Род и семья – исток нравственных отношений
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предлагаю конспект урока по ОРКиСЭ в 4 классе "Род и семья – исток нравственных отношений". К конспекту прилагается презентация и интерактивная викторина по изученному на уроке материалу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
2014 г.
Тема урока. Род и семья – исток нравственных отношений
У.В. Ромащенко, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №113 г. Москвы
Цель урока: формирование у учащихся ценностного отношения к семье и семейным ценностям.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с представлением о семейных ценностях;
- познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;
- создать условия для размышлений учащихся о роли семьи в их жизни.
Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом (презентацией и электронным приложением), творческая работа учащихся, работа с учебником и тетрадью.
Основные термины и понятия: род, семья, герб, фамилия, родословная.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютеры (для групповой работы с электронным приложением), бумажные «кирпичики» и маркеры для записи качеств, иллюстрация дома, магниты.
Ход урока
I этап. Вводно-мотивационный
- Организация деятельности учащихся.
- Актуализация знаний учащихся. Постановка цели урока и запись темы в тетрадь.
Разгадывание ребусов (Слайды №2, №3)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о роде и семье. Запишите тему урока «Род и семья – исток нравственных отношений».
- Как вы понимаете значение слова «семья»?
- Что такое род? Существует ли сегодня понятие рода?
II этап. Основной (информационно-аналитический)
- Рассказ учителя (сопровождается презентацией).
В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. (Слайд №4)
Эти союзы родственников (Понятно, что это больше, чем семья?) помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство (Интересно, а что ещё?), а ещё и помощь друг другу (Обратите внимание!) в борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. (Сохранилось ли это правило в современном мире?) Но ему можно было свободно уходить от жены к другой женщине. (Сохранилось ли это правило? А у животных?) Ведь о детях всё равно заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.
Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. (Слайд №5)
Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живёт одной семьёй. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге.
Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.
- Беседа + работа в тетради.
– Что общего у рода и у семьи?
Запишите с помощью учебника в тетради определение рода.
– Что позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами?
– Были ли традиции у людей, которые жили родами?
– А может быть, в традициях нет необходимости и семья может жить и без них?
– Какие традиции есть в ваших семьях?
Давным-давно возникли разные символы рода, которыми сейчас гордятся семьи.
Это фамилия, герб, родословная. (Слайд №6)
- Что означает фамилия человека? Найдите ответ в учебнике.
- Что изображается на родовых и семейных гербах? Найдите ответ в учебнике. Рассмотрите герб Багратионов, Голенищевых-Кутузовых, Ушаковых. Чем гордились эти семьи?
Запишите с помощью учебника в тетради определение родословной. Рассмотрите в учебнике родословную Пушкина.
- Работа со схемой «Что даёт человеку семья?» и учебником. (Слайд №7)
– По схеме расскажите, что даёт человеку семья. Какой вывод вы можете сделать?
– Проверьте свои предположения с помощью учебника (с. 39).
Главная задача рода и семьи – дать жизнь детям, вырастить и воспитать их, создавая благоприятные условия жизни.
Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.
- Работа в группах с электронным приложением к учебнику «Семья на картинах русских и зарубежных художников». Создание коллективной работы «Семья – наш дом».
Как-то философа Жан-Жака Руссо спросили, какие качества необходимы девушке для создания нормальной и счастливой семьи. Руссо ответил:
«Красота - 0, хозяйственность - 0, образование - 0, ум - 0, положение в обществе - 0, денежные средства - 0, сердечная доброта - 1».
И тут же расшифровал свои математические выкладки следующим образом: сердечной доброте - качеству положительному - он выставил единицу. Все остальные качества, обозначенные 0, выставляются рядом с единицей, соответственно удесятеряя ее каждым новым положительным качеством. Доброта и ум дадут 10, если к ним еще добавить деньги, то будет 100 и т. д. По мнению Руссо, любое из качеств само по себе ничего не значит, и лишь доброта несет в себе ценность.
- Рассмотрите картины русских и зарубежных художников и запишите на кирпичиках, какие качества необходимы для крепкой и дружной семьи. Один кирпичик у меня уже есть: доброта. Это качество нам подсказал Руссо.
После работы в группах учащиеся прикрепляют кирпичики к фундаменту дома и дают краткие комментарии, почему они выбрали эти качества.
III этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)
- Викторина (дополнительный файл PowerPoint) (проводится при наличии времени на этом уроке или в начале следующего урока в качестве повторения ранее изученного материала)
- Посмотрите на доску и выберите правильный ответ.
- Что предполагают нравственные отношения в семье?
- частая похвала своей семьи перед другими людьми
- обязательное выполнение домашнего задания по всем предметам
- выражение любви к своим близким, готовность искренне им помочь
- просмотр любимых телепередач, когда родители это разрешают
- Что означает фамилия человека?
