Рабочая программа ОРКСЭ, 4 класс. УМК А. Кураева «Основы православной культуры»
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Земцова Елена Николаевна

Рабочая программа  составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также  выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» —  одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры» под редакцией А.Кураева, с использованием УМК А.Кураева «Основы православной культуры».

Согласно учебному плану школы на изучение модуля «Основы православной культуры» в начальной школе отводится 34 часа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также  выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» —  одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры» под редакцией А.Кураева, с использованием УМК А.Кураева «Основы православной культуры».

Согласно учебному плану школы на изучение модуля «Основы православной культуры» в начальной школе отводится 34 часа.

  1. Планируемые результаты освоения программы

     Личностные:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

      Метапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

      Предметные:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.

2. Содержание программы

Основные задачи реализации содержания:

воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о православии, ее роли в культуре, истории и современности России.

1.Россия – наша Родина. Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

2.Культура и религия. Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Нравственный закон в светской и религиозной жизни. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

3.Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Кого православная культура называет Творцом. Вечные вопросы человечества.

4.Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые. повседневной жизни православных верующих.

5.Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов.

6.Проповедь Христа. Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Чему учил Христос. Какое сокровище нельзя украсть. Как христиане относятся к мести, и почему. Чему учил Христос. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа. Что является духовными сокровищами. Какое богатство христиане считают истинным и вечным.

7.Христос и Его крест. События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. Как Бог стал человеком. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало проповеднической деятельности. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность. Христианские представления об Иисусе Христе как Спасителе. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

8.Пасха. Воскресение Христа. Пасха  главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Русская Пасха. Как празднуют Пасху. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.

9.Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души христианина.

10.Совесть и раскаяние. Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. Совесть в системе нравственных ценностей православия.

11.Заповеди. Какие заповеди даны людям. Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

12.Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Милосердие как нравственное качество и христианская добродетель. Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Какие существуют дела милосердия.

13.Золотое правило этики. Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. Почему главное правило этики называется «золотое».

14.Храм. Храм как культурно-историческое наследие. Значение храма в жизни православных верующих. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как произведения архитектуры и искусства. Различное и общее во внешнем облике православных храмов. Правила поведения в храме. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Каноны строительства храма. Строительство новых храмов. Внутреннее строение и убранство храма.

15.Икона.  Фрески и иконы в храме. Технология, правила и традиции создания фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих. Назначение иконы. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России. Андрей Рублев. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.

16.Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

17.Как христианство пришло на Русь. Принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире. Православие как традиционная религия России.

18.Подвиг. Что такое подвиг, жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью.

19.Заповеди блаженств. Что делает христианина счастливым. Почему христиане благодарны Иисусу Христу. Текст Заповедей Блаженства

20.Зачем творить добро?  Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать.

21.Чудо в жизни христианина. Чудеса, совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию. В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. Почему христиане верят в бессмертие. Творение добра. Как вера в Божий суд влияет на поступки христиан.

22.Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

23.Таинство Причастия. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.

24.Монастырь. Монастыри в истории Древней Руси. Внешний вид православного монастыря. Стены и надвратная церковь. Защитные функции монастыря в военное время. Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как объекты культурного наследия. Монашество в православной традиции.

25.Отношение христианина к природе. Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?

26.Христианская семья.  Основа семьи в православной традиции. Почему заключение брака в церкви называется «венчание». День семьи, любви и верности  светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как христианские добродетели.

27.Защита Отечества. Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.  Какие поступки недопустимы даже на войне. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем.

28.Христианин в труде. Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины. Какой труд напрасен.

29.Любовь и уважение к Отечеству. Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Жертвенность как основа любви. Защита Родины.

30. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. В ходе изучения предмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов на основе изученного материала. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

3.Тематическое планирование

№ темы

Раздел (тема) программы

К-во часов

Виды деятельности учащихся

1

Россия – наша Родина

1

Осознают чувство гордости за свою Родину, свой народ;

Осознают свою принадлежность к многонациональному российскому обществу;

Знакомятся с терминами и понятиями: Россия = Родина = Отечество, патриотизм, государственная символика;

Узнают государственную символику;

Знакомятся с содержанием учебника «Основы православной культуры»;

Знакомятся с принципами работы с учебником «Основы православной культуры»;

Осознают достойное и уважительное отношение к иному мировоззрению, вере, историческому и культурному наследию.

