Урок ОРК и СЭ по теме: «Что такое толерантность»
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Шевчук Наталья Владимировна

Цель:

 - Воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «толерантность»
  • Воспитание в детях  миролюбия
  • Развивать  коммуникативные навыки, умение общаться друг с другом без конфликтов
  • Развивать позитивное отношение к окружающему миру
  • Воспитывать качества, входящие в понятие толерантность:  доброту, уважение, терпимость, понимание, сочувствие и др.

Применяемые технологии:  информационные, игровые

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkise.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа № 523  Колпинского района Санкт-Петербурга

Урок ОРК и СЭ

по теме: «Что такое толерантность»

Подготовила:  Шевчук Наталья Владимировна

Классный руководитель 4 «А» класса

Пояснительная записка

Тема  «Что такое Толерантность» была выбрана для занятия в 4 классе неслучайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особенно затрагивает детей, которым в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем,  в том числе в детском коллективе.

Понятие "толерантность" в современном обществе стало международным термином. Оно наполнено  особым смыслом, который отражает восприятие единства всех людей, состоит в уважении прав другого, а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.

Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. Проведение мероприятия должно способствовать созданию и улучшению благоприятной атмосферы в школе, классе.

В мероприятии принимали участие дети класса, учителя района.

Цель классного часа:

 - Воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «толерантность»
  • Воспитание в детях  миролюбия
  • Развивать  коммуникативные навыки, умение общаться друг с другом без конфликтов
  • Развивать позитивное отношение к окружающему миру
  • Воспитывать качества, входящие в понятие толерантность:  доброту, уважение, терпимость, понимание, сочувствие и др.

Применяемые технологии:  информационные, игровые

Ход  занятия:

 1.  Организационный момент  (подравнялись, поздоровались, улыбнулись…)

- Готовы ли вы к интересной работе?

 2.  Игра – разминка «Орешки»

- Что вы держите в руках? (орешки 3 видов)

- Орешки имеют одинаковый размер, форму?  (нет, разные)

- А у людей, проживающих на нашей планете Земля одинаковые размеры и формы? (разные)

- Орешки одного цвета?   - А люди имеют одинаковый цвет кожи? (разный)

- Потрясите орешки, какие звуки они издают?   - А люди говорят одинаковыми голосами?

- Очистите орешки от скорлупы, внутри они выглядят так же, как и снаружи?   -  А люди?

- Съешьте орешек, какие они на вкус?   - А что имеют в виду, когда говорят «вкусы людей»?

- Зачем люди заготавливают орехи?  (Это съедобные плоды, богатые витаминами)

-  Можно ли сказать:  что одни орешки хорошие, а другие плохие?  (нет, они разные, но нужные)  

 - А люди?  (тоже разные,  нельзя сказать, что одни хорошие, а другие плохие)   Итог:  все нужные!

3.  Игра «Белая ворона»

- Каждому из вас я перед уроком на ушко сказала название 1 животного (4 группы: коровы, кошки, собачки, ослики).  Задание: не называя этого животного, произнесите по команде только звуки, которые это животное издаёт, найдите «своих»!

- Поднимите руку кошки…

- Как вы узнали свою группу? Легко было?

- К «Вороне»:  - почему никто не обращал на тебя внимания? Как ты себя чувствовал?

- Ребята, почему вы не обращали внимания на него?

 -Хотели бы вы оказаться на месте «вороны»?

- Тяжело ли быть непохожим на всех? Как вы в следующий раз отнесётесь к такому человеку?

- Скажите, а может человек прожить один?  Но все мы такие разные, как же нам ужиться? (надо быть добрыми друг к другу, стараться понимать…)

4. Беседа о понятии «Толерантность»

- Прочитайте тему занятия на доске, вы слышали такое слово? Как вы его понимаете? Обобщение ответов детей:

-  Слово это латинского происхождения, переводится на русский язык как «терпимость, снисходительность». Сегодня 16 ноября 2014 года, а 16 ноября 1995 года международный день толерантности был утверждён на Генеральной Конференции  ЮНЕСКО в Париже. В этот день была принята Декларация принципов толерантности – т. е. правила, по которым необходимо жить всем людям.  Для того, чтобы был мир и не ущемлялись права каждого человека, ведь на нашей планете живут 6 миллиардов человек и все они очень разные. Нельзя допускать, чтобы кого-то обижали, за то, что он не похож на других  - привычками, цветом кожи, одеждой, достатком, национальностью или здоровьем… мир прекрасен, потому что он разнообразен. Все мы жители одной планеты составляем единое целое – человечество и от нас зависит, какая жизнь будет на Земле…

- Как вы думаете,  какие качества помогут жителям Земли жить в согласии и уважении?   (внимание,  доброта, уважение, сочувствие, терпимость, сопереживание, милосердие)

5. Рассматривание странички этнокалендаря 

- Рассмотрите плакат, какие сюжеты из жизни людей изображены, чем эти люди отличаются? Как окружающие относятся к ним? Прочитайте текст.  Что важного для себя запомнили?

6. Игра «Комплименты»

- А как вы думаете вы сами люди толерантные?  А вот мне кажется, что все вы добрые, понимающие и я вам сейчас это докажу, а вы мне поможете. Поиграем в игру: вам нужно повернуться лицом к своему товарищу по парте, улыбнуться, глядя в глаза, скажите ему несколько приятных слов так, чтобы он улыбнулся в ответ (подумайте или придумайте, за что можно похвалить своего товарища)

- Получилось! Посмотрите, все улыбаются! Говоря человеку приятное,  вы сами становитесь добрее и лучше! Только ли со знакомыми нужно вести себя по-доброму?

