РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозной культуры и светской этики, 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Данная рабочая программа по ОРКСЭ по УМК "Школа России" (модуль «Основы светской этики»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ose_razida.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Елабужского муниципального района РТ
Обсуждено Руководитель ШМО МБОУ "СОШ №1" ЕМР РТ __________________ Н.В.Донаурова Протокол № _1______ от «26 » августа 2014 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №» ЕМР РТ _______________ Т.Е.Трофимова
«27» августа 2014 г. | Утверждаю Директор МБОУ "СОШ №1" ЕМР РТ __________________ Р.Д. Оленева Приказ № _____ от «28 » августа 2014 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам религиозной культуры и светской этики, 4 класс
(модуль «Основы светской этики»)
Лемасова Разида Мохэряэмовна
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от « 28 » августа 2014 г.
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Данная программа рассчитана на изучение основ светской этики на базовом уровне и составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, рабочей программы по курсу «Основы светской этики» под редакцией М. Т.Студеникина, учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» ЕМР РТ, соответствует федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения.
Количество часов - 34 часа
в неделю – 1час
Учебник М. Т. Студеникин
Основы светской этики 4 класс
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
М.: Русское слово, 2012 г.
Тематический план
№ | Тема | Количество часов |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 3ч. | |
Основы религиозных культур и светской этики | 16ч. | |
Духовные традиции многонационального народа России | 15ч. | |
Итого | 34ч. |
Планируемые результат освоения учебного предмета
В результате изучения модуля «Светская этика» обучающейся будет иметь представление о понятиях:
- этика, этикет, светский;
- Родина, Россия, национальность, раса;
- манеры, нравственность (мораль);
- вежливость, уважение, тактичность, скромность;
- добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие;
- честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон;
- гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие;
- обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание;
- терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень;
- род, родословие, семья, фамилия, традиция, семейная этика, любовь, забота;
- правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость;
- праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести ;
- Отечество, защитник, патриот, воин;
В результате изучения модуля «Светская этика» обучающейся должен уметь:
- проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них;
- показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь;
- следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни;
- осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома;
- выявлять элементы общечеловеческих ценностей;
- оценивать позитивные качества честности;
- проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России;
- выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям;
- проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи, поддерживать дружеские взаимоотношения в семье;
-выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок;
- проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии;
- уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения урока | Дата проведённого урока | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества-3ч. |
Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. | |||||||
Введение в предмет | Вводный | Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе | Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа мультфильма «Крошка Енот». Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, выразительно читать; осуществлять словарную и графическую работу. Коммуникативные: знать правила коллективной работы; читать по ролям и обсуждать сказку «Вежливый кролик» | Компетенции: дружелюбное отношение друг к другу; знание практической пользы этики и этикета | ||||
Россия — Родина моя | Урок первичного изучения | Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме | Регулятивные: определение алгоритма составления простого плана. Познавательные: работа с физической настенной картой «Россия в XXI веке», атласом для 3—5 классов, текстами и иллюстрациями учебника, с плакатами, с загадками. Коммуникативные: взаимопомощь и доброжелательность общения в коллектив | Компетентность: интерес к познанию родной страны, усвоение понятий патриот, патриотизм | ||||
Россия — Родина моя | Закре-пление | |||||||
Основы религиозных культур и светской этики-16ч. | ||||||||
Этика и этикет | Комбинированный | овладение навыками культурного поведения, формирования нравственной культуры учащихся; отработка практических ситуаций проявления эти кета в обыденной жизни. Пробуждать стремление совер-шать добрые дела | Регулятивные: усвоение правил работы с учебником. Познавательные: чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа с карточками по определению значений слов; работа со схемами, со словарем. Коммуникативные: культурное и вежли-вое общение в кол -лективе | Компетентность в разрешении элементов практических ситуаций этикета в обыденной жизни. Пробуждение стремления совершать добрые дела | Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры и морали. Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. | |||
Этика и этикет | Комбинированный | |||||||
Вежливость | Комбинированный | Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим, потребности неформального соблюдения правил вежливости и этикета | Регулятивные: определение правил отработки терминов и понятий. Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы; проведение инсценировки с цветами. Коммуникативные: неформальное общение, соблюдение правил вежливости и этикета | Компетентность осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдение правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома | ||||
Вежливость | Комбинированный | |||||||
Добро и зло | Комбинированный | Формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательности , уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела | Регулятивные: выявление алгоритма сложного плана изучения нового. Познавательные: работа с карточками по определению терминов и понятий; практическая работа с предметами. Коммуникативные: художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; применение правил разговорной речи. | Компетенции: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; проявлять заботу о родных и близких, о нуждающихся в помощи людях | Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях. | |||
Добро и зло | Комбинированный | |||||||
Дружба и порядочность | Комбини- рованный | Формировать нравственные качества личности: умение дружить, беречь дружбу, дружески общаться в коллективе. Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу | Регулятивные: разработка правил работы в парах. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практического задания; работа с таблицей, материалами блок-пакетов; анализ правил дружбы; объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах; определение правил соревнования команд | Компетенции: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу | Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. | |||
Дружба и порядочность | Комбини- рованный | |||||||
Честность и искренность | Комбини-рованный | Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать свои поступки. Воспитание нравственных принципов собственного развития | Регулятивные: при по- мощи учителя определение нравственных принципов собственного развития. Познавательные: составление схемы; от- работка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по рисункам учебника; соотнесение иллюстрации с текстом; работа с пословицами и поговорками. Коммуникативные: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний | Компетенции: критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов художественного произведения, вы- являть в нем | Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции. | |||
Честность и искренность | Комбини-рованный | |||||||
Гордость и гордыня | Комбини-рованный | Формирование эмоционально по - ложительной кон - цепции развития личности: «Я могу, способен,значу»; умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня; реали- зация межпред- метных связей с окружающим миром, литера- турным чтением, русским языком | Регулятивные: опре - деление правила со- ставления схемы. Познавательные: от- работка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; заполнение плаката; составление кроссворда; ответы на воп- росы; работа с иллюстрациями учебника. Коммуникативные: применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение стихов; работа с пословицами | Компетенции по проявлению поря - дочности и скромности, гордости за поступки героев России; умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, вы- являть в нем этические понятия гордость и гордыня | Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. | |||
Гордость и гордыня | Комбини-рованный | |||||||
Обычаи и обряды | Комбини-рованный | Раскрытие межпредметных связей с литературным чтением, музыкой. Пробуждение у учащихся интереса к народным праздникам. Воспитание уважения к традициям своего народа | Регулятивные: с помощью учителя определение принципов выявления межпредметных связей. Познавательные: работа с учебником; чтение стихов, текстов народного фольклора (заклички); просмотр фрагмента видеофильма А. Роу «Морозко» (сватовство невесты, свадьба); игра «Бояре»; применение схем; проведение беседы; лепка из соленого теста; раскраска и рисование, прослушивание музыки; составление плана изучения нового. Коммуникативные: правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями | Компетенции: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений культурных традиций. | |||
Обычаи и обряды | Комбини-рованный | |||||||
Терпение и труд | Комбини-рованный | Реализация межпредметных связей с музыкой, технологией, литературным чтением. Воспитание трудолюбия, целеустремленности и деловитости, ответственности за порученное дело, уважения к людям труда | Регулятивные: определение принципов применения блок-пакетов на уроках этики. Познавательные: использование блок-пакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц. Коммуникативные: основы анкетирования (заполнение анкеты); сообщения учащихся; чтение текста по ролям | Компетенции: знать основы самообслуживающего труда; выполнять порученное дело, практические задания; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды | Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. | |||
Терпение и труд | Комбини-рованный | |||||||
Духовные традиции многонационального народа России-15ч. | ||||||||
Семья | Комбиниро-ванный | Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи. Разыгрывая жизненные ситуации, усваивать образцы поведения членов семьи. Уважительно относиться к родителям, членам семьи, к близким людям | Регулятивные: правила анализа текстов по выявлению разумных потребностей. Познавательные: ответы на вопросы анкеты; отгадывание ребуса; составление схем; подбор к иллюстрациям слов из текста. Коммуникативные: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки фотовыставки, древа родословия | Компетенции: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений культурных традиций. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранным темам (теме). | |||
Семья | Комбиниро-ванный | |||||||
Семейные традиции | Комбини-рованный | Подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношений в семье. Продолжить работу по изучению семей классного коллектива. Развитие у учащихся интереса к истории семьи, семейным традициям, воспитание чувства гордости за свою семью | Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению традиций. Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий развивающего характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями на карточках; составление схем, таблиц; графическая работа. Коммуникативные: правила выступления с сообщениями; умение отвечать на вопросы; правила проведения словесных игр | Компетенции: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; подготовить мини-сочинение; соотнести части пословиц | ||||
