Мое отношение к введению курса ОРКиСЭ
статья по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
С 2014-2015 учебного года преподаю курс ОРКиСЭ, модуль «Светская этика», опираясь на программу для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюк, - М., «Просвещение», 2010 г., и учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», А.Я. Данилюк, - М., «Просвещение», 2012 г.
Введение курса ОРКиСЭ сопровождается массой вопросов и недоверия со стороны родителей и учеников. Это связано с недостаточной информированностью по содержательным и организационным вопросам данного курса.
В нашей школе выбор в пользу того или иного модуля родители делают, посетив открытые уроки, посмотрев презентации и ознакомившись с целями и задачами, принципами преподавания, темами уроков, содержанием учебника.
В современном российском обществе давно появилась необходимость пристального внимания к проблемам нравственного и духовного воспитания и развития. Курс «Светской этики» способствует решению этих вопросов.
На уроках этого модуля учащиеся знакомятся с основами светской этики, главными моральными понятиями в жизни – «добро» и «зло», которыми руководствуются люди, совершая те или иные поступки. Ребята узнают, что значит быть моральным, что такое настоящая дружба, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, познакомятся с нравственными идеалами разных эпох и нравственными образцами в культуре Отечества. Золотое правило нравственности научит тому, что прежде чем совершить какой-то поступок, надо оценить его последствия в мыслях и чувствах, попытаться встать на место того, на кого направлено действие.
Также курс «Светская этика» направлен на прививание любви к Отечеству, осознание национальных ценностей и идеалов, воспитание гражданственности и толерантности, помогает выработать новые идейные ориентиры, базовые ценности, которые были утеряны после распада СССР.
Те ценности, которые веками были приоритетными для любого человека – Семья, Труд, Родина, возвращаются во многом благодаря курсу ОРКиСЭ, в котором используются деятельностный и компетентностный подходы, направленные на самостоятельную работу, развитие инициативности, понимания учащихся.
Выполнение многих домашних заданий подразумевает обсуждение проблем и вопросов в семейном кругу, помощь родителей. Так, например, по теме «Род и семья – исток нравственных отношений» учащиеся только вместе с родителями могут составить свою родословную, изобразить семейное древо. Такая совместная работа очень сближает детей и родителей. Учащиеся получают больше внимания, которого им так не хватает. Курс может стать одним из помощников в сохранении единства семьи.
Преимущество модуля «Светская этика» еще и в том, что все темы подкрепляются примерами из жизни, литературы, художественных и мультипликационных фильмов. Ребята используют метапредметные знания, полученные на уроках литературного чтения, окружающего мира, работают с энциклопедиями и толковыми словарями, пословицами и поговорками, знакомятся с высказываниями известных ученых, философов. Также дети применяют и свои творческие навыки – рисуют, создают аппликации («Дерево добра»). Полученные знания на уроках ОРКиСЭ помогут в дальнейшем при изучении истории, обществознания и других предметов гуманитарного цикла.
Курс «Светская этика» способствует реализации учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС. Учитывая концептуальную и методологическую установку курса, его организационные и содержательные компоненты, и сопоставляя эти данные с государственной политикой РФ, образовательными стандартами второго поколения и требованиями современной российской действительности, становится очевидной необходимость и актуальность ведения данного курса.
Однако, наряду со всеми плюсами этого курса, существует и ряд минусов. Некоторые темы учебника написаны научным языком, трудны для восприятия и запоминания детьми начальной школы. Недостаточно исторической информации, которая помогала бы учащимся осознанно применять полученные знания в жизни. Нет рабочих тетрадей, отсутствует методическая литература по курсу, вследствие чего преподаватель затрачивает большое количество времени на подготовку к каждому уроку.
Подводя итоги, хочу сказать, что мое отношение к курсу «Светская этика» положительное. Курс актуален и полезен для учащихся детей 10-11 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
анализ работы школы по апробации курса ОРКиСЭ
Цель анализа. Выявление состояния деятельности МБОУ Тогучинского района Тогучинская начальная общеобразовательная школа по апробации учебного ...
разработка урока из курса ОРКиСЭ "Паломничество в Мекку"
разработка урока и презентация...
Работа над понятиями в курсе ОРКиСЭ
Методические условия, обепечивающие усвоение понятий....
Доклад на районном совещании завучей по теме:"Приемы активизации познавательной деятельности младших школьников при проведении курса ОРКиСЭ как средство подготовки итогового проекта"
В данной публикации представлен материал из опыта работы по курсу ОРКиСЭ в 4 классе...
Тесты по курсу ОРКиСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")
В 4 классе введён курс "Основы религиозных культур и светской этики". Предлагаю тесты по модулю "Основы мировых религиозных культур"....
Методическая разработка урока "Дружба" курса "ОРКиСЭ". Модуль «Основы светской этики»
Материал содеожит разрабртку урока по курсу ОРК и СЭ....
«Моё отношение к введению в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Статья рассказывает о необходимости преподавания курса в начальной школе, который помогает формированию нравственности детей....
Комментарии
В следующем году у меня
В следующем году у меня будет 4 класс, и мне надо будет вести этот курс. Тамилла Дмитриевна, а вы сами разрабатывали рабочую программу?
рабочая программа
Рабочую программу я брала у методиста по ОРКиСЭ Фрунзенского района .