2

Культура и религия

1

Стремятся к осмыслению приоритета духовных ценностей над материальными;

Формулируют вопросы по прочитанному тексту модуля «Основы православной культуры» и ответить на них;

Знакомятся с терминами и понятиями: религия, духовность, культурные традиции, памятники культуры.

3

Человек и Бог в православии

1

 Проявляют интерес к познанию Православия;

Знакомятся с терминами и понятиями: Бог, Творец, Иисус Христос, Богочеловек, Богородица, духовный мир человека;

Составляют план по изучаемой теме по имеющемуся алгоритму;

Работают в парах и группах, применяя правила сотрудничества.

4

Православная молитва

1

Развивают познавательный интерес к новому учебному предмету;

Знакомятся с терминами и понятиями: молитва, благодать, апостолы, святые;

Соотносят правильно дидактический материал, иллюстрации в учебнике с текстом (контекстом);

Раскрывают авторский замысел картины (художественного произведения), с выделением основной мысли.

5

Библия и Евангелие

1

Знакомятся с терминами и понятиями: Библия, Священное Предание, Священное Писание, Евангелие, евангелисты, христиане;

Работают с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий;

Находят в текстах произведений библейские сюжеты.

6

Проповедь Христа

1

 Сопоставляют информацию, полученную из различных источников;

Выделяют значимую и существенную информацию в текстах учебника «Основы православной культуры»;

Знакомятся с терминами и понятиями: учение Иисуса Христа, проповедь, новизна;

Осознают ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственности, изложенных в Нагорной проповеди;

Работают со сравнительными таблицами по изучаемому материалу.

7

Христос и Его крест

1

 Узнают основные события земной жизни Иисуса Христа;

Знакомятся с терминами и понятиями: крест, Голгофа, жертва Христа, распятие, символика;

Выявляют элементы общечеловеческих ценностей;

При помощи учителя определяют нравственные принципы собственного развития.

8

Пасха

1

Знакомятся с терминами и понятиями: Спаситель, Воскресение Христа, Пасха, пасхальный гимн, жертвенная любовь, любовь, победившая смерть;

Учатся осознанному осмыслению материала, изученного на уроке;

Учатся уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;

Знакомятся с приёмами монологической и диалогической речи;

Учатся устанавливать причинно-следственные связи, выстраивая логическую цепочку рассуждений.

9

Православное учение о человеке

1

 Узнают смысл православного учения о человеке;

Знакомятся с терминами и понятиями: крест, душа, образ Божий, предназначение человека, уникальность, неприкосновенность, ценность человеческой жизни;

Отвечают на вопросы, заданные учителем и одноклассниками по изучаемой теме.

10

Совесть и раскаяние

1

 Знакомятся с терминами и понятиями: совесть, отречение, раскаяние, покаяние;

Классифицируют и оценивают свои поступки;

Приводят примеры ситуаций, когда человеку бывает стыдно;

Принимают готовность слушать и слышать собеседника.

11

Заповеди

1

Выбирают правильно информативные источники для получения дополнительных знаний;

Знакомятся с терминами и понятиями: заповедь, скрижали, гора Синай, пророк Моисей, нравственные требования;

Подбирают к изучаемому термину его синоним или новое значение.

12

Милосердие и сострадание

1

 Учатся понимать значимость милосердия, сострадания, сопереживания в жизни каждого человека;

Знакомятся с терминами и понятиями: сострадание, сопереживание, милосердие, милостыня, бескорыстие, благодушие, благожелательность;

Учатся проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся людях.

13

Золотое правило этики

1

 Находят примеры применения золотого правила этики в обыденной жизни;

Выделяют основные категории золотого правила нравственности;

Знакомятся с терминами и понятиями: золотое правило этики, не осуждение, доброжелательность, честность, искренность, тактичность;

Учатся выстраивать правильные взаимоотношения с родственниками, педагогами, одноклассниками, друзьями;

Знакомятся с общепринятыми человеческими нормами морали и нравственности.

