Рабочая тетрадь ОРКСЭ
материал по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 2-3
Россия – наша Родина. Родина моя –Татарстан
Задание 1. Заполни пропуски в предложениях.
Мы живём в замечательной стране, имя которой – ___________________________________ .
Мы с любовью называем нашу страну ______________________ , потому что родились и живём в ней.
Основной закон нашего государства – _________________________ .
Столица России – город __________________________ .
Глава нашего государства – ______________________ , в настоящее время этот пост занимает ___________________________________________________.
Государственные символы России – это ________________, ______________, _____________.
Задание 2. Ответь на вопросы о государственных символах России и Татарстана.
Герб России | Назови элементы государственного герба Российской Федерации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Флаг России | Что, по твоему, символизируют цвета российского флага? белый цвет — _________________________________ синий цвет — _________________________________ красный цвет — _______________________________ |
Герб Татарстана | Назови элементы государственного герба Татарстана: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Флаг России | Что, по твоему, символизируют цвета татарстанского флага? зеленый цвет — _________________________________ белый цвет — _________________________________ красный цвет — _______________________________ |
Гимн России Россия - священная наша держава, Припев: От южных морей до полярного края Широкий простор для мечты и для жизни Кто авторы музыки и текста гимна России. Музыка - ______________________________________________________ Текст - _______________________________________________________ | Гимн Татарстана Мэнге яшэ, газиз Ватаныбыз, Цвети, священная земля моя, Кто авторы музыки и текста гимна России. Музыка - _____________________________________ Текст - ______________________________________ ____________________________________ Переводчик на русский язык - ______________________________________ ______________________________________ |
Задание 3. В нашей стране проживают люди более ста национальностей. У каждого народа свой язык и культура. Это большая ценность. Одноклассники каких национальностей обучаются вместе с тобой? Запиши ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 4-5
Этика и этикет
Аристотель ( (384—322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный.
Философ - это тот, кто не только любит мудрость и стремится к ней, но и тот, кому удается вкусить мудрости.
Афоризм - это краткое изречение, законченная мысль одного автора, обладающая глубоким смыслом и проработанной формой. Афоризм отличается неожиданностью своей главной мысли и выразительностью.
Задание 1. Прочитай афоризмы великого Аристотеля. Подумай, о чём они? Согласен ли ты с автором? Отметь те афоризмы, которые выражают твоё отношение к окружающему.
- В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья - это надежное прибежище.
- В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.
- Для того чтобы совершать благородные поступки, необязательно царить над сушей и морями.
- Жить - значит делать вещи, а не приобретать их.
- Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение.
Задание 2. Словарь
_____________________– любовь к мудрости.
___________________ – (греч. ethike, от ethos - обычай, нрав, характер), философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. (IV век до н.э.).
_________________— это заданные этикой правила поведения.
_________________________ — внутренняя предрасположенность и потребность соблюдать эти правила.
_______________________ - установленный, принятый порядок поведения.
Манеры поведения
Этикет рассматривает манеры поведения.
____________________ - способ держать себя. (выражение речи, походка, жестикуляция, интонация, осанка, мимика.
Хорошие манеры: ____________________________________________________________
___________________________________________________________________________.
Плохие манеры: _____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
Урок 6
Вежливость. Особенности морали.
Задание 1. Словарь.
______________________ – 1. Совокупность достижений человечества в производственном, духовном и общественном отношении. 2. Образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.
__________________________ - повседневное уважение и открытая доброжелательность по отношению к тем людям, с которыми приходится встречаться дома и в школе, на работе и в общественных местах.
_______________________ - это почтительное отношение к людям, основанное на признании их достоинств.
Задание 2. Напишите вежливые слова.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Продолжите предложение:
Вежливость проявляется не только в словах, но и ______________________________
______________________________________________________________________
Произносить слова вежливости надо с ___________________________
Важное качество вежливости – это ________________________________________
Тактичность - это ощущение меры, умения чувствовать настроение окружающих, уважать их мнение, взгляды, чувства.
Мораль — это заданные этикой правила поведения.
_________________________________ – различные нормы, которые приняты в обществе, которые помогают отличить добро от зла, справедливое от несправедливого.
Эти нормы помогают понимать, что можно и что нельзя.
Нравственность — внутренняя предрасположенность и потребность соблюдать эти правила.
Задание 3. Подчеркните качества человека, которые мораль одобряет
Смелость
Трусость
Верность
Предательство
Правдивость
Общительность
Замкнутость
Зависть
Скромность
Доброта
Великодушие
Злорадство
Щедрость
Жадность
Милосердие
Вежливость
Высокомерие
Хамство
Уважение
Пренебрежение
Скромность
Отвага
Бесстрашие
Стойкость
Мужество
Приветливость
Равнодушие
Лживость
Урок 7
Этикет приветствия.
Задание 1. Словарь
1. Речевые формулы – _______________________________________________________
________________________________________________________________________
Задание 2.
Речевые этикетные формулы приветствия:
- ________________________________
- ________________________________
- _________________________________
- _________________________________
- _________________________________
- _________________________________
- _________________________________
- _________________________________
- _________________________________
- _________________________________
Приветствие принято сопровождать ___________________________________________
__________________________________________________________________________
В приветствии очень важна __________________________________________________
Задание 3.
Соедините слова приветствия и тех, кому они предназначены так, чтобы соотношение было наиболее точным.
Привет! | Ответ на приветствие к тебе учителя. |
Здравствуйте, Ирина Николаевна! | Приятелю, если он далеко. |
Здравствуйте! | Близким родственникам, другу. |
Встать с поклоном головы. | Приятелю. |
Помахать рукой. | Если много людей. |
Здравствуй! | Если в класс вошел взрослый человек. |
Особенности приветствия:
• Если вы заметили знакомого вдалеке (на другой стороне улицы, в автобусе и т. п.), и если заметили и вас, нужно поприветствовать человека кивком головы, взмахом руки, поклоном, улыбкой. Кричать во весь голос не следует - вы поставите в неловкую ситуацию и его, и себя.
• Если вы увидели знакомого, который приближается к вам, не нужно кричать «здравствуй» издалека. Дождитесь, когда расстояние между вами сократится до нескольких шагов, и тогда поприветствуйте его.
• Если вы идете с кем-нибудь, и ваш спутник поздоровался с незнакомым вам человеком, следует поздороваться и вам.
• Если вы встречаете знакомого в компании незнакомца, нужно поприветствовать их обоих. Также нужно поприветствовать всех в группе, к которой вы подходите.
• Если вы идете в группе и встречаете своего знакомого, необязательно знакомить с ним остальных. Можно, извинившись, на несколько секунд отойти в сторону и поговорить со знакомым. Но не затягивайте разговор, ведь вас ждут другие люди.
• Обязательно нужно приветствовать тех людей, с которыми часто встречаетесь, даже если вы с ними и не знакомы. Например, с продавцом ближайшего магазина, с почтальоном, соседями из подъезда. Это элементарная вежливость.
• Если вы входите в комнату, где находится много людей, нужно не здороваться с каждым в отдельности, а сказать общее «здравствуйте».
Урок 8
Добро и зло
Прочитай притчу.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А если вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?" Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.
Улыбаясь, он подошел к Мастеру, и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках...
-Почему мастер так ответил?
-Согласны ли с мастером?
-А что вы скажите об ученике?
Задание 1.
Впиши определения, используя учебник.
Добро - __________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Доброта - ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
- Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
- Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
- И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
Зло - _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Задание 1. Составь пословицы и высказывания. Соедини линией.
Рождает зверя зверь, Рождает птица птицу, | чтобы тебя не погубило зло | |
Твори добро, чтобы любя | От доброго – добро, От злого – зло родится | |
Худо тому, | добро нашло тебя | |
Зла не верши, | Но зло творится без труда, Добро – творить трудней | |
Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. | кто добра не делает никому |
Задание 3.
Распредели слова на две группы, при помощи стрелок.
Обман,
насилие,
взаимовыручка,
помощь,
умение говорить правду,
хвастовство,
ложь,
трудолюбие,
мужество,
честь,
хвастливость,
жестокость,
скромность,
милосердие,
совесть
трусость,
зависть,
жадность,
честность,
тактичность,
болтливость,
правдивость,
хитрость,
бестактность,
лживость,
малодушие,
справедливость,
выдержка,
эгоизм.
Задание 4. Предложи свой вариант «расшифровки» слов
Доверие Д____________
Ответственность О____________ З____________
Братство Б____________ Л____________
Радость Р____________ О____________
Отвага О____________
Задание 5.
Прочитай рассказ Валентины Осеевой и ответь на вопросы.
Сыновья
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!
- Какие чувства испытывали женщины, когда рассказывали о своих сыновьях?
- Изменились ли они после слов старика?
- Что значит, быть хорошим сыном (дочерью)? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Продолжи сказку.
« На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Соотнеси определения и понятия.
1. Отнять у младшего деньги. Это___________________________________
2.Помочь старушке перейти дорогу. Это______________________________
3. Подарить маме цветы в день рождения. Это _________________________
4.Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище. Это__________
5.Ударить ногой собаку. Это________________________________
6. Помочь однокласснику в учебе. Это_______________________
7. Помирить поссорившихся друзей. Это_____________________
8.Помочь маме в домашних делах. Это_______________________
Слова для справок: доброта, насилие, злоба, забота, милосердие, жестокость, внимательность, участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ
Основы религиозных культур и светской этики РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Модуль «Основы светской этики» Педагоги, преподающие новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» прекра...
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ (ОПК)
Материалы обновляются еженедельно!...
Фрагменты рабочей тетради по ОРКСЭ
Данные рабочие листы составлены для организации деятельности учащихся на занятиях по предмету ОРКСЭ (Модуль «Основы светской этики»). Материал продуктивных заданий соответствует темам ...
рабочие тетради по ОРКСЭ
данные материалы помогут разнообразить работу на уроке...
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ 4 класс
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ 4 класс...
Рабочая тетрадь к урокам ОРКСЭ ( модуль "Основы православной культуры")
Данный материал используется в качестве раздаточного на уроках основ православной культуры в рамках курса ОРКСЭ в 4 классе....
Рабочая тетрадь по ОРКСЭ
Тетрадь предназначена для использования на уроках курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики» и самостоятельных занятий детей дома в кругу семьи....