ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
статья по музыке (4 класс) на тему

Соломина Ираида Ивановна

Современная школа – это живой, постоянно меняющийся организм, который на разных этапах обучения и развития должен давать ребенку самое необходимое для формирования всесторонне развитой личности. То, что будет заложено в уме и чувствах маленького человека, в какой доступной и интересной форме будет предложен материал, через какие переживания он пройдет на каждой ступеньке своего развития, играет важную роль в становлении духовности. Патриотическое воспитание всегда играло огромную роль в становлении ребенка. Духовно-нравственное воспитание в современной школе также является неотъемлемой ее частью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tambov_sergiy_chistovik.doc35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Соломина Ираида Ивановна,

МОУ гимназия № 24, г. Люберцы

У России много имен.  Для нас имя России –

это Преподобный Сергий Радонежский.

Современная школа – это живой, постоянно меняющийся организм, который на разных этапах обучения и развития должен давать ребенку самое необходимое для формирования всесторонне развитой личности. То, что будет заложено в уме и чувствах маленького человека, в какой доступной и интересной форме будет предложен материал, через какие переживания он пройдет на каждой ступеньке своего развития, играет важную роль в становлении духовности. Патриотическое воспитание всегда играло огромную роль в становлении ребенка. Духовно-нравственное воспитание в современной школе также является неотъемлемой ее частью.  

На уроках этики и основ мировых религиозных культур мы с ребятами размышляем о том, из чего состоит повседневная жизнь человека, чем каждый может наполнить свою жизнь и сделать ее интересной и полезной для других. Поначалу детям кажется, что они легко могут объяснить, что такое добро и зло, мораль и нравственность,  духовный и душевный мир человека и об этом не стоит так много говорить. Но постепенно погружаясь в определенную тему, ребята с интересом узнают о становлении тех или иных моральных и нравственных норм и правил поведения на каждом этапе развития человечества, их эволюции и значении в современном обществе. Хорошо, когда эти теоретические знания ребенок может применить на практике, пропустить через себя, чтобы потом снова и снова вспомнить те эмоции и переживания.

Каждый год мы отмечаем важнейшие даты и вспоминаем людей, которые оказали огромное влияние на развитие и ход истории России. В этом году отмечается 700-летие со дня рождения Преподобного игумена Земли Русской Сергия Радонежского. Я задалась целью раскрыть для ребят силу души и духовности человека на примере жизни этого святого. На уроках этики и мировой художественной культуры я предложила ребятам самим составить ряд вопросов, которые помогли им бы узнать о Преподобном Сергии, его жизни и значении для русской культуры. Получился своеобразный шаблон, на основе которого можно было спланировать цикл  мероприятий, посвященных Сергию Радонежскому для разных возрастных групп.

Старшеклассники побывали на экскурсиях в селе Радонеж, Хотьковском монастыре, Троице-Сергиевой Лавре. Учащиеся младших классов готовились к конкурсу  стихотворений на духовную тему, который проходил в три этапа. Учащиеся 6-х классов изъявили желание рассказать о культурных традициях православной Руси методом проектов. Ребята группами работали над темами «Образ Сергия Радонежского в  живописи русских художников», «О чем рассказывают нам иконы», «Троице-Сергиева Лавра – источник духовной культуры», «Каноны иконописи в Древней Руси», «Символика цветов на православной иконе», «Колокола – голос моей Родины». Получилось прекрасное мероприятие в стиле образовательной академии.  После презентации этих проектов для учащихся 5-х классов была проведена олимпиада-викторина. Команды пятиклассников работали  в разных направлениях: отвечали на вопросы тестов, составляли ребусы и головоломки, инсценировали предложенные сюжеты.

Самая кропотливая и продолжительная работа была у четвероклассников. В основу своей работы с детьми на протяжении многих лет я ставлю важную задачу – участие каждого ребенка в подготовке мероприятия. Это помогает детям, во-первых, почувствовать сопричастность к общему делу, во-вторых, раскрыть свои творческие способности, в-третьих, почувствовать радость совместного творчества и конечный результат, который зависит от каждого участника. Мы с ребятами решили  поставить спектакль «Сергий Радонежский». Сценарий должен был отражать основные ступени жизни Преподобного Сергия Радонежского: детство и отрочество, отшельничество, образование Троице-Сергиевой Лавры, благословение Сергием князя Дмитрия Донского на бой с войском Мамая, Куликовскую битву, объединение русских земель.

Задача предстояла непростая, только сообща можно было приступать к этому проекту, и это понимал каждый ребенок. На подготовку спектакля ушло три месяца, ведь участвовало в нем 80 человек. В работу включились все: на уроках труда ребята изготавливали воинские доспехи и атрибуты, совместно с родителями создавали эскизы и костюмы для своих героев, учили тексты и сами репетировали отдельные эпизоды, чтобы на общих репетициях больше времени уходило на массовые сцены, участники хора разучивали музыкальные номера из кантаты С. Прокофьева.  

Чувствуя себя важным звеном в огромной цепи, каждый понимал свою значимость и ответственность перед коллективом. В январе состоялась премьера спектакля. Это было незабываемое зрелище. Ребята на сцене играли превосходно, гордые родители в зале утирали слезы радости. Дух высокого патриотизма передавался от актеров к зрителям,  хоровые номера связывали все в единое целое. И когда в финале на сцену вышли все участники спектакля и запели «На Руси родной не бывать врагу», мощная волна энергии, которая постепенно набирала силу, вдруг взорвалась, и слезы брызнули из глаз юных артистов. В такие минуты испытываешь чувство гордости за наших детей и понимаешь, что у России великое будущее.

Так образ Сергия Радонежского соединил нас во благо общего дела. Преподобный Сергий является святым покровителем всех учеников и учителей. Вся его жизнь – это образец смирения, воздержания, терпения, трудолюбия, справедливости, нравственной чистоты и глубокой веры. Он всегда слышит наши молитвы, когда мы просим его помочь нам. Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

«Возрождение духовно-нравственных ценностей и традиций современной семьи»

Не ошибусь, если скажу, в современном обществе одной из главных тем, проблем является постепенная утрата духовно-нравственных ценностей и традиций семьи. Сегодня все реже можно встретить семью, где не...

РПО классных руководителей по теме « Духовно- нравственное воспитание в современной школе».

28 апреля на базе МБОУ КСОШ №3 состоялось заседание РПО классных руководителей по теме « Духовно- нравственное воспитание в современной школе»....

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...

Публикация. Статья. Формирование гражданской идентичности, духовных нравственных ориентиров - приоритетная задача современного образования

Аннотация: актуальность изучения гражданской идентичности заключается в совершенствовании общества, превалировании гуманизма и демократизма. В статье представлены ключевые особенности формирования гра...