14

Храм

1

 Учатся делать правильный личностный выбор в различных жизненных ситуациях;

Знакомятся с терминами и понятиями: православный храм, приход, устройство храма, алтарь, клирос, священнослужители, благословение священника, церковное пение;

Учатся находить правильный ответ в тестовых заданиях по изучаемой теме.

15

Икона

1

 Усваивают основы работы с текстами по теме «Иконопись»;

Знакомятся с новым материалом;

Знакомятся с терминами и понятиями: икона, иконописцы, нимб, свеча, фрески, лик, православные праздники, церковнославянский язык.

16

Творческие работы учащихся

1

 Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя;

Определяют и формулируют самостоятельно цель деятельности;

Ищут пути и средства её осуществления;

Составляют план действий по написанию творческой работы;

Сверяют свои действия с поставленной целью, работая по плану, и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

17

Подготовка проектов

1

 Выбирают темы проекта с помощью учителя;

Находят пути решения проблем творческого и поискового характера выполнения проекта совместно с учителем;

Составляют план выполнения этапов проекта;

Выполняют презентацию своего проекта;

Учатся находить причины неуспеха и способы выхода из подобной ситуации.

18

Как христианство пришло на Русь

1

Знакомятся с терминами и понятиями: именах собственных: княгиня Ольга, князь Владимир Красное Солнышко, государство, образующая религия, крещение, святая Русь, Киев, Новгород;

Принимают участие в ведении группового диалога;

Учатся правильно соотнести разрозненные части пословиц и поговорок по изучаемой теме.

19

Подвиг

1

Учатся творить добрые дела, полезные Отечеству, людям;

Учатся понимать осмысленно значимость и ценность человеческой жизни;

Учатся понимать разницу и сходство понятий «подвиг», «подвижничество»;

Знакомятся с терминами и понятиями: подвиг во имя других, жертвенность, подвижничество, подвижник;

Учатся делать правильный личностный выбор.

20

Заповеди блаженств

1

Знакомятся с заповедями блаженств;

Знакомятся с терминами и понятиями: нищие духом = смиренные, плачущие = скорбящие о грехах, кроткие, алчущие = желающие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, неправедно злословить;

Формулируют разницу между понятиями «заповеди» и «заповеди блаженств»;

Учатся избегать конфликтов, находить компромиссный выход из любых спорных ситуаций;

Учатся осознанному построению речевых высказываний по теме урока;

Приобретают навыки смыслового чтения изучаемого материала.

21

Зачем творить добро?

1

Знакомятся с терминами и понятиями: даром приняли – даром отдавайте, искренность, честь, достоинство, сопричастность, самоотверженность, сопереживание;

Знакомятся с христианскими воззрениями на суть борьбы добра и зла в мире;

Стремятся к совершению добрых дел и поступков;

Оценивают свои поступки, классифицируя их как хорошие и плохие;

Приобретают навыки работы с опорным конспектом.

22

Чудо в жизни христианина

1

Знакомятся с терминами и понятиями: гимн любви, добродетель, порядочность, бескорыстие, взаимопонимание, долготерпение, не искать своего, не радоваться неправде;

Учатся понимать разницу и сходство понятий «вера», «верность»;

Учатся выстраиванию добрых и хороших отношений с людьми (в семье, классе);

Стремятся к бережному отношению ко всему, что создано природой и человеком;

Осознают значимость и жизненную ценность таких категорий как любовь, верность, дружба, доверие.

23

Православие о Божием суде

1

Учатся объяснять происхождение понятия «Божий суд»;

Знакомятся с терминами и понятиями: Божий суд, бессмертие души, легенда;

Учатся понимать значимость личной ответственности за совершаемые поступки;

Учатся самостоятельно выявлять в текстах библейские сюжеты;

Учатся составлять план урока с опорой на учебный материал.

24

Таинство Причастия

1

Знакомятся с сутью православных таинств;

Знакомятся с терминами и понятиями: Тайная Вечеря, таинство, Евхаристия, литургия;

Учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую, с выбором наиболее удобную для усвоения и запоминания;

Учатся самостоятельно анализировать сюжеты текстов из учебника «Основы православной культуры»;

Учатся составлять сложный план по учебному тексту.

