Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). 4 класс.
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)

Кол Наталья Евгеньевна

Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). 4 класс. Учебник А. В. Кураева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse._osnovy_pravoslavnoy_kultury._4_klass.docx49.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 городского округа  

город Нововоронеж»

Рассмотрено

 на заседании МО

учителей начальных классов

Руководитель МО

_____________

/Деркачёва А. А./

Протокол № 1

от« 24 » августа 2020  г.

Согласовано:

Заместитель директора по УР МБОУ Нововоронежская  

СОШ № 1

_____________

/Плугатыренко Е.Н./

«25» августа2020  г.

Утверждаю:

Директор МБОУ Нововоронежская СОШ № 1

_____________

/Н.В. Бокарева/

Приказ № 39 о. д.

От«26» августа2020  г.

Рабочая программа

 по  предмету

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы православной культуры»

4 «А», 4 «Б» классы

                                                                             Учитель начальных классов

Кол Наталья Евгеньевна, ВКК

2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.);
  3. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Нововоронежской СОШ №1.
  4. Авторская программа «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюка;
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Место учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» в учебном плане.

Программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитана на 34 часа. Процент неурочной занятости составляет 20 %.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1. Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2010. 
  2. Рабочая тетрадь «Основы православной культуры» .Л. И. Романова, С. В. Веретенникова. Воронеж, 2020.
  3. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010
  4. Хрестоматия по курсу  «Основы православной культуры»., ч.1, 2. Воронеж, 2007.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Обучение детей должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания:
 Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности; 
  • адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

В результате изучения курса «Основы религиозных культур и светской этикиу учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;

  • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
  • оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Младший школьник получит возможность  научиться:

  • оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;
  • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
  • самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

  • осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
  • осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;
  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;

Школьник получит возможность  научиться:

  • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
  • осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
  • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
  • сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

Школьник получит возможность научиться:

  • принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
  • правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
  • проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
  • участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).

Предметные результаты

В результате изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» ученик научится:

  • описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;
  • рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
  • готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
  • характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
  • различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
  • рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
  • оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
  • использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;
  • объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», россиянин»;
  • приводить примеры беззаветного служения Родине – России.

Школьник получит возможность научиться:

  • использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
  • сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
  • соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
  • различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
  • использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.

Содержание учебного предмета

Россия – наша Родина

Культура и религия

Человек и Бог в православии

Православная молитва

Библия и Евангелие

Проповедь Христа

Христос и Его Крест

Пасха.

Православное учение о человеке

Совесть и раскаяние

Заповеди

Милосердие и сострадание

Золотое правило этики

Храм

Икона

Как христианство пришло на Русь

Подвиг

Заповеди блаженств

Зачем творить добро?

Чудо в жизни христианина

Православие о Божием суде

Таинство причастия

Монастырь.

Отношение христианина к природе.

Христианская семья

Защита Отечества

Христианин в труде.

Проект  «Пасха – праздник праздников и торжество из торжеств».

Живи и помни. Творческие работы учащихся (защита проектов).

Подвиг ученичества

Книга и ее создатели. Проект – «Как появилась книга на Руси».

Творческие работы учащихся (защита проектов)

Святыни родного города.  Экскурсия

 Любовь и уважение к Отечеству. (Итогово-обобщающий урок)

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках.

Чтение и обсуждение текстов, обсуждение проблем, высказывание предложений, конструирование схем, групповая и парная совместная деятельность, минутка релаксации, самооценка деятельности, взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация, составление словаря терминов, составление галереи образов..

Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями: 

  • составление словаря терминов и понятий,
  • составление галереи образов, 
  • использование информационных технологий. 

Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоитьего в творческой, деятельностной форме. 

Тематическое планирование

п\п

Название темы

Количество часов

1

Россия – наша Родина

1

2

Культура и религия

1

3

Человек и Бог в православии

1

4

Православная молитва

1

5

Библия и Евангелие

1

6

Проповедь Христа

1

7

Христос и Его Крест

1

8

Пасха.

