Мастер-класс по ОРКС
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22
города Волжского Волгоградской области
Мастер-класс
для педагогов начальной школы
Урок по курсу «Основы православной культуры»
Тема «Православные ХРАМЫ»
Выполнила: Иноземцева Татьяна Сергеевна
учитель начальных классов
«Духовно-нравственное воспитание
на уроках ОРКС в начальной школе»
Учитель: Иноземцева Татьяна Сергеевна
Ход мероприятия.
« У человека существует три Я. Первое – делает человека расчетливым, правильным, принципиальным, и т.д Это-разум.
Второе – делает человека мягким, добрым синтементальным. Это – сердце. Есл приобладает первое Я то человек становится жестоким, алчным. Если второе- то мягким, безвольным.
Лишь третье Я объединяет и регулирует действия человека. Это-душа.
Душа. Духовное в человеке важно для его правильного общения с людьми, поведения в обществе.
Тема моего мастер-класса «Духовно-нравственное воспитание на уроках ОРКС в начальной школе».
В нашей школе в рамках ОРКС работают три модуля: «Основы православной культуры» «Светская этика», «основы мировых религий». Выбор по модулям был сделан родителями в третьем классе.(График)
Я веду модуль « Основы православной культуры». Несколько лет в нашей школе велся подобный кружок православным центров «Жизнь».
Я предлагаю вам побыть в роли детей . Мы поработаем с вами на уроке ОРКС.
( Урок по теме «Православные храмы».)
Цель урока: Познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и его назначением.
Задачи урока:
- Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
- Формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России. Усвоить основные понятия: икона, иконостас, Царские врата, алтарь.
- Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины.
Этапы урока:
- Введение в тему.
-Раскрытие темы.
- Групповая работа.
- Притча
-Рефлексия
- Итог урока
Ход урока.
- Введение в тему.
Слайд 1. Представлены фото различных зданий: многоэтажный дом, избушка, палатка, вигвам. Юрта. Храм.
- Что изображено на слайде? (дома или строения)
- Какое строение не может подходить к этому ряду? ( Храм)
-Почему? ( Все остальные строения предназначены для жилья человека, а ХРАМ-для того чтобы молиться Богу)
-Да действительно, это так. А почему там не живут? Это мы и будем выяснять на нашем уроке.
-какая тема будет у нашего урока?
У: Да, ребята, тема урока – Храм. (слайд 1)
У: Какие цели и задачи вы поставите для себя на урок?
Д: Я думаю, что мы сегодня будем говорить о Храме.
Д: Я хочу познакомиться с устройством Храма.
Д: А я хочу узнать. Зачем люди ходят в храм. (слайд 20
Этот дом – не просто дом.
Он красивый и с крестом.
Золотые купола. Звонкие колокола.
Бим-бом-бом. Дин-дин-дин-дин.
Кто-то с мамой, кто один
Помолится в этот дом
Ходит в трепете святом
По утрам и вечерам…
Это – (Д: православный храм!)
У: Храм или церковь – всегда были центром жизни русского человека. Не зря такие красивые загадки и стихи про них придуманы. Настолько храм был важен в жизни человека, что от того, есть в месте, где живут люди, церковь или нет, зависело название, статус поселения. Если есть храм, то это село, если нет – деревня, независимо от размеров и количества домов. Почему же храм так важен, если помолиться, обратиться к Богу человек может в любом месте?
Храмы на Руси во все времена отражали духовно-нравственное состояние общества. Во время войн и общественных нестроений храмы зачастую разрушались. В периоды духовного подъема и национального возрождения возрождались и храмы.
Для православного человека храм — всегда особое, святое место. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.
Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.
У: Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.
Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. (слайд 4, )
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.
У: Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (слайд 6)
У: Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
Д: Внутри православный храм разделяется на три части:
- Притвор;
- Место в храме, где стоят молящиеся;
- Алтарь, где служат священники.
( Все сопровождается показом слайдов)
II. Работа в группах
- Поднимите руки те кто ходит в храм один раз в год, в Месяц, в неделю.
- когда мы сразу приходим в храм? ( Когда у нас беда)
- Это значит, что дорога к храму для нас не очень проста. Мы поработаем в группах, Каждая группа покажет свою Дорогу к Храму.(Слайд 12)
- Вам предложены задания: Покажите. Какие качества не пускают человека к Храму. Что мы получим, если придем в храм?
- Повторим правила работы в группе? Время работы в группе 5 минут, пока будет звучать Благовест.
(работа в группе)
(Защита работ)
-Вывод: На первый взгляд, нам ничего мешает часто приходить в Храм, чтобы помолиться о себе и о своих близких, поблагодарить Бога. Но оказывается различные обстоятельства нам мешают.
- Оцените свою работу в группах.
Притча «Все в твоих руках» ( Анализ) (Слайд 13)
III. Рефлексия.
- Вспомним все о чем мы сегодня говорили на уроке. (Ответы)
Слайд - Проведем «синквейн» слова ХРАМ.(Слайд 14)
(работают. Читают ответы)
IV. Итого урока.
- Что запомнилось больше всего? Оцените свою работу на уроке.
Восстановить в России надо храмы,
Чтоб возродить святую прежде Русь,
А раны нашей пережитой драмы,
Все зарастут травой и былью пусть.
Пусть над Россией чистым будет небо
Твои глаза пусть смотрят к нам с небес.
Пусть в каждом доме много будет хлеба,
И чтобы нас не путал больше бес.
И пусть звонят колокола России,
Пусть все плохое сгинет в прах и пух,
Чтоб дети нас за все, за все простили,
А в нас живет пусть воскрешенья дух.
- В заключении посмотрите замечательные храмы России..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание на уроках ОРКС в начальной школе»
Мастер-класс по проведению урока "Основы православной культуры" по теме "Храмы"....
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...