Совесть и раскаяние
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Титульный лист, методическая разработка в форме технологической карты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovest_i_raskayanie.rar | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Средняя школа п. Хорей-Вер»
Курс ОРКСЭ
Модуль «Основы православной культуры»
Урок №10
Тема «Совесть и раскаяние»
4 класс
Рочева Инна Владимировна
учитель начальных классов
П. Хорей-Вер
2015
Пояснительная записка
Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся проблема совести. Совесть-высшее свойство человеческой души. Она дарована нам свыше. Совестливый человек отличается необыкновенной быстротой осознания собственной несправедливости.
В православии «добро»-это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога.
«Зло»-это то, что удаляет от добрых целей. У слова «зло» в православии есть синоним «грех».
«Грех»-это недоброе чувство, мысль или дело. Грех противоречит голосу совести. Грех и преступление не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением. Человеку на его грех указывает не полицейский, а его совесть. Ведь у любого недоброго поступка человека есть свидетель – его душа.
Во время проведения урока по теме «Совесть и раскаяние» дети должны понять, что за каждый плохой поступок надо отвечать, нельзя предавать близких людей, совершать недобрые дела. Совесть может напомнить о поступках через много лет и человек будет мучаться, жалеть о содеянном. Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
Образовательное учреждение | ГБОУ НАО «СШ п. Хорей-Вер» |
учитель | Рочева Инна Владимировна, учитель начальных классов Т.89118761774 |
Курс ОРКСЭ | Основы православной культуры |
Издательство, автор учебника | Москва «Просвещение» 2012г., автор А.В.Кураев |
Тема урока | «Совесть и раскаяние» |
класс | 4 |
Цель урока | Познакомить с понятиями «совесть», «раскаяние» с помощью обсуждения различных ситуаций, чтения отрывков из литературных произведений. |
Задачи урока | Развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; учить делать выводы, строить высказывания, слушать и понимать других; сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. |
Оборудование | Аудиомагнитофон, ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, |
Конспект урока
Предмет ОРКСЭ «Основы православной культуры», тип: изучение нового материала.
Тема: Совесть и раскаяние.
Знакомство с понятиями «совесть» и «раскаяние» с помощью обсуждения различных ситуации.
Задачи:
- Задачи, направленные на достижение личностных результатов: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: строить речевые высказывания в устной форме; делать выводы; понимать цель выполняемых действий; слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
- Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: составить представление о понятиях «совесть» и «раскаяние».
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Актуализация знаний. | ||
Учитель обращает внимание на слайд1. Затем переходит к слайду 2. И сообщает тему урока. Предлагает детям определить вопросы, на которые хотели бы узнать ответы. | Подготовленный ученик читает стихотворение А.Барто «Совесть». Я кошку выставил за дверь, Сказал, что не впущу. Весь день ищу её теперь, Везде её ищу. Из-за неё Вторую ночь Всё повторяется Точь-в-точь, Во сне, как наяву: Я прогоняю кошку прочь, Я прогоняю кошку прочь. Потом опять зову. Дети обсуждают стихотворение и пытаются сформулировать тему урока. Ученики определяют основные вопросы урока: -что такое совесть? -нужна ли совесть человеку? -что надо делать, чтобы не мучала совесть? | Коммуникативное УУД: Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; Регулятивное УУД: Понимать цель выполняемых действий; определять цель деятельности на уроке; оценивать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: Извлекать информацию из текста, строить высказывания в устной форме, делать выводы. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать других, оформлять свои мысли. Личностные УУД: Определять и высказывать самые простые правила, делать выводы. |
II. Изучение новых знаний. | ||
Учитель предлагает дать свои понятия к слову «совесть», подобрать однокоренные слова, прочитать понятие слова в учебнике с.37 | Рассуждают над понятием «совесть», высказывают своё мнение, затем прочитывают понятие в учебнике с.37 | Познавательные УУД: Извлекать информацию из текста, делать выводы, осуществлять синтез, составлять целое из частей. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать других, строить речевые высказывания в соответствии с задачами, сотрудничать в совместном решении задачи. |
III. Первичное осмысление и закрепление. | ||
Читает о обсуждает с учащимися «Отречение Петра» с.36-37, подводит к выводу. | Читают отрывок из Евангелие «Отречение Петра», рассматривают мозайку(слайд3), делают выводы: -нельзя предавать близких и потом оправдывать себя,т.к. у каждого человека есть совесть и она будет мучать; -совесть нужна всем, т.к. она защищает от греха. | Познавательные УУД: Извлекать информацию из текста; строить речевые высказывания, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты: Определять и высказывать самые простые для всех людей правила, делать выводы, анализировать свои и чужие поступки, сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. |
IV. Практикум. | ||
Предлагает послушать отрывок из песни Крокодила Гены. Подводит учащихся к выводу. Предлагает привести примеры из жизни о муках совести и раскаянии. Подводит к выводу, что раскаяние должно быть искренним. Читает стихотворение Мажит Гафури «Совесть». Совесть превыше всего, Она всех сокровищ ценней. Ей лишь внимаю одной, Советуюсь в жизни лишь с ней. | Слушают отрывок из песни и делают выводы, что нельзя не придавать значения чужим слезам. Если вы совершили плохой поступок, надо его исправить(раскаяться). Читают понятие «раскаяние» на с.38, выделяют шаги раскаяния: 1 шаг-согласие человека со своей совестью; 2 шаг-исправление ошибок; 3 шаг(у христиан)-молитва к Богу. Слайд4. Рассказывают о своих случаях в жизни, приводят примеры раскаяния, говорят о том, что после раскаяния на душе становится легко и радостно. | Коммуникативные УУД: Слушать и понимать других, строить высказывания в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: Извлекать информацию из текста, устанавливать причинно-следственные связи. Личностные результаты: Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм, сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. |
V. Итоги урока. Рефлексия. | ||
Предлагает подвести итоги урока и закончить предложения. Предлагает оценить работу на уроке с помощью таблицы «Лесенка достижений» (приложение1) и аргументировать свой ответ. | Отвечают на вопросы: Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Я почувствовал, что… Я попробую… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… | Познавательные УУД: Строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать других, строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме. |
Домашнее задание: найти сказку или рассказ о совести и раскаянии. Рассказать родителям о значении совести для человека. |
Литература
- А.Л.Барто «Совесть».
- М.Гафури «Совесть».
- Учебник ОРКСЭ «Основы православной культуры», Москва «Просвещение»2012.
- Программы ОРКСЭ 4-5 классов, Москва «Просвещение» 2012.
Средства ИКТ
- Аудиозапись отрывка из песни Крокодила Гены. Автор А.Тимофеевский, музыка В.Шаинского.
- Мультимедийная презентация «Совесть и раскаяние»
(приложение 2).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совесть и раскаяние
презентация к уроку ОРКСЭ...
Добро и зло, совесть и раскаяние.
ОРКСЭ Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть - важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека....
Добро и зло, совесть и раскаяние.
Презентация к уроку основы православной культуры....
конспект урока по курсу ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"
на уроке даётся представление о роли покаяния в духовной жизни человека. Возникает потребность детей узнать о значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; уз...
Проект урока по ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"
разработка урока по ОРКСЭ...
Основы православной культуры. Урок Совесть и раскаяние
Презентация - урок по предмету "Основы православной культуры"...
ОПК Урок № 10 "Совесть и раскаяние"
Урок по теме "Совесть и раскаяние"...