Методическая разработка классного часа «Татары – народ многонациональной России».
методическая разработка (4 класс)
Данное мероприятие по этнокультурному образованию младших школьников в форме классного часа, задумано для ознакомления детей с культурными традициями разных народов проживающих на территории России и в Республике Бурятия, в частности познакомить детей с татарами, как представителями народов России, дать представление о культурном богатстве и своеобразии татарского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_tatary_narod_mnogonatsionalnoy_rossii.docx | 42.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа
«Татары – народ многонациональной России».
Выполнила: Смирнова Т.Г., учитель начальных классов
МБОУ «Талецкая средняя общеобразовательная школа»
Цели и задачи мероприятия:
Данное мероприятие по этнокультурному образованию младших школьников в форме классного часа, задумано для ознакомления детей с культурными традициями разных народов проживающих на территории России и в Республике Бурятия, в частности познакомить детей с татарами, как представителями народов России, дать представление о культурном богатстве и своеобразии татарского народа.
Объем и содержание материала соответствует возрасту детей, их интеллектуальным способностям, особенностям восприятия.
Цель: пробудить интерес и уважение к традиционной культуре другого народа. Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать у учащихся представление о татарском народе;
- познакомить детей с такими элементами культуры народа, как: жилище, основные предметы быта, национальная одежда, украшения, национальные кушанья, народные обычаи, обряды, праздники, народное творчество – сказки, пословицы и поговорки, детские игры, песни, танцы.
Развивающие:
- способствовать развитию творческого мышления.
- развивать навыки публичных выступлений, способность к импровизации.
Воспитательные:
- воспитывать интернационализм и уважительное отношение к культурной самобытности и языку других народов;
- способствовать воспитанию сотрудничества и солидарности в решении общих задач, формированию дружеских отношений в классе.
Возраст участников: учащиеся 4 класса.
Оформление:
- карта России;
- мультимедийный проектор;
- сопровождение презентацией;
- иллюстрации костюмов разных народов;
- татарский народный костюм;
- куклы в национальной татарской одежде;
- макет татарской избы с предметами быта;
-татарские национальные блюда.
Подготовительная работа:
Учитель:
-подготовка презентации; подбор вопросов викторины.
Учащиеся (при участии и помощи родителей):
- подготовка макета татарского жилища; изготовление кукол в национальной татарской одежде; подготовка национальных татарских блюд; подготовка сообщений учащимися; разучивание татарской песни; разучивание приветствий на разных языках, подбор татарских пословиц, поговорок, загадок, чтение татарских народных сказок, подготовка инсценировки сказки «Гульчечек».
Ход классного часа.
Вступление.
Слово учителя.
Наша Родина это многонациональная страна, на её территории проживает более 190 народов. Каждый народ имеет свои особенности, свой национальный характер, свою народную культуру, которая формировалась многими веками. Каждый народ имеет свои культурные достижения и вносит свой вклад в мировую культуру.
Мы с вами живём в России, все мы россияне, но каждый из нас принадлежит ещё к какому-нибудь народу.
Ребята, хочу вам предложить небольшую игру-разминку.
Дети разбиваются на три команды (по рядам). Каждой группе дается картинка с изображение национального костюма (татарский, бурятский, русский). Дети должны определить, одежда, какого народа нарисована на картинках?
Ребята как вы думаете, чем же отличаются народы? Слайд 2
Ребята дают свои ответы.
Учитель подводит итог: Слайд 3
• У каждого народа свой родной язык (предложить детям поздороваться на разных языках – русский, татарский, бурятский);
• У каждого народа свой национальный костюм. Отличаются народы и чертами лица. (На доске иллюстрации людей в национальных костюмах);
• У каждого народа своё искусство: песни, танцы, народные промыслы;
• У каждого народа свои обычаи и традиции, свой национальный характер;
• Отличаются народы и национальной кухней;
Все это является традиционной культурой народа.
Сегодня мы познакомимся с культурой, бытом и традициями одного из народов, проживающих в нашей многонациональной России и нашей Республике. И народ этот – татары.
Кто же такие татары?
