I. Мотивация к учебной деятельности Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | Личностные: - самоопределение к деятельности - внутренняя позиция школьника - учебно-познавательная мотивация Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владение монологической и диалогической формами речи. | Наш урок мне хочется начать со стихотворения. Есть люди, что правду в страданьях несут, Они за неё умирают и верят. Подвижники света, что гордо идут С мечом, побеждая лютого зверя. Люди такие куются как сталь, Им небо даёт высшие силы, Их души одна бесконечная даль, И так же они бесконечно красивы. А мы как всегда, в делах и быту, Забыли про душу, её красоту, Забыли, что значит отвага. Что подвиг бессмертен, что подвиг высок. Что подвиг в крови, что подвиг в сердцах, Что подвиг нам крылья даёт для полёта Что подвиг семья, доброта и забота. Что подвиг здоровье, быть нужным родным Что подвиг в себе сохранить человечность. (Ирина Никитюк) - Какое слово часто повторяется в этом стихотворении? | - слушание - чтение стихотворения про себя - определение главного слова
Подвиг |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
| - Вспомните, какие события, примеры из жизни вы связываете со словом «подвиг». - Назовите имена защитников Отечества, которые причислены к лику святых. - Почему мы чтим подвиг защитников нашей Родины в годы Великой Отечественной войны?
- А в мирное время, люди совершают подвиги? Приведите примеры из литературных произведений, из жизни, кому-то ответ подскажут строки стихотворения. Верно, гласит народная мудрость: « Жизнь человеческая исчисляется не днями и годами, а добрыми делами, полезными трудами». А ёщё и подвигами, которые бывают разными: воинский подвиг, трудовой подвиг, подвиг ежедневного труда, подвиг жизни. | - построение грамотных устных ответов Подвиги совершают люди, защищая своё Отечество, трудовые подвиги. Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, стал монахом. Князь Александр Невский – великий воин в православном мире считается святым. Адмирал Фёдор Ушаков, провёл десятки морских сражений и ни разу не проиграл. Все люди нашей страны поднялись на защиту родной земли и совершали неисчислимое количество воинских и трудовых подвигов.
-Высказывания обучающихся о том, что в мирное время тоже можно совершить подвиг. |
III. Выявление места и причины затруднения
Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации
| Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании информации, умение самостоятельно делать выводы, соотносить понятия с нравственными нормами.
| - А каком подвиге шла речь в начале стихотворения? - Люди совершают и духовные подвиги (Стояние за веру, молитвенный подвиг, подвиг благочестия) - Ради кого человека может совершать подвиг? - В каком направлении движется душа человека, совершающего подвиг? Можем мы ответить на эти вопросы? Значит, какую цель мы поставим перед собой?
- И, тема нашего урока «Подвиг». Сегодня мы расширим наши представления об этом понятии и приобретём, надеюсь, пользу для своей души.
| На примере стихотворения увидеть, что подвиг может быть и духовным.
Испытывают затруднения.
Формулируют цель: «Узнать, ради кого человек совершает подвиги. Что движет им во время совершения подвига».
Определяют тему: «Подвиг».
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.
Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. | Чтобы ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой, предлагаю работать по следующему плану: 1. Поработать в группах со справочным материалом и выяснить значение слова «Подвиг», подобрать к нему ряд однокоренных слов, выяснить значение неизвестных слов. 2. Обратиться к материалу учебника, проанализировать дополнительный материал и выяснить, ради кого человек совершает подвиг. 3. Составить таблицу с примерами поступков и дел на основе полученной информации. | Учащиеся, с помощью учителя формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
- Сверить его с тем, какое определение даётся в толковом словаре, в научных текстах. |
V. Реализация построенного проекта 1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию преодоления затруднения. 4) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; знаково-символическое – моделирование логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера,
Регулятивные УУД : умение работать по предложенному учителем плану.
Личностные: действие смыслообразования, умение самостоятельно делать выводы, соотносить понятия с нравственными нормами.
| Приступаем к реализации построенного проекта. - Первая группа работает со словарями и выясняет значение слова «Подвиг». - Вторая группа подбирает ряд однокоренных слов к слову подвиг и ряд синонимов к этому слову. -Третья группа объясните слово «подвижник», « подвижничество» - Давайте, найдём нужную нам информацию в словарях и выведем определение понятий «ПОДВИГ», «ПОДВИЖНИК» «ПОДВИЖНИЧЕСТВО» - Это слово мы слышим часто, но не понимаем смысл. - После работы с информацией, каждая группа представляет свою работу. - Итак, подведём итоги вашей исследовательской работы. ПОДВИГ – это беззаветный, бескорыстный, самоотверженный героический поступок, вызванный каким-л. чувством; самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело, начинание, усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу (утверждение веры, обеты, посты, молитвы, отказ от жизненных благ, подавление страстей и т.п.), движение от своих слабостей: страха, жадности, эгоизма, корысти; принесение жертвы ради другого человека, ради Родины, во имя идеи, религии. Удивительное русское слово – «подвиг». Корень у него тот же, что и у слова «движение». Мы говорим о подвиге не тогда, когда человек перемещается в пространстве, двигается по карьерной лестнице. Про таких людей мы не скажем, что они подвижники. Мы называем этим словом людей, которые в жизни своей двигаются навстречу подлинной цели, навстречу Богу. Послушаем представителей 3 группы Выясним, кто такой подвижник. - Подвижник избирает самое главное и самое святое в своей жизни, и все остальное соотносит с этой своей святыней. Его жизнь становится цельной: все ради главного. Приведите примеры подвижников
-Значит, подвиг – это какое-то движение. Но что подразумевает это движение? - Для реализации второго пункта плана обратимся к учебнику и выясним, ради кого совершает подвиг человек. - В духовном плане, подвиг это движение от чего? Найдите ответ в тексте. - Как вы поняли, какое это должно быть движение? Прочитайте. - Действительно, когда человек ведёт работу в своей душе, укрепляет силу воли, жертвуя чем-то ради другого человека. Это движение в сторону от эгоизма, от привычки считать свои интересы выше интересов других людей. - Поработайте в группах с дополнительным материалом и выясните, ради кого совершает подвиг ваш геройили должен совершить. 1 группа знакомится с информацией из рубрики учебника «Это интересно». 2 группа читает в учебнике рассказ о подвижнике Акакии. 3 группа прочитает текст о современном подвижнике Тексты даны в приложении | 1 группа. Подвиг – это героический поступок. Подвиг - это когда чувство любви к Родине, семье и просто дорогим людям, заглушает в тебе чувство страха, боли и мысли о смерти и толкает тебя на смелые поступки, при этом не задумываясь о последствиях, которые могут случиться с тобой. Подвиг - это, когда человек, жертвуя своей жизнью, спасает других. Подвиг – это героический поступок человека. Совершая подвиг, человек проявляет смелость, самоотверженность. Иногда любовь. Подвиг – это готовность пожертвовать собой ради близкого человека, родины. •словарь Ожегова, •словарь Ушакова, •словарь Кузнецова, •Словарь Православной церковной культуры" Г.Н. Скляревской Выявление общего в толкованиях слов 2 группа Подбор однокоренных слов и синонимов к слову «подвиг»: - Движение, двигаться.
2.Поступок, деяние, шаг, действие; заслуга, работа.
3 группа ПОДВИЖНИК, 1. Тот, кто изнуряет себя лишениями, постом, молитвами во имя служения Богу. 2. Тот, кто самоотверженно трудится, борется за достижение высоких целей на каком-либо тяжёлом поприще.
Чтение материала учебника Урок №19 с.62-63
Подвиг - это движение. Это движение от своих недостатков, пороков, умение видеть их и стараться исправить.
- Бескорыстное, жертвенное, без сожаления и принуждения. Это то, что требует напряжения и воли, преодоление эгоизма. Жертва человека по имя любви к Богу.
Чтение текстов по группам, сообщение от каждой группы главной мысли текста и вывод, ради кого совершался тот или иной подвиг. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки 3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки). 4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить письменное речевое высказывание; поиск и выделение необходимой информации; знаково-символические – моделирование
Познавательные: УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера,
| Поработайте самостоятельно и ответьте на вопросы: 1.Когда можно совершить настоящий подвиг? 1. Один раз в жизни 2. Только в войну 3. В любой день 2. Подвиг совершается когда: 1. Люди, помогая кому-то, ищут себе славы. 2.Человек делает что-то важное для остальных, надеясь, что его оценят. 3. Человек жертвует собой ради других в военное или мирное время и не рассчитывает получить награду за свою жертвенность. 3.Отметь правильные утверждения. 1. Жертвовать чем-то надо только ради близких и родных. 2. Жертвенность – это проявление любви. 3. Подвиг ради себя укрепляет силу воли. 4. Подвиг обязательно должен вознаграждаться признанием и благодарностью. 5. Отказ от своих грехов является подвигом, который человек совершает ради себя. | Самостоятельная работа Ученики выполняют самостоятельную работу и сверяют с образцом, аргументируют свой выбор.
|
VIII. Включение в систему знаний и повторение
1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании изложенного материала, осознание сущности поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» содержании изложенного материала, выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание. Регулятивные УУД : в сотрудничестве с учителем учитывают выделенные педагогом ориентиры действия в учебном материале.
| В истории всегда было немало людей, готовых принести себя в жертву во имя добра, правды, справедливости, но величайшим образцом подвига, никем никогда не превзойденным, был и до настоящего времени остается какой подвиг? Как вы понимаете слова Ефрема Сирина: «Да взираем не на людей, так как из них один достиг известной степени совершенства, другой не достиг. Да взираем на виновника веры Иисуса Христа, Который соделался вождем и совершителем веры нашей, ибо на Иордане Он начал борьбу с врагом, происходившую в пустыне (Мф. 4:1), и окончил ее в Иерусалиме на Кресте, воздвигнутом на Голгофе преследователями». |
Подвиг Христа.
Высказывания учащихся о том, что главный подвиг совершил Спаситель. Люди должны всегда помнить эту жертву Христа и быть благодарным Богу и стараться жить по Его заповедям.
|
IX. Рефлексия учебной деятельности. 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания
| Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании изложенного материала, осознание сущности поведения героев, соотнесение поступков героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» содержания изложенного материала, выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание. | Подведем итог нашего занятия. - Какую цель мы ставили в начале урока? - Как вы считаете, удалось нам найти ответы на вопросы? - Сравним определения понятия «ПОДВИГ» в начале урока и конце. - Изменилось ли ваше понимание? Как? - Почему оно стало другим в вашем понимании? - Перечислите условия, при которых расставание с чем-либо становится жертвой? Ваше домашнее задание поразмышлять, чем вы жертвуете ради других. Замечаете ли вы, что кто-то жертвует ради вас? Кого тема нашего урока заинтересовала и взволновала, я предлагаю написать краткий поучительный рассказ, который должен заканчиваться словами: «Любить – значит уметь жертвовать собой». Нарисуй к нему иллюстрацию. А закончить наш урок мне хотелось бы словами патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Нужно стремиться, чтобы наша жизнь материальная, видимая, не лишала нас возможности быть подвижниками духа. Тогда мы, соединяя божественное начало и человеческое, сможем двигаться по единственно правильному жизненному пути!» Спасибо за урок. | Ученики озвучивают поставленную в начале урока цель. Высказывают суждения, смогли они найти ответы на поставленные вопросы.
Запись и осмысление домашнего задания. |