Проблема образования и духовного воспитания в современной школе
материал по теме
Выступление на тему: "Проблема образования и духовного воспитания в современной школе", на городской конференции "Традиции и новации: культура, общество, личность".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_duhovnogo_vospitaniya_uchashchihsya.docx | 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад
«ЛУЧИК» V, VII видов
ГОРОДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ И ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПО ТЕМЕ:
«ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
ТЕМА: «ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»
ПОДГОТОВИЛА:
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБС(К)ОУ «ЛУЧИК»
ЛЕПИНА Т.А.
РЕУТОВ 2015
Слайд 2
В последние десятилетия учеными актуализируется проблема духовного воспитания подрастающего поколения, и качество российского образования может быть признано одним из самых высоких в мире, если иметь ввиду информированность наших выпускников, однако вопросы духовного воспитания решаются плохо. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности – воспитание духа.
Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению.
Исчезли слова: Добро - как источник радости, мира и согласия в душе.
Покаяние – отречение от зла. Милосердие как милость в сердце. Благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близкими. Люди стали более нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. … Евангелие от Луки
Слайд 3
Духовное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей. Решение проблемы духовного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. В настоящее время смяты духовные ориентиры и подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, духовно - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается,
окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу духовной нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня
духовно - нравственного воспитания.
Ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение духовно - нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах и правилах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Основной функцией воспитания является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром.
*Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Слайд 4
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Безусловно, ценности личности формируются, в первую очередь, в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования, где оно обеспечивается всем укладом школьной жизни.
В соответствии с возрастными особенностям детей, начиная с младшего школьного возраста, нужно осуществлять идеи развития духовно – нравственной личности:
И перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:
- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
- поощрять самовыражение и уверенность в себе;
- введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;
- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.
Слайд 5
Проблемы духовно-нравственных ценностей в истории общества не новы, однако каждая эпоха и быстро меняющийся социальный мир выдвигают в них всё новые и более сложные грани.
Бесспорно, что ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно - нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Поэтому закладывать духовные, важные ценности нужно уже с детства. (Перечислить)
Патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,
Семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
Здоровье — забота о своем здоровье, формироание привычки к здоровому образу жизни.
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
Наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
Природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Слайд 6
Проблема образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знает, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
И вот представлены источники духовного воспитания, которые оказывают влияние на духовное воспитание учащихся:
Страна, семья, природа, общество, малая родина, наука, искусство, многонациональный народ.
Слайд 7
Направления духовного воспитания можно разделить на три вида:
«Я и мое здоровье» - это воспитание ценностного отношения к своему здоровью через формирование представлений о ЗОЖ, воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие физических качеств и умений, формирование основ безопасности собственной жизни, обеспечение благоприятного психологического климата.
«Я и мои ценности» - Воспитание любви и уважение к семье, как основной ценности; приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; приобщение к общечеловеческим ценностям; воспитание ценностного отношения к труду, «Я и моя Родина» - Воспитание патриотических чувств, осознанное принятие ребенком традиций и культуры родного города района, страны, наполнение конкретным содержанием понятий: «малая родина», «родная земля», «Отечество», «родной язык», «моя семья»
Слайд 8.
«Я и мое здоровье» - Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни - формирует здоровый образ жизни, становление личностных качеств, обеспечивающих подрастающему поколению психическую устойчивость необходимую для эффективной учебной деятельности, здорового образа жизни. Эффективным будет проведение таких мероприятий:
Беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, участие в спортивных соревнованиях, использование здоровьесберегающих технологий, прогулки на свежем воздухе, проведение подвижных игр, внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению , физкультминутки, гимнастика для глаз, дни здоровья, режим дня, информационный уголок здоровья.
Слайд 10.
«Я и мои ценности. Семья.» - Все эти действия со стороны государства, церкви, образовательных структур, конечно же, имеют свое огромное значение, но самым важным, на мой взгляд, во всей этой сложной структуре в воспитании Личности является её основа - семья. Часто педагоги горько шутят: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Поэтому считаю эффективным проведение таких мероприятий:
Познавательные беседы о семье, «День Матери», праздники с участием родителей , Информационный стенд для родителей, творческие проекты «Моя семья», «Праздники в моей семье», «Моя школа».
Слайд 12.
«Я и мои ценности. Труд»- Беседы о профессиях родителей, уголок дежурств, трудовые поручения, взаимопомощь, знакомство с профессиями, чтение художественной литературы, работа с пословицами и поговорками, школьные субботники, сюжетно-ролевые игры по мотивам профессий, хозяйственно-бытовой труд.
Слайд 13.