1

9

Православное учение о человеке

1

10

Совесть и раскаяние

1

11

Заповеди

1

12

Милосердие и сострадание

1

13

Золотое правило этики

1

14

Храм

1

15

Икона

1

16

Как христианство пришло на Русь

1

17

Подвиг

1

18

Заповеди блаженств

1

19

Зачем творитьдобро?

1

20

Чудо в жизни христианина

1

21

Православие о Божием суде

1

22

Таинство причастия

1

23

Монастырь.

1

24

Отношение христианина к природе.

1

25

Христианская семья

1

26

Защита Отечества

1

27

Христианин в труде.

1

28

Проект  «Пасха – праздник праздников и торжество из торжеств».

1

29

Живи и помни. Творческие работы учащихся (защита проектов).

1

30

Подвиг ученичества

1

31

Книга и ее создатели. Проект – «Как появилась книга на Руси».

1

32

Творческие работы учащихся (защита проектов)

1

33

Святыни родного города.  Экскурсия

1

34

 Любовь и уважение к Отечеству. (Итогово-обобщающий урок)

1

Итого

34


 

Календарно-тематическое планирование

урока

Наименование темы

Формы занятий

Дата

проведения

план

факт 4 - а

факт 4 - б

1

Россия – наша Родина

Виртуальное

путешествие

2 – 4 сент.

2

Культура и религия

7 – 11сент.

3

Человек и Бог в православии

14 – 18 сент.

4

Православная молитва

21 – 25 сент.

5

Библия и Евангелие

28.09 – 2 окт.

6

Проповедь Христа

5-9 окт.

7

Христос и Его Крест

12-16 окт.

8

Пасха.

19-23 окт.

9

Православное учение о человеке

2-6 нояб.

10

Совесть и раскаяние

9-13 нояб.

11

Заповеди

16-20 нояб.

12

Милосердие и сострадание

Виртуальное

путешествие

23-27 нояб.

13

Золотое правило этики

Виртуальное

путешествие

30 нояб. - 4 дек.

14

Храм

Виртуальное

путешествие

7-11 дек.

15

Икона

14-18 дек.

16

Как христианство пришло на Русь

Викторина

21-25 дек.

17

Подвиг

11-15 янв.

18

Заповеди блаженств

18-22 янв.

19

Зачем творитьдобро?

25-29 янв.

20

Чудо в жизни христианина

1-5 февр.

21

Православие о Божием суде

8-12 февр.

22

Таинство причастия

15-19 февр.

23

Монастырь.

22-26 февр.

24

Отношение христианина к природе.

1-5 март.

25

Христианская семья

9-12 март.

26

Защита Отечества

15-19 март.

27

Христианин в труде.

29 март. - 2 апр.

28

Проект  «Пасха – праздник праздников и торжество из торжеств».

Викторина

5-9 апр.

29

Живи и помни. Творческие работы учащихся (защита проектов).

12-16 апр.

30

Подвиг ученичества

19-23 апр.

31

Книга и ее создатели. Проект – «Как появилась книга на Руси».

26-30 апр.

32

Творческие работы учащихся (защита проектов)

Викторина

4-7 мая

33

Святыни родного города.  Экскурсия. ТБ и ПДД на экскурсии.

11-14 мая

34

 Любовь и уважение к Отечеству. (Итогово-обобщающий урок)

17-21 мая



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ модульОсновы православной культуры (материал для родителей)

Как выбрать модуль ОРКСЭ? Когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренч...

ОРКСЭ основы православной культуры "Православная молитва"

На уроке дети познакомятся с понятием "молитва", с видами молитв, проанализируют молитву "Отче наш"....

Календарно-тематическое планирование. ОРКСЭ. Основы Православной культуры 4 класс

Календарно-тематическое планирование по Основам Православной культуры с УУД....

Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ. Основы православной культуры

Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ. Основы православной культуры...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

ОРКСЭ модуль Православная культура "Православный храм"

Первый урок по теме "Православный храм" при изучении модуля "Православная культура" в 4 классе...