Конспект урока по окружающему миру "Россия - многонациональное государство"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цели: обобщить знания, полученные о человеке и обществе; прививать учащимся уважение к своей Родине, её языку, культуре, истории; совершенствовать умения работать с книгой, картой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_om.docx | 17.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
Учитель: Новицкая Ю. П.
Класс: 4
Тема: Россия - многонациональное государство. Культура, язык, история народов России (заочное путешествие).
Цели: обобщить знания, полученные о человеке и обществе; прививать учащимся уважение к своей Родине, её языку, культуре, истории; совершенствовать умения работать с книгой, картой.
Оборудование: политическая карта мира, карта Российской Федерации, иллюстрации с изображением различных городов и стран, выставка книг по теме урока, учебник «Мы и окружающий мир» (авторы Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. 4 класс).
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой учащихся.
Проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
1. Подведение итогов работы по теме о питании и органах пищеварения из раздела «Мир человека в новое время».
Учитель. Известный мудрец и врач Авиценна однажды сказал:
В еде не будь до всякой пищи падок,
Знай точно время, место и порядок.
- Как вы понимаете это высказывание мудреца и согласны ли вы с ним?
Ответы учащихся на поставленный вопрос.
- Давайте вспомним, что происходит, когда человек не умеет правильно есть, торопится, чтобы утолить голод.
Пересказ учащимися материала учебника (1-2 человека).
- В чём правильность изречения: «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, ужин отдай врагу?»
Ответы учащихся.
- Почему после обильного обеда хочется полежать, поспать, а не заниматься умственной работой?
Ответы учащихся.
- Почему питание однообразной пищей приводит к заболеваниям?
Ответы учащихся.
- Что такое аппетит? Как сделать, чтобы он не пропал?
2. Работа по учебнику.
Учитель. А теперь давайте прочитаем статью о том, как питаются космонавты, находясь в космосе.
Учащиеся читают статью.
3. Викторина «Что я знаю о питании и пищеварении».
- А теперь, ребята, вам предстоит продемонстрировать свои знания о пищеварении и питании. Сейчас мы с вами проведём небольшую викторину. Для этого разделимся на 2 команды. Каждая команда по очереди будет отвечать на поставленные вопросы. Если не будет правильного ответа, то в работу может включаться другая команда, чтобы заработать дополнительный балл.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы для 1-й команды:
1. Вещество, без которого человек умирает через 3-4 дня. (Вода.)
2. Питательные вещества, необходимые для роста организма, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге. (Белки.)
3. Продукт питания, необходимый в большом количестве грудным детям. (Молоко.)
4. Орган пищеварения в виде трубки, соединяющий рот и желудок. (Пищевод.)
5. Инструмент, помогающий заботиться человеку о зубах. (Щётка.)
6. Соседка желудка справа от него. (Печень.)
Вопросы для 2-й команды:
1. Полезные вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах и фруктах. (Витамины.)
2 Сильная нехватка еды, ощущаемая человеком. (Голод.)
3. Желание есть. (Аппетит.)
4. Помидор, огурец, лук, капуста ... (общее понятие). (Овощи.)
5. Орган, в котором пища начинает перевариваться (Желудок.)
6. Твёрдые части организма, которые помогают человеку пережёвывать пищу. (Зубы.)
Учитель. Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный материал. Со счётом - ... победила ... команда (отметить особенно активных детей).
- Как вы считаете, правильно ли утверждение, что в организме человека нет главных и второстепенных органов? Обоснуйте свой ответ.
III. Сообщение темы, целей урока.
Учитель. Ребята, любите ли вы путешествовать? А как вы думаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие? Почему вы так считаете?
Учащиеся доказывают свою точку зрения.
- Сегодня мы переходим с вами к новому разделу: «Современная Россия» и постараемся вспомнить всё то, что раньше изучали о человеке и человеческом обществе, о нашем государстве, его культуре, истории, сравним с другими государствами.
IV. Актуализация опорных знаний.
Рассматривание иллюстраций в учебнике.
Учитель. Своё путешествие мы начнём с нашего учебника и сказки Р Киплинга.
Вы все знаете историю человеческого детеныша Маугли, выращенного в волчьей стае, по сказке Редьярда Киплинга. Такие дети были не только в сказке, но и в действительности. Посмотрите на иллюстрации в учебнике. Что на них изображено? Чем отличаются эти иллюстрации? Докажите свои ответы.
- Будут ли различаться дети, воспитанные в волчьей и в древней человеческой стае?
- Что свойственно человеку от природы, а чему он учится у окружающих?
