Технологическая карта урока "Колыбель ислама"
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему
Технологическая карта урока содержит цель, задачи, планируемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolybel_islama.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики.
Модуль: Основы исламской культуры.
Учебник: Латышина Д.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 класс.
Тема: Колыбель ислама.
Цель: формирование первоначальных представлений об Аравии как о колыбели ислама.
Задачи:
- способствовать развитию интереса к изучению основ религиозных культур;
- познакомить обучающихся:
- с особенностями жизни арабов на Аравийском полуострове накануне прихода ислама;
- со значением понятий «ислам», «мусульмане», «Кааба», «Аллах», «Коран»;
- с историей главного священного города мусульман – Мекки;
- обеспечить развитие у обучающихся умения:
- находить нужную информацию в учебнике, «считывать» информацию с рисунков, географических карт;
- слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.
Планируемые результаты | |||
Личностные | Предметные | ||
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов; - воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | - обучающиеся узнают, что ислам является мировой религией и зародился в Аравии; - ознакомятся со значением слов «ислам», «мусульмане», «Аллах», «Коран»; - получат начальное представление о главном храме мусульман – Каабе в Мекке и других святынях ислама; - познакомятся с жизнью арабов-бедуинов, с условиями их жизни, занятиями, обычаями и ценностями; | ||
Метапредметные | |||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; - овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | - адекватное использование речевых средств информационно - коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; - овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности. | - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; - формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; - вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; - понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Основные термины и понятия:
ислам – это религия мусульман;
мусульмане – это люди, исповедующие ислам;
Аллах – так в исламе называют бога;
Коран – это главная священная книга мусульман,
Кааба – это священный храм;
Мекка – это город, религиозный центр мусульман.
Средства наглядности: выставка фотографий с видами аравийского пейзажа, архитектурных строений городов Мекки и других городов Саудовской Аравии, а так же стран, где исповедуют ислам, географическая и историческая карты, мультимедийная презентация с изображением арабов в пустыне; Корана, Каабы, Чёрного камня Каабы, идолов. VII
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Методические приемы | Образовательный результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Подготовительный этап | ||||
1.1. Организационный момент | 1. Приветствует | 1. Приветствуют 3. Концентрируют внимание, волю. | Организационный диалог | Полная готовность обучающихся и оборудования к работе. Быстрое включение в деловой ритм. |
1.2. Мотивация обучающихся на плодотворную учебную деятельность.. | 1.Организует положительный эмоциональный настрой на работу. Приём «Светофор». | 1. Положительно настраиваются на занятие. У каждого ученика полоска картона с одной стороны красная ( не готов поработать) и зеленая с другой стороны (готов поработать). После вопроса учителя поднимают полоску нужного цвета. | Психологический тренинг, пожелания. | Положительный настрой обучающихся. |
2. Проверка домашнего задания. | 2. Рассказывают о традициях, которые приняты в их семьях. | Рассказ Диалог | Взаимосвязь материала прошлого урока и переход к формулировки темы урока. | |
3. Подводит итог беседы. Обращает внимание на то что, в классе есть ребята, которые уже не однократно путешествовали со своими родителями по странам мира. | 3. Формулируют вывод о том, что семьи разные, традиции разные и неуважение этих традиций вызывает недоумение и неудовольствие членов семьи. | |||
4. Выясняет, важно ли знать нам религию той страны, в которую отправляешься? 5. Выясняет, на какие вопросы обучающиеся знают ответ. | 4. Предлагают свои варианты, аргументируют свою точку зрения. 5. Читают вопросы: - какую географическую область называют колыбелью ислама? - какова природа в этой местности и чем занимаются жители? - по каким обычаям они жили? - что такое ислам? - кто такие мусульмане? - у какого народа возникла исламская религия? - что такое Кааба? Как она выглядит? - объясните значение слов «ислам», «мусульмане», «язычники», «идол», «Аллах», «Коран». | Диалог Чтение и анализ вопросов. | Активизация имеющихся знаний и умений. Формулировка темы урока. Постановка учебной цели, осознание целевой установки занятия. | |
1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся | 1. Организует работу 4-х групп. Распределяет вопросы и задания. Приложение 2. 2. Актуализирует знания и опыт обучающихся по теме урока. | 1. Согласуют свои действия, распределяют работу между собой. Повторяют правила работы в группе. Оговаривают критерии оценки работы. Приложение 1. | Организационный диалог | Активизация имеющихся знаний и умений. Развитие внимания, быстроты мышления. |
2. Основной этап | ||||