Татары – тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, средней Азии, на Дальнем Востоке. Слайд 4
По численности татары занимают второе место в России. 37% всех татар России проживает в Республике Татарстан. Национальный язык – татарский. Религия – мусульманство. Слайды 5,6,7
В Бурятии татары занимают третье место по численности после русских и бурят. Они проживают фактически во всех районах Бурятии. Наиболее многочисленным по татарскому населению является поселок Старый Онохой. Именно в этом гостеприимном селе проживает более 300 этнических татар, сохранивших свой традиционный уклад и обычаи, а также базируется национально-культурный центр татар Заиграевского района. В поселке создан музей татарской культуры. Слайд 8
История и культура татар является неотъемлемой частью современного развития республики. Проживая на этой территории более двух столетий, татары участвовали во всех процессах, происходивших в Бурятии. Неоценимый личный вклад внесли семьи татар, прибывшие сюда в период переселенческой политики советского государства, во время строительства заводов и фабрик, поднятия сельского хозяйства, строительства БАМа.
Каждый культурный человек должен знать, уважать язык, обычаи, культуру своих соседей.
Сегодня вы узнаете много нового о татарских традициях, быте, обычаях, играх, праздниках, национальной кухне. Начинаем это знакомство.
Выступления учащихся.
Традиции и обряды (сообщение ученика). Слайд 9
В татарской семье главой является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно. Мать занимает особое почетное место. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег. Татарских девушек воспитывают, как скромных и благопристойных будущих хозяек.
Обряды татар бывают календарного и семейного толка. Первые связаны с трудовой деятельностью (посев, уборка урожая и т.д.) и проводятся каждый год в примерно одно и то же время. Семейные обряды проводятся по мере надобности, в соответствии с происшедшими в семье изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других ритуалов.
Жилище татар (сообщение ученика, демонстрация макета татарского жилища, предметов быта). Слайд 10, 11
Традиционным жилищем татар была срубная изба из бревен, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. Стены обычно выкрашены в яркие зеленый, синий, желтый цвета, а ажурные украшения из дерева в белые, голубые, светло-желтые. Внутри изба делилась на две части - парадную и женскую с помощью шторки. Главное место в доме занимала печь. "Дом без печи, что голова без мозгов", — говорит татарская пословица. И вправду: печь в доме обогревала, освещала комнату, пекла хлебы и пироги, а на её тёплой спине так уютно было зимой и детям, и бабушкам. Татарская печь похожа на русскую, но имеет свои особенности: она делалась сравнительно невысокой с низким шестком и была предназначена в основном для хлебопечения. С боку печи устраивался выступ, куда вмазывался чугунный котел вместимостью от одного до двух ведер. Топка котла со стороны шестка. В котле варили пищу: суп-лапшу, пельмени, каши. Печь с котлом в татарских избах сохранилась и до наших дней. Однако в нем пищу уже не готовят. Он служит в основном для подогрева воды. Всю переднюю часть дома, занимали невысокие нары - сэке.
Сэке являлось местом, где происходила главная деятельность хозяев. На них не только спали, но и работали, ели, принимали гостей. Нары покрывались войлоком, ткаными из тряпок или шерстяных ниток паласами. Обязательной принадлежностью каждой избы были также один или несколько сундуков зеленого и красного цвета. Они ставились около печи или в простенки между окнами в боковой стене дома. Сундуки обычно покрывались ковриком.
В повседневной жизни татар особое значение придавалось чаепитиям. Очень широко были распространены самовары. Почти в каждой избе имелся стол, который ставили к боковой стене. Однако за столом не ели; на него ставили самовар и посуду. Войдя в дом, снимали обувь, потому что полы застелены самодельными дорожками, коврами, войлоками.
Татары любили и любят украшать свои дома. Поэтому даже простые избы часто выглядят нарядными и веселыми. На любых украшениях у татар – не только домов, но и посуды и в вышивках – по традиции нет людей или животных, а имеются только орнаменты и цветочно-растительные узоры.
Национальная одежда (сообщение ученика, демонстрация татарского костюма, кукол в национальной одежде). Слайд 12,13
Традиционный национальный костюм, мужской и женский состоит из рубахи (кулмэк) и штанов (ыштан). Примечательной принадлежностью одежды являлись передники, расшитые и богато украшенные, часто надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой стеганый бешмет или шуба. Мужские головные уборы татар подразделялись на домашние (нижние) и выходные (верхние). Домашним головным убором была тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка. Поверх тюбетейки надевали различные матерчатые и меховые шапки, Самым популярным девичьим головным убором был калфак. Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Традиционная обувь – кожаные ичиги с мягкой подошвой.
