Методическая разработка урока "Россия - многонациональное государство"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Карпова Евгения Сергеевна

Урок разработан по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики", к учебнику Л.Данилюк

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_orkse.docx43.99 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта урока

по ОРКСЭ  

«Россия – многонациональное государство»

Выполнила:

Карпова Евгения Сергеевна,

     учитель начальных классов

       ГБОУ Школа № 2083

       (СП «Ерино»), ТиНАО

Москва 2015

Тема: «Россия – многонациональное государство»

Цель: создать у учащихся образ России как великого многонационального государства.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с национальностями народов, проживающих на территории России, с их национальными традициями, культурой и языками;
  • Расширение кругозора учащихся;
  • Создать у учащихся чувство причастности каждого  к судьбе своей Родины.

Развивающие:

  • Развивать интерес к истории России;
  • Развивать самообразовательные навыки;
  • Развивать инициативу, творческие способности.

Воспитательные:

  • Воспитание достойных граждан своей страны;
  • Воспитывать уважение к людям других национальностей.

Формирование УУД:

  • Личностные действия: уметь принимать и понимать такие ценности как «Родина», «народ».  Испытывать гордость за свою Родину, проявлять уважение  к государственным символам, национальному языку и традициям русского народа. Развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль.
  • Регулятивные действия: уметь формулировать цель учебной деятельности, составлять план выполнения заданий, аргументированно высказывать своё мнение, анализировать, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
  • Познавательные действия: уметь получать информацию из текстового носителя и дополнительных источников, уметь в ней ориентироваться, ставить проблему и решать ее.
  • Коммуникативные действия: уметь работать в группе, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, развивать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Тип урока: урок  открытия новых знаний.

Оборудование:

  • Физическая карта России;
  • Таблица «Народы России»;
  • Куклы в национальных костюмах или фотографии народных костюмов;
  • Детские презентации по теме;
  • Аудиозапись песни «Родина моя»;
  • Аудиозапись национальных песен и танцев народов России «Хоровод».

Список используемой литературы:

  • Селезнева Е. Я познаю мир. – М.: Астрель, 2003.
  • Что такое? Кто такой? – М.: Педагогика – Пресс, 1992.
  • Все для классного руководителя. – М.: Основа, 2012.

 Интернет- сайты:

  • -http://www.1september.ru/ru/ (издательский дом «Первое сентября»)
  • - http://vkids.km.ru/ (детская страничка «Кирилла и Мефодия»)

Ход урока

Звучит отрывок песни «Родина моя»:

Я, ты, он, она-

Вместе целая страна

Вместе дружная семья,

В слове «мы»-

Сто тысяч «я»!

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

На фоне этой песни учитель и подготовленные ученики начинают рассказ.

Учитель: Россия- это крупнейшее государство мира (показываю на карте (Слайд 2) ). Ее площадь 17098  246 квадратных километров . Чтобы пролететь над Россией с востока на запад и попасть с берегов Тихого океана к берегам Балтийского моря, самолету потребуется не менее 11 часов. Когда на одном конце России говорят «Спокойной ночи!», то на другом конце нашей родины отвечают: «С добрым утром!». С севера на юг путь тоже далёк. От холодного Кольского полуострова (Слайд 3)  до Северного Кавказа нужно добираться на поезде трое суток, и везде можно встретить  людей!

 По последней переписи населения на территории РФ проживают около 142 миллионов человек. Всех граждан, живущих в нашей стране, называют россиянами. Но национальности у них разные.

        Россия - великое многонациональное государство. На ее землях живут более 180 национальностей, народностей, этнических групп. (Слайд 4) 

        В состав России на добровольной основе вошли 85 субъектов Российской Федерации.

        Это 22  республики, 9 краев, 4 автономных округа, Еврейская автономная область, 46 областей и 3 города федерального значения: Москва, Санкт – Петербург и Севастополь.

 Да, много народов живет в нашей стране, и все они составляют единую дружную семью. Все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодёжь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции РФ: (Слайд 5)  «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношений к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

- Теперь давайте все вместе подумаем, зачем объединились народы в одно большое государство?

  • Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Я вам предлагаю послушать басню Л. Н. Толстого (Слайд 6) , и тогда, я думаю, вам все станет ясно.

«У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.»

Учитель: Как вы поняли, зачем же объединились народы в одно большое государство? 

Учащиеся: Объединились народы в одно большое государство для того, чтобы стать могучей страной, чтобы никто не захотел напасть на них и поработить. А если и случится такое, как во время Великой Отечественной войны, то всем вместе будет легче победить врага и справиться с бедой.

