Род и семья – исток нравственных отношений
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Предлагаю конспект урока по ОРКиСЭ в 4 классе "Род и семья – исток нравственных отношений". К конспекту прилагается презентация и интерактивная викторина по изученному на уроке материалу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

2014 г.

Тема урока. Род и семья – исток нравственных отношений

У.В. Ромащенко, учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №113 г. Москвы

Цель урока: формирование у учащихся ценностного отношения к семье и семейным ценностям.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с представлением о семейных ценностях;
  • познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;
  • создать условия для размышлений учащихся о роли семьи в их жизни.

Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом (презентацией и электронным приложением), творческая работа учащихся, работа с учебником и тетрадью.

Основные термины и понятия: род, семья, герб, фамилия, родословная.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютеры (для групповой работы с электронным приложением), бумажные «кирпичики» и маркеры для записи качеств, иллюстрация дома, магниты.

Ход урока

I этап. Вводно-мотивационный

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Актуализация знаний учащихся. Постановка цели урока и запись темы в тетрадь.

Разгадывание ребусов (Слайды №2, №3)

 - Сегодня на уроке мы будем говорить о роде и семье. Запишите тему урока «Род и семья – исток нравственных отношений».

 - Как вы понимаете значение слова «семья»?

 - Что такое род? Существует ли сегодня понятие рода?

II этап. Основной (информационно-аналитический)

  1. Рассказ учителя (сопровождается презентацией).

В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. (Слайд №4)

Эти союзы родственников (Понятно, что это больше, чем семья?) помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство (Интересно, а что ещё?), а ещё и помощь друг другу (Обратите внимание!) в борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. (Сохранилось ли это правило в современном мире?) Но ему можно было свободно уходить от жены к другой женщине. (Сохранилось ли это правило? А у животных?) Ведь о детях всё равно заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.

Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. (Слайд №5)

Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живёт одной семьёй. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге.

Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.

  1. Беседа + работа в тетради.

– Что общего у рода и у семьи?

Запишите с помощью учебника в тетради определение рода.

– Что позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами?

– Были ли традиции у людей, которые жили родами?

– А может быть, в традициях нет необходимости и семья может жить и без них?

– Какие традиции есть в ваших семьях?

Давным-давно возникли разные символы рода, которыми сейчас гордятся семьи.

Это фамилия, герб, родословная. (Слайд №6)

- Что означает фамилия человека? Найдите ответ в учебнике.

- Что изображается на родовых и семейных гербах? Найдите ответ в учебнике. Рассмотрите герб Багратионов, Голенищевых-Кутузовых, Ушаковых. Чем гордились эти семьи?

Запишите с помощью учебника в тетради определение родословной. Рассмотрите в учебнике родословную Пушкина.

  1. Работа со схемой «Что даёт человеку семья?» и учебником. (Слайд №7)

– По схеме расскажите, что даёт человеку семья. Какой вывод вы можете сделать?

– Проверьте свои предположения с помощью учебника (с. 39).

Главная задача рода и семьи – дать жизнь детям, вырастить и воспитать их, создавая благоприятные условия жизни.

Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.

  1. Работа в группах с электронным приложением к учебнику «Семья на картинах русских и зарубежных художников». Создание коллективной работы «Семья – наш дом».

Как-то философа Жан-Жака Руссо спросили, какие качества необходимы девушке для создания нормальной и счастливой семьи. Руссо ответил:

«Красота - 0, хозяйственность - 0, образование - 0, ум - 0, положение в обществе - 0, денежные средства - 0, сердечная доброта - 1».

И тут же расшифровал свои математические выкладки следующим образом: сердечной доброте - качеству положительному - он выставил единицу. Все остальные качества, обозначенные 0, выставляются рядом с единицей, соответственно удесятеряя ее каждым новым положительным качеством. Доброта и ум дадут 10, если к ним еще добавить деньги, то будет 100 и т. д. По мнению Руссо, любое из качеств само по себе ничего не значит, и лишь доброта несет в себе ценность.

- Рассмотрите картины русских и зарубежных художников и запишите на кирпичиках, какие качества необходимы для крепкой и дружной семьи. Один кирпичик у меня уже есть: доброта. Это качество нам подсказал Руссо.

После работы в группах учащиеся прикрепляют кирпичики к фундаменту дома и дают краткие комментарии, почему они выбрали эти качества.

III этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)

  1. Викторина (дополнительный файл PowerPoint) (проводится при наличии времени на этом уроке или в начале следующего урока в качестве повторения ранее изученного материала)

- Посмотрите на доску и выберите правильный ответ.

  1. Что предполагают нравственные отношения в семье?
  1. частая похвала своей семьи перед другими людьми
  2. обязательное выполнение домашнего задания по всем предметам
  3. выражение любви к своим близким, готовность искренне им помочь
  4. просмотр любимых телепередач, когда родители это разрешают
  1. Что означает фамилия человека?
  1. его родовое происхождение
  2. его отношение к добру и злу
  3. уровень развития его ума
  4. его права в обществе
  1. Когда в семье люди доверяют друг другу, то
  1. это не играет особой роли
  2. позволяет получать выгоду от родителей
  3. усиливает контроль родителей над детьми
  4. помогает укреплению в семье нравственных отношений
  1. Что обычно изображают на родовых и семейных гербах?
  1. фотографию мамы или папы
  2. символы, указывающие на общепринятые традиции и нормы
  3. поздравления с Днём рождения
  4. символы, в которых отражается история и предмет гордости твоего рода

- Молодцы! Вы отлично справились с заданиями!

  1. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.

- Что вы можете рассказать о роде и семье членам семьи и друзьям?

- Что вам особенно запомнилось из прочитанного и сказанного на уроке?

 - Как вы поняли выражение «Род и семья – исток нравственных отношений».

- Что должно включать родовое древо?

 - Почему для людей важно знать своих предков?

 - Что может изображаться на родовых гербах?

 - Почему все родовые гербы разные?

- Как вы понимаете русскую пословицу: "Вся семья вместе, так и душа на месте»? (Слайд №8)

  1. Домашнее задание: придумайте и изобразите герб своей семьи.

Использованная литература

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 – 5 классы. – М.: Просвещение, 2013
  2. Электронное приложение к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 – 5 классы. – М.: Просвещение, 2013»
  3. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 кл. – М.: Просвещение, 2013.
  4. Мацыяка Е. В. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику "Основы светской этики". – М.: Просвещение, 2013.
  5. «Школа 2100». Педагогам. Конспекты уроков. Основы религиозных культур и светской этики. http://www.school2100.com/pedagogam/lessons/file.php?file=13761
  6. Методические рекомендации по проведению Дня семьи http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/metodicheskie-rekomendatsii-po-provedeniyu-dnya-semi.html
  7. Этикет от А до Я. Хороший тон в семье и доме http://www.etiket.ru/home_family/good_form.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Ромащенко У.В., учитель начальных классов ГБОУ СОШ №113 г. Москвы 2014 г.

Слайд 2

Слайд 3

7Я СЕМЬЯ

Слайд 4

,,

Слайд 5

,, РОД

Слайд 8

Герб рода Голенищевых-Кутузовых-Толстых Герб рода Ушаковых

Слайд 10

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Слайд 11

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ Электронное приложение к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 – 5 классы. – М.: Просвещение, 2013. Шаблон презентации: http:// office.microsoft.com/ Иллюстрации к слайдам 3, 5, 8 http://office.microsoft.com/ru-ru/images/results.aspx?qu=% D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&ex=1 Иллюстрация к слайду 4 http:// bayun.ru/dia/Kak_bylo_napisano_pervoe_pismo.html Иллюстрации к слайду 6 http:// gerbroda.ru/arms/2159.html , http:// gerbroda.ru/arms/2160.html Иллюстрация к слайду 7 http:// www.school2100.com/pedagogam/lessons/file.php?file=13836


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВИКТОРИНА Ромащенко У.В., учитель начальных классов ГБОУ СОШ №113 г. Москвы 2014 г. к уроку «РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Слайд 2

Что предполагают нравственные отношения в семье? частая похвала своей семьи перед другими людьми обязательное выполнение домашнего задания по всем предметам выражение любви к своим близким, готовность искренне им помочь просмотр любимых телепередач, когда родители это разрешают

Слайд 3

НЕВЕРНО. ПОДУМАЙ ЕЩЁ!

Слайд 4

ОТЛИЧНО!

Слайд 5

Что означает фамилия человека? его родовое происхождение его отношение к добру и злу уровень развития его ума его права в обществе

Слайд 6

НЕВЕРНО. ПОДУМАЙ ЕЩЁ!

Слайд 7

ОТЛИЧНО!

Слайд 8

Когда в семье люди доверяют друг другу, то это не играет особой роли позволяет получать выгоду от родителей усиливает контроль родителей над детьми помогает укреплению в семье нравственных отношений

Слайд 9

НЕВЕРНО. ПОДУМАЙ ЕЩЁ!

Слайд 10

ОТЛИЧНО!

Слайд 11

Что обычно изображают на родовых и семейных гербах? фотографию мамы или папы символы, указывающие на общепринятые традиции и нормы поздравления с Днём рождения символы, в которых отражается история и предмет гордости твоего рода

Слайд 12

НЕВЕРНО. ПОДУМАЙ ЕЩЁ!

Слайд 13

ОТЛИЧНО!

Слайд 14

МОЛОДЦЫ!!!

Слайд 15

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ Электронное приложение к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 – 5 классы. – М.: Просвещение , 2013» Шаблон презентации: http://office.microsoft.com/ Сигнал неправильного ответа: www.muzofon.com Остальные сигналы: Microsoft Office PowerPoint 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").

Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....

«Род и семья – исток нравственных отношений» «Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно»

В этом учебном году многие учителя посещают курсы по ОРКСЭ. В начале занятий было скучновато и хотелось поскорее уйти. Сейчас  курсы скоро завершают свою работу, многое я для себя открыла нового,...

«Род и семья – исток нравственных отношений» «Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково". Презентация

Эта презентация поможет провести урок по данной теме.Здесь представлены пословицы, высказывания великих людей о матерях. сделает урок более интересным....

«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

Конспект урока по курсу "Основы светской этики"....

Внеклассное мероприятие по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"

Данное занятие проведено в малочисленном классе после открытого урока с родителями по   предмету "основы светской этики", тема "Род и семья - исток нравственных отношений". Считаю, что в большом ...

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений  учащихся  к семье, родителям, своему роду ч...