традиции многонационального народа России. – 5ч | |||||
30 | 1.Защита Отечества. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понять в чем состоит первостепенная миссия православного человека (христианина). Предметные УУД: - составить синквейн к слову «родина»; - работать с разными источниками информации (пословицы, иллюстрации); - участвовать в викторине «Святые защитники Родины»; - работать с учебником; -приводить исторические примеры героизма при защите Отечества; - понять нравственную позицию воина христианина. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
31 | 2.Христианин в труде. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - осознать первые грехи в истории человечества. Предметные УУД: - работать с учебником, словарем, дополнительной литературой (Библией); - работать в парах; - выяснить какой труд вреден, а какой радует Бога; - рассуждать, высказывать свое мнение о понятии «работать на совесть». Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
32 | 3.Любовь и уважение к Отечеству. | Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать понятие о многоконфессиональности нашего Отечества; - осознать, что любовь к Отечеству – это служение; - понять из чего складывались духовные традиции России; - составить портрет слова «Отечество» в группах. Предметные УУД: - работать с раздаточным материалом, различными источниками информации; - высказывать свое мнение; - сформулировать свои права и обязанности по отношению к Отечеству. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||
33 | 4.Презентация творческих проектов на тему: «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека», «Памятники религиозной культуры в моём городе» и т.д. | Познавательные УУД: - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; - структурируют знания. Коммуникативные УУД: - умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме; - адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | |||
34 | Презентация творческих проектов на тему: «Моё отношение к России», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества », «Мой дедушка – защитник Родины» и т.д. | Познавательные УУД: - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; - структурируют знания. Коммуникативные УУД: - умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме; - адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2012.
- Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010.
- Основы Православной культуры. 4-5класс. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева
- Интернет ресурсы - http://www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru/doc-archiv/func-startdown/54/
Для полноценного изучения и усвоения учебного материала необходимы в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- оборудование: ученические столы и стулья по количеству учеников в классе, учительский стол, шкафы для
хранения учебников, дидактических материалов, пособий, настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- технические средства обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, схем, картинок; демонстрационное оборудование: компьютер, CD и DVD диски, медиапроектор, вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности;
- экранно-звуковые пособия: электронное пособие к модулю «Основы православной культуры»; дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы: аудиозаписи, видеофильмы, слайды, компьютерные презентации, тематически связанные с содержанием учебного модуля «Основы православной культуры»;
- библиотечный фонд: учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основ православной культуры» (комплексная программа, учебные пособия для школьников, методическая литература для учителя и родителей); нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и РПЦ, отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ православной культуры; дополнительные пособия для учителя, предназначенные для оказания информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, мировой художественной культуре); научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по темам изучаемого модуля; хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием изучаемого модуля; документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и православных, дающих целостное представление об историческом развитии православия); энциклопедическая и справочная литература по православию; художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам модуля;
- печатные пособия: картографические издания, иллюстративные материалы, полиграфия.
Банк измерителей уровня учебных достижений учащихся (оценочные материалы)
Православная культура как образовательная область охватывает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности - культурологических, мировоззренческих, этических, эстетических, социологических, этнографических и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде основ знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности школьников.
Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному предмету «Основы православной культуры» могут использоваться следующие виды контрольных заданий.
1) Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.
2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.
3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).
4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.
5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.
Темы итоговых работ учащихся
Самостоятельные итоговые творческие работы являются интегративной формой обобщенной оценки усвоения учебного материала и применяются для итоговой оценки знаний учащихся наряду с устными или письменными заданиями.
Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определенную тему (5-8 тем на выбор), либо в форме реферата , который готовится учащимся заранее и затем защищается. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата проводится в форме доклада, презентации учащимся его основного содержания с последующим устным опросом педагога по теме реферата, другим темам и выставлением комплексной итоговой оценки.
Примерный перечень тем итоговых исследовательских работ учащихся:
- «Как христианство пришло на Русь»
- «Христианское отношение к природе»
- «Святые в отношении к животным»
- «Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского и других)»
- «Православные традиции русской семьи»
Примерные темы сочинений:
- «Как я понимаю православие»
- «Значение религии в жизни человека и общества»
- «Православный храм как произведение архитектуры»
- «Экскурсия в православный храм»
- «Православные святыни»
- «Православные праздники»
- «Крещение Руси как начало великой русской культуры»
- «Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»
- «Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»
- «Возможен ли подвиг в мирное время?»
- «Мое отношение к людям»
- «Мое отношение к России»
- «С чего начинается Родина»
- «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
- «Мой дедушка – защитник Родины»
- «Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование курса ОРКСЭ
Задачи курса, планирование...
Рабочая программа и тематическое планирование по ОРКСЭ. Автор А.Е. Кураева 4 класс на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего об...
Календарно - тематическое планирование по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") для 4 класса. УМК "Перспектива"
Материал включает в себя КТП ОРКСЭ (Основы светской этики) 4 класс...
календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ по программе А. В. Кураева
календарно- тематическое планирование"...
Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики", 4 класс
В помощь учителю 4 класса,который преподаёт ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики"), 4 класс...
Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). 4 класс. Учебник А. В. Кураева....
Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ с краеведческим компонентом по учебнику ОПК А.Кураева (4 класс)
Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ с краеведческим компонентом по учебнику ОПК А.Кураева (4 класс)...