пояснительная записка к программе по ОРКСЭ Светская этика
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Данная пояснительная записка содержит информацию о нормативных документах  учебного модуля «Основы светской этики». Составлена на основе вариативной программы инновационного комплексного курса для 4−5 классов общеобразовательных учреждений«Основы религиозных культур и светской этики» (А.Я.Данилюк, М.: Просвещение, 2010).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_po_orkse.docx37.23 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_po_orkse.docx37.23 КБ

Предварительный просмотр:

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание инновационного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в  СОШ № 131 осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  • «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.  Я.  Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков);
  • «Об утверждении плана мероприятий по введению в 2012-13 учебном году во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курс для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики"» (распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р);

-  «Об организации изучения основ религиозных культур и светской этики в   общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 19 января 2012 г.);

-   О преподавании учебного предмета «Основы духовно-нравственной  культуры народов России» в 2012-2013 учебном году  (Приложение к письму Министерства образования  и науки Челябинской области от 16.07.2012г № 24/5135);

  • «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24 февраля 2012 г. 24-370);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067  зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 30 января 2013г., регистрационный № 26775 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013- 2014 учебный год;
  • Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013г. № 03-02/5639 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году»
  • Учебный план  СОШ № 131  на 2013-2014 учебный год.

Данная рабочая программа учебного модуля «Основы светской этики» составлена на основе вариативной программы инновационного комплексного курса для 4−5 классов общеобразовательных учреждений«Основы религиозных культур и светской этики» (А.Я.Данилюк, М.: Просвещение, 2010).

Общая характеристика учебного курса

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» − формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10−11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса − «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» −являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, − общность в многообразии, многоединство, поликультурность, − отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель − воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • формирование у обучающихся ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • знакомство обучающихся с основами светской этики и обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе,
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах светской этики;
  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Место комплексного учебного курса в учебном плане

 Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч. в неделю   в 4 классе в объеме 34 часов на протяжении всего учебного года.

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

В школе № 131 родители выбрали курс «Основы светской этики»

Учебно-методический комплекс

При изучении курса «Основы светской этики» в 4 классе используется учебно-методический комплект издательства «Просвещение», включающий учебник с электронным приложением, книги для учителей и родителей. Используется  дополнительная краеведческая литература, а также цифровые образовательные ресурсы – в том числе мультимедийные презентации, подготовленные учителем.

В преподавании курса реализуется важнейшее требование модернизации школьного образования – переход от знаниевой к развивающей модели обучения, деятельностным формам организации учебного процесса в начальной школе. Предусмотрено проведение учебных занятий разных типов – вводные, комбинированные и повторительно-обобщающие уроки. Планируются следующие формы (виды) учебных занятий: уроки-практикумы, уроки-экскурсии, уроки-конференции.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

В обучении используются следующие группы методов: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация, использование цифровых образовательных ресурсов); практические (работа с учебными текстами, таблицами, контурными картами, словарями и справочниками).

В системе педагогического мониторинга по курсу используются следующие виды и формы текущий контроля(поурочный устный опрос, портфолио ученика). В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

Планируемые результаты обучения по курсу как ступени личностного и коллективного роста учащихся в духовно-нравственном воспитании и развитии личности образовании представлены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся».

Требования к результатам обучения

Обучение детей по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение следующих  результатов  освоения содержания.

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Основное содержание курса (34 часа)

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Южный Урал – наш родной край.

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименованиетемы, учебногозанятия

Учебныйматериал

Учебные действия

Тема 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (2 ч.)

Россия — нашаРодина.

§ 1

НРК. Южный Урал – наш родной край

доп. лит-ра # 1

Тема 2. Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.)

Что такое светская этика.

§ 2

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции. Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранным темам (теме)

Культура и мораль.

§ 3

Особенности морали.

§ 4

Добро и зло.

§ 5

Добро и зло.

§ 6

Добродетель и порок.

§ 7

Добродетель и порок.

§ 8

Свобода и моральный выбор  человека.

§ 9

Свобода и ответственность.

§ 10

Моральныйдолг.

§ 11

Справедливость.

§  12

Альтруизм и эгоизм.

§ 13

Дружба.

§ 14

Что значит быть моральным.

§ 15

Подведениеитогов.

Тема 3. Традиционные религии и этика в России (13 ч.)

Род и семья - исток нравственных отношений.

§ 18

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции. Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранным темам (теме)

Нравственный поступок.

§ 19

Золотое правило нравственности.

§ 20

Стыд, вина и извинения.

§ 21

Честь и достоинство

§ 22

Совесть.

§ 23

Нравственные идеалы

§ 24

Нравственные идеалы

§ 25

Образцы нравственности в культуре Отечества.

§ 26

НРК. Образцы нравственности в культуре родного края.

Этикет.

§ 27

Семейныепраздники.

§ 28

НРК. Семейные праздники народов Южного Урала

доп. лит-ра

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

§ 29

Тема 4. Духовные традиции многонационального народа России

Любовь и уважение к Отечеству.

§ 30

Любовь и уважение к родному краю

доп. лит-ра

Итоговая презентация творческих проектов учащихся



Используемыйучебно-методическийкомплект

Учебная

программа

Учебники,

учебныепособия

Методические

материалы

Дидактические

материалы

Материалы

дляконтроля

Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011.

Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011.

