Урок "Казанская икона Божией Матери" (предмет "Основы религиозных культур и светской этики")
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Крамничная Екатерина Евгеньевна

Урок разработан в рамках темы "Иконы Божией Матери в истории христианской культуры Подмосковья" по учебнику Л.Л.Шевченко "Духовное краеведение Подмосковья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока36.59 КБ
Файл Презентация к уроку1.98 МБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МГОУ)

Институт непрерывного образования

Духовно-просветительский культурный центр имени просветителей

славянских Кирилла и Мефодия МГОУ

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(урок для учащихся 4  класса)

Автор:

 Крамничная Екатерина Евгеньевна,

 учитель начальных классов  

МОУ СОШ №8

г. Егорьевска Московской области

                                          2015 год

Тема учебника: «Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Подмосковья».

Цели урока:

- дать знания о почитании Божией Матери на Руси и отражении этой традиции в почитании икон Богородицы;

- познакомить с историей чудотворных икон Божией Матери Владимирской и Казанской;

- познакомить с храмами в честь Казанской иконы Божией Матери, находящимися в нашем Егорьевском районе;

- прививать учащимся интерес и любовь к православной культуре.

Задачи урока:

- развить навыки индивидуальной работы с текстом, в группе, умения слушать, анализировать, формулировать собственную точку зрения;

- закрепить знания, полученные на прошлых уроках;

- достичь осмысления понятий: чудотворные иконы, благотворение, благоукрашение, почитание святынь, благодарение, благодать.

Средства:

- материалы и иллюстрации учебника ДКП (стр. 232-245);

- компьютер, проектор, экран, презентация.

Задание для опроса: № 1, стр. 235; № 2, стр. 238.

Задание для закрепления: задание по карточкам (см. Приложение).

Задание на дом: № 10, стр. 243.

Ход урока.

Учитель (читает):      

- Келейка, как ее назвал Игнатий Пудович, была действительно мала: в ней едва уместились вошедшие, но Красный угол был необыкновенным. От него явно, ощутимо источалась благодать. Хотя вошедшие и не могли определить, что это, но все они безо всяких определений почувствовали, что в этой келейке не уют, а нечто большее. Карла бывала в роскошных квартирах, где все стены занимали великолепные картины, обступали тебя всякие резные и лепные художества. Но то ощущение, что она испытывала сейчас, сидя на самодельной табуретке, глядя на этот Красный угол, она никогда не испытывала среди картин и модной мебели. Центральное место занимала Владимирская икона Божией Матери…

      Это отрывок из повести известного писателя Николая Владимировича Блохина «Диковинки Красного угла». А что такое «Красный угол»?

Дети:

- Это место в доме, где располагают иконы…

(Слайд 1)

Учитель:

- Правильно. Давайте вспомним, что мы знаем об иконах. Что это такое?

Дети:

- Это священное изображение…

Учитель:

- А кого изображают иконописцы?

Дети:

- Христа, Богоматерь или святых…

Учитель:

- А кто внимательно слушал отрывок повести «Диковинки Красного угла» и может назвать икону, занимавшую центральное место?

Дети:

- Владимирская икона Божией Матери…

(Слайд 2)

Учитель:

- Что это значит – Владимирская? Давайте обратимся к учебнику. Откройте страницу 234. (Читает ученик):

- По церковному преданию, Владимирская икона Божией Матери была написана евангелистом лукой на доске от стола, за которым совершалась Тайная Вечеря (Священная трапеза). Матерь Божия, увидев икону, произнесла: «Отныне  ублажат Меня все роды. Благодать Рожденного от Меня и Моя с этой иконой да будет». Икона была около 1131 года доставлена из Константинополя на Русь и находилась в монастыре города Вышгорода. Но однажды случилось невероятное: икона сама стала двигаться по храму и остановилась посреди него на воздухе. Образ ставили на место, но все снова повторялось. И тогда князь Андрей взял икону и выехал из города. Неподалеку от города Владимира, лошади, везшие икону, отказались двигаться далее. Явившаяся князю Андрею Богородица повелела оставить Свой образ во Владимире. На месте явления Божией Матери князь Андрей построил церковь, в которой поместил икону. Само место получило название Боголюбово, как возлюбленное Богоматерью. Обосновавшись во Владимире, Андрей Юрьевич построил в ее честь Успенский собор, а саму икону окружил особым почитанием. С тех пор эта икона получила свое имя, под которым вошла в историю христианской культуры: чудотворная Владимирская икона Божией Матери. А князь Андрей был назван Боголюбским.

Учитель:

- Хочу спросить вас: неужели князю Андрею так нравилось это изображение, что он даже совершил такое благотворение - построил собор в его честь?

Дети:

- Не-е-е-ет!!! Дело не в этом! Православные христиане почитают не само изображение, а того, кто изображен. Князь Андрей почитал Божию Матерь.

