Конспект урока ОРКСЭ (модуль ОПК) в 4 классе на тему "Храм"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

На данном уроке:

  • рассматриваются ключевые понятия: храм, иконостас, кадило, Царские врата,икона, алтарь, канун;
  • используются следующие формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах;
  • необходима дополнительная подготовка обучающихся к уроку:стихотворения, мини-сообщения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_orkse_rotanova_e._a._mbou_sosh_no2.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сергачская средняя общеобразовательная школа № 2

Разработка урока

по модулю курса ОРКСЭ «Основы православной культуры»

Тема:  «Храм»

 

Выполнила: Ротанова Елена Александровна,

                                               учитель начальных классов

                    МБОУ Сергачской СОШ №2

г. Сергач – 2015г.

Ф.И.О. учителя: Ротанова Елена Александровна, учитель начальных классов, МБОУ Сергачская СОШ №2

Модуль.  Основы православной культуры

Тема. Храм (урок № 14)

Цель: сформировать у  обучающихся целостное представление о православном храме, его внутреннем и внешнем устройстве.

Задачи:

Образовательные (предметный результат)

  • узнать о назначении и устройстве православного храма;
  • познакомить с понятием «храм – дом Божий».

Развивающие (метапредметный результат)

  • развивать интерес к знаниям о храме;  
  • развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения.

Воспитательные (личностное развитие)

  • воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;
  • осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека.

Предварительная подготовка к уроку: выучить стихи и подготовить сообщения.

Оборудование: учебник  А.В.Кураева «Основы православных культур»        4 класс, электронное  приложение к учебнику А. В. Кураева, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор); мультимедийная презентация урока, толковый словарь С. И. Ожегова, карточки для работы. 

План   урока с хронометражем:

  1. Организационный момент                                                            - 2 мин.  
  2.  Актуализация усвоения  знаний обучающихся                         - 3 мин.                                                                    
  3. Определение темы урока                                                              - 2 мин.                                                                            
  4. Подготовка к восприятию нового материала                             - 5 мин.                                                          
  5. Изучение нового материала                                                          - 20 мин.    

Физкультминутка                                                                          - 1 мин.

  1. Первичное закрепление изученного  материала                         - 8 мин.                            
  2. Итог урока. Рефлексия                                                                    - 2 мин.                            
  3. Домашнее задание                                                                           - 2 мин.                            

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: Добрый день! Встаньте, пожалуйста, красиво! Вспомните о чём-то приятном, радостном, улыбнитесь, протяните свои руки друг к другу, крепко возьмитесь за руки и поделитесь с окружающими вашим теплом, радостью, хорошим настроением. Слайд 2
                  Дружно за руки возьмёмся
                  И друг другу улыбнёмся.
                  Всем, всем добрый день
                  И работать нам не лень.
Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность.

Хотите начать прямо сейчас? (Да.)

II. Актуализация усвоения знаний обучающихся.

Учитель:  На прошлом уроке вы познакомились с золотым правилом этики. Повторим его хором.

Слайд 3

«Во всём, как хотите, что бы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Учитель: Чему же учит золотое правило этики? Ответ на этот вопрос вы должны были найти в пословицах и поговорках.

(Например: «Не рой другому яму: сам в неё попадёшь», «Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда», «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнёшь» и т.д.)

Учитель: Какой же вывод можно сделать из всего этого?

(Прежде, чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка, и задать себе вопрос: каково было бы мне, если бы так поступили со мной?)

Учитель: Я надеюсь, что это правило станет главным законом вашей жизни.

III. Определение темы урока.

Учитель: Наш сегодняшний урок мне хотелось бы продолжить стихотворением Надежды Веселовской «Поэзия небес». Слайд 4

Идут года, теряют люди близких.
Старухи в церкви слабою рукой
Выводят поминальные записки,
Где значится вверху: «За упокой».
За всё они пред памятью в ответе!
Начнут с отца и матери своих,
А дальше – муж, невыжившие дети,
В войну пропавший без вести жених...
Все имена спешат соединиться,
Сплестись в одну незыблемую суть, -
Растущий список длинной вереницей
Среди листа прокладывает путь...
За ним лежат бескрайние просторы,
Туманной дымкой скрытые вдали...
А сам он служит точкою опоры
Общения умерших и земли.

Учитель:  Как вы думаете, о чём идет речь в данном стихотворении?

(О церкви, храме)

Учитель: Ребята, как вы считаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Учитель: Молодцы, открываем тетради, записываем число и тему урока «Храм».

