Пояснительная к основам мировых религий и светской этике.
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Подготовлены материалы для изучения данного курса по учебнику Н. И. Ворожейкиной и Д. В. Заяц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_orkse.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики для учащихся 4-го класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с «Программой воспитания уч-ся 1-11 классов », Рекомендовано МО РФ Москва. Просвещение. 2000 г.
Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания по культуре.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Специфика данного курса заключается в нормативно-правовой основе разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Учебный курс является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его четыре блока согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Этот курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция».
Место комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
в программе обучения
В федеральный базисный учебный план на изучение курса в 4-ом классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Обоснование особенностей изучения учебного предмета
Содержание учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами).
Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Соотношение содержания программы и обязательного минимума соответствует требованиям государственных стандартов.
Формы работы:
- Коллективная
- Фронтальная
- Групповая
- Парная
- Индивидуальная
- Дифференцированная
Методы работы:
- Словесные
- Наглядные
- Практические
- Поисковые
- Объяснительно-иллюстративные
- Исследовательские
- Проблемные
Используемые образовательные технологии для реализации данной программы:
- Технология личностно-ориентированного подхода
- Деятельностная технология
- Информационные технологии
- Технология критического мышления
- Игровые технологии
- Технология проблемно-диалогического обучения
- Технология групповой деятельности
- Технология воспитания в процессе обучения
- Технология оценивания учебных достижений
10.Использование технологии портфолио
Измерители учебных достижений
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов. Они могут быть индивидуальными, коллективными. Подходы в системе оценивания: «зачёт-незачёт», вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семей к результатам собственной деятельности.
Контроль за ЗУН:
- Поурочный (через опрос учащихся)
- Самостоятельные работы творческого характера
- Индивидуальные задания
- Тесты
Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.
Прогнозируемые результаты
Личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» являются следующие умения и качества:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
организовывать свои действия; работать с информацией;
любовь и уважение к Отечеству, к народам, его населяющим, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
интерес к ведению диалога с детьми различных религиозных конфессий; потребность в общении;
наличие собственных приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника, вопросы и задания к ним; авторские ремарки; высказывания учащихся; опора на свой жизненный опыт.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и соблюдать общепринятые нормы поведения в храмах;
- организовывать самостоятельную деятельность;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы о России – нашей Родине;
добавлять и приводить необходимые доказательства по теме.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения, технологии групповой работы (модель: групповая работа в классе; модель коллективного творческого решения проблем) и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения; технология семейного воспитания; технология освоения информационной культуры.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»» является сформированность следующих умений:
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
формулировать основную мысль текста;
писать минисочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному, понимать и определять свои эмоции;
иметь собственные приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
самостоятельно давать характеристику и оценку обсуждаемому материалу.
Программно – методическое обеспечение предмета
для ученика
Предмет | Программа | Учебник |
Основы религиозных культур и светской этики | УМК «Гармония» | Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс: «Ассоциация XXI век», 2012 Учебник соответствует ФГОС и рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации |
Программно – методическое обеспечение предмета
для учителя
Предмет | Программа | Учебник, методические рекомендации |
Основы религиозных культур и светской этики | УМК «Гармония» | Программы образовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики. Москва. «Просвещение» 2010 Методические рекомендации 1. 2 часть. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс: Смоленск. «Ассоциация XXI век», 2012 Учебник соответствует ФГОС и рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации |
Использованная литература:
- Информационно- публицистический бюллетень. И. Просвещение. Выпуск №10. 2010
- Методические материалы для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Министерство образования и науки. 2010
- www.kniga21vek.ru
- http://nsportal.ru/novye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole/
- http://cerm.ru/index.php
- www.school2100.ru/uroki/elementary/lit.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мировые религии. Основы религиозных культур и светской этики 4-5 класс.
Любая религия учит добру, и каждая ставит целью спасение души человека.Время возникновения религии, её место и основатели....
Проект урока по "Основам мировых религий и светской этики" (модуль "Основы православной культуры") 4 класс
Тема: «Христос и Его Крест» Тип урока: комбинированный Цель урока: формирование понимания значения Креста для христиан. ТДЦ: 1. Образовательная. Раскрыть смысл Креста как символа православной ...
Презентация к уроку в 4 классе по предмету "Основы мировых религий и светской этики".
Презентация к уроку по предмету "Основы мировых религий и светской этики" в 4 классе на тему : " Добро и зло. Понятие греха, раскаяния, воздаяния".Презентация состоит из 16 слайдов.На слайде №1 ...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы мировых религий» для 5 класса
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Основы мировых религий»для 5 класса...
Основы мировых религий и светской этики. Пособие для родителей.
Пособие для родителей по ОРКСЭ....
Рабочая программа курса "Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религий"
Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс 2016-17 учебный год...
Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»
Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...