Урок ОРК и СЭ по теме: «Что такое толерантность»
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Цель:
- Воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Задачи:
- Познакомить с понятием «толерантность»
- Воспитание в детях миролюбия
- Развивать коммуникативные навыки, умение общаться друг с другом без конфликтов
- Развивать позитивное отношение к окружающему миру
- Воспитывать качества, входящие в понятие толерантность: доброту, уважение, терпимость, понимание, сочувствие и др.
Применяемые технологии: информационные, игровые
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_orkise.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа № 523 Колпинского района Санкт-Петербурга
Урок ОРК и СЭ
по теме: «Что такое толерантность»
Подготовила: Шевчук Наталья Владимировна
Классный руководитель 4 «А» класса
Пояснительная записка
Тема «Что такое Толерантность» была выбрана для занятия в 4 классе неслучайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особенно затрагивает детей, которым в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем, в том числе в детском коллективе.
Понятие "толерантность" в современном обществе стало международным термином. Оно наполнено особым смыслом, который отражает восприятие единства всех людей, состоит в уважении прав другого, а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.
Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. Проведение мероприятия должно способствовать созданию и улучшению благоприятной атмосферы в школе, классе.
В мероприятии принимали участие дети класса, учителя района.
Цель классного часа:
- Воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Задачи:
- Познакомить с понятием «толерантность»
- Воспитание в детях миролюбия
- Развивать коммуникативные навыки, умение общаться друг с другом без конфликтов
- Развивать позитивное отношение к окружающему миру
- Воспитывать качества, входящие в понятие толерантность: доброту, уважение, терпимость, понимание, сочувствие и др.
Применяемые технологии: информационные, игровые
Ход занятия:
1. Организационный момент (подравнялись, поздоровались, улыбнулись…)
- Готовы ли вы к интересной работе?
2. Игра – разминка «Орешки»
- Что вы держите в руках? (орешки 3 видов)
- Орешки имеют одинаковый размер, форму? (нет, разные)
- А у людей, проживающих на нашей планете Земля одинаковые размеры и формы? (разные)
- Орешки одного цвета? - А люди имеют одинаковый цвет кожи? (разный)
- Потрясите орешки, какие звуки они издают? - А люди говорят одинаковыми голосами?
- Очистите орешки от скорлупы, внутри они выглядят так же, как и снаружи? - А люди?
- Съешьте орешек, какие они на вкус? - А что имеют в виду, когда говорят «вкусы людей»?
- Зачем люди заготавливают орехи? (Это съедобные плоды, богатые витаминами)
- Можно ли сказать: что одни орешки хорошие, а другие плохие? (нет, они разные, но нужные)
- А люди? (тоже разные, нельзя сказать, что одни хорошие, а другие плохие) Итог: все нужные!
3. Игра «Белая ворона»
- Каждому из вас я перед уроком на ушко сказала название 1 животного (4 группы: коровы, кошки, собачки, ослики). Задание: не называя этого животного, произнесите по команде только звуки, которые это животное издаёт, найдите «своих»!
- Поднимите руку кошки…
- Как вы узнали свою группу? Легко было?
- К «Вороне»: - почему никто не обращал на тебя внимания? Как ты себя чувствовал?
- Ребята, почему вы не обращали внимания на него?
-Хотели бы вы оказаться на месте «вороны»?
- Тяжело ли быть непохожим на всех? Как вы в следующий раз отнесётесь к такому человеку?
- Скажите, а может человек прожить один? Но все мы такие разные, как же нам ужиться? (надо быть добрыми друг к другу, стараться понимать…)
4. Беседа о понятии «Толерантность»
- Прочитайте тему занятия на доске, вы слышали такое слово? Как вы его понимаете? Обобщение ответов детей:
- Слово это латинского происхождения, переводится на русский язык как «терпимость, снисходительность». Сегодня 16 ноября 2014 года, а 16 ноября 1995 года международный день толерантности был утверждён на Генеральной Конференции ЮНЕСКО в Париже. В этот день была принята Декларация принципов толерантности – т. е. правила, по которым необходимо жить всем людям. Для того, чтобы был мир и не ущемлялись права каждого человека, ведь на нашей планете живут 6 миллиардов человек и все они очень разные. Нельзя допускать, чтобы кого-то обижали, за то, что он не похож на других - привычками, цветом кожи, одеждой, достатком, национальностью или здоровьем… мир прекрасен, потому что он разнообразен. Все мы жители одной планеты составляем единое целое – человечество и от нас зависит, какая жизнь будет на Земле…
- Как вы думаете, какие качества помогут жителям Земли жить в согласии и уважении? (внимание, доброта, уважение, сочувствие, терпимость, сопереживание, милосердие)
5. Рассматривание странички этнокалендаря
- Рассмотрите плакат, какие сюжеты из жизни людей изображены, чем эти люди отличаются? Как окружающие относятся к ним? Прочитайте текст. Что важного для себя запомнили?
6. Игра «Комплименты»
- А как вы думаете вы сами люди толерантные? А вот мне кажется, что все вы добрые, понимающие и я вам сейчас это докажу, а вы мне поможете. Поиграем в игру: вам нужно повернуться лицом к своему товарищу по парте, улыбнуться, глядя в глаза, скажите ему несколько приятных слов так, чтобы он улыбнулся в ответ (подумайте или придумайте, за что можно похвалить своего товарища)
- Получилось! Посмотрите, все улыбаются! Говоря человеку приятное, вы сами становитесь добрее и лучше! Только ли со знакомыми нужно вести себя по-доброму?
- Если вам человек неприятен или не нравится то, что он делает? (переубедить, объяснить, помочь, похвалить за что-то хорошее, помочь стать лучше, ведь в каждом человеке обязательно есть что-то хорошее, важно видеть это хорошее не только в себе)
- Посмотрите от ваших улыбок у нас в серый осенний день выглянуло солнышко, а каждый из вас стал его лучиком…(на доске – солнышко, лучи)
- У нас прибавилось света, тепла и доброты… (музыка)
«Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому, как солнце может растопить лёд, так и постоянная доброта изгоняет непонимание, недоверие, враждебность»
7. Стихи о доброте, о дружбе, сценка.
8. Итог занятия:
А) Предлагаю вам принять нашу классную декларацию – правила, по которым мы будем стараться жить…
- Какие предлагаете правила? Я обобщила всё то, что вы предложили, предлагаю на ваше рассмотрение, читаю, проголосуем, кто за принятие этого документа, кто против?
«Декларация класса»: Мой друг, если ты хочешь:
- Жить в мире
- Любить и дружить
- Учиться и получать професси
- Чтобы исполнились твои мечты
- Чтобы были здоровы твои родные и друзья
Тогда соблюдай эти правила:
- Будь внимательным, терпеливым, милосердным к окружающим
- Не стремись подчинить другого
- Уважай обычаи и традиции разных людей
- Принимай другого, таким, каков он есть
Б) А сейчас предлагаю вам проверить себя, какие правила толерантности вам уже удаётся использовать и над чем необходимо поработать.
Игровой тест: (по материалам газеты «ДОГ»)
«Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее»
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным.
1. Для того, чтобы не было войны:
а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда.
б) Нужно понимать, почему они происходят
2. В школе рассказывают о героях, проявивших толерантность:
А) Это тебя не интересует
Б) Ты хочешь узнать об этих героях
3. Ты противостоишь насилию:
а) Насилием
б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ
4. Один товарищ тебя предал:
а) Ты мстишь ему
б) Ты пытаешься с ним поговорить
5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны:
а) Ты об этом слышал и забыл
б) Ты ищешь возможность проявить с ними солидарность
6. Ты не согласен с кем-то:
а) Ты не даёшь ему говорить
б) Ты всё-таки слушаешь его
7. В классе ты уже ответил:
а) Тебе хочется отвечать ещё
б) Ты предоставляешь возможность отвечать другим
8. Тебе предлагают переписываться с ребёнком – иностранцем:
а) Ты не испытываешь потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами
б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами
Итог: посчитай ответы «б»:
- Если все «б»: Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным участником мира. Расскажи своим друзьям, как тебе это удаётся.
- Если от 3 – 7: Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти качества для борьбы с нетолерантностью.
- Если менее 3: Ты совсем не толерантен. Однако, если бы был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым. Приложи немного усилий.
9. Орг. момент, рефлексия:
- Удался ли наш праздник? Как сегодняшнее занятие пригодится вам? В какой ситуации?
Спасибо вам за отличную работу…
Приложение к уроку:
Сценка:
-кто кого обидел первый?
-он меня!
-нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
-он меня!
- нет, он меня!
-вы же раньше так дружили!
- я дружил!
- и я дружил!
- что же вы не поделили?
- я забыл!
- и я забыл!
Стихи:
Добро и зло творить во власти всех людей.
Но зло творится без труда, добро творить - трудней!
Если добрым вырос ты, злыднем быть не пробуй!
Не стесняйся доброты, а стесняйся злобы!
Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт!
Документ «Кодекс толерантности в школе»
«Декларация Принципов Толерантности» (от 16. 11 1995 г.)
Оборудование:
Картинка солнца с лучиками, орешки 3 сортов, памятка – декларация, музыкальное сопровождение, стихи и сценка – выступают дети.
UNESCO- United Nations (of) Educational, Scenietific, Cultural Organization..
Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры
Литература:
- Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов. «Этнокалендарь С.П. 2008
- «Классные часы» 1 класс, сост. Т.Н. Максимова Москва, «Вако» 2009 год
- «Классные часы» 1-4 класс, сост. М.А. Козлова Москва, «Экзамен» 2009 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для учащихся 2-3 классов по теме "Что такое толерантность?"
Конспект занятия для учащихся 2-3 классов по теме "Что такое толерантность?"...
Классный час в 3 классе Тема: «Что такое толерантность»
Классный час в 3 классе Тема: «Что такое толерантность»...
Презентация к классному часу по теме "Что такое толерантность?"
Презентация к классному часу "Что такое толерантность?"...
Классный час в 3 классе на тему "Что такое толерантность?"
На занятии вводятся понятия "толерантность" и "интолерантность"....
Классный час на тему "Что такое толерантность"
Классный час "Что такое толерантность"...
Классный час на тему "Что такое толерантность"
Классный час на тему "Толерантность"...
Разработка классного часа по теме: «Что такое толерантность?»
Цель: сформировать у учащихся представление о толерантности. Задачи:- формировать у детей понятие о толерантности;- развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выд...