ДОКЛАД «Формы и методы обучения на уроках ОПК»
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Афонина Марина Михайловна

ДОКЛАД

«Формы и методы обучения на уроках ОПК»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ООШ № 5

ДОКЛАД

«Формы и методы обучения на уроках ОПК»

Выполнила  учитель ОПК

                                                                                          МБОУ ООШ № 5

                                                                                      Афонина М.М.  

г. Новошахтинск

2015 г.

Основой  разработки  и  введения  в  учебный  процесс  общеобразовательных   школ комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжение Председателя  Правительства РФ  от  11 августа 2009 г.

Курс основы религиозных культур и светской этики является культурологическим и направлен на развитие у школьников  4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Курс ОРКСЭ предполагает следующие модули ОПК, Основы исламской культуры, Основы буддийской культуры, Основы иудейской культуры, Основы мировых религиозных культур, Основы светской этики.  

Курс ОПК предполагает следующе результаты:

 1уровень -   приобретение школьниками социальных знаний;

 2 уровень -  получение ребятами опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

3 уровень -  получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.                    

Выбор методов обучения происходит  с учетом возможностей обучающихся, их возрастных особенностей, материально-технической базы, типа и вида учебных занятий.

  Специфика средств обучения ОПК заключается в том, что происходит обращение к библейским текстам, работа с иконой,  с иллюстрациями. Методика включения в контекст  урока видео и аудио-материалов, применение ИКТ.

Подробнее о методах, применяемых на уроках ОПК.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

     -словесные, наглядные, практические;

     -аналитические, синтетические, индуктивные,   дедуктивные,

     -репродуктивные, проблемно-поисковые;

     -методы самостоятельной работы.

Методы стимулирования и мотивации:

     -методы стимулирования  интереса к учению, игры, учебные дискуссии, создание    эмоциональных   ситуаций;

  -методы стимулирования долга и  ответственности.

 

Методы контроля и самоконтроля.

    Методы самостоятельной познавательной  деятельности.

Методы проведения урока.

Метод моральных дилемм и дискуссий заставляет учащихся сделать выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Кейс-метод – это метод конкретных ситуаций, активного проблемного анализа ситуации путем решения конкретных задач (решение кейсов).

Таким образом, формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ могут быть следующими:

различные виды дискуссий (дебаты, диспуты);

учебные и социальные проекты;

уроки-экскурсии;

эвристические беседы;

деловые и ролевые игры;

практикумы;

различные  викторины и другие конкурсные события;

творческие мастерские,

видео-уроки.

Виды, приемы, методики, техники.

  • Дидактические игры;
  • Действия по инструкции;
  • Выработка коллективных решений;
  • Доказательства и аргументация точек зрения;
  • Анализ ситуаций;
  • Решение конфликтных ситуаций;
  • Работа с иллюстративным  материалом;
  • Практические работы;
  • Разработка проектов;
  • Создание текстов;
  • Тематические дискуссии;
  • Пресс-конференции;
  • Работа с притчами.

Сквозная деятельность:

1.Составление словаря терминов;

2.Создание галереи образов;

3.Разработка макета собственной книги.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы работы и методы обучения на уроках ОРКСЭ

Слайд 2

Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжение Председателя Правительства РФ о т 11 августа 2009 г.

Слайд 3

Курс основы религиозных культур и светской этики Является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Слайд 4

Курс ОРКСЭ Модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры ; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики

Слайд 5

Предполагаемые результаты (на основе ФГОС) Приобретение школьниками социальных знаний (1уровень); Получение ребятами опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (2 уровень); Получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень)

Слайд 6

Методы обучения Методы организации учебно-познавательной деятельности: -словесные, наглядные, практические; -аналитические, синтетические, индуктивные, дедуктивные, -репродуктивные, проблемно-поисковые; -методы самостоятельной работы. Методы стимулирования и мотивации: -методы стимулирования интереса к учению, игры, учебные дискуссии, создание эмоциональных ситуаций ; -методы стимулирования долга и ответственности . Методы контроля и самоконтроля. Методы самостоятельной познавательной деятельности.

Слайд 8

Эвристические методы – методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы. Методы обучения

Слайд 9

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Методы обучения

Слайд 10

Проектирование – особый вид деятельности, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми. Методы обучения

Слайд 11

Кейс-метод – это метод конкретных ситуаций, активного проблемного анализа ситуации путем решения конкретных задач (решение кейсов) Методы обучения

Слайд 12

Формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ различные виды дискуссий (дебаты, диспуты); учебные и социальные проекты; уроки-экскурсии; эвристические беседы; деловые и ролевые игры; практикумы; различные викторины и другие конкурсные события; творческие мастерские.

Слайд 13

Виды, приемы, методики, техники Дидактические игры; Действия по инструкции; Выработка коллективных решений; Доказательства и аргументация точек зрения; Анализ ситуаций; Решение конфликтных ситуаций; Работа с иллюстративным материалом; Практические работы; Разработка проектов; Создание текстов; Тематические дискуссии; Пресс-конференции; Работа с притчами.

Слайд 14

Сквозная деятельность Составление словаря терминов; Создание галереи образов; Разработка макета собственной книги

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фрагмента открытого урока "Применение активных форм и методов обучения на уроке иностранного языка"

Данный фрагмент урока английского языка помогает активизировать активные формы и методы обучения на уроках иностранного языка, вовлекая учащихся в игровую ситуацию со знаменитым персонажем....

Доклад" Развитие познавательной активности младших школьников в разных формах и методах обучения"

В условиях  модернизации  общего образования России  необходимо  реализовать  качественно  новую  личностно-ориентированую  развивающую  модель  массо...

Доклад "Реализация деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"

В основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знан...

Пути и средства применения эвристических форм и методов обучения на уроке в современной начальной школе

Теоретические и практические аспекты применения эвристического метода в обучении начальной школы...

Использование форм и методов обучения на уроках ОРКСЭ для активизации познавательной деятельности учащихся

Курс ОРКСЭ (все его модули) направлен на развитие таких качеств личности, как милосердие, сострадание, любовь и уважение к ближним. На уроках, кроме традиционных можно использовать различные методы и ...