- его родовое происхождение
- его отношение к добру и злу
- уровень развития его ума
- его права в обществе
- Когда в семье люди доверяют друг другу, то
- это не играет особой роли
- позволяет получать выгоду от родителей
- усиливает контроль родителей над детьми
- помогает укреплению в семье нравственных отношений
- Что обычно изображают на родовых и семейных гербах?
- фотографию мамы или папы
- символы, указывающие на общепринятые традиции и нормы
- поздравления с Днём рождения
- символы, в которых отражается история и предмет гордости твоего рода
- Молодцы! Вы отлично справились с заданиями!
- Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.
- Что вы можете рассказать о роде и семье членам семьи и друзьям?
- Что вам особенно запомнилось из прочитанного и сказанного на уроке?
- Как вы поняли выражение «Род и семья – исток нравственных отношений».
- Что должно включать родовое древо?
- Почему для людей важно знать своих предков?
- Что может изображаться на родовых гербах?
- Почему все родовые гербы разные?
- Как вы понимаете русскую пословицу: "Вся семья вместе, так и душа на месте»? (Слайд №8)
- Домашнее задание: придумайте и изобразите герб своей семьи.
Использованная литература
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 – 5 классы. – М.: Просвещение, 2013
- Электронное приложение к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 – 5 классы. – М.: Просвещение, 2013»
- Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 кл. – М.: Просвещение, 2013.
- Мацыяка Е. В. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику "Основы светской этики". – М.: Просвещение, 2013.
- «Школа 2100». Педагогам. Конспекты уроков. Основы религиозных культур и светской этики. http://www.school2100.com/pedagogam/lessons/file.php?file=13761
- Методические рекомендации по проведению Дня семьи http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/metodicheskie-rekomendatsii-po-provedeniyu-dnya-semi.html
- Этикет от А до Я. Хороший тон в семье и доме http://www.etiket.ru/home_family/good_form.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
7Я
7Я СЕМЬЯ
,,
,, РОД
Герб рода Голенищевых-Кутузовых-Толстых Герб рода Ушаковых
Вся семья вместе, так и душа на месте.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ Электронное приложение к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 – 5 классы. – М.: Просвещение, 2013. Шаблон презентации: http:// office.microsoft.com/ Иллюстрации к слайдам 3, 5, 8 http://office.microsoft.com/ru-ru/images/results.aspx?qu=% D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&ex=1 Иллюстрация к слайду 4 http:// bayun.ru/dia/Kak_bylo_napisano_pervoe_pismo.html Иллюстрации к слайду 6 http:// gerbroda.ru/arms/2159.html , http:// gerbroda.ru/arms/2160.html Иллюстрация к слайду 7 http:// www.school2100.com/pedagogam/lessons/file.php?file=13836
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что предполагают нравственные отношения в семье? частая похвала своей семьи перед другими людьми обязательное выполнение домашнего задания по всем предметам выражение любви к своим близким, готовность искренне им помочь просмотр любимых телепередач, когда родители это разрешают
НЕВЕРНО. ПОДУМАЙ ЕЩЁ!
ОТЛИЧНО!
Что означает фамилия человека? его родовое происхождение его отношение к добру и злу уровень развития его ума его права в обществе
НЕВЕРНО. ПОДУМАЙ ЕЩЁ!
ОТЛИЧНО!
Когда в семье люди доверяют друг другу, то это не играет особой роли позволяет получать выгоду от родителей усиливает контроль родителей над детьми помогает укреплению в семье нравственных отношений
НЕВЕРНО. ПОДУМАЙ ЕЩЁ!
ОТЛИЧНО!
Что обычно изображают на родовых и семейных гербах? фотографию мамы или папы символы, указывающие на общепринятые традиции и нормы поздравления с Днём рождения символы, в которых отражается история и предмет гордости твоего рода
НЕВЕРНО. ПОДУМАЙ ЕЩЁ!
ОТЛИЧНО!
МОЛОДЦЫ!!!
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ Электронное приложение к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 – 5 классы. – М.: Просвещение , 2013» Шаблон презентации: http://office.microsoft.com/ Сигнал неправильного ответа: www.muzofon.com Остальные сигналы: Microsoft Office PowerPoint 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").
Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....
«Род и семья – исток нравственных отношений» «Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно»
В этом учебном году многие учителя посещают курсы по ОРКСЭ. В начале занятий было скучновато и хотелось поскорее уйти. Сейчас курсы скоро завершают свою работу, многое я для себя открыла нового,...
«Род и семья – исток нравственных отношений» «Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково". Презентация
Эта презентация поможет провести урок по данной теме.Здесь представлены пословицы, высказывания великих людей о матерях. сделает урок более интересным....
«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».
Конспект урока по курсу "Основы светской этики"....
Внеклассное мероприятие по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"
Данное занятие проведено в малочисленном классе после открытого урока с родителями по предмету "основы светской этики", тема "Род и семья - исток нравственных отношений". Считаю, что в большом ...
Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)
Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений учащихся к семье, родителям, своему роду ч...