IV. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: Ребята, а сейчас произнесите про себя слово «храм» и попробуйте записать в тетради, как вы сами понимаете значение этого слова.

(Дети работают в тетрадях.)

Учитель: А  теперь пока мы заслушиваем ваши варианты ответов, я попрошу двух помощников,  обратиться к толковому словарю С. И. Ожегова и найти значение слова «храм» там.

(Два ученика работают со словарём  Ожегова С.И., находят и зачитывают: храм – это здание для богослужения, церковь.) Слайд 5

Учитель: Кто из вас был в храме? (Ответы детей)

Учитель: Что вы видели, слышали, чувствовали в храме? (Ответы детей)

Учитель: А сейчас мы совершим экскурсию и увидим храмы нашего города.

             Слайд 6

Учитель: Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов? ( Купола, кресты, колокольня).

V. Изучение нового материала.

Учитель: Итак, мы сегодня «отправляемся» с вами на экскурсию в храм. Одной из особенностей храма, отличающей его от других видов строений, является купол и крест. Почти у каждого храма построена колокольня, которая является важной его частью.

Слайд 7

Учитель: Об этом нам расскажет Шипунова Лиза.

(Происхождение слова «колокол» иногда связывают с обычаем ударять кол о кол, создавая звук - сигнал. Внешняя форма колокола в христианской символике толкуется как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе благодать Бога. Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках вводных дверей, и внутри храма, и в башне куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды, на воротах монастырской стены. Затем на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола.)

Учитель: Давайте  послушаем праздничный колокольный звон.

(Звучит запись колокольного звона – электронное приложение к учебнику А. В. Кураева)

Учитель: Какие чувства вызывают у вас звон колоколов?

(Чувство праздника, возникают мысли о храме, чувство гордости за Россию и т. д.)

Учитель: А сейчас я предлагаю вам рассмотреть внешнее строение православного храма по электронному приложению к учебнику (купол с крестом, барабан, закомара, аркатурный пояс, лопатки).

(Дети рассматривают  под руководством учителя.)

Учитель: А сейчас мы с вами «войдем» в храм. Что же мы там увидим? Я предлагаю поработать в группах и найти ответ на этот вопрос.

Каждой группе я раздаю  карточки с написанными на них словами. Прочитайте эти слова, обсудите в группе их значение, может кто-то уже знает. А затем проверьте свои предположения.  

1, 2, 3, 4, 5 группе я предлагаю воспользоваться информацией из учебника (страница указана в карточке), обратив внимание на выделенные слова.

(иконостас, Царские врата, алтарь, икона, канун)

6 группе – воспользоваться информацией  из словаря С. И. Ожегова (кадило).

 (Дети работают в группах.  На выполнение задания отводится 3 минуты.)

Физкультминутка.

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза.

Наступает, наступает, наступает тишина.

Снова в храм идти пора.

Учитель: Мы продолжаем нашу экскурсию по храму. Слайд 8

Выберите в группе того, кто будет излагать выполненное задание.

Во время выступления каждая группа находит соответствие между картинкой и словом, обозначающим данный предмет.

Слово первой группе.

1 группа: Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы.

Учитель: Послушаем вторую группу.

2  группа: В центре иконостаса – двери. Они называются Царские врата (ворота). Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Девы Марии, Божией Матери…

Учитель: Продолжает третья группа.

3 группа: За иконостасом находится алтарь. Священник обычно молится именно там, и без благословения никто не имеет права туда входить.

Учитель: Как вы думаете, почему нельзя входить в алтарь без особого разрешения, благословения? (Ответы детей)

Учитель: Прочитаем об этом в учебнике на стр. 51 – последний абзац.

(Дети находят в учебнике и зачитывают.)

Учитель: Что находится в алтаре? Почему это место в храме является особо значимым? Об этом нам расскажет Кокурин Артём.

(Посередине алтаря помещается небольшой квадратный стол – престол. Престол – это самое священное место в храме. На нем незримо восседает Бог, и поэтому к нему никто и никогда не имеет права прикасаться, кроме священнослужителей. Лишь один раз в жизни при Крещении человек мужского пола бывает в алтаре. Женщинам вход в алтарь строго запрещен. Исключения делаются только монахиням. Даже иконы с изображением женских ликов, кроме икон Богоматери, не полагается ставить в алтаре.)

Учитель: Как вы думаете, для чего человек приходит в храм?

(Помолиться и поставить свечу за здравие родных и близких, за упокой душ умерших)

Учитель: А помогают нам в этом лики святых, которые смотрят на нас с икон. Своей информацией, что такое икона, с нами поделится 4 группа. 

