КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ (модуль ОПК) ТЕМА: «ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ»
план-конспект урока (4 класс) по теме

Забалуева Надежда Вадимовна

Подробный конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ

 РАЗРАБОТКА

УРОКА

ОРКСЭ (модуль ОПК)

ТЕМА: «ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ»

Разработана  учителем начальных классов

 МБОУ Арьёвская СОШ

                                                                           Забалуевой Надеждой Вадимовной

2013год.


Конспект урока

Тема урока: «Христианская семья».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели и задачи урока:

Цель урока:

  • раскрыть важность и необходимость понятий для каждого члена семьи:

 любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира в семейной жизни.

Образовательные: 

  • знакомство с  понятием семьи,
  •  дать представление о христианском понимании семьи,
  • рассказать о празднике «Семьи, любви и верности».

Воспитательные:

  • воспитание любви к своим родителям,
  • воспитание уважительного отношения друг к другу.

Развивающие: 

  • развитие навыков ответственного поведения в семье,
  • развитие творческой активности,
  • развитие речи.

Ключевые понятия урока: семья, любовь, венчание, венец, кольцо.

Оборудование: компьютер, проектор экран, два ноутбука, компьютерная презентация к уроку, видео и аудиоматериалы, интерактивный словарь, учебник, ромашки (приложение 1), слова для кластера «ромашка» (приложение 2) , карточки с притчами (приложение 3), карточки с пословицами (приложение 4), индивидуальные карточки с тестом (приложение 5).

Примерный план урока:

Этап урока

Приёмы и методы

T

Организационный момент

Приветствие друг друга и гостей урока

1

Ввод в тему урока

Песня «Родительский дом»

1

Формулировка темы урока.

Наводящие вопросы учителя

2

Беседа по теме.

Семь «Я» - в слове семья.

2

Погружение в тему урока .

Работа со справочной литературой (поиск значения понятия «обряд венчания»  в интерактивном словаре,  интернете и учебнике.)  

Работа в группах.

5  

Проверка  Д/з.

Рассказ учеников.

1

Связь с заповедями.

«Чти отца своего и мать свою». Работа в парах.

5

Физкультминутка.

Про взрослых и детей.

4

Работа в парах.

Связь с жизненным опытом (пословицы о семье)

6

Первичное закрепление.

Тест (индивидуальная работа)

2

Кластер.

Фронтальная работа

2

Закрепление

Рассказ учителя.

5

Д/з.

Сочинение «Моя семья»

1

Рефлексия.

Песня

2

Подведение итога.

Ключ любви.

1

В конце урока дети должны:

Назвать ценности, на которых зиждется настоящая христианская семья, запомнить и воспроизвести историю Петра и Февронии, дать  определение понятия «Семья»

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

1

Орг. момент

Доброе утро! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Садитесь, пожалуйста!

Эмоциональное погружение:  звучит музыка «Родительский дом»1 куплет. (слайд 1)

2

Ввод в тему урока

 В семейном кругу мы с вами растем

  Основа основ – родительский дом!

   В семейном кругу все корни твои!

   И в жизнь ты выходишь из семьи! (слайд 2)

3

Сообщение темы урока

- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

(Ответы учеников – семья ). (слайд №3) 

Эмблемой нашего урока будет всем вам знакомый цветок ромашки (см приложение 1).

А почему я выбрала именно его, вы мне сможете ответить в конце урока. К этой эмблеме мы ещё не раз обратимся. (На доске - большая ромашка. В жёлтой сердцевине - слово семья.) У вас у каждого на столе меньшая копия, работать с ней мы будем в течение урока.

4

Беседа по теме

А вы знаете как появилось слово семья?

(Стихотворение читает наизусть ученик класса)

(см. приложение 7)

 Значит у семьи свои давние корни.

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Погружение в тему урока.

Работа в группах.

Проверка домашнего задания

Работа в парах с притчами.

Физкульт-минутка

Связь с жизненным опытом.

Первичное закрепление

Праздник

Пётра и Февронии

Домашнее задание.

Рефлексия.

Итог

  1. Ни одна семья невозможна, если нет любви. Семья основана на радости и создана ради нее. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься». Конечно, любимый человек нравится. Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нем радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Любить – значит всю жизнь другого человека сделать своей. А всю свою жизнь отдать другому.(слайд 4) Другой радуется - и я счастлив. Но если он болеет - и мне плохо.

Любовью дорожить умейте,

С годами дорожить вдвойне.

Любовь не вздохи на скамейке

И не прогулки при луне.

Все будет: слякоть и пороша.

Ведь вместе надо жизнь прожить.

Любовь с хорошей песней схожа,

А песню нелегко сложить.

Самая первая семейная ценность – это любовь. Отметим лепесток на наших ромашках. ( На доске прикрепим к лепестку слово любовь, на местах подпишем –любовь).

