Урок по ОРКСЭ 4 класс «Религии и мораль. Нравственные заповеди».
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Макарова Юлия Аркадьевна

Цель урока:

предметные - подвести к понятиям: заповедь, мораль, нравственность
деятельностные: - формирование способности учащихся к новому способу действия.

Задачи: 

 - личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о заповедях; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

-предметные:знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_4_klasse_po_kursu_orkse.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования.

Центр повышения квалификации специалистов информационно методический центр Колпинского района Санкт-Петербурга

Урок по ОРКСЭ в 4 классе

«Религии и мораль. Нравственные заповеди».

Выполнила учитель начальных классов

I квалификационной категории

ГБОУСОШ №400 имени

Александра Невского

Макарова Юлия Аркадьевна

Санкт-Петербург 2015

Цель урока:

предметные - подвести к понятиям: заповедь, мораль, нравственность
деятельностные
: - формирование способности учащихся к новому способу действия.

Задачи:  

 - личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о заповедях; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

-предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  1. Орг. момент
  2.  Мотивация учебной деятельности.
    Постановка темы урока цели и задач урока, планирование работы                                          

- Наш урок я хочу начать со стихотворения А.Дементьева «Выбор», благодаря которому мы сможем сформулировать тему урока.

     

Душа бывает как туман,

Бывает – как рассвет.

В тумане прячется обман

В рассвете – только свет.

А что таит твоя душа?

Туман или рассвет?

И с чем душа твоя пришла –

Ты знаешь или нет?

Пусть будет жизнь к тебе добра

Научит добрым быть

Когда же явится пора

Тебе долги платить,

Себя не сдерживай тогда –

Долги сполна плати

И за минувшие года,

И те, что впереди.

Тогда развеется туман

В грядущем и былом,

Ведь нам не даром выбор дан

Между добром и злом.

- О каком выборе говорит автор?

- В русском языке существуют три слова, которые часто употребляются как синонимы  «мораль», «нравственность», «этика». Поработаем в группах. Каждая группа сформулирует определение «мораль», «нравственность», «этика». Найдите эти определения в толковом словаре (работа с толковым словарем).

- Все эти понятия взаимосвязаны. Сегодня на уроке речь пойдет о том, как эти понятия отражены в разных религиях.

  1.  Работа по теме урока.

Материал для учителя.

(рассказ сопровождается презентацией)

В религиях мира существует представление о том, что норма морали имеют божественные происхождения. В Вавилонском царстве 18 век до н.э. была создана каменная стела с изображением бога Солнца и правды Шамаша, вручающего законы царю Хаммурапи. Жители древней Индии полагали, что правила поведения им даровал легендарный прародитель Ману, греки считали законодателем бога Зевса, а римляне – бога Юпитера. Египетские жрецы говорили, что мораль так же как река Нил, берет свое начало на небе. Жрецы создали учение о грехе и святости, о высшем благе и путях спасения. «Люди – стада богов», - проповедовали они. Богиней правосудия и нравственности считалась Исида, но за тем «Руководителем людей по пути добра» стали почитать бога Амона – Ра, олицетворявшего власть фараона. Главной нравственной обязанностью человека считалось почитание богов и фараона. Понятие истины олицетворяла дочь бога солнца Ра богиня Маад, изображавшаяся со страусовым пером ( символ справедливости) на голове. Фараоны считались возлюбленными Маат и носителями справедливости. Впоследствии «богом, любящим справедливость» стал Осирис. В гимнах боги назывались «владыками справедливости», «творцами истины».

Основы религиозных нравоучений составляют заповеди. Заповедь – это правило поведения, высказанная в повелительной форме. В религиях главной является заповедь о Служении Богу и о любви к нему. Так, в древнем библейском тексте говорится:  « Люби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими».

В Библии рассказывается о том, как пророку Моисею на горе Синай были дарованы Богом скрижали с нравственными заповедями. 10 заповедей Моисея стали частью и христианского нравоучения.

Согласно Евангелиям, Иисус Христос в Нагорной  проповеди дал людям Заповеди блаженства.

IV Работа в парах

«Корзина идей»

- Что такое заповедь? (в течении одной минуты записывают свои предположения, затем зачитывают)

- Заповеди даны Богом людям, чтобы человек был благополучен и спокоен.

- Прочитайте текст и сформулируйте золотое правило нравственности:

Древнегреческого ученого Аристотеля спросили: «Как вести себя с друзьями?». Аристотель ответил: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами».

Иудейские мудрецы говорили: «Возлюби ближнего твоего, как своего себя».

Иисус Христос завещал своим ученикам: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Пророк Мухамад рекомендовал мусульманам: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».

Будда не раз повторял: «Как поучаешь другого, так поступай и сам».

- Отсюда можно сформулировать золотое правило (заповедь) «Любви к ближнему и человеку».

  1. Работа в группах.

- Оцени поступки этих героев с точки зрения золотого правила нравственности:

Золушка

Карабас – Барабас

Старуха из сказки о золотой рыбке.

- Подберите пословицы и поговорки, касающиеся заповедей.

Материал для любознательных

В древнеегипетской «Книге мертвых» сохранился текст предполагаемой исповеди на загробном суде. Он дает представление о нравственных нормах Древнего Египта: «Я не делал вероломно зла никакому человеку… Я не заставлял работать сверх сил… Своими делами я не сделал никого ни робким, ни больным, ни страдальцем, ни несчастным. Я не сделал ничего, что оскорбительно Богам. Я не позволял господину обижать его раба. Я не заставлял голодать. Я не причинил никому слез. Я никого не убивал… Я не лгал ни одному человеку. Я не грабил запасы в храмах. Я не уменьшал яств, посвященных богам. Я не похищал ни хлебов, ни повязок у мумий. Я не прелюбодействовал. Я не уменьшал съестных припасов. Я не нажимал на гири весов… Я не отнимал молока ото рта младенца… Я не брал из силков птиц богов… Я не обманывал богов при их отборных жертвах… Я чист, чист, чист!».

V Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока

-Ребята, что вы узнали нового?

-Что такое нравственность?

-Объясните, какого содержание золотого правила нравственности?

-Оцените урок и свою работу на уроке.

Домашнее задание:

Напишите эссе (5 предложений) на тему: «Достаточно ли знать золотое правило нравственности для того, чтобы делать добрые дела»?

Литература и источники:

  1. М.М. Шахнович Т.В. Чумакова «Основы мировых религиозных культур» 4 класс учебник для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение» 2013
  2. О.С. Клишина Е.Ф.Теплова «Основы светской этики» рабочая тетрадь 4 класс Москва ГАОУ ВПО МИОО – Этносфера 2014
  3. http://shkolnie.ru/kultura/8992/index.html
  4. http://ipk.kuz-edu.ru/index.php?catid=221:---13-1&id=2830:2013-11-04-15-06-39&option=com_content&view=article

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по ОРКСЭ 4 класс «Религии и мораль. Нравственные заповеди».

Цель урока:предметные - подвести к понятиям: заповедь, мораль, нравственностьдеятельностные: - формирование способности учащихся к новому способу действия.Задачи:  - личностные: – развитие д...

Технологическая карта урока “Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.”,

Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью систематизации знаний по теме «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира .» и формирование нравственного совершенствовани...

презентация к уроку по теме Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Тема урока: Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира....

Конспект урока по ОРКСЭ «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»

Тема урока: «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»Цель: сформировать представление учащихся о нравственных заповедях ведущих религий мира.Задачи урока:- учебные:- ...

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)

Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)...

Конспект урока -ОРКСЭ 4 класс Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Дать представление о нравственных заповедях ведущих религий мира....