Национальные блюда (сообщение ученика, демонстрация блюд). Слайд 14,15
Кулинарное искусство татарского народа богато своими национальными и культурными традициями. Народ бережно хранит секреты национальных блюд, передавая их из поколения в поколение. Основу татарской кухни составляли продукты крестьянского хозяйства.
Первостепенное значение имеют жидкие горячие блюда — супы и бульоны (шурпа), самый известный суп-лапша (токмач). В татарской кухне часто готовят всевозможные каши - пшенную, гречневую, овсяную рисовую, гороховую. Изделия из кислого (дрожжевого) теста, прежде всего хлеб (икмэк).
Самыми любимыми для татар всегда были блюда из баранины. В татарской кухне много молочных блюд: катык, айран, эремчек, корт. Татарскую кухню отличает обилие мучных изделий. Одно из самых древних печеных блюд – кыстыбый или, как его еще называют, кузикмяк, представляющий собой лепешку из пресного теста, сложенную пополам и начиненную пшенной кашей. Не менее древним является бэлеш. Ну а эчпочмак, перемячи, чак-чак никого не оставят равнодушным. Чак-чак – восточная сладость, представляющая собой изделия из теста с медом, является обязательным свадебным угощением.
Из напитков наиболее старинным является айран. Во время званых обедов на десерт подают компот из сушеного урюка, шербет – сладкий напиток из мёда. Татары являются большими любителями чая. Пьют его крепким, горячим, разбавляя молоком. Чай у татар является одним из атрибутов гостеприимства.
Татарские национальные праздники (сообщения учеников). Слайд 16
У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились ещё в древности. Татары очень уважительны к истории своего народа. Обычаи и праздники татары чтут и соблюдают по нынешний день. Традиционно праздничная культура татар включала в себя как религиозные – Курбан-гаете, Ураза-гаете, так и народные праздники, отмечаемые в определённое время года. Особо почитаемыми считались мусульманские праздники. Самым значительным из них является Курбан-гаете, это праздник жертвоприношения в память о готовности пророке Ибрагима принести в жертву Аллаху своего сына. За несколько недель до праздника начинают откармливать жертвенное животное, считается обязательным приготовить еду из мяса. Ураза-гаете отмечается по завершению тридцатидневного поста в месяц рамазан. С утра, отведав сладостей, мусульмане отправляются в мечеть, а вечером устраивается праздничное семейное застолье.
Народные национальные праздники занимают заметное место в жизни татарского народа и проводятся в определенное время года, и, как правило, связаны с тем или иным этапом сельскохозяйственных работ.
Нардуган – отмечается после Дня зимнего солнцестояния, 21 или 22 декабря. Традиция этого праздника очень древняя, он имеет языческие корни. Считается, что этот день посвящается «рождению солнца. В этот праздник проводятся многочисленные гуляния с богатым угощением, а еще в этот день принято гадать и устраивать театрализованные постановки.
Как и большинство тюркских народов, татары празднуют Наурыз или Новруз. Этот день знаменует приход весны, а также начало нового годового цикла, которое у многих народов связывалось традиционно с распорядком сельскохозяйственных работ. Празднуется Наурыз в день весеннего равноденствия, то есть 21 марта.
Одним из главных татарских праздников является Сабантуй Слайд 17,18
Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан - плуг и туй – праздник). Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ в апреле, сейчас сабантуй празднуют в июне – по окончании сева. Сабантуй начинается с самого утра. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу. Развлечений на сабантуе великое множество. Главные - национальная борьба – курэш и конные скачки. Поучаствовать и продемонстрировать свою силу, ловкость, смелость можно не только в борьбе курэш и скачках.
Издавна на Сабантуях состязались в поднятии тяжестей – камней. Соревнующиеся должны поднять камень весом примерно в 25-30 килограммов одной рукой. Аркан тартыш: перетягивание каната; Ук атыш (стрельба из лука); кулачный бой. Много различных шуточных состязаний.
- Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла».
- Бег в мешках.
- Парное состязание: одну ногу привязывают к ноге партнера и так бегут к финишу.
- Игра «Разбей горшок»: участнику завязывают глаза, дают в руки длинную палку, которой он должен разбить горшок.
- Бег с ложкой во рту. На ложке - сырое яйцо. Кто первым прибежит, не разбив ценный груз, тот и победитель.
-Борьба на руках.
На поляне, где устраиваются гулянья, можно отведать шашлыка, плова домашней лапши и национальных татарских угощений: чак-чак, эчпочмак, балиш, перемяч.
В Бурятии Сабантуй проводится ежегодно. Называется он Байкальский Сабантуй. Каждый год праздник проводится в разных районах. На Сабантуй приезжают не только гости со всей Бурятии, но и из других регионов.
Сабантуй – издревле интернационален, в праздновании принимают участие все народности. Татары обязательно приглашали на Сабантуй друзей – друзей по труду, по общей работе. Сабантуй внесён в Золотой Фонд Культурного Наследия Человечества.
И сегодня татарские народные праздники продолжают хранить национальную самобытность и духовность татарского народа. Они укрепляют родственные и дружеские отношения, сплачивают людей: люди чувствуют себя в дни этого праздника одной семьёй.
Фольклор (сообщение учителя и учащихся). Слайд 19
Учитель.
Каждый народ мира уникален, и неповторима его душа, сокрытая в духовном творчестве – фольклоре. Татарский фольклор имеет свою самобытность.
Настоящий кладезь мудрости – татарские пословицы и поговорки. Практически все они являются руководством к действию и дают четкие ответы на вопросы, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Дети называют татарские пословицы и поговорки.
Не стучи в чужие ворота и в твои стучаться не будут.
Кто работает, тот и сыт,
Лучше делать одно ремесло хорошо, чем десять плохо.
Человек без родины – соловей без песни.
Одним ударом дерева не срубишь.
Один раз не сумеешь – второй раз научишься.
Безделье – ключ к бедности.
И тысяча теток не заменит родной матери.
Без глаза проживешь, а без родины нет.
Сказки – это самый популярный, интересный и «живучий» жанр фольклора. Их рассказывали тысячи лет назад – рассказывают и сейчас.
Татары тоже обожают сказки, особенно волшебные. Чаще всего главным героем в них выступает могучий богатырь, способный на самые невероятные подвиги, а в названиях фигурирует слово «батыр». Так, например, до наших дней дошли сказки «Тан-батыр», «Камыр-батыр», «Эпи-батыр» и другие. Есть в сокровищнице этого народа и сказки о животных, и бытовые.
Дети представляют отрывок из инсценировки народной татарской сказки «Гульчечек»
Не менее интересное явление – татарские загадки. Первые из них появились еще в старину. Еще в те времена, когда татары выживали за счет охоты и были суеверны. Считалось, что нельзя вслух произносить названия животных, стихий, способов охоты и т.д. Люди свято придерживались табу, а для того чтобы хоть как-то понимать друг друга, придумывали загадки.
Дети загадывают друг другу татарские загадки:
У дедушки моего одно платье есть — сложить нельзя;
середина его полна червонцами — сосчитать нельзя. (Небо и звезды)
На наш двор одно дерево свалилось — ни ветвей у него, ни веток;
одна птица пришла, его съела — ни языка у нее, ни клюва (Снег и солнце)
Полна печь ватрушек, В середине один калач. (Небо, звёзды, месяц).
Старик-шутник, На улице стоять не велит, За нос домой тянет (Мороз).
Крылатая, но не летает (Мельница).
Быстро ест, мелко жует, сама не глотает, другим не дает (Пила).
Татарские народные игры
Игра имеет большое значение в жизни в духовной жизни народа. Для взрослых это средство отдыха и веселья, для детей подготовка к взрослой жизни. Детские игры упоминаются в древних литературных источниках.
Дети играют в одну из популярных среди татарской детворы игру «Тимербай» (физминутка)
Содержание игры:
Выбирают водящего - Тимербая. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались.
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно.
Татарские песни. Слайд 20
Учитель.
Музыка, песни это часть духовной культуры народа. Они связаны с традициями, бытом, взаимоотношениями с другими народами. Татарские песни очень лиричны. Эти песни радуют слух своей особой мелодичностью и напевностью, кто хотя бы один раз прослушал песни на татарском языке не останется равнодушным к татарским мелодиям.
Дети поют песню на татарском языке – Яз житэ (Весна пришла).
Известные люди - представители татарского народа. Слайд 21
Учитель.
Каждый народ гордится своими известными представителями. Все мы знаем, помним, уважаем самых знаменитых представителей своего рода. Татары – не исключение. Вообще татары – очень известный народ, который славится своим дружелюбием и гостеприимством. Но есть среди них и личности, особенно интересные – творческие и невероятно талантливые. К ним относятся как деятели искусства, так и общественные, политические деятели, спортсмены, ученые, писатели и поэты.
Давайте назовем некоторых из них.
Муса Джалиль — знаменитый поэт, Герой Советского Союза.
Белла Ахмадулина — поэтесса.
Закир Рамеев — классик татарской литературы.
Азат Аббасов — оперный певец.
Гата Камский — гроссмейстер, чемпион США по шахматам в 1991 году, входит в число 20 сильнейших шахматистов мира.
Зинэтула Билялетдинов — олимпийский чемпион, многократный чемпион мира и Европы в составе хоккейной сборной, тренер сборной России по хоккею.
Алина Кабаева — прославленная российская спортсменка: Олимпийская чемпионка по художественной гимнастике,
Альбина Ахатова — пятикратная чемпионка мира по биатлону.
Рудольф Нуреев — танцор балета.
Чулпан Хаматова — актриса.
Итог урока: Слайд 22,23,24
Ребята, в завершении нашего классного часа посмотрим на выставку наших работ и проведем викторину, которая поможет нам закрепить полученные знания по культуре и быту татарского народа.
Вопросы викторины:
1. Назовите имя главного героя сказки «Шурале». (Балтыр)
2. Восточная сладость, представляющая собой изделие из теста с медом. (Чак-чак)
3. Кто такой Муса Джалиль. (Татарский поэт)
4. Кто изображен на гербе Татарстана. (Крылатый барс)
5. Цвета флага республики Татарстан. (Красный, белый, зеленый)
6. Мужской головной убор у татар. (Тюбетейка)
7. Главный татарский народный праздник. (Сабантуй)
8. Главные состязания на празднике Сабантуй. (Национальная борьба, конные скачки, стрельба из лука)
9. Шуточные состязания на Сабантуе (перетягивание каната, бег в мешках, борьба на руках)
10. Главный герой народных сказок. (Могучий богатырь, «батыр»)
Список используемой литературы и интернет-источников. Слайд 25
- Исхаков Д.М. Этнография татарского народа / Д.М. Исхаков. – Казань: "Магариф", 2004. – 287 с.
- Чернявская Ю.В. Народная культура и национальные традиции / Ю.В. Чернявская. – Минск, 1998. – 168 с.
- Татарский народ: культура, традиции и обычаи // Сезоны года. Общеобразовательный журнал . – Режим доступа: https://сезоны-года.рф
- http://shkolnie.ru/kultura/91790/index.html
- Расселение татар в России. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki
- Сотникова С. Татары тысячелетия. – Режим доступа: http: //www.narodru.ru/smi3930.html
- Баталова С. Татары Бурятии. – Режим доступа: https://nailtimler.com/tatars_in_russia/tatars_in_buryatiya.html
- Татары. – Режим доступа: http://slavyanskievedy.ru/public/tataryi
- Татарский дом // Татарский мир. – 200. – №7. – Режим доступа: http: //www.tatworld.ru/article.shtml?article=384
- https: //wiki.iteach.ru/images/e/ef/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа в 4 классе «Государственные символы России»
Классный час для учащихся 4 класса по теме:«Государственные символы России»Цели: воспитание чувства гражданства, знакомство с символикой страны; развитие речи, памяти и логического мышления учащихся.Г...
Методическая разработка классного часа в 4 классе «Государственные символы России»
Классный час для учащихся 4 класса по теме:«Государственные символы России»Цели: воспитание чувства гражданства, знакомство с символикой страны; развитие речи, памяти и логического мышления учащихся.Г...
Методическая разработка урока "Традиционное жилище народов Кубани" 3 класс
Представлена методическая разработка урока по кубановедению "Традиционное жилище народов Кубани" для учащихся 3 класса...
Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
Методическая разработка классного часа «ЗАГАДКИ НАРОДОВ КОМИ»
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЛЙ ШКОЛЫ ПО ПРЕДМЕТАМ КОМИ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ, КРАЕВЕДЕНИЕ, ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАП...
Методическая разработка классного часа "Я-гражданин России".
Данный классный час разработан с целью систематизировать и расширить знания обучающихся 4 класса о Конституции как главном законе РФ; определить отношение каждого ребёнка к позиции "быть граждан...
Методическая разработка классного часа во 2 классе «Традиции – семейные и классные»
Цель: углублять представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. Задачи:- раскрывать значение понятия «семейные традиции»...