Урок по ОРКСЭ 4 класс «Религии и мораль. Нравственные заповеди».
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Цель урока:
предметные - подвести к понятиям: заповедь, мораль, нравственность
деятельностные: - формирование способности учащихся к новому способу действия.
Задачи:
- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о заповедях; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
-предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_4_klasse_po_kursu_orkse.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования.
Центр повышения квалификации специалистов информационно методический центр Колпинского района Санкт-Петербурга
Урок по ОРКСЭ в 4 классе
«Религии и мораль. Нравственные заповеди».
Выполнила учитель начальных классов
I квалификационной категории
ГБОУСОШ №400 имени
Александра Невского
Макарова Юлия Аркадьевна
Санкт-Петербург 2015
Цель урока:
предметные - подвести к понятиям: заповедь, мораль, нравственность
деятельностные: - формирование способности учащихся к новому способу действия.
Задачи:
- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о заповедях; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
-предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- Орг. момент
- Мотивация учебной деятельности.
Постановка темы урока цели и задач урока, планирование работы
- Наш урок я хочу начать со стихотворения А.Дементьева «Выбор», благодаря которому мы сможем сформулировать тему урока.
Душа бывает как туман,
Бывает – как рассвет.
В тумане прячется обман
В рассвете – только свет.
А что таит твоя душа?
Туман или рассвет?
И с чем душа твоя пришла –
Ты знаешь или нет?
Пусть будет жизнь к тебе добра
Научит добрым быть
Когда же явится пора
Тебе долги платить,
Себя не сдерживай тогда –
Долги сполна плати
И за минувшие года,
И те, что впереди.
Тогда развеется туман
В грядущем и былом,
Ведь нам не даром выбор дан
Между добром и злом.
- О каком выборе говорит автор?
- В русском языке существуют три слова, которые часто употребляются как синонимы «мораль», «нравственность», «этика». Поработаем в группах. Каждая группа сформулирует определение «мораль», «нравственность», «этика». Найдите эти определения в толковом словаре (работа с толковым словарем).
- Все эти понятия взаимосвязаны. Сегодня на уроке речь пойдет о том, как эти понятия отражены в разных религиях.
- Работа по теме урока.
Материал для учителя.
(рассказ сопровождается презентацией)
В религиях мира существует представление о том, что норма морали имеют божественные происхождения. В Вавилонском царстве 18 век до н.э. была создана каменная стела с изображением бога Солнца и правды Шамаша, вручающего законы царю Хаммурапи. Жители древней Индии полагали, что правила поведения им даровал легендарный прародитель Ману, греки считали законодателем бога Зевса, а римляне – бога Юпитера. Египетские жрецы говорили, что мораль так же как река Нил, берет свое начало на небе. Жрецы создали учение о грехе и святости, о высшем благе и путях спасения. «Люди – стада богов», - проповедовали они. Богиней правосудия и нравственности считалась Исида, но за тем «Руководителем людей по пути добра» стали почитать бога Амона – Ра, олицетворявшего власть фараона. Главной нравственной обязанностью человека считалось почитание богов и фараона. Понятие истины олицетворяла дочь бога солнца Ра богиня Маад, изображавшаяся со страусовым пером ( символ справедливости) на голове. Фараоны считались возлюбленными Маат и носителями справедливости. Впоследствии «богом, любящим справедливость» стал Осирис. В гимнах боги назывались «владыками справедливости», «творцами истины».
Основы религиозных нравоучений составляют заповеди. Заповедь – это правило поведения, высказанная в повелительной форме. В религиях главной является заповедь о Служении Богу и о любви к нему. Так, в древнем библейском тексте говорится: « Люби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими».
В Библии рассказывается о том, как пророку Моисею на горе Синай были дарованы Богом скрижали с нравственными заповедями. 10 заповедей Моисея стали частью и христианского нравоучения.
Согласно Евангелиям, Иисус Христос в Нагорной проповеди дал людям Заповеди блаженства.
IV Работа в парах
«Корзина идей»
- Что такое заповедь? (в течении одной минуты записывают свои предположения, затем зачитывают)
- Заповеди даны Богом людям, чтобы человек был благополучен и спокоен.
- Прочитайте текст и сформулируйте золотое правило нравственности:
Древнегреческого ученого Аристотеля спросили: «Как вести себя с друзьями?». Аристотель ответил: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами».
Иудейские мудрецы говорили: «Возлюби ближнего твоего, как своего себя».
Иисус Христос завещал своим ученикам: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Пророк Мухамад рекомендовал мусульманам: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
Будда не раз повторял: «Как поучаешь другого, так поступай и сам».
- Отсюда можно сформулировать золотое правило (заповедь) «Любви к ближнему и человеку».
- Работа в группах.
- Оцени поступки этих героев с точки зрения золотого правила нравственности:
Золушка
Карабас – Барабас
Старуха из сказки о золотой рыбке.
- Подберите пословицы и поговорки, касающиеся заповедей.
Материал для любознательных
В древнеегипетской «Книге мертвых» сохранился текст предполагаемой исповеди на загробном суде. Он дает представление о нравственных нормах Древнего Египта: «Я не делал вероломно зла никакому человеку… Я не заставлял работать сверх сил… Своими делами я не сделал никого ни робким, ни больным, ни страдальцем, ни несчастным. Я не сделал ничего, что оскорбительно Богам. Я не позволял господину обижать его раба. Я не заставлял голодать. Я не причинил никому слез. Я никого не убивал… Я не лгал ни одному человеку. Я не грабил запасы в храмах. Я не уменьшал яств, посвященных богам. Я не похищал ни хлебов, ни повязок у мумий. Я не прелюбодействовал. Я не уменьшал съестных припасов. Я не нажимал на гири весов… Я не отнимал молока ото рта младенца… Я не брал из силков птиц богов… Я не обманывал богов при их отборных жертвах… Я чист, чист, чист!».
V Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока
-Ребята, что вы узнали нового?
-Что такое нравственность?
-Объясните, какого содержание золотого правила нравственности?
-Оцените урок и свою работу на уроке.
Домашнее задание:
Напишите эссе (5 предложений) на тему: «Достаточно ли знать золотое правило нравственности для того, чтобы делать добрые дела»?
Литература и источники:
- М.М. Шахнович Т.В. Чумакова «Основы мировых религиозных культур» 4 класс учебник для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение» 2013
- О.С. Клишина Е.Ф.Теплова «Основы светской этики» рабочая тетрадь 4 класс Москва ГАОУ ВПО МИОО – Этносфера 2014
- http://shkolnie.ru/kultura/8992/index.html
- http://ipk.kuz-edu.ru/index.php?catid=221:---13-1&id=2830:2013-11-04-15-06-39&option=com_content&view=article
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Религия и мораль.Нравственные заповеди в религиях мира"
Кейс - технология. Фрагмент урока....
презентация к уроку по ОРКСЭ 4 класс «Религии и мораль. Нравственные заповеди».
Цель урока:предметные - подвести к понятиям: заповедь, мораль, нравственностьдеятельностные: - формирование способности учащихся к новому способу действия.Задачи: - личностные: – развитие д...
Технологическая карта урока “Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.”,
Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью систематизации знаний по теме «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира .» и формирование нравственного совершенствовани...
презентация к уроку по теме Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Тема урока: Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира....
Конспект урока по ОРКСЭ «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»
Тема урока: «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»Цель: сформировать представление учащихся о нравственных заповедях ведущих религий мира.Задачи урока:- учебные:- ...
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)
Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)...
Конспект урока -ОРКСЭ 4 класс Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Дать представление о нравственных заповедях ведущих религий мира....