«Я и моя Родина» -
Можно отметить роль церкви в воспитании подрастающего поколения. Потому что церковь направляет человечество и молодежь на путь истины, добра и правды. И проведение таких мероприятий
Конкурсы стихов и рисунков на патриотические темы, посещение библиотеки, совместные праздники с родителями «День Победы», «День защитника Отечества», праздники посвященные русским обычаям и традициям: «Масленица», «Рождество», «Новый год», «Пасха», Экскурсии по памятным местам города, посещение краеведческого музея, беседы, чтение книг о подвигах, доблести и славе русского народа, проекты «Моя Родина Россия», встречи с ветеранами.
Слайд 15.
«Родина. Природа» - Участие в конкурсе поделок и букетов из природного материала, экскурсии в природу, изготовление кормушек и подкормка птиц, участие детей и родителей в акции по защите и охране окружающей среды-посадка деревьев, просмотр видеофильмов о природе, рассматривание картин и иллюстраций, участие в конкурсах стихов и рисунков о природе.
17 Слайд.
Условия духовно-нравственного развития учащихся:
1. Осознанное стремление каждого педагога к собственному духовному росту и оказание помощи своим воспитанникам в духовном взрослении.
Создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения.
2. Взаимодействие с религиозными и общественными организациями, гражданско-патриотическими, культурными, экологическими, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные российские ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала.
3. Повышение педагогической культуры родителей через проведение родительских конференций, собраний-диспутов, встреч за круглым столом.
Таким образом, решение проблем формирования духовно-нравственной культуры у детей и подростков видится в следующем:
1. Целенаправленное взаимодействие с религиозными и общественными организациями.
2. Решение кадрового вопроса. Введение ставок школьных психологов при школе.
3. Развитие системы дополнительного образования именно на базе школы.
4. Исключение сугубо знаниевого подхода к образовательному процессу. Образование – это, прежде всего, воспитание. 5. Усиление государственной политики в области экологического контроля.
Таким образом, говоря о данной проблеме, ее причинах и путях решения можно сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да, проблема духовно – нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно -педагогической работе семьи, политической системы, церкви, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится.
Слайд 18. Духовно – нравственный портрет ребенка.
Добрый, не причиняющий зла живому, Честный и справедливый, Любящий и заботливый, Трудолюбивый и настойчивый, Творящий и оберегающий красоту мира, Стремящийся к знаниям и критично мыслящий, Смелый и решительный, Свободолюбивый и ответственный, Самостоятельный и законопослушный, Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой, Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам, Патриотичный (готовый поступиться своими интересами), Толерантный (уважающий других, не похожих на него). Духовно-нравственное состояние россиян, рост негативных явлений таковы, что будущее нашей страны становится непредсказуемым. Это заставляет общество и даже людей, далеких от веры, задуматься о насущной необходимости восстановления духовно-нравственного потенциала людей. Явный приоритет приобрели материальные ценности по сравнению с духовными. Это ведет к формированию ложных целей жизни, изменению ценностных ориентаций, и, как следствие, к искаженному пониманию категорий добра и зла.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999. - 208 с.
- Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика. - 1998. - №4. - С.3-8
- Султанов К.В. Идея поликультурного образования в русской традиции. - 2-е изд..- СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2004. - 260 с.
Толерантность. /Общ. ред. М.П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004. - 416 с.
- Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский -М.:РИОМГТА,2003. - С. 12
- Никандров Н.Д. «Духовные ценности и воспитание в современной России».- Педагогика.-2008.- № 9. - с. 3, 4.
- Киселев А.Ф. «Выбор»- Педагогика.- 2008.- № 9. – с. 20, 22, 23.
Кондаков А.М. «Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования». – Педагогика.- 2008. - № 9 с. 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, способную к самоопределению и свободному развитию, побужд
Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение.Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта...
РПО классных руководителей по теме « Духовно- нравственное воспитание в современной школе».
28 апреля на базе МБОУ КСОШ №3 состоялось заседание РПО классных руководителей по теме « Духовно- нравственное воспитание в современной школе»....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Современная школа – это живой, постоянно меняющийся организм, который на разных этапах обучения и развития должен давать ребенку самое необходимое для формирования всесторонне развитой личности. То, ч...
ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
В духовном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми....
Проблемы обучения письму (русскому языку) в современной школе
Письмо и чтение - базовые школьные навыки, без овладения которыми обучение затруднено или просто невозможно.Учителям начальных классов хорошо известно, что у многих детей возникают трудности в формиро...
Статья "Проблемы и противоречия воспитания в современной школе"
В данной статьяе предпринята попытка анализа основных проблем и противоречий воспитания в современной школе. Освещается процесс формирования государственной политики в области школьного воспитания. Пр...