2. Семейная жизнь – очень не простое соединение двух жизней. В православии вступление в брак называется венчанием. (слайд 5) Работая в группах, постараемся дать определение данному понятию.

(Работа в группах с различными источниками

1гр. – электронный словарь (обряд венчания,)

2гр. – интернет

(ролик венчание) ( ссылки см. приложение 6 ),

3гр. – учебник  (венец и кольцо).

Учитель и ребята просматривая ролик, дают комментарий увиденному. (Ответы ребят сопровождаются слайдами.(№6,7,8,9,10,11.)

Т. о. обвенчавшись мужчина и женщина дают обет верности. К лепестку ромашки присоединяем слово «верность»

Это чудо, что два сначала совсем незнакомых человека встречаются , а затем становятся одним целым. Создают семью со своими традициями. А каковы традиции вашей семьи? (Учащиеся рассказывают о своих традициях в творческой форме)

3.Христианская семья помнит слова из Нового Завета: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (бремена – от слова бремя: тяжесть, тягота). Работая с притчами  (см. приложение 3)  в парах, определите ещё несколько семейных ценностей. (Ученики, прочитав притчу, подбирают одну из ценностей семьи, комментируют выбор.

Проверяем, ответы на слайдах№12,13,14,15.)

Таким образом прикрепляем к ромашке ещё 4 лепестка – забота, терпение, тактичность, милосердие.

Учитель называет глаголы обозначающие деятельность детей или взрослых в семье. Услышав действия детей, ученики приседают, а на действия взрослых ученики встают на цыпочки и тянут руки вверх.

4.Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вспомним.

Игра « Собери пословицу есть начало, надо добавить продолжение и объяснить» (см. приложение 4).

Фронтальная работа, пословицы прикрепляем на доску           

Объясните смысл. Каким словом можно назвать ценность семьи основанную на понимании? (взаимопонимание)

- А сейчас давайте проверим, кто из вас был наиболее внимательным на уроке и сможет выполнить небольшой тест (см.приложение 5).

 (самопроверка со слайда 15)

Молодцы отлично справились!

- На доске у нас ромашка, на каждом лепестке одна из семейных ценностей. Назовём их. (Ученики озвучивают кластер)

-Я повторю вопрос из начала нашего урока.

-Почему я выбрала именно ромашку символом сегодняшнего урока?

- Ребята, как вы думаете, символом какого праздника она может являться? Есть в России праздник, посвящённый семье - «День семьи, любви  и верности», который отмечается летом – 8 июля. В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. А также в этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония. (слайд № 16)

- В давние годы в городе Муроме правил князь Пётр со своею супругой Февронией, которая однажды исцелила его от страшной болезни, с тех пор они были неразлучны. Они умерли в один день и завещали похоронить их в одной могиле. Как ни старались бояре хоронить князя Петра отдельно, он всё равно оказывался вместе со своей женой Февронией. (слайд № 17)

-Посмотрите на ромашки на ваших столах. Представьте, что ромашка-это ваша семья. Что в семье должно быть главным? (Ученики обосновывают свой выбор). Возьмите её с собой и прикрепите дома на самое видное место.

К следующему уроку приготовьте  сочинения, сообщения, рисунки о ваших семьях.

Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, как в нашей новой песне «Дом в котором живём». Выходите петь те, кому понравился наш урок. Поём  песню «Дом, в котором живем» .

(Аудиофайл звучит по щелчку на кнопке «наушники».)

(слайды 18-21)

Что является ключом к счастливой семейной жизни?

 (любовь). Сегодня я хочу подарить вам вот такие ключи, которые приоткроют дверцу любви в ваших сердцах! Спасибо за внимание!  (слайды 22-23)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Христианская семья", 4 класс.

Знакомство детей со смыслом обряда венчания, введение новых понятий «тактичность, хамство». Развитие нравственных качеств, необходимых для будущего крепкого брака и необходимых для добрых взаимоотноше...

Тема: Христианская семья

Предмет: ОРКСЭ , модуль «Основы православной культуры»Класс: четвертыйТип урока: открытие новых знанийТема: Христианская семьяТехнологии: технология  деятельностного метода обучения, технология ...

Урок по ОРКСЭ на тему: "Христианская семья"

урок по ОРКСЭ на тему: "Христианская семья" (№27) Задачи: обучающая: знакомство со смыслом обряда венчания, особенностями семейных традиций в православной культуре; воспитательная: воспитание ответств...

Урок по ОРКСЭ по теме "Христианская семья"

Данный урок по программе ОРКСЭ  № 27 в системе уроков по предмету,  1 час по данной теме....

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Христианская семья"

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Христианская семья"...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модуль ОПК. Урок №27 Тема: Христианская семья.

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модуль ОПК.  Урок №27 Тема: Христианская семья....