25

Монастырь

1

Знакомятся с терминами и понятиями: монастырь, монашество, монах, насельник, послушание, мирская жизнь, монашеское облачение;

Учатся составлять устный рассказа по изучаемой теме с опорой на вопросы и задания учебника;

Приобретают навыки работы с дополнительным текстом учебника через анализ по алгоритму;

Учатся умению оформлять мысли в письменной речи;

Учатся развивать эмоциональную отзывчивость.

26

Отношение христианина к природе

1

Знакомятся с терминами и понятиямиличная ответственность, экологический кризис, природоохранные зоны, праведник Ной, всемирный потоп;

Учатся осознавать значимость и ценность всех форм жизни в природе;

Учатся умению уважительно и внимательно слушать собеседника при ведении диалога;

Учатся самостоятельно отбирать нужную и полезную информацию для выполнения заданий творческого характера.

27

Христианская семья

1

 Узнают о значимости семьи и семейных взаимоотношениях;

Узнают о добрых взаимоотношениях в семье со всеми её членами;

Учатся отказываться ради них от своих личных желаний;

Узнают семейные традиции и стремятся к сохранению лучших из них;

Подбирают самостоятельно пословицы и поговорки о семье;

Знакомятся с терминами и понятиями: крест, обычай, традиция, помолвка, заключение брака, таинство венчания, венец, родословная, тактичность, семейная этика.

28

Защита Отечества

1

Знакомятся с терминами и понятиями в именах собственных: защита Отечества, вера, святые защитники, воин – христианин, миротворец, справедливая война, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков;

Учатся проявлять уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны;

Учатся самостоятельно подготовить выступление по теме «Защитники Отечества»;

Учатся брать на себя личную ответственность за содеянные поступки.

29

Христианин в труде

1

Осознают значимость труда в жизни человека и общества.

Учатся уважительно относиться к любому общественно-полезному труду;

Учатся проявлять уважительное отношение к чужому труду;

Учатся добросовестно исполнять поручения классного коллектива;

Совершенствуют навыки самообслуживающего труда.

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

Учатся испытывать чувство гордости за свою Родину;

Развивают патриотическое самосознание; стремятся к выбору активной жизненной позиции;

Учатся понимать мотивацию собственных поступков;

31

Подготовка творческих проектов учащихся

1

Повторяют новые понятия, термины, изученные на уроках «Основы православной культуры»;

Составляют план выполнения творческой работы;

Соотносят результаты деятельности с поставленной целью, задачами;

Оценивают результаты деятельности;

Договариваются и распределять роли в совместной деятельности.

32

Подготовка творческих проектов учащихся

1

33

Подготовка творческих проектов учащихся

1

34

Резервный урок. Промежуточная аттестация.

1

Защита проектов.

Всего:

     

4. Формы контроля знаний:

  • текущий контроль: самоконтроль – при введении нового материала; взаимоконтроль – в процессе его отработки; проект, тест, творческая работа;
  • тематический контроль: активное занятие; ролевая игра;
  • итоговый контроль (промежуточная аттестация).

5.Учебно-методическое обеспечение программы

1. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / А.В. Кураев. –М.: Просвещение, 2016.

2. Экранно-звуковые пособия: электронное приложение к учебнику А. В. Кураева к модулю курса «Основы православной культуры».

6. Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство "Просвещение"
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство "Просвещение"
  3. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
  4. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение,2012.
  5. Ковалёва Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок №1 ОРКСЭ "Наш дом - Россия" модуль "Основы православной культуры" 4 класс

Урок №1 ОРКСЭ "Наш дом - Россия" модуль "Основы православной культуры" 4 класс (презентация)....

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модули "Светская этика" и "Основы православной культуры" тема: Чтобы быть коллективом

Представленная методическая разработка урока, включает тренинги и игровыеупражнения, вырабатывающие у учащихся чувство дружбы. коллективизма, взаимовыручки....

Рабочая программа начального общего образования по предмету «Основы православной культуры» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального  государственно...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Ошибки первых людей" (УМК "Основы православной культуры", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о первых людях и понятие «ошибка».Задачи урока:Дидактические:1. познакомить учащихся с первыми людьми на Земле, объяснить чем чело...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ «Вдали от Рая» (УМК «Основы православной культуры»»,4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся  представления о «Ноев ковчеге» и разницы между понятиями «расстройство» и «обида» .Задачи урока Дидактические...