- Чему должны были научиться люди, чтобы из пещеры перебраться в современную квартиру? Докажите.
Человек всегда живёт в обществе, поэтому общественные отношения влияют на его поведение. В настоящее время именно общество в наибольшей степени ежедневно воздействует на человека, оттеснив биологические факторы на второй план.
- Основой всякого современного общества является семья Какова, по вашему мнению, роль родителей в семье?
Ответы учащихся.
- В каждой семье есть свои правила жизни, свои законы, свои заботы. У государственной власти должны быть те же заботы, только в масштабе всей страны. Власть государства опирается на установленные им законы, которые обязательны для всех граждан. Общественная жизнь народов началась одновременно с появлением человека на Земле. Она развивалась по мере познания человеком мира и использования полученных знаний. Так общество прошло путь от стаи к демократическому обществу, в котором живём мы с вами сейчас.
V. Изучение нового материала.
1. Устройство государственной власти в России (в сравнении с другими государствами). Путешествие по политической карте мира, карте России. Выставка книг.
Учитель. Люди живут в разных государствах. Ребята, давайте вспомним с вами части света и материки и найдём наше государство на карте.
Работа по карте.
- Какие государства вы знаете? На каких материках они располагаются? А на каком материке нет ни одного государства? (Ответы учащихся.)
- Давайте отправимся сейчас в заочное путешествие по городам и государствам.
Работа с книгами на выставке, рассматривание иллюстраций, сравнивание городов, государств: книги - энциклопедии «Большая серия знаний. Страны и народы».
- Что вы можете рассказать о людях, домах, улицах, транспорте?
- Это города одного государства или разных государств?
- Зачем люди объединяются в государства?
Учащиеся. Для защиты своих интересов люди одной нации, а иногда и нескольких, живущие на одной территории, объединяются в государство.
Выводы учащихся (с помощью учителя).
Государства дружат или враждуют друг с другом. Отношения между ними являются важной частью окружающего мира, прямо или косвенно затрагивающей каждого из нас, поэтому мы должны знать друг друга.
Государства есть большие и маленькие. По численности населения самое большое государство - Китай. В нём живёт каждый пятый землянин. Самое большое государство по площади - Россия. Самое маленькое государство - Ватикан. Это всего лишь один квартал в столице Италии городе Риме. Живёт в нём менее тысячи человек. Но при этом в Ватикане ^сть все властные структуры.
Моря и океаны, железнодорожные, воздушные и шоссейные пути сообщения соединяют Россию со всем остальным миром. Значит, все эти страны для нас - окружающий мир.
Разнообразие национальных характеров, обществ, государств побуждает людей вырабатывать общепринятые правила поведения. Люди разных государств отличаются не только тем, что говорят на разных языках, они одеваются по-разному, любят разную пищу, у них свои особенные праздники.
Работа с иллюстрациями, фотографиями, открытками.
2. Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Учитель. Прочитайте первую часть статьи «Устройство государственной власти».
Учащиеся читают часть статьи. Учитель акцентирует внимание учащихся на названии государства в прошлом и сейчас.
3. Проверка понимания прочитанного материала.
Учитель. Как называлось русское государство в разные периоды его существования?
- Россия - демократическая федеративная республика. Объясните, как вы это понимаете.
Ответы учащихся.
VI. Итог урока. Оценка работы учащихся на уроке.
Учитель. Наше путешествие подошло к концу. В какой части нашей Родины мы с вами сейчас находимся? Покажите свою область на карте.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что вам особенно запомнилось, понравилось?
- Сегодня вы все хорошо работали. Молодцы!
Домашнее задание.
Прочитать текст учебника. Желающие могут подготовить сообщение о какой-либо стране (городе, государстве).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Россия-многонациональная страна"
Разработка урока по окружающему миру для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор учебника Н.Ф. ВиноградоваТема: «Россия – многонациональная страна».Данный урок разработан и провед...
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока по окружающему миру "Земля и люди Московского государства" 3 класс
Урок составлен в соответствии с методическими рекомендациями....
Конспект урока по окружающему миру в 3-в классе. на тему: « Создание Московского государства. Грозный царь».
Цели:- формировать представление о создании государства Московское государство;- дать представление о личности князя Ивана III;- познакомить с важными событиями правления Ивана III;- дать представлени...
Презентация к уроку по ОРКСЭ "Россия- многонациональное государство"
презентация к уроку...
Гармония Конспект урока по окружающему миру. Тема:"Конституция – основной закон государства. "
Формирование понятий: закон, Конституция, государственные праздники, права, обязанности....
Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях
Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....