2.1. Изучение нового материала | 1. Организует и координирует работу обучающихся в группах. 2. Помогает в выполнении заданий по мере необходимости. | 1. Работаю в группе с текстом учебника, картой, дополнительным материалом. 2. Отвечают на вопросы, фиксируют результаты работы в рабочих тетрадях. 3. Контролируют правильность ответов обучающихся и оценивают работу каждого члена группы. | Наглядный. Групповая работа. Самопроверка и взаимопроверка. Чтение и анализ текста учебника, работа с географической картой. Поиск информации. | Построение алгоритма деятельности. Осознание обучающимися уровня приобретенных знаний, умений (рефлексия). |
2.2. Закрепление и применение знаний | 1. Организует осмысление знаний в соответствии с поставленными целями. 2. Организует выполнение работы на карточке «Проверь себя» и самопроверку. | Представляют результаты своей работы: 1. Отвечают на вопросы 2. Выполняют практические задания (Приложение 3). 3. Анализируют, обобщают, делают выводы. | Опрос: фронтальный, индивидуальный Самостоятельная работа с использованием карточек. | В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль и контроль. Первичное закрепление. |
3. Заключительный этап | ||||
3.1. Рефлексия | 1. Организует саморефлексию обучающихся. | 1. Проводят критическую оценку своей деятельности на данном занятии. 2. Показывают рефлексивные цвета-настроения. | Индивидуальная форма организации деятельности обучающихся. | Овладение способами самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки; Соотнесение приложенных усилий с полученным результатом своей деятельности. |
3.2. Подведение итогов | 1.Подводит итоги занятия: - соотношение цели занятия и уровень ее достижения; - оценочные суждения о мере участия всех обучающихся или каждого в работе на данном занятии 2. Оценивает знания и умения обучающихся. | Проводят само и взаимоконтроль | Беседа. Индивидуальная, коллективная форма организации деятельности обучающихся | Реализация цели занятия. |
Приложение 1.
Правила работы в группе:
• Выслушивать своего товарища, не перебивать его.
• Вежливо и доброжелательно общаться с партнёрами.
• Помогать, если возникнут затруднения.
• Работать активно, серьёзно относясь к полученному заданию.
• Испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих одноклассников.
• Распределять обязанности между членами группы.
Если ты поработал, в конце урока подумай и ответь на вопросы:
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
Оценочный лист группы.
Группа № ______ | Женя | Даша | Олеся | Кристина | Виталий |
Выслушивает своих товарищей, не перебивает их. | |||||
Вежливо и доброжелательно общается с одноклассниками. | |||||
Помогает, если возникает затруднения. | |||||
Работает активно, серьёзно относится к полученному заданию. | |||||
Радуется успехам одноклассников. | |||||
Поднимает руку, желает отвечать. | |||||
Знает ответ на интересный вопрос. | |||||
Всего баллов: |
Приложение 2.
Карточки для работы в группе.
Карточка № 1.
- какую географическую область называют колыбелью ислама?
- покажите её на географической карте?
- какова природа в этой местности и чем занимаются её жители?
Дополнительный материал: Географический очерк. (из Энциклопедии «Кругосвет»).
Карточка № 2.
- кто такие язычники? По каким правилам они жили?
- как вы понимаете значение слова «идолы»?
Карточка № 3.
- каково значение слов «Ислам», «Мусульмане» «Аллах», «Коран»?
- у какого народа возникла исламская религия?
Карточка № 4.
- покажите на географической карте город Мекку.
- что сделало Мекку известной?
- что такое Кааба? Как она выглядит? Найдите описание храма Кааба в тексте.
Приложение 3.
Проверь себя.
1. Допиши предложения.
Колыбелью ислама является ________________________________________________________.
Мировая религия – это _____________________________________________________________.
2. Составь предложения, соединив слово из левой части с его пояснением в правой части таблицы.
1 | Ислам | это город, религиозный центр мусульман | |
2 | Мусульмане | это священный храм | |
3 | Кааба | это главная священная книга мусульман | |
4 | Аллах | так в исламе называют бога | |
5 | Коран | это религия мусульман | |
6 | Мекка | это люди, исповедующие ислам |
Проверь свою работу и оцени результаты своей работы.
8 – 7 правильных ответов – отлично, очень внимательно работал на уроке;
6 – 5 правильных ответов – хорошо, внимательно работал на уроке;
4 – 3 правильных ответов – не очень внимательно работал на уроке;
2 – 1 правильных ответов – очень невнимательно работал на уроке.
__________________________________________________________________________________
Колыбелью ислама является Аравия.
Мировая религия – это религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов.
Ислам – это религия мусульман.
Мусульмане – это люди, исповедующие ислам.
Кааба – это священный храм.
Аллах – так в исламе называют бога.
Коран – это главная священная книга мусульман.
Мекка – это город, религиозный центр мусульман.
Ресурсы:
- Марченко О.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику Д. И. Латышиной, М. Ф. Муртазина «Основы исламской культуры») под редакцией М. Ф. Муртазина.
- Д. И. Латышиной, М. Ф. Муртазина учебник «Основы исламской культуры».
- Категория: Ислам в Википедии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...
Технологическая карта урока. Конструктор урока: инструмент проектирования технологической карты урока деятельностной направленности»
конструкор урока представен в программе Microsoft Word...