Модель урока «Основы светской этики»
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Модель урока «Основы светской этики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_uroka_svetskaya_etika_4_klass.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов №51» города Кирова
Модель урока «Основы светской этики»
Тема урока: « Нравственные идеалы. Богатырь.»
Класс: 4-А
Учитель: Крутикова Н.Н., первая квалификационная категория
Дидактическая цель: способствовать формированию УУД в процессе осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения в знакомой и новых учебных ситуациях средствами эмоционального стимулирования личности с использованием ИКТ.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты (цели по содержанию):
1.Предметные:
- знать понятия «богатырь», «правила честного поединка»;
- соотносить понятие «богатырь» с подвигами защитников русской земли;
-понимать, что «правила честного поединка» подчеркивали высокие нравственные качества
воинов;
- понимать, как богатыри оказали влияние на современные нравственные представления о воинах;
- понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам.
- 2.Метапредметные:
а) познавательные:
- формулировать цели учебной деятельности, сохранять цели и задачи учебной деятельности на уроке
-адекватно использовать речевые средства для решения познавательных задач;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
- сравнивать и обобщать информацию, устанавливать аналогии
б) коммуникативные:
- строить монологическое высказывание в соответствии с заданием
- аргументировать свою точку зрения.
-формулировать собственное мнение и позицию
- сотрудничать с учителем, со сверстниками
в) регулятивные:
- выбирать действия в соответствии с поставленными задачами
- контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
3. Личностные:
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение
Средства обучения:
1.УМК « Основы религиозных культур и светской этики» ( авт. Программа Данилюка А.Я.):
- Программа комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики»
1.Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
2. Электронное пособие « Основы религиозных культур и светской этики» М.: Просвещение, 2012. (Презентация к уроку « Нравственный идеал»)
3. Рабочие тетради учащихся.
4.Дополнительный раздаточный материал
5.Мультимедийное сопровождение урока.
6 .Интерактивная доска
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1.Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Создает положительный настрой на урок и ситуацию успеха. | Приветствуют гостей и учителя. Проверяют готовность рабочего места. | Умеют настроиться на урок. |
2. Целеполагание и мотивация. 3.Актуализация знаний и умений | Организует работу групп. Предлагает учащимся обсудить результаты выполнения домашнего задания, выбрать и прокомментировать самые значимые, с их точки зрения, пословицы и поговорки о любви к Родине; (Приложение 1) Обобщает результаты комментариев учащихся. В процессе знакомства учащихся с содержанием стихотворения И.Никитина «Русь» подводит учащихся к формулировке темы урока «Нравственные идеалы. Богатырь» (Слайд 1). (Приложение 2) Предлагает сформулировать цели урока.(Слайд 2) | Работают в группах, обсуждают пословицы и поговорки, выбирают самые значимые, готовятся комментировать. Комментируют выбранные пословицы и поговорки. Формулируют тему урока. Формулируют цели урока. | Умеют сотрудничать со сверстниками. Умеют аргументировать свою точку зрения. Умеют формулировать собственное мнение, позицию. Умеют формулировать тему урока. Умеют формулировать цели учебной деятельности, сохранять цели и задачи учебной деятельности на уроке. |
4. Первичное усвоение нового материала | Предлагает рассмотреть картину В.М.Васнецова «Богатыри» и описать внешность былинных героев: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича (Слайд 3). Предлагает учащимся найти определение понятия «богатырь» в учебнике (Ур.24, стр.50) и записать его в тетрадь. Учитель знакомит детей с портретом А.П.Бородина. и предлагает послушать фрагмент «Второй симфонии», которую называют «богатырской», предлагает определить характер музыки. (Слайд 4). Задает вопрос: «Какие качества вы можете добавить к образу богатыря, определив характер фрагмента «богатырской» симфонии ?». Предлагает отгадать загадки о богатырском вооружении. (Приложение 3). | Рассматривают картину В.М.Васнецова «Богатыри». Описывают внешность былинных героев: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Находят понятие «богатырь» в тексте учебника и записывают определение в тетрадь. Знакомятся с портретом А.П.Бородина и слушают фрагмент «Второй симфонии». Определяют характер музыки. Называют новые качества к образу богатыря после прослушивания музыкального фрагмента. Отгадывают загадки о богатырском вооружении. | Умеют осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Умеют адекватно использовать речевые средства для решения познавательных задач. Знают понятие «богатырь». Умеют сравнивать и обобщать информацию, устанавливать аналогии. Умеют формулировать собственное мнение, позицию. Умеют адекватно использовать речевые средства для решения познавательных задач. |
5. Осознание и осмысление учебного материала | Организует работу групп. Предлагает учащимся в группах выбрать «правила честного поединка», используя дополнительный материал (Слайд 5). (Приложение 4). Предлагает прокомментировать выбранные правила. | Работают в группах. Выбирают правила, используя дополнительный материал, а затем комментируют «правила «честного поединка». | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Знают правила «честного поединка». Понимают, что «правила честного поединка» подчеркивали высокие нравственные качества воинов. Понимают необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. |
6. Систематизация учебного материала | Предлагает ответить на вопрос: - Герои Великой Отечественной войны- богатыри? Почему? (Слайд 6). Предлагает детям подумать, живут ли среди нас богатыри и кто они (Слайд 7). | Отвечают на вопрос. Выполняют задание. | Умеют соотносить понятие «богатырь» с подвигами защитников русской земли. Понимают, как богатыри оказали влияние на современные нравственные представления о воинах. |
7. Применение
| Организует работу групп. Предлагает учащимся, используя полученные знания, а также дополнительный материал (Приложение 5), записать в тетрадь нравственные качества, которыми обладали богатыри. | Записывают в тетрадь нравственные качества, которыми обладали богатыри. | Умеют осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. |
8. Проверка уровня усвоения | Предлагает представителям групп прокомментировать нравственные качества богатырей, записанные в тетрадях. Остальным учащимся дополнить записи в тетрадях. Учитель предлагает дать портрет богатыря как образца нравственности. (Слайд 8,9,10) | Представители групп комментируют качества богатырей. Дополняют записи в тетрадях. Дают портрет богатыря как образца нравственности. | Умеют аргументировать свою точку зрения. Умеют строить монологическое высказывание в соответствии с заданием. |
9. Информация о домашнем задании | Учитель предлагает дома прочитать одну из былин и охарактеризовать образ былинного богатыря. (Слайд 11) | Осмысливают задание, записывают в дневник. | Умеют сохранять цели и задачи учебной деятельности. |
10. Рефлексия | Предлагает заполнить «Лист самооценки» и сдать учителю. (Приложение 5). | Дети заполняют лист самооценки и сдают учителю. | Умеют оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
Приложения
Приложение 1.