Учитель:

- А что значит «почитать»?

Дети:

- Уважать… Относиться с почтением… Обращаться за помощью…

Учитель:

- Конечно! Со времен Крещения Руси наши предки непрестанно взывали о помощи к Божией Матери:

В час, когда беда стучится в двери,

В час, когда в спасение не веришь,

                                                Испокон взывали на Руси:

                                                Пресвятая Богородице, спаси!

(Т.А. Кривенко «Пресвятая Богородице, спаси!»)

А обращались люди к Богородице через ее образа. И, конечно же, особо почитали те иконы, с которыми были связаны важнейшие события в истории нашей страны.

Давайте прочитаем в учебнике, какие события связаны с Владимирской иконой.

(Продолжаем читать):

- Празднование Владимирской иконе Богоматери совершается православными христианами в честь трехкратного избавления Москвы от врагов. Вот, как описано одно из них.

   В 1395 году орды завоевателя Тамерлана вторглись в пределы русской земли и направились к Москве. Спешно собрав войско, московский князь двинулся навстречу врагам. Возложив все надежды на Христа и Божию Матерь, было решено перенести в Москву Владимирскую икону Богородицы. Десять дней везли икону до столицы. По сторонам дороги люди вставали на колени и со слезами взывали: «Матерь Божия! Спаси землю Русскую!» За городом икону торжественно встретили духовенство, князья, народ. Чудотворный образ с молитвами перенесли в Успенский собор Московского Кремля.

   В час встречи (сретения) иконы Тамерлан спал в своём шатре. И увидел он во сне лучезарную Деву в сопровождении воинов с огненными мечами, устремившихся на него. Проснувшись в страхе и узнав от своих приближенных, что виденная им Дева – это Матерь Бога христианского и Заступница русских, Тамерлан спешно отозвал свои войска и отступил от Москвы.

   В память чудесной помощи на месте встречи иконы был основан монастырь, названный Сретенским.

(Слайд 3).

Учитель:

- В честь этой иконы освящены храмы.

(Слайд 4).

- Скажите, что христиане выражали, освящая храмы в честь какого-либо святого, или в честь того или иного события Священной истории, или в честь иконы?

Дети:

- Свое благодарение, почитание…

Учитель:

- Да. Именно поэтому многие христианские храмы освящены в честь Пресвятой Богородицы. Назовите, если знаете такие в нашем городе и районе.

 Дети:

… (перечисляют)

Учитель:

- Молодцы! Все верно!

(Слайды 5-8)

Это и Покровский храм в деревне Княжево, и одноименный в селе Никиткино, и Скорбященский в деревне Поповская, Богородицерождественский в селе Раменки, Введенский в Рыжеве, Казанский в деревне Гридино. Среди городских храмов тоже есть Казанский.

(Слайд 9)

А еще в Егорьевском районе есть Казанский женский монастырь.

(Слайд 10)

В честь Казанской иконы Божией Матери. Хотите узнать удивительную историю обретения этой чудотворной иконы?

(Слайд 11)

Дети:

Да…

Учитель:

- Во времена царствования Ивана Грозного, в 16 веке, после завоевания Казани царем Иоанном, пожары уничтожили много домов. Матроне, девятилетней дочери стрельца Онучина, вознамерившегося поставить себе новый дом на месте пожарища, во сне явилась Матерь Божия, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать. Но никто не обращал внимания на слова ребенка, и Матерь Божия явилась вторично, а на третий раз девочка во сне увидела саму икону, от которой исходил грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Тогда мать испуганной девочки отвела дочь к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил словам ребенка.

   Как вы думаете, что произошло дальше? Посмеет ли Матрона ослушаться Богородицу? Как бы поступили вы?

Дети:

- …

Учитель:

 - Наконец, мать с помощниками стала рыть по указанию дочери, но только когда сама девочка  стала копать, появилась икона Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав. Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня (это была разновидность Одигитрии-Путеводительницы – Слайд 12). Узнав о чуде, архиепископ с градоначальниками торжественным крестным ходом пришли на место чудесного обретения иконы и перенесли ее в церковь Николы Тульского, затем после молебна — в Благовещенский собор.

Как вы считаете, какие качества проявила девочка?

Дети:

- Мужество, решительность, непоколебимость веры…

Учитель:

- События явления и перенесения образа описал священник Никольской церкви, Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное время. Он также засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец Никита. В последствии также была замечена особая милость Богоматери через Свой Казанский образ к страждущим глазами. Известны и другие чудеса исцелений от этой иконы. Потому и разошлась о ней слава, как о чудотворной, очень быстро.

