Программа по ОРКСЭ (Светская этика)
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Малюгина Кристина Александровна

Пояснительная записка

          Рабочая программа курса по основам светской этики  для 4 класса разработана на основе:

- Федеральный  закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

            - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющихся государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;

- письмо департамента образования, науки и молодежной политики  Воронежской области от 24.08.2012 №01-03/06321 «О направлении методические рекомендаций по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

- Рабочая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом начального общего  образования,  программы по ОРКСЭ для 4 классов общеобразовательных учреждений начального образования  « Основы светской этики»  М. Т. Студеникин, 2012 г.

 

Преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на формирование у учащихся:

-     готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

-     понимания значения норм светской и религиозной морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

-     понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

-     первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

-     первоначальных представлений об исторической роли традиционных  религий в становлении российской государственности;

-     внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

-     осознания ценности человеческой жизни.

 

 

 

 

 

    Цели курса:

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

      Задачи:

- знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;

- развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

- обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;

- формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической  многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

     

   Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_svetskaya_etika.docx48.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Семилукская средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов

Семилукского муниципального района Воронежской области

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных  классов протокол № 1

от «   »                    2015г.

Принята педагогическим советом

протокол №1

от «  25» августа 2015г.

«Утверждаю»_______________

Директор школы С.И.Тычинин

приказ № 213

от« 1 »     сентября      2015г.    

                                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Основы  религиозных культур и светской этики»,

модуль «Основы светской этики»

для  4 класса

на 2015-2016учебный год

                                                                                                          Составитель:

                                                                                                     учитель начальных классов                                                                                                                  

г. Семилуки

2015 год


Пояснительная записка

          Рабочая программа курса по основам светской этики  для 4 класса разработана на основе:

- Федеральный  закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

        - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющихся государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;

- письмо департамента образования, науки и молодежной политики  Воронежской области от 24.08.2012 №01-03/06321 «О направлении методические рекомендаций по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

- Рабочая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом начального общего  образования,  программы по ОРКСЭ для 4 классов общеобразовательных учреждений начального образования  « Основы светской этики»  М. Т. Студеникин, 2012 г.

Преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на формирование у учащихся:

  • готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • понимания значения норм светской и религиозной морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • первоначальных представлений об исторической роли традиционных  религий в становлении российской государственности;
  • внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • осознания ценности человеческой жизни.

    Цели курса:

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

      Задачи:

- знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;

- развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

- обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;

- формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической  многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

     

   Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

Общая характеристика учебного предмета, курса.

Рабочая программа   рассчитана на  17 часов в 4  классе. Специфика предмета заключается в комплексном освещении исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных, обрядовых аспектов светской этики.

       Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно – воспитательного процесса обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал – это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.

Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.

Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.

При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал доступный для понимания. Полезнее если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников – это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов – выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам и старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы: «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери», ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относится к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника – это его ответственная и добросовестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относится с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относится уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

Место предмета в базисном учебном плане

Учебный предмет «Основы светской этики» реализуется в рамках предметной области «Основы  религиозных культур и светской этики».

В федеральном базисном учебном плане в 4 классе на изучение этого курса отводится 0,5 часа в неделю, всего 17 часов, в том числе внеурочная форма работы 4 часа.

Четверть

Количество недель

Количество часов

I

9

4,5

II

7

3,5

III

10

5

IV

8

4

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  • Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

  • Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.
  • Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
  • Использование приобретенных знаний и умений для творческого организационных задач.
  • Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

- приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;

- получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

- получить опыт самостоятельного общественного действия..

Содержание учебного предмета

     На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

    Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.

    На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом « Окружающий мир»

    В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

 

Особенности курса

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно – воспитательного процесса обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал – это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.

Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.

Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.

При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал доступный для понимания. Полезнее если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников – это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов – выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам и старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы: «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери», ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относится к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника – это его ответственная и добросовестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относится с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относится уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

Задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость. Консолидацию, целостность нашего общества и государства.

В целях повышения эффективности работы учителя и сокращении затрат времени на подготовку к урокам предлагаемое содержание курса светской этики (программа) дается в сочетании с тематическим планированием его преподавания. В планировании указаны темы уроков, их количество и требования, предъявляемые к уровню подготовки учащихся. Более подробные рекомендации практического характера, а также внеклассные мероприятия разработаны в поурочном методическом пособии к учебнику «Основы светской этики»


   Приложение

Календарно- тематическое планирование ОРКСЭ (модуль «Светская этика»)

№ п/п

дата

Тема урока

Вид деятельности

                                        Планируемые результаты

Формы диагностики и контроля

предметные

метапредметные

личностные

1.

Введение в предмет «Светская этика»

Знакомство с учебником, с понятиями : этика, этикет

Научатся проявлять дружелюбие, культуру своего поведения.

Р. :Определение алгоритма составления простого плана.

П.: анализировать по плану иллюстрации учебника, выразительно читать, осуществлять словарную и графическую работу.

К. :знать правила коллективной работы, знание практической пользы этики и этикета.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности, становление гуманистических  и демократических ценностных ориентаций.

Фронтальный опрос.

2

Этика и этикет

Работа с учебником, словарем. Определение понятия этикет, мораль, нравственность. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика.

Сформируют представление о понятиях : этика, мораль, нравственность; научатся следовать правилам хорошего тона ,объяснять критические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни.

Р.: усвоение правил работы с учебником.

П. : чтение текстов ,ответы на вопросы, выполнение заданий, работа с карточками по определению значений слов, работа со схемами ,словарем.

К.: культурное и вежливое общение в коллективе, в разрешении элементов практических ситуаций этикета в повседневной жизни, пробуждение стремления совершать добрые дела.

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Фронтальный опрос

3

Вежливость

Работа с учебником, словарем. Определение понятия вежливость ,уважение. Выдвижение гипотез происхождения слов: здравствуйте, спасибо ,пожалуйста, их значения.

Сформируют представление о понятиях: вежливость ,уважение ,тактичность ,скромность. Научатся осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях ,соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома.

Р.: определение правил отработки терминов и понятий;

П.: работа с таблицами, отработка терминов и понятий, чтение текста и составление схемы;

К.: неформальное общение ,соблюдение правил этики и этикета, осознанное использование слов вежливости в разных ситуациях, соблюдение правил вежливости на улице, в школе и дома.

Иметь представление о понятиях: вежливость ,уважение, тактичность, скромность; уметьосознанно использовать слова вежливости в повседневной жизни, соблюдать правила вежливости, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

Фронтальный опрос

4

Добро и зло. Викторина «Всегда ли мы вежливы?»

Работа с учебником и словарем, определение понятий добро и зло,работа с литературными текстами, анализ прочитанного.

Сформируют представление о понятиях: добро и зло, поймут как влияет слово на взаимоотношения людей, научатся тому, как не совершать необдуманные поступки, бескорыстно помогать нуждающимся людям.

Р.: построение алгоритма сложного плана при изучении нового материала;

П.: работа с карточками по определению терминов и понятий, соотношение текста с рисунком, выделение морали прочитанной сказки ,сопоставление с действительностью;

К.: работа в парах, применение коммуникативных навыков ,правил разговорной речи

Оценивать жизненные

ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Фронтальный опрос

5

Добро и зло. (в русских народных сказках)

Тест №1

6

Дружба и порядочность

Работа с учебником, литературными текстами, определение понятий дружба, порядочность

Сформируют представление о понятиях: дружба, порядочность.

Р.: составление алгоритма работы в парах.

П.: анализ правил дружбы, объяснение пословиц, работа с литературным текстом;

К.: работа в парах, соблюдение правил дружбы, умение слушать собеседника ,проявлять уважение к чужому мнению.

Оценивать жизненные

ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Фронтальный опрос

7

Честность и искренность

Работа с учебником, литературными текстами, определение понятий: честность, искренность.

Сформируют представление о понятиях: честность, искренность, узнают что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Научатся определять позитивные качества личности.

Р.: определение нравственных принципов собственного развития;

П.: отработка терминов и понятий ,выполнение практических заданий, этическая беседа по иллюстрациям учебника, работа с пословицами и поговорками;

К.: умение работать в группах и парах, критически оценивать свои поступки, слушать собеседника ,проявлять уважение к чужому мнению.

Оценивать жизненные

ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Фронтальный опрос

8

Гордость и гордыня. Проект (долгосрочный)

«Традиции нашей семьи»

Проект осуществляется под руководством учителя.

Работа с учебником, литературными текстами, определение понятий: гордость и гордыня.

Сформируют представление о понятиях: гордость, гордыня; узнают, что значит чувство собственного достоинства, человека, самоуважение; научатся отличать порядочность и скромность от зазнайства и гордыни.

Р.: определение правила составления схемы.

П.: выполнение заданий, составление кроссворда, работа с иллюстрациями учебника;

К.: чтение и обсуждение стихов, умение работать в команде, критически оценивать свои поступки, слушать собеседника ,проявлять уважение к чужому мнению.

Оценивать жизненные

ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Воспитание положительных качеств личности ,гордость за хорошие дела и поступки героев России.

Фронтальный опрос

9

Обычаи  и обряды русского народа

Работа с учебником, литературными текстами, определение понятий: честность, искренность.

Сформируют представление о понятиях:обычай, обряд.; узнают историю своего народа через обрядовые песни, обычаи.

Р.: с помощью учителя определение принципов выявления межпредметных связей;

П.: работа с учебником ,чтение народного фольклора, прослушивание музыки;

К.: работа в парах, умение критически оценивать свои поступки, слушать собеседника ,проявлять уважение к чужому мнению.

Оценивать жизненные

ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Воспитание положительных качеств личности ,гордость за хорошие дела и поступки героев России.

Тест №2

10

Терпение и труд

Работа с учебником, литературными текстами, определение понятий: честность, искренность. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Сформируют представление о понятиях: терпение, трудолюбие. Научатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям, давать определение понятий.

Р.: определение принципов применения блок-пакетов на уроках этики.

П.: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности, становление гуманистических  и демократических ценностных ориентаций.

Фронтальный опрос

11

Семья

Работа с учебником, литературными текстами, определение понятия: семья. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Сформируют представление о понятиях:род, родословная семья, семейные ценности.

Научатся соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи.

Р.: правила анализа текстов по выявлению разумных потребностей;

П.: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

К.: работа в парах, умение критически оценивать свои поступки, слушать собеседника ,проявлять уважение к чужому мнению.

Оценивать жизненные

ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Воспитание положительных качеств личности .

Фронтальный опрос

12

Семья. (семья на Руси) Работа по проекту «Традиции нашей семьи»

Работа с учебником, литературными текстами, определение понятия: фамилия, происхождение фамилии на Руси.

Фронтальный опрос

13

Семейные традиции

Работа с учебником, литературными текстами, определение понятия: традиция.

Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.

Сформируют представление о понятии: традиция. Научатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям, давать определение понятий.

Фронтальный опрос

14

Сердце матери

Работа с учебником, литературными текстами. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Сформируют представление о роли матери в семье. Научатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям, давать определение понятий.

Р.: с помощью учителя определение принципов выявления межпредметных связей;

П.: работа с учебником ,чтение народного фольклора, прослушивание музыки;

К.: работа в парах, умение критически оценивать свои поступки, слушать собеседника ,проявлять уважение к чужому мнению.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности, становление гуманистических  и демократических ценностных ориентаций.

Тест № 3

15

Правила твоей жизни.

Работа с учебником, литературными текстами, Знакомство с правилами и традициями народов России. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Выработают правила жизни в школе ,дома, в обществе.

Р.: определение правил отработки терминов и понятий;

П.: работа с таблицами, отработка терминов и понятий, чтение текста и составление схемы;

К.: неформальное общение ,соблюдение правил этики и этикета, осознанное использование слов вежливости в разных ситуациях, соблюдение правил вежливости на улице, в школе и дома.

Оценивать жизненные

ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Воспитание положительных качеств личности .

Фронтальный

опрос

16

Праздники народов России

Защита проекта «Традиции нашей семьи»

Работа с учебником, литературными текстами. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Сформируют представление о праздниках России (народных, государственных).

Научатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям, давать определение понятий.

Р.: с помощью учителя определение принципов выявления межпредметных связей;

П.: работа с учебником ,чтение народного фольклора, прослушивание музыки;

К.: работа в парах, умение критически оценивать свои поступки, слушать собеседника ,проявлять уважение к чужому мнению.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности, становление гуманистических  и демократических ценностных ориентаций

Фронтальный опрос

17

Обобщающий урок

Закрепление основных знаний и умений

Закрепят знания полученные за год

Р.: определение правил отработки терминов и понятий;

П.: работа с таблицами, отработка терминов и понятий, чтение текста и составление схемы; К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности, становление гуманистических  и демократических ценностных ориентаций

Тест № 4


                                     Учебно – методическое обеспечение курса

  1. Студеникин М. Т. Основы светской этики. Учебник для  4 класса общеобразовательных учреждений. Учебное пособие. Москва.: «Русское слово», 2012.
  2. Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2012.
  3. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  4. Энциклопедия «Вокруг света».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ "СВЕТСКАЯ ЭТИКА"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "ДОБРО И ЗЛО"...

Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"

Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...

пояснительная записка к программе по ОРКСЭ Светская этика

Данная пояснительная записка содержит информацию о нормативных документах  учебного модуля «Основы светской этики». Составлена на основе вариативной программы инновационного комплексного курса дл...

рабочая программа по ОРКСЭ (Светская Этика) для 4 класса

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" для 4 класса....

Программа и КТП по ОРКСЭ (Светская этика)

Прогамма по ОРКСЭ (модуль Светская этика) и КТП 4 класс. КТП на триместры, оформлено по ФГОС (с УУД и т.д.)...

Рабочая программа по ОРКСЭ (светская этика)

Рабочая программа по ОРКСЭ (светская этика)...

Рабочая программа по ОРКСЭ (светская этика), 4класс

      Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего обр...