Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса на 2014-2015 учебный год
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО и НРФ № 373 от 06.10.2009)-с изменениями и дополнениями
2. ООП НОО МБОУ Ефремкинской СОШ № 8 . Приказ № 1 от 01.09.2014.
3.Положения МБОУ Ефремкинской СОШ №8 «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов(модулей)» - Приказ 4/1 от 30.08.2014
Цель и задачи учебного курса «Основы религиозных культур»
Цель учебного курса – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса:
1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_po_orkse.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ефремкинская средняя общеобразовательная школа №8
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании зам. директора по УВР директор МБОУ
методического Ефремкинской СОШ №8
объединения учителей ____________ ____________
начальных классов Конникова Е.Г. Бехер Е.А.
протокол №1 от 29.08.2014 приказ № 1 от 30.08.2014
Рабочая программа
по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
для 4 класса
на 2014-2015 учебный год
Разработала: учитель начальных классов Нестеренко Е.В.
2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО и НРФ № 373 от 06.10.2009)-с изменениями и дополнениями
2. ООП НОО МБОУ Ефремкинской СОШ № 8 . Приказ № 1 от 01.09.2014.
3.Положения МБОУ Ефремкинской СОШ №8 «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов(модулей)» - Приказ 4/1 от 30.08.2014
Цель и задачи учебного курса «Основы религиозных культур»
Цель учебного курса – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Общая характеристика курса
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом в 4-м классе на изучение курса «Основы мировых религиозных культур» отводится 1 час в неделю, всего - 34 часа.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Основы мировых религиозных культур»: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Л.Беглов, Е.В.Саплина/-М.: Просвещение,2012
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
«Основы религиозных культур» (34 часа)
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
В начальной школе (4 класс) наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.
Тематическое планирование предмета «Основы моровых религиозных культур»
4 класс (34ч)
Содержание программного материала | Характеристика деятельности учащихся |
Россия — наша Родина.(1ч) | Знакомятся с историей возникновения и особенностями религиозных культур. Изучают основы разных религиозных традиций. Дают определения основных понятий религиозной культуры. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь. Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры. Излагают своё мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества. Знакомятся с развитием различных религиозных культур в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения, заданий. Готовят сообщения по выбранным темам (теме) |
Культура и религия.(2ч) | |
Возникновение религий. Религии мира и их основатели.( 2ч) | |
Священные книги религий мира.(2ч) | |
Хранители предания в религиях мира. (1ч) | |
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.(2ч) | |
Человек в религиозных традициях мира.( 1ч) | |
Священные сооружения.(2ч) | |
Искусство в религиозной культуре.(2ч) | |
История религий в России.(3ч) | |
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.(2ч) | |
Паломничества и святыни.(1ч) | |
Праздники и календари.(2ч) | |
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.(2ч) | |
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья. .(2ч) | |
Долг, свобода, ответ-ственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству. .(2ч) | |
Подготовкатворческих проектов Учащихся (5ч) |
Ожидаемые результаты:
1. Дети научатся поиску и обработке собранных материалов при помощи информационных технологий – (создание генеалогического древа семьи, семейного фото и видео архива).
2. Дети научаться организации семейных праздников – (разработка и проведение праздника, изготовление подарков из подручных материалов, оформление семейных газет).
3. Сплочение семей и расширение круга общения.
4. У всех детей сформируется позитивное отношение к семье, семейным традициям, семейному образу жизни.
5. Улучшится микроклимат в социуме, благодаря позиционированию положительного опыта воспитания в семье.
Учебные пособия для комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Для учеников:
1.Учебник для учащихся «Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы.А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е,С. Токарева . – М.: Просвещение 2012г.
.
Для учителя:
1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. 2010
2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.
3. Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5.
4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
5. Энциклопедическая и справочная литература.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Оборудование:
- Учебные столы.
- Доска
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Телевизор
- Аудиопроигрыватель
- Компьютер
Календарно- тематическое планирование
№ темы | Тема | Дата по плану | Дата факт. | Основные виды деятельности уч-ся |
I. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества-1ч. | |||
Россия - наша Родина. | 01.09 | |||
II. | Основы мировых религиозных культур-28ч. | Знакомятся с историей возникновения и особенностями религиозных культур. Изучают основы разных религиозных традиций. Дают определения основных понятий религиозной культуры. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь. Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры. Излагают своё мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества. Знакомятся с развитием различных религиозных культур в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их. | ||
2-3 | Культура и религия | 08.09 15.09 | ||
4 | Возникновение религий. Древнейшие верования | 22.09 | ||
5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | 29.09 | ||
6 | Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Типитака | 06.10 | ||
7 | Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран | 13.10 | ||
8 | Хранители предания в религиях мира | 20.10 | ||
9-10 | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад | 27.10 | ||
11 | Человек в религиозных традициях мира | 10.11 | ||
12-13 | Священные сооружения | 17.11 24.11 | ||
14- 15 | Искусство в религиозной культуре | 01.12 08.12 | ||
16-17-18 | История религий в России | 15.12 22.12 29.12 | ||
19-20 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | 12.01 19.01 | ||
21 | Паломничества и святыни | 26.01 | ||
Календари религий мира. Праздники в религиях мира | 02.02 09.02 | |||
24-25 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | 16.02 23.02 | ||
26 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь | 02.03 | ||
27 | Семья, семейные ценности | 09.03 | ||
28 | Долг, свобода, ответственность, учение и труд | 16.03 | ||
29 | Любовь и уважение к Отечеству | 06.04 | ||
III. | Подготовка творческих проектов.-5ч. | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения, заданий. Готовят сообщения по выбранным темам (теме) | ||
30-31-32 | Подготовка творческих проектов. | 13.04 20.04 27.04 | ||
33 | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. | 04.05 | ||
34 | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. | 11.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Основы религиозной культуры и светской этики 4 класс»
Рабочая программа составлена на основе государственной программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы»/А.Я.Данилюк.-2-е изд. - М....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозной культуры и светской этики, 4 класс
Данная рабочая программа по ОРКСЭ по УМК "Школа России" (модуль «Основы светской этики»)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры народов России", 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпредмета «Основы религиозных культур и светской этики»,модуль «Основы православной культуры народов России» 4 класс...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики. 4 класс.
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики. 4 класс. А.А.Шемшурин, Н.М.Брунчукова, Р.Н.Демин, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова; под ред. Т.Д.Шапошниковой....
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики 4 класс
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на пони...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики 4 класс
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики, Кураев А.В. 4 класс...
Рабочая программапо предмету "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ), 4 класс
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерал...