Урок ОПК "Икона"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Донести до детей назначение православной иконы через её сравнение с картиной, научить их выявлять отличительные характеристики иконы, привлечь внимание через знакомство с основными чудесами от икон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opk_ikona.docx | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Муравьихинская средняя общеобразовательная школа»
УРОК « ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Тема « ИКОНА»
Подготовила:
учитель начальных классов
Чанаева Светлана Васильевна
Тема «Икона»
Цель: Донести до детей назначение православной иконы через её сравнение с картиной, научить их выявлять отличительные характеристики иконы, привлечь внимание через знакомство с основными чудесами от икон.
ХОД УРОКА: I.Орг.момент (1 СЛАЙД)
II.Мотивационный этап. У. Внимание на экран. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос:
«Что изображено на этом слайде?
Д.( Ответы детей)
(1 СЛАЙД С МУЗЫКОЙ)
Калейдоскоп событий в мире
вращает времени рука,
и большинство людей в забвение
уносит памяти река.
В короткой памяти людской
лишь остаются единицы:
цари – избранники судьбы,
событий громких очевидцы,
ученые, художники, врачи,
актеры, гении, поэты
и чьи-то музы и вожди,
живут и ныне на портретах.
А есть еще одна закладка
от Бога в памяти людской:
святые лики в наших храмах
с их неземною чистотой.
Так не похожи на портреты,
они заказаны Творцом,
дающим счастье простым смертным
писать Божественным перстом.
В них только дух, не видно тела.
Портрет магической души
любовью к людям беспредельной
сияет в храмовой тиши.
(2 СЛАЙД) Сообщение темы и задач урока
У. Тема нашего урока « ИКОНА»
На уроке вы узнаете:
Почему икона так необычна
Что такое «свет иконы»
Что такое нимб
III.Операционный этап
(3 СЛАЙД)
У. Храм заполнен иконами. Одни образы помещены на стенах. А другие стоят на полу. Это - люди. Слово икона в переводе с греческого означает «образ».
Библия говорит, что каждый человек – это образ Божий. Именно поэтому христианин каждого человека воспринимает как святыню. Поэтому люди кланяются друг другу. И поэтому же священник в храме совершает каждение не только иконам на стенах, но и живым людям. Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека (в том числе и Богочеловека Христа).
У.А сейчас я вам прочитаю старую притчу об иконе.
Праведный старец, благочестивый христианин, проживая в доме своем, имел икону, изображавшую распятие Спасителя, и почитал ее. И когда переселился он в мир иной, икона осталась на прежнем месте, а дом его занял какой-то иудей. И поселившись там, на следующий день угощал некоторых своих единоверцев. Они же, увидев на стене образ Христа, начали осыпать хозяина проклятиями за то, что отступил он от веры их и стал исповедовать христианство. И клялся тот: «Не замечал я иконы до времени сего!» Тогда сказали ему нечестивцы: «Докажи на деле, что ты не христианин – возьми копье и пронзи бок изображенного иудея, как пронзили его распятого на кресте!» И схватил иудей копье и, желая уверить гостей в своей правоте и снять с себя обвинение, ударил копьем в икону. И хлынула из нее кровь, смешанная с водой. Оцепенели бесчестные иудеи от страшного зрелища, а, очнувшись, бежали из дома того. Христиане же, прослышав молву о случившемся, ворвались в дом еврея и спасли образ, еще сочившийся Божественной кровью. Они поместили его в священным храме, и стали воздавать ему величественное служение, ибо святыня так же блага для верных, как ужасна для нечестивых.
У. Чему учит эта притча?
Д. (Ответы детей)
У. А сейчас нам ребята расскажут о некоторых иконах
(4 СЛАЙД) ИКОНА СПАСИТЕЛЯ
«Спас Вседержитель» часто просто «Спаситель» или «Спас» – это центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя. «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, – говорит Господь, – Который есть и был и грядет, Вседержитель». Главный Врач душ и тел, который ведает обо всем, и к кому в первую очередь должно быть направлено наше молитвенное обращение. По правилам эта икона ставится во главе иконостаса.
(5 СЛАЙД) ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОГОМАТЕРИ
Казанская икона Божией Матери – чудотворная, одна из самых почитаемых в России. Она есть практически в каждом доме. Начиная с крещения, она сопровождает человека всю его жизнь. За помощью к ней обращались и обращаются не только простые люди, но и князья, цари, правители государства Российского. Народная заступница, она помогала победить врагов, освободить страну от захватчиков. В честь Казанской иконы Божией Матери во многих городах выстроены храмы и церкви. Любой человек, который попал в беду или испытывает какие-либо затруднения в работе или личной жизни, может обратиться с молитвой к чудотворному образу, и он обязательно получит помощь.
(6 СЛАЙД) ИКОНА БОГОМАТЕРИ «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»
Икона Божьей Матери «Нечаянная радость» создана в XVIII веке по сюжету о раскаявшемся грешнике из произведения святителя Дмитрия Ростовского «Руно орошенное». С тех пор эта икона и другие списки с нее являют чудесные события, связанные с исцелениями от болезней, по молитвам родителей с возвращением детей с пути порока и с духовным прозрением людей, осознавших свои духовные несовершенства. Молитва перед иконой и знание событий, которые связаны с рождением образа, вдохновляют человека на нравственное перерождение, а молитва за близких помогает обрести нечаянную радость отчаявшимся и дарует надежду на внезапное радостное избавление от бед и скорбей, если они присутствуют в их жизни
(7 СЛАЙД) ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, или иначе Николай Угодник, как стали его называть на крещеной Руси, в Православии едва ли не самый почитаемый святой после Богоматери. Недаром в храмах его святой образ чаще всего помещен в левом приделе рядом с иконами Матери Божьей. Имя святителя Николая, прославлено неисчерпаемым поистине списком изумительных избавлений, исцелений и других чудес, которые перечислить все просто невозможно. И сейчас горячие молитвы к нему помогают верующим решить многие свои проблемы, неразрешимые обычными, земными способами
(8СЛАЙД) СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕННИК ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ
Святой великомученик Георгий Победоносец почитаем в России как покровитель российского воинства и державной мощи Российского государства, а также небесный покровитель российской столицы. В последнее время его все чаще стали называть святым покровителем депутатов Государственной думы. Кроме того, святой великомученик Георгий Победоносец считается покровителем всех, занимающихся фермерским хозяйством: земледельцев и животноводов. Видя чудо исцеления от истязаний святого императором Диоклетианом, тысячи язычников уверовали в Христа. Из других прижизненных чудес особенно известно чудо святого Георгия о змие, ставшее основным сюжетом икон Святого великомученика Георгия Победоносца.
Работа с учебником с.52-54 СВЕТ ИКОНЫ
(9 СЛАЙД)
У. Работа в парах. (Прочитайте текст и заполните таблицу)
Проверка задания
(2 СЛАЙД)
У.Чтение вслух ИКОНА И МОЛИТВА С.54-55 –
IV. Регулирующий этап.
Вопросы:
1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?
2. Как понятие "света" связано с пониманием Бога в христианстве Бога?
3. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?
4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?
V. Рефлексия.
У. И в завершении нашего урока я предлагаю вашему вниманию видеоролик о иконе Владимирской Богоматери-эта икона одна самых почитаемых икон.
( просмотр видеоролика)
Какие чувства вызвал у вас этот видеоролик?
Д/з
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...