Классный час "О воспитанности"
классный час по орксэ на тему

Тимофеева Татьяна Анатольевна

Классный час "О воспитанности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_v_4.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

                              Классный час в 4-а классе

                                     « О воспитанности»

Цель: познакомить учеников с культурой общения, внушить необходимость уважительного отношения к окружающим , привить основы нравственного поведения , познакомить учащихся с принципами общения и культуры поведения.

Подготовительная работа : изготовить маски зверей, разучить сценки по ролям, выучить стихи, подобрать пословицы, подготовить памятку по правилам поведения, провести конкурс рисунков.

                                                   Ход.

  1. Ребята! Вы уже догадались, что наш разговор сегодня пойдет о воспитанности .

Дорогие мальчики и девочки!

Наш классный час посвящен культуре поведения.

Культура поведения ---понятие многогранное.

          К У Л Ь Т У Р А  П О В Е Д Е Н И Я

 

Культура общения           культура речи               культура внешнего вида

 

Сегодня мы будем говорить об очень важном качестве человека, оно называется

В О С П И Т А Н  Н О С Т Ь .

Мы решим , какого человека можно назвать воспитанным, а какого невоспитанным.

Как вы понимаете слова воспитанный, вежливый?

Посмотрите на рисунки. Они вам помогут дать ответ. Где герои ведут себя культурно, а где нет? (ответы детей)

Вежливость—это воспитанность, хорошее поведение, соблюдение правил поведения,                              когда человек совершает хорошие поступки, умеет общаться.

Недавно вы отвечали на вопросы теста « Считаешь ли ты себя вежливым?».

Как же вы оценили свою вежливость? А результаты таковы.

Если ты набрал  от 12 до 16 очков : С тобой все в порядке. Так держать!

Если ты набрал от 8 до 11 очков: ты не всегда вежлив. Будь внимательнее.

Если ты набрал менее 8 очков: тебе еще надо учиться вежливости. Не жалей на это сил

.и  времени!

             

           Стихотворение С.Я.Маршака « Урок вежливости».

О чем стихотворение? О каких правилах поведения идет речь? Чему учили медведя?

                                        ( быть воспитанным)

Оказывается, нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых у всех становится теплее и радостнее на душе.

Давайте все вместе, дружно составим  Словарь вежливых слов

  1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого -----------
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит--------------------
  3. Мальчик вежливый и развитый, говорит встречаясь--------------
  4. Если больше есть не в силах, скажем маме мы --------------------
  5. Когда нас бранят за шалости, говорим мы-----------------------------
  6. И в России и в Дании на прощанье скажут-----------------------------------
  7. Нужно знать как дважды два
  8. Все волшебные слова
  9. В день , пожалуй, раз до ста говорить---------------------------------------------

Ребята! У замечательного русского писателя Льва Толстого есть басня «Белка и Волк».

Сейчас ребята разыграют небольшую сценку по этой басне.

Только вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие относятся хорошо.

У него есть верные и надежные друзья, с которыми никогда не бывает скучно.

Предлагаю вам послушать один рассказ. Называется «Спор про вежливость».

Назовите невежливые слова, которые употребляют дети, рассуждая о вежливости.

Понимают ли герои рассказа, что такое вежливость? ( ответы детей).

А вот какой урок вежливости преподала Лиса в сценке « О вежливости».

                                     ( инсценирование)

Издревле учились искусству слова и придавали большое значение словам.

Какие известные пословицы знаете по этому поводу?

(«Слово не воробей, вылетит не поймаешь», «Слово лечит, но и калечит»).

«Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие»- поучал египетский фараон своего сына более 4-х тысяч лет тому назад.

Об этом необходимо помнить и сегодня каждому человеку.

Словом можно обидеть, оскорбить, нанести душевную травму.

Предлагаю послушать шутливое стихотворение С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы».

Давайте еще раз назовем вежливые слова и хорошо их запомним.

( ученики называют вежливые слова)

Будьте добры, будьте любезны

Эти слова в разговоре полезны

С ними легко на прогулке и дома

Будет приятно их слышать любому.

 

В старину говорили: «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит».

Как понимаете смысл этой пословицы? К кому она относится?

                                ( ответы детей)

Да, ребята, смысл пословицы относится к любому ребенку: упустишь золотое время, не узнаешь чего-либо, потом не наверстаешь.

                   

                         Смотрим мини- спектакль. Главные герои Мальвина и Буратино.

Понравился вам спектакль? Чему учит?

     

           С самого детства надо осваивать науку общения, овладевать умением вести себя так, чтобы всем было хорошо, приятно, удобно.

     

                    Разыгрываем ситуации общения.

1.Попроси друга принести тебе давно обещанную книгу. Как ты попросишь?

2.Попросить учителя объяснить домашнее задание?

3.Попросить родителей подруги дать согласие на ваш поход в кино.

4.Попросить незнакомого человека на улице объяснить тебе дорогу.

5.Попросить незнакомого человека в театре уступить тебе место ( он ошибся и сел не на свое место)

Каждый день , встречаясь друг с другом мы просизносим слова приветствия.

Какие? Это простые, повседневные слова, но значат они много.

«Здравствуйте»--имеет общий корень со словом «здравие» -т.е. здоровье.

          Мне кажется, что здравствуй лучшее из слов

          Потому что здравствуй – лучшее из слов

           Потому что здравствуй – значит будь здоров

           Правило запомни, знаешь-повтори,

            Старшим это слово первым говори

            Вечером расстались, встретились с утра

            Значит слово здравствуй говорить пора.                                                                                                                                                                                                                                                                            

А если без слов, то как принято здороваться? ( Короткий поклон и улыбка несут важное содержание). Какое же?

 

«Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Я желаю тебе всего самого доброго – здоровья, мира, счастья».

Бывают в жизни ситуации, когда, непонятно, а как же себя нужно вести?

          Давайте разберемся.

1.Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе                                          

 человеком. Надо ли поздороваться  тебе?

  1. В школьном коридоре разговаривают учителя . Среди них Олег увидел своего классного руководителя и проходя мимо вежливо поздоровался :

«Здравствуйте, Анна Николаевна! – какая ошибка допущена? А может все в порядке?

3.Ты  вошел  в автобус с задней площадки и увидел, что у передней дверки стоят твои друзья. Надо ли поздороваться с ними? Если надо, то как ты это сделаешь?

  1. Если вас окликнули «Эй ты!».Как вы себя поведете?
  2. Можно ли вместо «здравствуй» говорить привет.
  3. Ты встречаешь по дороге в школу часто одного человека, но не знаком с ним.

Здороваешься с ним?

Ребята! А как происходит  церемония знакомства нам расскажут ребята.

Что же украшает воспитанного человека?

Петр Первый в своей книге «Юности честное зерцало» писал, что воспитанного человека украшают три добродетели: приветливости, смирение, учтивость.

            Запомните это.

     

  Проводим конкурс любезников.

   

Кто из вас больше назовет фраз-извинений, тот и будет победителем.

Очень важно знать и произносить все эти слова, но не менее важны и наши поступки.

Мы живем среди людей и наши слова, жесты, поступки не безразличны для окружающих.

1.Одна девочка, которой сделали замечание за то, что она слишком громко смеется, обиженно сказала:

«Мое поведение-мое личное дело».  Вы согласны с этим?

2.Однажды в кинотеатре, во время сеанса двое друзей Вова и Костя громко разговаривали. Сидящий впереди человек обращается к ним. Извините, но я ничего не слышу!

 А почему, собственно говоря, вы должны слышать, о чем мы говорим,,-удивился Вова

 Вы, конечно, поняли, что это шутка.

    В связи   с этим послушайте стихотворение «Пожалуйста, потише!»

Скажите, когда нельзя громко разговаривать?

Где совсем нельзя разговаривать?

Ребята! Мы должны запомнить, что громко разговаривать в общественном месте нельзя!

Ребята! Поднимите руки, кто любит ходить в гости? А кто любит принимать гостей?

Мы сейчас проверим, какие из вас гости.

Представьте такую ситуацию. Гости сидят за накрытым столом. Видно, что сидят  гости. Входит Миша.                

                              (С ц е н к а)

Какие  у вас будут комментарии к этой ситуации?

(опоздал, не поздоровался, не извинился за опоздание, сунул подарок, потребовал угощения).

Короче говоря , вел себя невоспитанно.

Давайте же поговорим и о подарках.

Можно ли назвать подарком то, что не нужно самому. Да и купленное что попало тоже  подарком назвать нельзя.

Предлагаю еще одну игровую ситуацию.

              Сценка «Две подружки».

Скажите честно, бывало ли такое с вами?

Ребята! Сегодня мы с вами совершили маленькое путешествие в лабиринте этикета.

Что же такое этикет?  ( ответы детей)

Это свод правил поведения и общения людей. Эти правила надо знать каждому, Они просты и их не надо зубрить специально. Достаточно помнить, что ты-не один.

Тебя окружают люди. Надо думать и о них.

 

Какого человека можно назвать воспитанным?

Слушаем правила настоящего гражданина. Их подготовила Макеева А.

Правила настоящего гражданина, который не будет:

--людям досаждать, дом и город обижать

--в квартире прыгать и скакать

--громким голосом кричать

--дверь ногою открывать

--в лифте кнопками играть

--и на стенках рисовать

--сор на улице бросать

--правила движенья нарушать

Не думайте, ребята, что вы узнали ответы на все вопросы, всему научились.

Вспомните, прочтите, узнайте у своих родителей, какие правила хорошего тона и поведения еще существуют.

( учащимся вручаются памятки с правилами поведения, обязательными для всех, главное, приучить себя их выполнять и они станут для вас привычными)

Наш классный час подошел к концу. Прошу подвести итог нашей работе, оценить ее.

Прошу прикрепить на дерево творчества листья, плоды, цветы.

Плоды - кл. час прошел для вас полезно, плодотворно, многое узнали.

Цветок- довольно неплохо, понравилось.

Листья – кл.час не понравился .

Подвести итог классного часа, дать материал для размышления:

1) Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость

.

                                                                                          Мигель Сервантес

2) Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто - нибудь другой.

                                                                                       П.П.Чехов

3) Я убежден, что настоящая воспитанность проявляется, прежде всего, у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

                                                                                        Д.С.Лихачев

.

Классный руководитель Тимофеева Т.А.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проведение эстетических диалогов на классном часе как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся»

P { margin-bottom: 0.21cm; } Нравственность – это духовные ценности человека. Ее не воспитывают, она взращивается путем подражания взрослым, интеграции их ценностей – причем не декларируемых, а р...

Презентация к классному часу "Правила для воспитанных детей"

Презентация к классному часу "Правила для воспитанных детей"...

Сценарий классного часа "Мой район-моя гордость" Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.Видео классного часа можно посмотреть по ссылке http://video.yandex.ru/users/...

Презентация к классному часу "Воспитанный человек, какой он?", 2 класс

Презентация к открытому классному  часу по технологии Системно-деятельностного подхода, по теме"Воспитанный человек, какой он"....

Разработки классных часов по патриотическому воспитанию

Данная публикация содержит 4 разработки классных часов по патриотическому воспитанию младших школьников...

Методическая разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников "Дорогою добра"

Формирование нравственных качеств личности через восприятие, и понимание....