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем




Предварительный просмотр:

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание инновационного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в  СОШ № 131 осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  • «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.  Я.  Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков);
  • «Об утверждении плана мероприятий по введению в 2012-13 учебном году во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курс для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики"» (распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р);

-  «Об организации изучения основ религиозных культур и светской этики в   общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 19 января 2012 г.);

-   О преподавании учебного предмета «Основы духовно-нравственной  культуры народов России» в 2012-2013 учебном году  (Приложение к письму Министерства образования  и науки Челябинской области от 16.07.2012г № 24/5135);

  • «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24 февраля 2012 г. 24-370);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067  зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 30 января 2013г., регистрационный № 26775 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013- 2014 учебный год;
  • Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013г. № 03-02/5639 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году»
  • Учебный план  СОШ № 131  на 2013-2014 учебный год.

Данная рабочая программа учебного модуля «Основы светской этики» составлена на основе вариативной программы инновационного комплексного курса для 4−5 классов общеобразовательных учреждений«Основы религиозных культур и светской этики» (А.Я.Данилюк, М.: Просвещение, 2010).

Общая характеристика учебного курса

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» − формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10−11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса − «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» −являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, − общность в многообразии, многоединство, поликультурность, − отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель − воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • формирование у обучающихся ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • знакомство обучающихся с основами светской этики и обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе,
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах светской этики;
  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Место комплексного учебного курса в учебном плане

 Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч. в неделю   в 4 классе в объеме 34 часов на протяжении всего учебного года.

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

В школе № 131 родители выбрали курс «Основы светской этики»

Учебно-методический комплекс

При изучении курса «Основы светской этики» в 4 классе используется учебно-методический комплект издательства «Просвещение», включающий учебник с электронным приложением, книги для учителей и родителей. Используется  дополнительная краеведческая литература, а также цифровые образовательные ресурсы – в том числе мультимедийные презентации, подготовленные учителем.

В преподавании курса реализуется важнейшее требование модернизации школьного образования – переход от знаниевой к развивающей модели обучения, деятельностным формам организации учебного процесса в начальной школе. Предусмотрено проведение учебных занятий разных типов – вводные, комбинированные и повторительно-обобщающие уроки. Планируются следующие формы (виды) учебных занятий: уроки-практикумы, уроки-экскурсии, уроки-конференции.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

В обучении используются следующие группы методов: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация, использование цифровых образовательных ресурсов); практические (работа с учебными текстами, таблицами, контурными картами, словарями и справочниками).

В системе педагогического мониторинга по курсу используются следующие виды и формы текущий контроля(поурочный устный опрос, портфолио ученика). В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

Планируемые результаты обучения по курсу как ступени личностного и коллективного роста учащихся в духовно-нравственном воспитании и развитии личности образовании представлены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся».

Требования к результатам обучения

Обучение детей по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение следующих  результатов  освоения содержания.

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Основное содержание курса (34 часа)

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Южный Урал – наш родной край.

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименованиетемы, учебногозанятия

Учебныйматериал

Учебные действия

Тема 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (2 ч.)

Россия — нашаРодина.

§ 1

НРК. Южный Урал – наш родной край

доп. лит-ра # 1

Тема 2. Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.)

Что такое светская этика.

§ 2

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции. Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранным темам (теме)

Культура и мораль.

§ 3

Особенности морали.

§ 4

Добро и зло.

§ 5

Добро и зло.

§ 6

Добродетель и порок.

§ 7

Добродетель и порок.

§ 8

Свобода и моральный выбор  человека.

§ 9

Свобода и ответственность.

§ 10

Моральныйдолг.

§ 11

Справедливость.

§  12

Альтруизм и эгоизм.

§ 13

Дружба.

§ 14

Что значит быть моральным.

§ 15

Подведениеитогов.

Тема 3. Традиционные религии и этика в России (13 ч.)

Род и семья - исток нравственных отношений.

§ 18

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции. Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранным темам (теме)

Нравственный поступок.

§ 19

Золотое правило нравственности.

§ 20

Стыд, вина и извинения.

§ 21

Честь и достоинство

§ 22

Совесть.

§ 23

Нравственные идеалы

§ 24

Нравственные идеалы

§ 25

Образцы нравственности в культуре Отечества.

§ 26

НРК. Образцы нравственности в культуре родного края.

Этикет.

§ 27

Семейныепраздники.

§ 28

НРК. Семейные праздники народов Южного Урала

доп. лит-ра

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

§ 29

Тема 4. Духовные традиции многонационального народа России

Любовь и уважение к Отечеству.

§ 30

Любовь и уважение к родному краю

доп. лит-ра

Итоговая презентация творческих проектов учащихся



Используемыйучебно-методическийкомплект

Учебная

программа

Учебники,

учебныепособия

Методические

материалы

Дидактические

материалы

Материалы

дляконтроля

Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011.

Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011.

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ "СВЕТСКАЯ ЭТИКА"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "ДОБРО И ЗЛО"...

Пояснительная к основам мировых религий и светской этике.

Подготовлены материалы для изучения данного курса по учебнику Н. И. Ворожейкиной и Д. В. Заяц....

Программа по ОРКСЭ (Светская этика)

Пояснительная записка          Рабочая программа курса по основам светской этики  для 4 класса разработана на основе:- Федеральный  закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об о...

рабочая программа по ОРКСЭ (Светская Этика) для 4 класса

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" для 4 класса....

Программа и КТП по ОРКСЭ (Светская этика)

Прогамма по ОРКСЭ (модуль Светская этика) и КТП 4 класс. КТП на триместры, оформлено по ФГОС (с УУД и т.д.)...

Рабочая программа по ОРКСЭ (светская этика)

Рабочая программа по ОРКСЭ (светская этика)...

Рабочая программа по ОРКСЭ (светская этика), 4класс

      Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего обр...