4  группа: Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест.   Это означает, что человек – христианин и молится Христу. Если же человек кладёт крест не на себя, а на другого человека, значит,  он  благословляет его во имя Христа.

Учитель: Во время богослужения священник, держа в руке дымящееся кадило,  перед иконами и прихожанами совершает каждение, т. е. «наполняет воздух дымом благоуханным». Дым от кадила возносится кверху, но его благоухание радует окружающих.  Что такое «кадило» нам расскажет 6 группа. 

6 группа: Кадило – это металлический сосуд на цепочке для курения ладаном при богослужении.

Учитель: А вспомнить тех, кого уже нет сейчас с нами в этой жизни, нам помогают свечи, которые ставят в храме в определенное место. Как оно называется, нам сообщит 5 группа.

5 группа: Это квадратный столик, на котором зажжено множество свечей. Православные этот столик называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

Учитель: Ребята, а часто ли  вы бываете в храме?

Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет? (Ответы детей)

Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм. Слайд 9

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они.

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам.

Учитель:

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещание дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

Воскресенья подожди,

На молитву приходи.

Учитель: Ребята, а о чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу?

VI. Первичное закрепление изученного материала.

Учитель: Мы совершили экскурсию  в храм, а теперь поиграем и заодно проверим свои знания. Слайд 10

Игра «Доскажи словечко».

Сюда приходят в день воскресный,

А в праздник здесь порою тесно.

Народ здесь молится, крестясь.

И хорошо известно нам,

Что это собственно есть …  (храм).          

Льётся, льётся дивный звон.

Всех зовёт к молитве он.

Знаешь ты, и знаю я,

То звонят … (колокола).

В храме том

Стоит высокая стена.

Она украшена прекрасно –

На ней и крест, и образа.

Ответьте громко мне сейчас:

Эта стена - …  (иконостас).

Как близки нам эти лики:

Божья Матерь и Спаситель.

Всех святых мы видим взоры

С образов или с … (иконы).

Там престол, где Господь восседает,

Иерей службу там совершает.

И святится то место, как в старь,

И мы знаем, что это … (алтарь)

Она стоит, и я стою.

Она горит, и я хочу

Гореть любовью к Богу, к людям…

О том молюсь, того хочу,

И зажигаю я … (свечу).

VII. Итог урока. Рефлексия.  

Учитель: Человек приходит в храм для того, чтобы пообщаться с Богом, поставить свечу и помолиться о здравии родных и близких можно перед любой иконой, стоящей в храме.

(Учитель зажигает свечу и демонстрирует все сказанные далее слова)

Учитель: Смотрите, свеча имеет такую особенность: её огонёк стремится вверх, но свет и тепло она отдаёт тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть и жизнь человека. Душой хороший человек тянется к небу, а своими добрыми делами светит всем окружающим.  Слайд 11

Учитель: Вот и подходит к концу наш урок. Попробуйте оценить свою

работу по опорным словам.

  1. Мне понравилось…
  2. Я узнал…
  3. Мне запомнилось…

VIII. Домашнее задание. Слайд 12

  1. Учебник, стр. 48-51 – читать и отвечать на вопросы, поделиться своими знаниями с родителями.
  2. Подготовить сообщение «Православный храм» нашего города или подобрать и выучить стихотворение о храме.

Литература.

  1. Учебник «Основы православной культуры», автор А.В. Кураев, изд. «Просвещение», 2012г. 
  2. «Символика и устройство православного храма», Москва, 2008г.
  3.  А. В. Левитский. «Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», учебно – методическое пособие, Екатеринбург, 2011г.
  4. «Православная культура и мультипликационный ресурс», под ред. Е. П. Титкова, г. Арзамас, 2012г.

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

Конспект урока ОРКСЭ.Модуль «Основы светской этики» Тема"Дружба"

Зачётная работа слушателя Оперативно-целевых курсов по программе "Ступени роста"Конспект урока ОРКСЭ .Модуль «Основы светской этики»  Тема"Дружба"...

конспект урока ОРКСЭ модуль ОПК "Чудо в жизни христианина"

Для чуда есть место не только в сказке. но и в жизни....

План-конспект урока ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир, но между тем актуальна и сейчас. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без э...

Конспект урока ОРКСЭ (модуль ОПК) тема: " Зачем творить добро?"

Конспект урока Основ религиозных культур и светской этики по модулю Основы православной культуры  с использованием технологии модерации представлен в виде технологической карты. На уроке обучающи...