   Русским народом особо почитались и два чудотворных списка с Казанского образа Божией Матери, дважды сопутствовавших русскому воинству в борьбе против иноплеменников: Московский и Санкт-Петербургский. Первый список, после тайного воззвания Патриарха Ермогена взятый казанской дружиной в поход в 1611 г., был передан дружинам северных городов под руководством князя Дмитрия Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков.

   После усердной молитвы русских воинов Богоматери перед Ее образом стало известно о видении преподобного Сергия Радонежского греческому архиепископу Элассонскому Арсению, заточенному поляками в Кремле, объявившего ему о том, что заступничеством Царицы Небесной царствующий город освобождается от врагов.

   Получив такую духовную поддержку Богоматери, 22 октября (сегодня этому дню соответствует 4 ноября по гражданскому календарю) русские выбили поляков из Китай-города, и затем сами захватчики сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русскому воинству с Московскими святынями, а впереди освободителей шествовала Сама Взбранная Воевода в Своем Казанском образе.

   До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее князем Пожарским Казанском соборе на Красной площади. С 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича местные празднования — казанское 8 июля и московское 22 октября — стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.

   Дом Романовых – это кто?

Дети:

- Царская семья…

Учитель:

- Как видите, икона действительно глубоко почитаема.

   Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной главнейших святынь града св. Петра. В 1811 г. в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.

   В следующем 1812 г. М.И. Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим русской армии, перед отъездом в действующие войска молился перед Петербургской святыней и чрез возложение на него святой иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками.

   Из награбленного французами серебра, отобранного казаками, в соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас — дар Божией Матери. Прах славного полководца, известного своим благочестием, упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв и даровавшей под его предводительством победу русскому воинству над армиями Наполеона.

   В Великую Отечественную войну, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что несомненно добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца.

   Как мы можем оценить помощь Божией Матери для русского народа через Ее Казанский образ?

Дети:

- Она неоценима…Огромная помощь… Невероятная любовь к людям…

Учитель:

- Совершенно верно! И, я думаю, вы догадываетесь, что в честь этой иконы возведено немало храмов на Русской земле.

(Слайды 13-14)

   Кроме того, православные христиане выражали своё почтение и благодарность за чудеса, случавшиеся по молитвам перед иконами, украшая их драгоценными ризами.

(Слайд 15)

   Такое благоукрашение было традицией монархов на Руси. Например, Екатерина II пожертвовала  для оклада иконы Богородицы в Казанском монастыре свою бриллиантовую корону.

   История явленного чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX в. В ночь на 29 июня 1904 собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.

   Кроме этих трех икон множество других списков Казанской иконы Божией Матери в разных уголках нашей необъятной Родины прославилось чудесами исцелений и милостей Царицы Небесной к православному народу, за что русские люди весьма полюбили этот образ.

   Любят этот образ и у нас, в Егорьевском районе. В чем эта любовь выразилась, догадываетесь?

Дети:

- Строили храмы в честь Казанской иконы Богородицы…

Учитель:

- Все верно, строили. И восстанавливали. Да-да! Мы сегодня уже говорили, что в нашем районе есть три храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Я хочу немного рассказать вам об одном из них. О том, который находится на улице Октябрьской.

(Слайд 16)

   Кто-нибудь из вас бывал там?

Дети:

- Да… Нет… Я туда хожу…

Учитель:

- Для нас с вами этот храм совсем молодой. Но это вовсе не так. Первое упоминание о церкви появляется в 1705 году. Скорее всего, она была построена именно в это время, когда село Высокое ещё не стало городом Егорьевском. Тогда в нём было два храма: церковь Казанской иконы Божьей Матери и Георгиевский собор. С тех пор церковь перестраивалась и реставрировалась.

   В 1920-х годах при советской власти эта церковь, как и многие другие церкви города, была закрыта. Поскольку рядом находилась тюрьма, то церковь отдали и перестроили под помещение для тюремной охраны, главку сбили.  С 1982 по 1989 гг. на месте практически разрушенного храма проводились проектные работы с целью превращения здания в клуб с кинозалом. Но вскоре произошёл пожар, после которого храм за ветхостью разобрали. Оставался только подвал, в который сваливали мусор.

   В начале 2000-х годов по инициативе и благословению иеромонаха Феофана власти города приняли решение восстановить храм. Началась работа по сбору средств и составлению документации.

   Первое богослужение в храме состоялось накануне Пасхи 9 апреля 2004г. А 14 октября 2006г. в праздник Покрова Пресвятой Богородицы состоялось торжественное освещение храма. Работы по внутреннему благоустройству продолжались. В храм возвращались старые иконы, появлялись новые. Мастера Оптиной пустыни писали иконы для иконостаса.

   Главная икона храма – это, конечно же, икона Казанской Божьей Матери. Её изображения находятся и снаружи: на апсиде и над крыльцом у входа в храм. В самом храме – три таких изображения: в местном чине иконостаса

(Слайд 17) 

и по бокам от иконостаса.