Учитель: А чем  люди разных национальностей отличаются друг от друга?

Учащиеся: Во – первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во – вторых, национальной одеждой, традициями, обычаями, национальными праздниками, песнями, кухней, т. е. своей культурой. В – третьих, характером, внешностью.

Учитель: Знаете ли вы, как получилось, что все люди, и в нашей стране в том числе, разговаривают на разных языках?

        Существует вот какая библейская легенда:

«Однажды люди собрались вместе и сказали друг другу: «Построим себе город и башню, высотою до небес…» Возгордившись и желая прославить себя, люди ревностно занялись постройкой. Но господу не угодно было это. Он посмотрел на город и башню, которые они строили, и сказал: «Вот, один народ и один у всех язык… и не отстанут они оттого, что задумали сделать. Сойдем же и смешаем там языки их так, чтобы один не понимал речи другого».

Господь в наказание смешал язык людей, сделал так, чтобы речь одного была непонятна другому. Люди не смогли продолжать строительство башни. Поэтому то место стали называть «Вавилон», т.е. «смешение». Затем Бог рассеял людей по всей земле».

      У каждого народа свой родной язык. В России люди говорят на 100 национальных языках. Например, в Дагестане живет около 30 небольших народов. Каждый народ говорит на своем языке, совершенно не похожем на язык соседнего. Но они могут хорошо понимать друг друга, если будут говорить на русском языке. Именно русский язык помогает людям разных национальностей на территории РФ общаться друг с другом.

        Предлагаю вам поделиться на экспедиции, каждая из которых расскажет о группах народов России. Для того, чтобы проще было работать, разделим народы России таким образом:

- народы Крайнего Севера,

- народы, говорящие на финно – угорских  языках,

-  народы Поволжья и Приуралья, говорящие на тюркских языках,

- народы Сибири и Дальнего Востока,

- народы Северного Кавказа.

На физической карте России учитель показывает места проживания каждой группы народов.

Звучит национальная мелодия народов Крайнего Севера, исполняющаяся на бубнах.

Учащийся 1: (Слайд 7) В суровых условиях Арктики, где полгода длится полярная ночь, где температура воздуха даже летом не поднимается выше нуля градусов, испокон веков проживают чукчи и ненцы. Их относят к малочисленным народам России.

 Закройте глаза и представьте себя на месте этих народов. На улице – 40. А в жилище, которое называется чум, нет электрических приборов, нет газовой плиты, водопровода. Стены дома- это жерди, образующие купол, обтянутые шкурой животных. Посредине жилища горит костер. Вокруг него сидят, лежат, спят люди.

Учащиеся демонстрируют фотографии о жизни народов Крайнего Севера.

Учащиеся 2: Передвигаются ненцы и чукчи либо на оленях, либо на собачьих упряжках. Чаще всего едят строганину (мясо замороженной рыбы). Несмотря на суровые условия Арктики, они находят в себе силы заниматься творчеством. Из костей животных вырезают различные амулеты, обереги. Оба народа относятся к православным.

Собачьи упряжки,

Оленьи упряжки,

Сверкают на мАльцах (малица- одежда из оленьих шкур)

Медные бляшки.

Охотник кричит рыбаку:

- Э- ге- гей!

Моя- то упряжка

Твоей побыстрей!

Над чумами вьются

Дымки- непоседы,

Пекут здесь хозяйки

Лепешки к обеду.

Учитель: Спасибо за интересный рассказ. Слово предоставляем экспедиции «Народы, говорящие на финно – угорских языках».

Звучит мелодия в исполнении ансамбля народных инструментов.

Учащийся 3: (Слайд 8)

        К народам, говорящим на финно – угорских языках, относятся марийцы, удмурты, мордва, ханты, манси, карелы, коми. Живут он на Урале, на северо- востоке и на севере России. Все эти народы исповедуют христианство.

        Самым многочисленным народом среди них является мордва. Их 1073 тысячи, за ними идут удмурты – 747 тысяч, марийцы – 644 тысячи. Коми расположены на четвертом месте – 336 тысяч, на пятом – ханты, 22 тысячи. Меньше всего численность населения у манси, их всего 8 тысяч.

        Хотя мал народ, зато традициями богат. Вот, что нам удалось узнать об одном из национальных праздников народа манси.

        У народов манси есть праздник, который называется «Медвежий». Все готовятся к торжеству: женщины наряжаются в праздничные малицы, расшитые национальными узорами и разноцветным бисером, мужчины надевают длинные рубахи, подпоясанные тесьмой, и мягкие сапоги из оленьей шкуры.

Учащиеся показывают иллюстрации с национальными костюмами этих народов.

Учащийся 4: (Слайд 9) Корни этого национального праздника уходят в глубину веков.

        Когда- то, много лет назад, когда люди еще не умели добывать огонь, медведь со своим сыном смотрели на них с неба. Медведь – сын, желая приключений, вымолил, чтобы отец отпустил его к людям. Медведь – отец согласился отпустить отпрыска, но при условии, что тот не будет надеяться на помощь отца, сам преодолеет все трудности, а с людьми будет справедлив. Чтобы ему было легче, дал с собой лук, стрелы и огонь.

        Молодой медведь ослушался отца. Много бед принес он людям. И один охотник убил его.

        Вот с тех пор люди и пользуются огнем, луком и стрелами. А перед отцом медведя чувствуют свою вину. Поэтому по осени каждый год устраивают для него праздник. Торжество начинается с плясок и песен. Играет ансамбль национальных инструментов, состоящий из кусле, шувыра, тумыра, шушпыка. Затем идет карнавал масок, сделанный из бересты и меха. Торжество заканчивается праздничным столом, главным блюдом которого является оленина, приготовленная на костре.

Учитель: Какой интересный материал собрала и рассказала нам экспедиция «Народы, говорящие на финно -  угорских языках». Несомненно, есть праздники и у других народов, говорящих на тюркских языках.

Звучит татарская плясовая.

Слово предоставляется экспедиции «Народы Поволжья и Приуралья, говорящие на тюркских языках».

Учащийся 5: (Слайд 10) К народам Поволжья и Приуралья (работа с картой), говорящим на тюркских языках, относятся татары, башкиры, чуваши. Это многочисленные нации. Татары и башкиры исповедуют ислам, а чуваши являются приверженцами христианской веры.

Учащиеся демонстрируют кукол в чувашском, башкирском и татарском национальных костюмах.

        Мы хотим рассказать и в презентации показать проведение такого мусульманского праздника, как Сабантуй.

Учащийся 6: (Слайд 11) Сабантуй, или праздник плуга, проводится в июне, после окончания полевых работ. В день праздника каждый старается нарядиться. Даже лошадей, которые будут участвовать в скачках, украшают колокольчиками и цветами, вплетают в гривы ленточки.

        Над местом, где будет проходить праздник, возвышается шест с развевающимся на ветру привязанным узорным полотенцем. Это флаг Сабантуя.

        Начинается праздник со скачек на лошадях, потом проходят бега, в которых могут состязаться и дети. Потом выбирают батыра Сабантуя – победителя среди мужчин  в национальной борьбе на кушаках. В качестве подарка батыру дают барана, которого он должен унести на поднятых руках. Обязательной частью праздника является бой мешками и лазание на высокий гладкий столб. А потом начинаются народные гулянья с песнями да плясками.

Учитель: Следующая экспедиция нам расскажет о народах Сибири и Дальнего востока. (Слайд 12)

Звучит национальная песня.

Учащийся 7: Вслушайтесь в эту песню. Нигде более вы не услышите ее, кроме как на Дальнем востоке. Только там люди владеют горловым пением, подражая животным и птицам.

Может только богатырь

Прошагать пешком Сибирь:

Через горы перебраться,

Через лес густой продраться,

Одолеть речной поток

И домой вернуться в срок.

        Сибирь и Дальний Восток занимают алтайцы, ханты, манси, якуты, буряты, тувинцы. Нанайцы и другие народы. Исповедуют они христианство. Но среди бурятов и тувинцев распространен буддизм. А по окраинам морей в глухих селеньях можно встретить и шаманов.

        Учащийся 8: Невозможно представить себе народы Сибири и Дальнего Востока без оленей. Как поется в одной из песен: «Пароход –хорошо! Паровоз – хорошо! Самолет – хорошо! А олени лучше!» Бегут олени, везут пассажиров, грузы. Сложно было бы людям без этих животных. Именно поэтому в Сибири оленям такой почет и уважение. Национальный праздник – это праздник оленеводов. (Слайд 13) На нем первое соревнование – гонки, за ними – прыжки через нарты на скорость. Далее ходьба на лыжах. В Сибири лыжи широкие, чтобы не проваливаться в снег и легче скользить. В финале праздника – метание аркана. Благодаря ловкости, быстроте, силе оленеводы заарканивают дикого оленя и пополняют свое стадо.

  • Учащиеся показывают презентацию (фотографии)о проведении этого праздника.

Учащийся 9. А в Якутии почитают коня. А все потому, что по старинной легенде, первым животным, появившимся на Земле, была лошадь. От коня произошел полуконь – получеловек. Любят в Якутии праздник Ысыах. (Слайд 14) Его проводят по окончании долгой и холодной зимы. Люди собираются в круг на большой поляне. В центре круга- костер, а около него – шаман. Шаман открывает праздник песней, которая просит у богов благословения праздника. После песни начинается национальный танец якутов «Осоухай». Он очень похож на русский хоровод. А затем приходит время состязаний: прыжки на одной и двух ногах, выжимание гири, перетягивание палки и, конечно, скачки на лошадях! С этим праздником связаны и многие традиции, например, старое сжечь, чтобы начать новую жизнь.

        Кстати, любимые многими из нас пельмени – это национальное блюдо народов Сибири.

Учитель: Последняя экспедиция расскажет нам о народах Северного Кавказа. (Слайд 15)

  • Звучит горная песня.

Учащийся 10.

На Кавказе любят

Музыку и пляски.

На конях джигиты

Скачут без опаски.

На Кавказе любят

Делать украшенья.

Славятся чеканкой

Местные селенья.

На Кавказе любят

Пить кефир – айран.

Надевает бурку

В дальний путь чабан.

На Кавказе любят

Сладкий виноград.

Здесь хозяин гость,

Как родному рад.

Северный Кавказ (показывает на карте) самый многочисленный по национальностям. Там проживают: чеченцы, кабардинцы, черкесы, балкарцы, осетины, ингуши, аварцы и другие народы.

  • Учащиеся показывают кукол в национальных костюмах.

Учащийся 11: Очень часто их называют горцами. Темпераментными людьми, в чьих жилах течет горячая кровь. Но любой спор всегда разрешит совет старейшин, который уважают от мала до велика. Кавказцы славятся своим гостеприимством. Кавказская кухня считается одной их древнейших в мире. Любят здесь острую пищу. Навряд ли найдется хоть один среди нас, кто не пробовал шашлык, суп- харчо или люля- кебаб. А такие сладости, как халва, козинаки и щербет просто объеденье!

        Кавказ прекрасен красотой родной природы. Кто видел восход солнца, освещенные его лучами горы и скалы, тот этого не забудет! Вот как воспевал Кавказ М. Ю. Лермонтов, который там служил.

Отрывок из стихотворения «Утро на Кавказе»:

Светает- вьется дикой пеленой

Вокруг лесистых гор туман ночной;

Еще у ног Кавказа тишина;

Молчит табун, рек журчит одна.

Вот на скале новорожденный луч

Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч.

И розовый по речке и шатрам

Разлился блеск, и светит там и там…

Учитель: Молодцы! Замечательные рассказы, иллюстрации, презентации подготовила каждая экспедиция. Пришла пора подвести итоги.

        Россия- дружная многонациональная страна равноправных народов. На ее территории проживают русские, мордва, башкиры, буряты, татары, калмыки, чуваши, карелы, якуты, ханты, манси и многие другие. Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, вносит свой вклад в развитие России. Поэтому очень важно крепить дружбу народов России. Уважать национальные чувства каждого из них.

        Шопенгауэр говорил: «Самый распространенный вид гордости – это национальная гордость». Каждый из нас, каждый человек испытывает чувство гордости за свою Родину, за ее историю, за свой народ. Россия объединила людей разных национальностей. Все они любят ее, гордятся своей страной, желают ее процветания.

Учащиеся исполняют песню «Моя Россия» на слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве.

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички.

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей.

Для меня Россия- белые березы,

Для меня Россия – утренние росы,

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Припев:

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это мы с друзьями.

Припев. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа в начальной школе «Конституция – Основной закон государства»

познакомить учащихся с Конституцией России;объяснить основные обществоведческие понятия;развивать познавательный интерес к своей Родине...

Методическая разработка классного часа в начальной школе «Конституция – Основной закон государства».

Цель мероприятия - гражданско-патриотическое воспитание младших школьников.  Задачи: познакомить учащихся с Конституцией России;объяснить основные обществоведческие понятия;развивать познава...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка классного часа «Татары – народ многонациональной России».

Данное мероприятие по этнокультурному образованию младших школьников в форме классного часа, задумано для ознакомления детей с культурными традициями разных народов проживающих на территории России и...

Методическая разработка воспитательного мероприятия: «Конституция – основной закон государства»

Методическая разработка представляет собой конспект внеурочной деятельности во основным вопросам Конституции РФ,...

Конспект урока по окружающему миру "Россия - многонациональное государство"

Цели: обобщить знания, полученные о человеке и обществе; прививать учащимся уважение к своей Родине, её языку, культуре, истории; совершенствовать умения работать с книгой, картой....