-  Если вам человек неприятен  или не нравится то, что он делает? (переубедить, объяснить, помочь, похвалить за что-то хорошее, помочь стать лучше, ведь в каждом человеке обязательно есть что-то хорошее, важно видеть это хорошее не только в себе)

 - Посмотрите от ваших улыбок у нас в серый осенний день выглянуло солнышко, а каждый из вас стал его лучиком…(на доске – солнышко, лучи)

-  У нас прибавилось света, тепла и доброты… (музыка)

«Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому, как солнце может растопить лёд, так и постоянная доброта изгоняет непонимание, недоверие, враждебность»

7. Стихи о доброте, о дружбе, сценка.

8. Итог занятия:

А) Предлагаю вам принять нашу классную декларацию – правила, по которым мы будем стараться жить…

- Какие предлагаете правила? Я  обобщила всё то, что вы предложили, предлагаю на ваше рассмотрение, читаю, проголосуем, кто за принятие этого документа, кто против?

«Декларация класса»:  Мой друг, если ты хочешь:

  • Жить в мире
  • Любить и дружить
  • Учиться и получать професси
  • Чтобы исполнились твои мечты
  • Чтобы были здоровы твои родные и друзья

Тогда соблюдай эти правила:

  • Будь внимательным, терпеливым, милосердным к окружающим
  • Не стремись подчинить другого
  • Уважай обычаи и традиции разных людей
  • Принимай другого, таким, каков он есть

Б) А сейчас предлагаю вам проверить себя, какие правила толерантности вам уже удаётся использовать и над чем необходимо поработать.

Игровой тест: (по материалам газеты «ДОГ»)

«Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее»

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным.

1. Для того, чтобы не было войны:

а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда.

б) Нужно понимать, почему они происходят

2. В школе рассказывают о героях, проявивших толерантность:

А) Это тебя не интересует

Б) Ты хочешь узнать об этих героях

3. Ты противостоишь насилию:

а) Насилием

б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ

4. Один товарищ тебя предал:

а) Ты мстишь ему

б) Ты пытаешься с ним поговорить

5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны:

а) Ты об этом слышал и забыл

б) Ты ищешь возможность проявить с ними солидарность

6. Ты не согласен с кем-то:

а) Ты не даёшь ему говорить

б) Ты всё-таки слушаешь его

7. В классе ты уже ответил:

а) Тебе хочется отвечать ещё

б) Ты предоставляешь возможность отвечать другим

8. Тебе предлагают переписываться с ребёнком – иностранцем:

а) Ты не испытываешь потребности  переписываться, ни потребности делиться мечтами

б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами

Итог: посчитай ответы «б»:

- Если все «б»: Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным участником мира. Расскажи своим друзьям, как тебе это удаётся.

- Если от 3 – 7: Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти качества  для борьбы с нетолерантностью.

- Если менее 3: Ты совсем не толерантен. Однако, если бы был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым. Приложи немного усилий.

9.    Орг. момент, рефлексия:

 - Удался ли наш праздник?  Как сегодняшнее занятие пригодится вам?  В какой ситуации?

Спасибо вам за отличную работу…

Приложение к уроку:

Сценка:

-кто кого обидел первый?

-он меня!

-нет, он меня!

- Кто кого ударил первый?

-он меня!

- нет, он меня!

-вы же раньше так дружили!

- я дружил!

- и я дружил!

- что  же вы не поделили?

- я забыл!

- и я забыл!

Стихи:

Добро и зло творить   во власти всех людей.

Но зло творится без труда,  добро творить  - трудней!

Если добрым вырос  ты, злыднем быть не пробуй!

Не стесняйся доброты, а стесняйся  злобы!

Кто в дружбу верит горячо,  кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,  в любой беде не пропадёт!

Документ «Кодекс толерантности в школе»

«Декларация  Принципов Толерантности» (от 16. 11 1995 г.)

Оборудование:

Картинка солнца с лучиками,  орешки 3 сортов,  памятка – декларация,   музыкальное сопровождение,  стихи и сценка – выступают дети.

UNESCO- United Nations (of) Educational, Scenietific, Cultural Organization..

Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры

Литература:

  1. Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов. «Этнокалендарь С.П. 2008
  2. «Классные часы» 1 класс, сост. Т.Н. Максимова Москва, «Вако» 2009 год
  3. «Классные часы»  1-4 класс, сост. М.А. Козлова Москва, «Экзамен» 2009 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для учащихся 2-3 классов по теме "Что такое толерантность?"

Конспект занятия для учащихся 2-3 классов по теме "Что такое толерантность?"...

Классный час в 3 классе Тема: «Что такое толерантность»

Классный час в 3 классе Тема: «Что такое толерантность»...

Презентация к классному часу по теме "Что такое толерантность?"

Презентация к классному часу "Что такое толерантность?"...

Классный час в 3 классе на тему "Что такое толерантность?"

На занятии вводятся понятия "толерантность" и "интолерантность"....

Классный час на тему "Что такое толерантность"

Классный час "Что такое толерантность"...

Классный час на тему "Что такое толерантность"

Классный час на тему "Толерантность"...

Разработка классного часа по теме: «Что такое толерантность?»

Цель: сформировать у учащихся представление о толерантности. Задачи:- формировать у детей понятие о толерантности;- развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выд...