Методический семинар "Дидактические игры"
методическая разработка (4 класс) по теме
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью педагогов, психологов, родителей, которые заинтересованы в положительном воздействии на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_metodicheskomu_seminaru.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра - одно из средств развития
познавательных способностей детей
младшего школьного возраста
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
(В.А.Сухомлинский)
Определяя важные направления в своей деятельности, принципы, я изучала разные подходы в обучении детей. Обратила внимание, что игры на уроках повышают интерес к изучаемой или уже изученной теме, а, значит, дети осознанно запоминают правила, учатся применять их в практической деятельности, то есть игры – это деятельностный подход в обучении, а это то, что требует от нас ФГОС.
В новых условиях есть необходимость работы по достижению новых целей и задач, поставленных ФГОС перед школой: от привычной фиксации объёма и содержания знаний, которые необходимо дать ученику, школа перешла к реализации требований, предъявленных Стандартом, в том числе к достижению не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов освоения образовательной программы.
Я думаю, что тема, с которой я работаю, позволит мне решить эти задачи.
Конечно, у меня нет опыта и богатых наработок, поэтому я обратилась к опыту своих коллег, к материалам, которые предлагает интернет-ресурс. То, что я опробовала на своих уроках и с чем я собираюсь работать дальше - в моей презентации «Методический семинар».
Дидактическая игра - это гуманная и естественная для ребенка форма обучения. Она содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и руководителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его принять. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность.
Использование дидактических игр как средства обучения младших школьников определяется рядом причин:
- игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
- имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно - образного типа мышления;
- освоение учебной деятельности, включение в неё детей идет медленно;
- недостаточно сформирована познавательная мотивация.
Поэтому основными функции дидактических игр являются:
-функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
-функция формирования психических новообразований;
-функция формирования собственно учебной деятельности;
-функции формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
-функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.
Дидактические игры являются одним из средств развития интеллектуальных способностей учащихся. Они способствуют развитию у детей логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности; учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца; предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности.
Сущность развивающей дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Так развивается способность к суждению, умозаключению, а также умение применять свои знания в разных условиях. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят учащимся удовлетворение.
При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:
- правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а содержание предлагаемого материала доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально;
- игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей;
- каждый ученик должен быть активным участником игры.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования; во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными упражнениями.
Большой интерес для младших школьников представляют дидактические игры с использованием ИКТ.
Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках. (слайд8)
- Игры-путешествия.
- Игры-поручения.
- Игры-предположения.
- Игры-загадки.
- Игры-беседы (игры-диалоги).
(Слайд 9)Б.П. Никитин условно делит дидактическую игру на три этапа
- На первом этапе педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой игры, вызывает желание играть.
- На втором этапе учитель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре.
- На третьем этапе роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.
(слайд 9)Игры на уроке
- Значительная часть игр дает возможность учащимся сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что способствует более глубокому усвоению изученного материала.
- Например, на уроках математики при закреплении учащимися знания таблицы сложения с переходом через десяток часто используют игры
(слайд11-13)
“Поймай рыбку”.
«Самый быстрый почтальон»
(слайд14)Главное значение игр в следующем:
- Значительно повышается познавательный интерес младших школьников к обучению грамоте;
- Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;
- Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;
- Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.
(слайд19) Требования к игре
- Правила игры должны быть простыми и понятными для детей, точно сформулированными.
- Материал дидактической игры должен быть посилен для всех детей.
- Дидактический материал должен быть прост по изготовлению, и по использованию.
- Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ученик.
- Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.
Вывод
(слайд 20) При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка игры-презентации "Выбери слово"
Игру-презентацию "Выбери-слово" характеризуют следующие достоинства: предъявление информации на экране компьютера...
Методическая разработка игры по станциям по английскому языку для учащихся 4-х классов
В нашем образовательном учреждении регулярно проводятся предметные недели, в число которых входит и неделя английского языка. В рамках проведения данного мероприятия проходят различные конкурсы, викто...
Методическая разработка.Игры во время внеурочной деятельности.
В материале представлена викторина "В мире живой природы"....
Методическая разработка игры "Звёздный час". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии №675 "Талант" Крыловой Т.В.
Данная методическая разработка составлена по мотивам телеигры. Участие в игре родителей, соренование в группах, расширение кругозора учащихся, интересный дополнительный материал к урокам Окружающего м...
«Для тебя, любимая! Для тебя, родная!» (методическая разработка игры, посвященной дню 8 марта для родителей и учащихся 2-го класса)
Методическая разработка игры, посвященной дню 8 марта для родителей и учащихся 2-го класса...
Путешествие во времени. Методическая разработка игры по станциям для учеников четвертых классов.
Игра предназначена для активизации учений и навыков учеников и мотивирования из интереса к изучению английского языка. Задания позволяют проверить навыки чтения, говорения, аудирования и письма. Этапы...
Путешествие во времени. Методическая разработка игры по станциям для учеников четвертых классов.
Игра предназначена для активизации учений и навыков учеников и мотивирования из интереса к изучению английского языка. Задания позволяют проверить навыки чтения, говорения, аудирования и письма. Этапы...