Пословицы и поговорки о любви к Родине, которые могут выбрать учащиеся
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Своя земля и в горсти мила.
- На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Всякому мила своя сторона.
- Родина-мать, чужая сторона-мачеха.
- Человек без Родины - соловей без песни.
Приложение 2
Стихотворение Ивана Никитина «Русь»
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Приложение 3
Загадки
1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
2. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Догадались? Конечно же это…(Меч)
3. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(Щит)
4. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
5. Оружие для удара по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжелой ударной части. (Булава)
6. Этот боевой предмет можно самостоятельно приготовить, используя кривой сук и шнурок. (Лук)
Приложение 4
Задание:
- Выберите из предложенных вариантов «правила честного поединка»
Договоренность о месте и времени поединка.
Запрет на использование случайных хитростей.
Правило равного вооружения противников.
Не наносить удар в спину.
Правило «око за око, зуб за зуб».
Верность клятве, слову, данному товарищу.
Приложение 5
Дополнительный материал для работы групп
1 группа:
Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
2 группа:
Отрывок из былины «Михайло Данилович»
…Тут поехал Михайло Данилович
Во чистое поле ко войску нечестивому,
И стал рубить он с одного края,
Сек-рубил силу три дня и три ночи,
Хлеба-соли не едаючи,
Ключевой воды не пиваючи,
Себе отдыха не даваючи!...
3 группа:
Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
…И видят: в поле меж врагами,
Блистая в латах, как в огне,
Чудесный воин на коне
Грозой несется, колет, рубит,
В ревущий рог, летая, трубит...
То был Руслан. Как божий гром,
Наш витязь пал на басурмана;
Он рыщет с карлой за седлом
Среди испуганного стана.
Где ни просвищет грозный меч,
Где конь сердитый ни промчится,
Везде главы слетают с плеч,
И с воплем строй на строй валится;
В одно мгновенье бранный луг
Покрыт холмами тел кровавых,
Живых, раздавленных, безглавых,
Громадой копий, стрел, кольчуг.
4 группа:
Богатырь, он вот каков!
Он силен, он здоров!
Он из лука стрелял,
Метко палицу бросал.
На границе стоял,
Зорко – зорко наблюдал.
Подрастем мы и смотри,
Станем как богатыри!
Воплощен в былинах старых
Вот стоит он как живой!
Бич врагов в сраженьях ярых
Витязь Родины святой!
Меч в руках его тяжелый
А в ногах - узорный щит
На пиру он гость веселый
В битвах - молнией летит!
5 группа:
Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»
…Едет во поле добрый молодец,
Едет русский могучий Святогор-богатырь;
Святогоров конь да будто лютый зверь,
У богатыря плечи да во косу сажень,
Он и едет во поле, потешается:
Он бросает палицу булатную,
Выше лесушки бросает да стоячего,
Ниже облака бросает да ходячего,
Улетает палица высоко под поднебесье,
Когда палица та вниз спускается,
Он подхватывает ее да одной рукой!...
Приложение 6
Лист самооценки ученика
Оцени работу в группе. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна)
1. Все ли члены группы принимали участие в работе?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один человек.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
2. Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
3.Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком Х.
_______________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок основы светской этики
Урок по курсу ОРКиСЭ. Тема: "Род и семья - исток нравственных отношений".4- 5кл. Урок воспитывает уважение к своей семье, к своим родственникам, знакомит со своей родословной....
презентация к уроку "Основы светской этики"
Тема презентации "Нравственные идеалы"...
Кроссворд "Нравственность"к уроку Основы светской этики
Кроссворд помогает вспомнить, что такое поступок, мотив, цель, стыд, высказывания великих мыслителей....
Технологическая карта урока основы светской этики. 4 класс.
В матариале предлагается технологическая карта урока основы светской этики по теме: " Семейные ценности"....
Конспект урока «Основы светской этики» по теме « Дружба» в 4 классе.Рахимова Фарзана фаритовна МБОУ СОШ №4
Цель: 1. Расширение знаний детей о дружбе.2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения..Развивать речевые умения.3.Воспитывать дружеские в...
Интегрированный урок: основы светской этики и русский язык
Тема урока: «Справедливость. Безударные окончания существительных в предложном падеже»....
Технологическая карта урока основы светской этики.Тема "Чистый ручеек нашей речи". УМК "Школа России" (4 класс)
Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: формирование понятий о речевом этикете, и представлений о речи как о важнейшем средстве общения, обменемыслями и чувствами между людьмиЗадачи...