(Слайд 18)

 Самое большое изображение  находится справа от иконостаса. По большим праздникам эту икону украшают цветами. В подсвечнике перед ней всегда огромное количество зажжённых свечей.

(Слайд 19)

   Икона украшена резным деревянным напольным киотом, который был изготовлен на пожертвования прихожан. О чем это говорит?

Дети:

- О том, что люди желают выразить свою благодарность Богородице…

Учитель:

 - Конечно. Православные христиане почитают, любят Божию Матерь, стремятся эту любовь выразить в почитании икон, благоукрашении храмов. В православном календаре есть особые дни – празднования Пресвятой Богородице. С какими событиями связаны эти праздники вы узнаете, выполнив задания №1 и 2 на страницах 235-238.

(Выполнение задания).

   Ну а в завершении нашего урока мне бы хотелось, чтобы вы прочитали стихотворение Евгения Санина и сказали, какое событие в нем описано.

(Раздаю карточки, на которых распечатано стихотворение Евгения Санина «Казанская» из серии книг «Русская тайна: Баллады». Название не указываю.)

Учитель:

- И так, это история…

Дети:

- …обретения Казанской иконы Божией Матери!

Учитель:

 - Молодцы! На этом наш урок закончен. Домашнее задание: №10 на стр. 243. Спасибо.

 

Приложение.

В тот век, когда сидел на троне

Всея Руси царь Иоанн,

В Казани девочке Матроне

Был вещий сон три раза дан.

В нем Божья Матерь явным чудом

Явилась трижды, говоря:

«Под вашим домом, как под спудом,

Икона спрятана Моя!»

Когда бы ведали заране,

Что за икона то была,

Так в древнем городе Казани

Ударили б в колокола!

Но город спал. И мать Матроны,

На третий раз, сказала ей:

«Ну, сколько можно про иконы!

Не буду я будить людей!»

«А если мы их звать не будем,

То знай, что прямо в эту ночь,

Уйдет икона к лучшим людям,

А я умру!» - сказала дочь.

«Да что ты! Что ты!..» - и в испуге,

Всё начиная понимать,

Хоть знала каждый храм в округе,

Пошла к архиерею мать.

Владыко выслушал про чудо.

И в тот же день из-под земли

(Действительно, как из-под спуда!)

Икону люди обрели.

Когда бы ведали заране,

Что за икона то была,

По всей Руси, а не в Казани,

Ударили б в колокола!

Всего теперь и не упомнишь.

Но, по молитве перед ней,

Стране давалась Божья помощь

В годину самых трудных дней.

За веком век – России слава

Росла, не ведая преград:

Победа в Смуте и Полтава,

Бородино и Сталинград…

Мы нынче снова на изломе.

И, дай Господь, чтобы опять

Иконе этой в каждом доме,

Как было раньше, возсиять!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (урок для учащихся 4 класса) Подготовила: учитель начальных классов МОУ СОШ №8 г. Егорьевска Московской области Крамничная Екатерина Евгеньевна

Слайд 3

Владимирская икона Божией Матери

Слайд 4

Собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенский монастырь

Слайд 5

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге

Слайд 6

Покровский храм в деревне Княжево

Слайд 7

Покровский храм в селе Никиткино

Слайд 8

Введенский храм в деревне Рыжево

Слайд 9

Казанский храм в деревне Гридино

Слайд 10

Казанский храм города Егорьевска

Слайд 11

Казанский женский монастырь в деревне Колычёво

Слайд 12

Казанская икона Божией Матери

Слайд 13

Одигитрия

Слайд 14

Казанский собор на Красной площади

Слайд 15

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Слайд 16

Драгоценные ризы

Слайд 17

Храм Казанской иконы Божией Матери в г. Егорьевске

Слайд 18

Казанская икона Божией Матери

Слайд 19

Слева и справа от иконостаса

Слайд 21

Спасибо за внимание! Домашнее задание: №10, стр. 243.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы религиозных культур и светской этики. Урок на тему "Об иконах, которые спасают..."

Урок разработан и проведён по УМК "Начальная школа XXI века". Основная цель урока: углубление знаний об иконе и её роли в православной культуре.       ...

Урок по теме «Икона» (по модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»)

Цель: знакомство со святыней православия – иконойЗадачи:Показать, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины; почему икона так необычна; зачем изображают невидимое;Развивать иссле...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

Внеклассное занятие по курсу «Основы Религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» Тема: «Иверская икона Божьей Матери»

Внеклассное занятиепо курсу «Основы Религиозных культур и светской этики»модуль «Основы православной культуры»(из цикла занятий «Чудотворные иконы Божьей Матери») Т...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнау...