Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). 4 класс.
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)
Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). 4 класс. Учебник А. В. Кураева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse._osnovy_pravoslavnoy_kultury._4_klass.docx | 49.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 городского округа
город Нововоронеж»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО _____________ /Деркачёва А. А./ Протокол № 1 от« 24 » августа 2020 г. | Согласовано: Заместитель директора по УР МБОУ Нововоронежская СОШ № 1 _____________ /Плугатыренко Е.Н./ «25» августа2020 г. | Утверждаю: Директор МБОУ Нововоронежская СОШ № 1 _____________ /Н.В. Бокарева/ Приказ № 39 о. д. От«26» августа2020 г. |
Рабочая программа
по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
4 «А», 4 «Б» классы
Учитель начальных классов
Кол Наталья Евгеньевна, ВКК
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.);
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Нововоронежской СОШ №1.
- Авторская программа «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюка;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Место учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» в учебном плане.
Программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитана на 34 часа. Процент неурочной занятости составляет 20 %.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2010.
- Рабочая тетрадь «Основы православной культуры» .Л. И. Романова, С. В. Веретенникова. Воронеж, 2020.
- Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010
- Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры»., ч.1, 2. Воронеж, 2007.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучение детей должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания:
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; - адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
В результате изучения курса «Основы религиозных культур и светской этикиу учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
- оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Младший школьник получит возможность научиться:
- оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
- осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;
Школьник получит возможность научиться:
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
- осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
- сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
Школьник получит возможность научиться:
- принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
- правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
- проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).
Предметные результаты
В результате изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» ученик научится:
- описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;
- рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
- готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
- характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
- различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
- рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
- оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
- использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;
- объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», россиянин»;
- приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
Школьник получит возможность научиться:
- использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
- сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
- соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
- различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
- использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.
Содержание учебного предмета
Россия – наша Родина
Культура и религия
Человек и Бог в православии
Православная молитва
Библия и Евангелие
Проповедь Христа
Христос и Его Крест
Пасха.
Православное учение о человеке
Совесть и раскаяние
Заповеди
Милосердие и сострадание
Золотое правило этики
Храм
Икона
Как христианство пришло на Русь
Подвиг
Заповеди блаженств
Зачем творить добро?
Чудо в жизни христианина
Православие о Божием суде
Таинство причастия
Монастырь.
Отношение христианина к природе.
Христианская семья
Защита Отечества
Христианин в труде.
Проект «Пасха – праздник праздников и торжество из торжеств».
Живи и помни. Творческие работы учащихся (защита проектов).
Подвиг ученичества
Книга и ее создатели. Проект – «Как появилась книга на Руси».
Творческие работы учащихся (защита проектов)
Святыни родного города. Экскурсия
Любовь и уважение к Отечеству. (Итогово-обобщающий урок)
Формы и виды организации учебной деятельности на уроках.
Чтение и обсуждение текстов, обсуждение проблем, высказывание предложений, конструирование схем, групповая и парная совместная деятельность, минутка релаксации, самооценка деятельности, взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация, составление словаря терминов, составление галереи образов..
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
- составление словаря терминов и понятий,
- составление галереи образов,
- использование информационных технологий.
Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоитьего в творческой, деятельностной форме.
