Мастер-класс по ОРКС
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Иноземцева Татьяна Сергеевна

Тема "Православные храмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_orks.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22

города Волжского Волгоградской области

Мастер-класс

для педагогов начальной школы

Урок по курсу «Основы православной культуры»

Тема «Православные ХРАМЫ»

Выполнила: Иноземцева Татьяна Сергеевна

        учитель начальных классов

Мастер-класс

«Духовно-нравственное воспитание

на уроках ОРКС в начальной школе»

Учитель: Иноземцева Татьяна Сергеевна

Ход мероприятия.

« У человека существует три Я. Первое – делает человека расчетливым, правильным, принципиальным, и т.д Это-разум.

Второе – делает человека мягким, добрым синтементальным. Это – сердце. Есл приобладает первое Я то человек становится жестоким, алчным. Если второе- то мягким, безвольным.

Лишь третье Я объединяет и регулирует действия человека. Это-душа.

Душа. Духовное в человеке важно для его правильного общения с людьми, поведения в обществе.

Тема моего мастер-класса «Духовно-нравственное воспитание на уроках ОРКС в начальной школе».

В нашей школе в рамках ОРКС работают три модуля: «Основы православной культуры» «Светская этика», «основы мировых религий». Выбор по модулям был сделан родителями в третьем классе.(График)

Я веду модуль « Основы православной культуры».  Несколько лет в нашей школе велся подобный кружок православным центров «Жизнь».

Я предлагаю вам побыть в роли детей . Мы поработаем с вами на уроке ОРКС.

( Урок по теме «Православные храмы».)

Цель урока: Познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и его назначением.

Задачи урока:

  1. Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
  2. Формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России. Усвоить основные понятия: икона, иконостас, Царские врата, алтарь.
  3. Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины.

Этапы урока:

- Введение в тему.

-Раскрытие темы.

- Групповая работа.

- Притча

-Рефлексия

- Итог урока

Ход урока.

  1. Введение в тему.

Слайд 1. Представлены фото различных зданий: многоэтажный дом, избушка, палатка, вигвам. Юрта. Храм.

- Что изображено на слайде? (дома или строения)

- Какое строение не может подходить к этому ряду? ( Храм)

-Почему? ( Все остальные строения предназначены для жилья человека, а ХРАМ-для того чтобы молиться Богу)

-Да действительно, это так. А почему там не живут? Это мы и будем выяснять на нашем уроке.

-какая тема будет у нашего урока?

У: Да, ребята, тема урока – Храм. (слайд 1)

У: Какие цели и задачи вы поставите для себя на урок?

Д: Я думаю, что мы сегодня будем говорить о Храме.

Д: Я хочу познакомиться с устройством Храма.

Д: А я хочу узнать. Зачем люди ходят в храм. (слайд 20

              Этот дом – не просто дом.
             Он красивый и с крестом.
             Золотые купола. Звонкие колокола.
             Бим-бом-бом. Дин-дин-дин-дин.
             Кто-то с мамой, кто один
             Помолится в этот дом
             Ходит в трепете святом
            По утрам и вечерам…
            Это – (Д: православный храм!)

У: Храм или церковь – всегда были центром жизни русского человека. Не зря такие красивые загадки и стихи про них придуманы. Настолько храм был важен в жизни человека, что от того, есть в месте, где живут люди, церковь или нет, зависело название, статус поселения. Если есть храм, то это село, если нет – деревня, независимо от размеров и количества домов. Почему же храм так важен, если помолиться, обратиться к Богу человек может в любом месте?

Храмы на Руси во все времена отражали духовно-нравственное состояние общества. Во время войн и общественных нестроений храмы зачастую разрушались. В периоды духовного подъема и национального возрождения возрождались и храмы.

Для православного человека храм — всегда особое, святое место. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.

Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.

У: Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.

Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. (слайд 4, )

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

У: Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (слайд 6)

У: Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Д: Внутри православный храм разделяется на три части:

  1. Притвор;
  2. Место в храме, где стоят молящиеся;
  3. Алтарь, где служат священники.

( Все сопровождается показом слайдов)

II. Работа в группах

- Поднимите руки те кто ходит в храм один раз в год, в Месяц, в неделю.

- когда мы сразу приходим в храм? ( Когда у нас беда)

- Это значит, что дорога к храму для нас не очень проста. Мы поработаем в группах, Каждая группа покажет свою Дорогу к Храму.(Слайд 12)

- Вам предложены задания: Покажите. Какие качества не пускают человека к Храму. Что мы получим, если придем в храм?

- Повторим правила работы в группе? Время работы в группе 5 минут, пока будет звучать Благовест.

(работа в группе)

(Защита работ)

-Вывод: На первый взгляд, нам ничего мешает часто приходить в Храм, чтобы помолиться о себе и о своих близких, поблагодарить Бога. Но оказывается различные обстоятельства нам мешают.

- Оцените свою работу в группах.

Притча «Все в твоих руках» ( Анализ) (Слайд 13)

III. Рефлексия.

- Вспомним все о чем мы сегодня говорили на уроке. (Ответы)

Слайд - Проведем «синквейн» слова ХРАМ.(Слайд 14)

(работают. Читают ответы)

IV. Итого урока.

- Что запомнилось больше всего? Оцените свою работу на уроке.

Восстановить в России надо храмы, 
Чтоб возродить святую прежде Русь, 
А раны нашей пережитой драмы, 
Все зарастут травой и былью пусть. 
Пусть над Россией чистым будет небо 
Твои глаза пусть смотрят к нам с небес. 
Пусть в каждом доме много будет хлеба, 
И чтобы нас не путал больше бес. 
И пусть звонят колокола России, 
Пусть все плохое сгинет в прах и пух, 
Чтоб дети нас за все, за все простили, 
А в нас живет пусть воскрешенья дух.

- В заключении посмотрите замечательные храмы России..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание на уроках ОРКС в начальной школе»

Мастер-класс по проведению урока  "Основы православной культуры" по теме "Храмы"....

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...