Конспект урока по окружающему миру "Россия - многонациональное государство"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Новицкая Юлия Петровна

Цели: обобщить знания, полученные о человеке и обществе; прививать учащимся уважение к своей Родине, её языку, культуре, истории; совершенствовать умения работать с книгой, картой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_om.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Учитель: Новицкая Ю. П.

Класс: 4

Тема: Россия - многонациональное государство. Культура, язык, история народов России (заочное путешествие).

Цели: обобщить знания, полученные о человеке и обществе; прививать учащимся уважение к своей Родине, её языку, культуре, истории; совершенствовать умения работать с книгой, картой.

Оборудование: политическая карта мира, карта Российской Федерации, иллюстрации с изображением различных городов и стран, выставка книг по теме урока, учебник «Мы и окружающий мир» (авторы Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. 4 класс).

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой учащихся.

Проверка готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

1. Подведение итогов работы по теме о питании и органах пищеварения из раздела «Мир человека в новое время».

Учитель. Известный мудрец и врач Авиценна однажды сказал:

В еде не будь до всякой пищи падок,

Знай точно время, место и порядок.

- Как вы понимаете это высказывание мудреца и согласны ли вы с ним?

Ответы учащихся на поставленный вопрос.

- Давайте вспомним, что происходит, когда человек не умеет правильно есть, торопится, чтобы утолить голод.

Пересказ учащимися материала учебника (1-2 человека).

- В чём правильность изречения: «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, ужин отдай врагу?»

Ответы учащихся.

- Почему после обильного обеда хочется полежать, поспать, а не заниматься умственной работой?

Ответы учащихся.

- Почему питание однообразной пищей приводит к заболеваниям?

Ответы учащихся.

- Что такое аппетит? Как сделать, чтобы он не пропал?

2. Работа по учебнику.

Учитель. А теперь давайте прочитаем статью о том, как питаются космонавты, находясь в космосе.

Учащиеся читают статью.

3. Викторина «Что я знаю о питании и пищеварении».

- А теперь, ребята, вам предстоит продемонстрировать свои знания о пищеварении и питании. Сейчас мы с вами проведём небольшую викторину. Для этого разделимся на 2 команды. Каждая команда по очереди будет отвечать на поставленные вопросы. Если не будет правильного ответа, то в работу может включаться другая команда, чтобы заработать дополнительный балл.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы для 1-й команды:

1. Вещество, без которого человек умирает через 3-4 дня. (Вода.)

2. Питательные вещества, необходимые для роста организма, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге. (Белки.)

3. Продукт питания, необходимый в большом количестве грудным детям. (Молоко.)

4. Орган пищеварения в виде трубки, соединяющий рот и желудок. (Пищевод.)

5. Инструмент, помогающий заботиться человеку о зубах. (Щётка.)

6. Соседка желудка справа от него. (Печень.)

Вопросы для 2-й команды:

1. Полезные вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах и фруктах. (Витамины.)

2 Сильная нехватка еды, ощущаемая человеком. (Голод.)

3. Желание есть. (Аппетит.)

4. Помидор, огурец, лук, капуста ... (общее понятие). (Овощи.)

5. Орган, в котором пища начинает перевариваться (Желудок.)

6. Твёрдые части организма, которые помогают человеку пережёвывать пищу. (Зубы.)

Учитель. Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный материал. Со счётом - ... победила ... команда (отметить особенно активных детей).

- Как вы считаете, правильно ли утверждение, что в организме человека нет главных и второстепенных органов? Обоснуйте свой ответ.

III. Сообщение темы, целей урока.

Учитель. Ребята, любите ли вы путешествовать? А как вы думаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие? Почему вы так считаете?

Учащиеся доказывают свою точку зрения.

- Сегодня мы переходим с вами к новому разделу: «Современная Россия» и постараемся вспомнить всё то, что раньше изучали о человеке и человеческом обществе, о нашем государстве, его культуре, истории, сравним с другими государствами.

IV. Актуализация опорных знаний.

Рассматривание иллюстраций в учебнике.

Учитель. Своё путешествие мы начнём с нашего учебника и сказки Р Киплинга.

Вы все знаете историю человеческого детеныша Маугли, выращенного в волчьей стае, по сказке Редьярда Киплинга. Такие дети были не только в сказке, но и в действительности. Посмотрите на иллюстрации в учебнике. Что на них изображено? Чем отличаются эти иллюстрации? Докажите свои ответы.

- Будут ли различаться дети, воспитанные в волчьей и в древней человеческой стае?

- Что свойственно человеку от природы, а чему он учится у окружающих?

- Чему должны были научиться люди, чтобы из пещеры перебраться в современную квартиру? Докажите.

Человек всегда живёт в обществе, поэтому общественные отношения влияют на его поведение. В настоящее время именно общество в наибольшей степени ежедневно воздействует на человека, оттеснив биологические факторы на второй план.

- Основой всякого современного общества является семья Какова, по вашему мнению, роль родителей в семье?

Ответы учащихся.

- В каждой семье есть свои правила жизни, свои законы, свои заботы. У государственной власти должны быть те же заботы, только в масштабе всей страны. Власть государства опирается на установленные им законы, которые обязательны для всех граждан. Общественная жизнь народов началась одновременно с появлением человека на Земле. Она развивалась по мере познания человеком мира и использования полученных знаний. Так общество прошло путь от стаи к демократическому обществу, в котором живём мы с вами сейчас.

V. Изучение нового материала.

1. Устройство государственной власти в России (в сравнении с другими государствами). Путешествие по политической карте мира, карте России. Выставка книг.

Учитель. Люди живут в разных государствах. Ребята, давайте вспомним с вами части света и материки и найдём наше государство на карте.

Работа по карте.

- Какие государства вы знаете? На каких материках они располагаются? А на каком материке нет ни одного государства? (Ответы учащихся.)

- Давайте отправимся сейчас в заочное путешествие по городам и государствам.

Работа с книгами на выставке, рассматривание иллюстраций, сравнивание городов, государств: книги - энциклопедии «Большая серия знаний. Страны и народы».

- Что вы можете рассказать о людях, домах, улицах, транспорте?

- Это города одного государства или разных государств?

- Зачем люди объединяются в государства?

Учащиеся. Для защиты своих интересов люди одной нации, а иногда и нескольких, живущие на одной территории, объединяются в государство.

Выводы учащихся (с помощью учителя).

Государства дружат или враждуют друг с другом. Отношения между ними являются важной частью окружающего мира, прямо или косвенно затрагивающей каждого из нас, поэтому мы должны знать друг друга.

Государства есть большие и маленькие. По численности населения самое большое государство - Китай. В нём живёт каждый пятый землянин. Самое большое государство по площади - Россия. Самое маленькое государство - Ватикан. Это всего лишь один квартал в столице Италии городе Риме. Живёт в нём менее тысячи человек. Но при этом в Ватикане ^сть все властные структуры.

Моря и океаны, железнодорожные, воздушные и шоссейные пути сообщения соединяют Россию со всем остальным миром. Значит, все эти страны для нас - окружающий мир.

Разнообразие национальных характеров, обществ, государств побуждает людей вырабатывать общепринятые правила поведения. Люди разных государств отличаются не только тем, что говорят на разных языках, они одеваются по-разному, любят разную пищу, у них свои особенные праздники.

Работа с иллюстрациями, фотографиями, открытками.

2. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Учитель. Прочитайте первую часть статьи «Устройство государственной власти».

Учащиеся читают часть статьи. Учитель акцентирует внимание учащихся на названии государства в прошлом и сейчас.

3. Проверка понимания прочитанного материала.

Учитель. Как называлось русское государство в разные периоды его существования?

- Россия - демократическая федеративная республика. Объясните, как вы это понимаете.

Ответы учащихся.

VI. Итог урока. Оценка работы учащихся на уроке.

Учитель. Наше путешествие подошло к концу. В какой части нашей Родины мы с вами сейчас находимся? Покажите свою область на карте.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что вам особенно запомнилось, понравилось?

- Сегодня вы все хорошо работали. Молодцы!

Домашнее задание.

Прочитать текст учебника. Желающие могут подготовить сообщение о какой-либо стране (городе, государстве).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Россия-многонациональная страна"

Разработка урока по окружающему миру для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор учебника Н.Ф. ВиноградоваТема: «Россия – многонациональная страна».Данный  урок разработан и провед...

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру "Земля и люди Московского государства" 3 класс

Урок составлен в соответствии с методическими рекомендациями....

Конспект урока по окружающему миру в 3-в классе. на тему: « Создание Московского государства. Грозный царь».

Цели:- формировать представление о создании государства Московское государство;- дать представление о личности князя Ивана III;- познакомить с важными событиями правления Ивана III;- дать представлени...

Гармония Конспект урока по окружающему миру. Тема:"Конституция – основной закон государства. "

Формирование понятий: закон, Консти­туция, государственные праздники, права, обязанности....

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....