Тематическое планирование
№ п\п | Название темы | Количество часов |
1 | Россия – наша Родина | 1 |
2 | Культура и религия | 1 |
3 | Человек и Бог в православии | 1 |
4 | Православная молитва | 1 |
5 | Библия и Евангелие | 1 |
6 | Проповедь Христа | 1 |
7 | Христос и Его Крест | 1 |
8 | Пасха. | 1 |
9 | Православное учение о человеке | 1 |
10 | Совесть и раскаяние | 1 |
11 | Заповеди | 1 |
12 | Милосердие и сострадание | 1 |
13 | Золотое правило этики | 1 |
14 | Храм | 1 |
15 | Икона | 1 |
16 | Как христианство пришло на Русь | 1 |
17 | Подвиг | 1 |
18 | Заповеди блаженств | 1 |
19 | Зачем творитьдобро? | 1 |
20 | Чудо в жизни христианина | 1 |
21 | Православие о Божием суде | 1 |
22 | Таинство причастия | 1 |
23 | Монастырь. | 1 |
24 | Отношение христианина к природе. | 1 |
25 | Христианская семья | 1 |
26 | Защита Отечества | 1 |
27 | Христианин в труде. | 1 |
28 | Проект «Пасха – праздник праздников и торжество из торжеств». | 1 |
29 | Живи и помни. Творческие работы учащихся (защита проектов). | 1 |
30 | Подвиг ученичества | 1 |
31 | Книга и ее создатели. Проект – «Как появилась книга на Руси». | 1 |
32 | Творческие работы учащихся (защита проектов) | 1 |
33 | Святыни родного города. Экскурсия | 1 |
34 | Любовь и уважение к Отечеству. (Итогово-обобщающий урок) | 1 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование темы | Формы занятий | Дата проведения | |||
план | факт 4 - а | факт 4 - б | ||||
1 | Россия – наша Родина | Виртуальное путешествие | 2 – 4 сент. | |||
2 | Культура и религия | 7 – 11сент. | ||||
3 | Человек и Бог в православии | 14 – 18 сент. | ||||
4 | Православная молитва | 21 – 25 сент. | ||||
5 | Библия и Евангелие | 28.09 – 2 окт. | ||||
6 | Проповедь Христа | 5-9 окт. | ||||
7 | Христос и Его Крест | 12-16 окт. | ||||
8 | Пасха. | 19-23 окт. | ||||
9 | Православное учение о человеке | 2-6 нояб. | ||||
10 | Совесть и раскаяние | 9-13 нояб. | ||||
11 | Заповеди | 16-20 нояб. | ||||
12 | Милосердие и сострадание | Виртуальное путешествие | 23-27 нояб. | |||
13 | Золотое правило этики | Виртуальное путешествие | 30 нояб. - 4 дек. | |||
14 | Храм | Виртуальное путешествие | 7-11 дек. | |||
15 | Икона | 14-18 дек. | ||||
16 | Как христианство пришло на Русь | Викторина | 21-25 дек. | |||
17 | Подвиг | 11-15 янв. | ||||
18 | Заповеди блаженств | 18-22 янв. | ||||
19 | Зачем творитьдобро? | 25-29 янв. | ||||
20 | Чудо в жизни христианина | 1-5 февр. | ||||
21 | Православие о Божием суде | 8-12 февр. | ||||
22 | Таинство причастия | 15-19 февр. | ||||
23 | Монастырь. | 22-26 февр. | ||||
24 | Отношение христианина к природе. | 1-5 март. | ||||
25 | Христианская семья | 9-12 март. | ||||
26 | Защита Отечества | 15-19 март. | ||||
27 | Христианин в труде. | 29 март. - 2 апр. | ||||
28 | Проект «Пасха – праздник праздников и торжество из торжеств». | Викторина | 5-9 апр. | |||
29 | Живи и помни. Творческие работы учащихся (защита проектов). | 12-16 апр. | ||||
30 | Подвиг ученичества | 19-23 апр. | ||||
31 | Книга и ее создатели. Проект – «Как появилась книга на Руси». | 26-30 апр. | ||||
32 | Творческие работы учащихся (защита проектов) | Викторина | 4-7 мая | |||
33 | Святыни родного города. Экскурсия. ТБ и ПДД на экскурсии. | 11-14 мая | ||||
34 | Любовь и уважение к Отечеству. (Итогово-обобщающий урок) | 17-21 мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРКСЭ модульОсновы православной культуры (материал для родителей)
Как выбрать модуль ОРКСЭ? Когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренч...
ОРКСЭ основы православной культуры "Православная молитва"
На уроке дети познакомятся с понятием "молитва", с видами молитв, проанализируют молитву "Отче наш"....
Календарно-тематическое планирование. ОРКСЭ. Основы Православной культуры 4 класс
Календарно-тематическое планирование по Основам Православной культуры с УУД....
Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ. Основы православной культуры
Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ. Основы православной культуры...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
ОРКСЭ модуль Православная культура "Православный храм"
Первый урок по теме "Православный храм" при изучении модуля "Православная культура" в 4 классе...