Семейные традиции | Комбини-рованный | |||||||
Сердце матери | Комбини-рованный | Обучение детей ценить и дорожить великим даром общения. Воспитание у учащихся чуткого, внимательного и уважительного отношения к своим близким, к маме | Регулятивные: определение правил изучения общечеловеческих норм. Познавательные: выполнение графического задания; работа в группах с раздаточным материалом; анализ текста и выделение основных идей;„определение частей речи; работа с анкетой, со схемами и таблицами; просмотр фрагмента видеофильма «Марья-искусница»; проведение игры «Моя семья»; сценка «Мама и солнышко». Коммуникативные: определение правил работы в группах | Проявлять компетентность во внимательном и уважительном отношении к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх | ||||
Сердце матери | Комбини-рованный | |||||||
Правила твоей жизни | Комбини-рованный | Развитие умения замечать, кому нужна помощь, не дожидаясь подсказки взрослых. Формирование навыков выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно- транспортного травматизма. Воспитание у учащихся этических норм поведения в школе, дома, на улице, внимательное, чуткое отношение к своим близким | Регулятивные: составление практических заданий по решению жизненных ситуаций. Познавательные: выполнение практических заданий на доске; работа с текстом учебника, беседа по картине Ф.П. Решетникова «За уроками»; участие в игре, отработка логических операций. Коммуникативные: определение правил работы в командах | Компетенции по соблюдению требований дисциплины, выполнению правил самообслуживания; умение и желание поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности | ||||
Правила твоей жизни | Комбини-рованный | |||||||
Праздники народов России | Урок первичного изучения | Активизация межпредметных связей с окружающим миром, литературным чтением. Воспитание желания узнавать новое о жизни разных народов, уважительно относиться к любой религии. Воспитание у детей чувства радости от общения с людьми, чувства бескорыстного, уважительного, терпимого отношения к людям любой национальности и религии | Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с открытками, карточками и схемами. Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок-пакетами; выполнение заданий в парах. Коммуникативные: развитие культуры поведения на праздниках | Компетенции: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать праздничный застольный этикет | ||||
Праздники народов России | Закрепление новых знаний | |||||||
Защитники Отечества | Комбини-рованный | Реализация межпредметных связей с окружающим миром, музыкой, литературным чтением, изобразительным искусством. Развитие умения находить в тексте знания этического характера, знание основных правил этикета. Воспитание у учащихся уважительного отношения к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны, чувства гордости за своих предков, жертвовавших собой во имя свободы и независимости Родины | Регулятивные: основы составления простого и сложного плана. Познавательные: работа с учебником, с иллюстрациями, с репродукцией картины В. Васнецова «Богатыри»; с фотографиями Могилы Неизвестного Солдата, памятника Г. К. Жукову; с изображением Георгия Победоносца; чтение стихов и былин, слушание музыки и рисование. Коммуникативные: основы фронтальной и групповой работы в классе | Компетенции: проявление уважительного отношениия к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отече- ственной войны. Умение подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; находить в тексте детских произведений знания этического характера | ||||
Защитники Отечества | Комбини-рованный | |||||||
Итоговый урок | Повто-рительно-обоб-щающий | Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета. Подготовка к восприятию и усвоению курса этики в 5 классе | Регулятивные: составление тестового задания. Познавательные: выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой. Коммуникативные: основы работы в парах и группах | Компетенции владения основами этики и этикета: знание понятий и определений, соотнесение определения с понятиями, пословиц с изученными темами; выполнение тестовых заданий | ||||
Итоговый урок | Повто-рительно-обоб-щающий | |||||||
Итоговый урок | Повто-рительно-обоб-щающий |
Дополнительная литература:
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения, СПб, 2005
- Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике, Москва, 1990
- http://www.pedsovet.su//
- http://it-n.ru
- http://school-collection.edu.ru//
- http://www.solnet.ee//
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики"
Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, Образовательной программы школы, примерной (авторской) программы по Основам ре...
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль «Основы светской этики»....
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс
Программа составлена на основе авторской программы А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики», М., Просвещение, 2013 год, учебника...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» («Основы светской этики»)
Личностными результатами изучения предмета "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы светской этики") являются:1) формирование основ российской гражданской идентичност...
Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")
Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы светской этики» 4 класс
Данная рабочая программа учебного предмета «Основы светской этики»» для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе требований к предметным и метапредметным резуль...
Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии ...