Конспект урока ОРКСЭ (модуль ОПК) в 4 классе на тему "Храм"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
На данном уроке:
- рассматриваются ключевые понятия: храм, иконостас, кадило, Царские врата,икона, алтарь, канун;
- используются следующие формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах;
- необходима дополнительная подготовка обучающихся к уроку:стихотворения, мини-сообщения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_orkse_rotanova_e._a._mbou_sosh_no2.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Сергачская средняя общеобразовательная школа № 2
Разработка урока
по модулю курса ОРКСЭ «Основы православной культуры»
Тема: «Храм»
Выполнила: Ротанова Елена Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ Сергачской СОШ №2
г. Сергач – 2015г.
Ф.И.О. учителя: Ротанова Елена Александровна, учитель начальных классов, МБОУ Сергачская СОШ №2
Модуль. Основы православной культуры
Тема. Храм (урок № 14)
Цель: сформировать у обучающихся целостное представление о православном храме, его внутреннем и внешнем устройстве.
Задачи:
Образовательные (предметный результат)
- узнать о назначении и устройстве православного храма;
- познакомить с понятием «храм – дом Божий».
Развивающие (метапредметный результат)
- развивать интерес к знаниям о храме;
- развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения.
Воспитательные (личностное развитие)
- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;
- осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека.
Предварительная подготовка к уроку: выучить стихи и подготовить сообщения.
Оборудование: учебник А.В.Кураева «Основы православных культур» 4 класс, электронное приложение к учебнику А. В. Кураева, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор); мультимедийная презентация урока, толковый словарь С. И. Ожегова, карточки для работы.
План урока с хронометражем:
- Организационный момент - 2 мин.
- Актуализация усвоения знаний обучающихся - 3 мин.
- Определение темы урока - 2 мин.
- Подготовка к восприятию нового материала - 5 мин.
- Изучение нового материала - 20 мин.
Физкультминутка - 1 мин.
- Первичное закрепление изученного материала - 8 мин.
- Итог урока. Рефлексия - 2 мин.
- Домашнее задание - 2 мин.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Добрый день! Встаньте, пожалуйста, красиво! Вспомните о чём-то приятном, радостном, улыбнитесь, протяните свои руки друг к другу, крепко возьмитесь за руки и поделитесь с окружающими вашим теплом, радостью, хорошим настроением. Слайд 2
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность.
Хотите начать прямо сейчас? (Да.)
II. Актуализация усвоения знаний обучающихся.
Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с золотым правилом этики. Повторим его хором.
Слайд 3
«Во всём, как хотите, что бы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Учитель: Чему же учит золотое правило этики? Ответ на этот вопрос вы должны были найти в пословицах и поговорках.
(Например: «Не рой другому яму: сам в неё попадёшь», «Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда», «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнёшь» и т.д.)
Учитель: Какой же вывод можно сделать из всего этого?
(Прежде, чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка, и задать себе вопрос: каково было бы мне, если бы так поступили со мной?)
Учитель: Я надеюсь, что это правило станет главным законом вашей жизни.
III. Определение темы урока.
Учитель: Наш сегодняшний урок мне хотелось бы продолжить стихотворением Надежды Веселовской «Поэзия небес». Слайд 4
Идут года, теряют люди близких.
Старухи в церкви слабою рукой
Выводят поминальные записки,
Где значится вверху: «За упокой».
За всё они пред памятью в ответе!
Начнут с отца и матери своих,
А дальше – муж, невыжившие дети,
В войну пропавший без вести жених...
Все имена спешат соединиться,
Сплестись в одну незыблемую суть, -
Растущий список длинной вереницей
Среди листа прокладывает путь...
За ним лежат бескрайние просторы,
Туманной дымкой скрытые вдали...
А сам он служит точкою опоры
Общения умерших и земли.
Учитель: Как вы думаете, о чём идет речь в данном стихотворении?
(О церкви, храме)
Учитель: Ребята, как вы считаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Учитель: Молодцы, открываем тетради, записываем число и тему урока «Храм».
IV. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: Ребята, а сейчас произнесите про себя слово «храм» и попробуйте записать в тетради, как вы сами понимаете значение этого слова.
(Дети работают в тетрадях.)
Учитель: А теперь пока мы заслушиваем ваши варианты ответов, я попрошу двух помощников, обратиться к толковому словарю С. И. Ожегова и найти значение слова «храм» там.
(Два ученика работают со словарём Ожегова С.И., находят и зачитывают: храм – это здание для богослужения, церковь.) Слайд 5
Учитель: Кто из вас был в храме? (Ответы детей)
Учитель: Что вы видели, слышали, чувствовали в храме? (Ответы детей)
Учитель: А сейчас мы совершим экскурсию и увидим храмы нашего города.
Слайд 6
Учитель: Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов? ( Купола, кресты, колокольня).
V. Изучение нового материала.
Учитель: Итак, мы сегодня «отправляемся» с вами на экскурсию в храм. Одной из особенностей храма, отличающей его от других видов строений, является купол и крест. Почти у каждого храма построена колокольня, которая является важной его частью.
Слайд 7
Учитель: Об этом нам расскажет Шипунова Лиза.
(Происхождение слова «колокол» иногда связывают с обычаем ударять кол о кол, создавая звук - сигнал. Внешняя форма колокола в христианской символике толкуется как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе благодать Бога. Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках вводных дверей, и внутри храма, и в башне куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды, на воротах монастырской стены. Затем на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола.)
Учитель: Давайте послушаем праздничный колокольный звон.
(Звучит запись колокольного звона – электронное приложение к учебнику А. В. Кураева)
Учитель: Какие чувства вызывают у вас звон колоколов?
(Чувство праздника, возникают мысли о храме, чувство гордости за Россию и т. д.)
Учитель: А сейчас я предлагаю вам рассмотреть внешнее строение православного храма по электронному приложению к учебнику (купол с крестом, барабан, закомара, аркатурный пояс, лопатки).
(Дети рассматривают под руководством учителя.)
Учитель: А сейчас мы с вами «войдем» в храм. Что же мы там увидим? Я предлагаю поработать в группах и найти ответ на этот вопрос.
Каждой группе я раздаю карточки с написанными на них словами. Прочитайте эти слова, обсудите в группе их значение, может кто-то уже знает. А затем проверьте свои предположения.
1, 2, 3, 4, 5 группе я предлагаю воспользоваться информацией из учебника (страница указана в карточке), обратив внимание на выделенные слова.
(иконостас, Царские врата, алтарь, икона, канун)
6 группе – воспользоваться информацией из словаря С. И. Ожегова (кадило).
(Дети работают в группах. На выполнение задания отводится 3 минуты.)
Физкультминутка.
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.
Наступает, наступает, наступает тишина.
Снова в храм идти пора.
Учитель: Мы продолжаем нашу экскурсию по храму. Слайд 8
Выберите в группе того, кто будет излагать выполненное задание.
Во время выступления каждая группа находит соответствие между картинкой и словом, обозначающим данный предмет.
Слово первой группе.
1 группа: Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы.
Учитель: Послушаем вторую группу.
2 группа: В центре иконостаса – двери. Они называются Царские врата (ворота). Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Девы Марии, Божией Матери…
Учитель: Продолжает третья группа.
3 группа: За иконостасом находится алтарь. Священник обычно молится именно там, и без благословения никто не имеет права туда входить.
Учитель: Как вы думаете, почему нельзя входить в алтарь без особого разрешения, благословения? (Ответы детей)
Учитель: Прочитаем об этом в учебнике на стр. 51 – последний абзац.
(Дети находят в учебнике и зачитывают.)
Учитель: Что находится в алтаре? Почему это место в храме является особо значимым? Об этом нам расскажет Кокурин Артём.
(Посередине алтаря помещается небольшой квадратный стол – престол. Престол – это самое священное место в храме. На нем незримо восседает Бог, и поэтому к нему никто и никогда не имеет права прикасаться, кроме священнослужителей. Лишь один раз в жизни при Крещении человек мужского пола бывает в алтаре. Женщинам вход в алтарь строго запрещен. Исключения делаются только монахиням. Даже иконы с изображением женских ликов, кроме икон Богоматери, не полагается ставить в алтаре.)
Учитель: Как вы думаете, для чего человек приходит в храм?
(Помолиться и поставить свечу за здравие родных и близких, за упокой душ умерших)
Учитель: А помогают нам в этом лики святых, которые смотрят на нас с икон. Своей информацией, что такое икона, с нами поделится 4 группа.
4 группа: Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.
При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что человек – христианин и молится Христу. Если же человек кладёт крест не на себя, а на другого человека, значит, он благословляет его во имя Христа.
Учитель: Во время богослужения священник, держа в руке дымящееся кадило, перед иконами и прихожанами совершает каждение, т. е. «наполняет воздух дымом благоуханным». Дым от кадила возносится кверху, но его благоухание радует окружающих. Что такое «кадило» нам расскажет 6 группа.
6 группа: Кадило – это металлический сосуд на цепочке для курения ладаном при богослужении.
Учитель: А вспомнить тех, кого уже нет сейчас с нами в этой жизни, нам помогают свечи, которые ставят в храме в определенное место. Как оно называется, нам сообщит 5 группа.
5 группа: Это квадратный столик, на котором зажжено множество свечей. Православные этот столик называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.
Учитель: Ребята, а часто ли вы бываете в храме?
Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет? (Ответы детей)
Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм. Слайд 9
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они.
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам.
Учитель:
И скажу я от души:
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи,
Службу Божию полюби.
Воскресенья подожди,
На молитву приходи.
Учитель: Ребята, а о чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?
Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу?
VI. Первичное закрепление изученного материала.
Учитель: Мы совершили экскурсию в храм, а теперь поиграем и заодно проверим свои знания. Слайд 10
Игра «Доскажи словечко».
Сюда приходят в день воскресный,
А в праздник здесь порою тесно.
Народ здесь молится, крестясь.
И хорошо известно нам,
Что это собственно есть … (храм).
Льётся, льётся дивный звон.
Всех зовёт к молитве он.
Знаешь ты, и знаю я,
То звонят … (колокола).
В храме том
Стоит высокая стена.
Она украшена прекрасно –
На ней и крест, и образа.
Ответьте громко мне сейчас:
Эта стена - … (иконостас).
Как близки нам эти лики:
Божья Матерь и Спаситель.
Всех святых мы видим взоры
С образов или с … (иконы).
Там престол, где Господь восседает,
Иерей службу там совершает.
И святится то место, как в старь,
И мы знаем, что это … (алтарь)
Она стоит, и я стою.
Она горит, и я хочу
Гореть любовью к Богу, к людям…
О том молюсь, того хочу,
И зажигаю я … (свечу).
VII. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Человек приходит в храм для того, чтобы пообщаться с Богом, поставить свечу и помолиться о здравии родных и близких можно перед любой иконой, стоящей в храме.
(Учитель зажигает свечу и демонстрирует все сказанные далее слова)
Учитель: Смотрите, свеча имеет такую особенность: её огонёк стремится вверх, но свет и тепло она отдаёт тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть и жизнь человека. Душой хороший человек тянется к небу, а своими добрыми делами светит всем окружающим. Слайд 11
Учитель: Вот и подходит к концу наш урок. Попробуйте оценить свою
работу по опорным словам.
- Мне понравилось…
- Я узнал…
- Мне запомнилось…
VIII. Домашнее задание. Слайд 12
- Учебник, стр. 48-51 – читать и отвечать на вопросы, поделиться своими знаниями с родителями.
- Подготовить сообщение «Православный храм» нашего города или подобрать и выучить стихотворение о храме.
Литература.
- Учебник «Основы православной культуры», автор А.В. Кураев, изд. «Просвещение», 2012г.
- «Символика и устройство православного храма», Москва, 2008г.
- А. В. Левитский. «Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», учебно – методическое пособие, Екатеринбург, 2011г.
- «Православная культура и мультипликационный ресурс», под ред. Е. П. Титкова, г. Арзамас, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"
В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...
Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"
С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...
КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ (модуль ОПК) ТЕМА: «ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ»
Подробный конспект урока....
Конспект урока ОРКСЭ.Модуль «Основы светской этики» Тема"Дружба"
Зачётная работа слушателя Оперативно-целевых курсов по программе "Ступени роста"Конспект урока ОРКСЭ .Модуль «Основы светской этики» Тема"Дружба"...
конспект урока ОРКСЭ модуль ОПК "Чудо в жизни христианина"
Для чуда есть место не только в сказке. но и в жизни....
План-конспект урока ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
Проблема выбора между добром и злом стара, как мир, но между тем актуальна и сейчас. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без э...
Конспект урока ОРКСЭ (модуль ОПК) тема: " Зачем творить добро?"
Конспект урока Основ религиозных культур и светской этики по модулю Основы православной культуры с использованием технологии модерации представлен в виде технологической карты. На уроке обучающи...