Урок по ОРКСЭ "Дружба"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Сулейманова Эльвира Бикяновна

Открытый урок по ОРКСЭ. Также можно использовать на классных часах. На уроке используется презентация. Во время урока исползаваны такие методы и приёмы как работа с притчей, работа с учебником, работа со славарём, монолог о дружбе, работа в группах (заполнение цветка), песня "Настоящий друг", беседа о друге, разбор ситуации, выведение правил дружбы, разыгрывание сценки "Друзья", беседа о вежливых друзьях и урок заканчивается просмотром мультфильма Настоящий друг с участием Лунтика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_orkse_druzhba.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема "Дружба"

Цель урока: создание представлений у учащихся о понятии "дружба" и "настоящем друге", присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

Задачи:

помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия "дружба";

познакомить с истинным толкованием слова "дружба" "друг", "приятель", "товарищ";

учить слушать, понимать и помогать друг другу;

формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.

анализировать свои поступки и окружающих пополнить "кодекс доброты"

Основные понятия: дружба, настоящий друг, приятель, товарищ Оборудование:

мультимедийный комплекс, ватман, листы А 4 фломастеры цветов: синий, зеленый, желтый, красный толковый словарь С.И. Ожегова.

Прогнозируемый результат:

в результате знакомства с примерами, ситуативными задачами у учащихся должны сформироваться чёткие определения о данных этических категориями;

осознание учащимися что взаимопомощь, взаимовыручка, доброе отношение и уважение друг к другу, очень важны, что дружба - человеческое богатство.

формирование у учащихся навыков работы в команде.


Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Постановка проблемы.

Сегодняшний урок мы начнем с притчи.

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

  • Мама, что это за птицы? - спросил он.
  • Наши друзья, - ответила орлица сыну. - Орёл живёт в одиночестве - такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, - наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

  • Ай-ай, они украли у нас еду!
  • Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

Тот, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском. Ведь дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Дружба - это сила!

  1. Изучение новой темы

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Дружба).

Откройте учебник на странице 32. Прочитайте тему урока. Прочитайте, пожалуйста, первый абзац.

Живя  в обществе и общаясь с людьми, человек находится в разнообразных отношениях с другими. К ним относятся родственные отношения между


родителями и детьми, братьями и сестрами. Это служебные отношения, связанные с работой или учебой - отношения между учителями и учениками, между одноклассниками. Могут быть отношения, которые возникают от близкого проживания. Это соседские отношения или приятельские во дворе. Могут быть дружеские отношения - отношения между друзьями.

  • О чём написано в этом абзаце? (Отношения бывают разные: Родственные отношения, служебные отношения, соседские отношения, дружеские).
  • Чем отличаются дружеские отношения от остальных видов отношений.
  1. Работа со словарём.

Давайте посмотрим в словаре - что такое дружба.

Откроем учебник на стр. 32, найдите понятие дружба.

По словарю В.И.Даля "Дружба - это взаимная привязанность двух или более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении"

Очень часто в речи мы можем услышать слова "друг", "приятель", "товарищ"?

  • Чем отличаются слова "друг", "приятель", "товарищ"? (друг один, а товарищей может быть много)

Работа в группах со словарём

Задание 1 группе. Найдите понятие друг

Задание 2 группе. Найдите понятие приятель

Задание 3 группе. Найдите понятие товарищ

Вывод: так в чем разница между этими понятиями?

(ответы детей)

  1. "Монолог о дружбе"

Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает это слово?

Это слово? Значит что оно?

  • А что же такое дружба, как вы понимаете это слово?
  • Как вы думаете, какими качествами должен обладать друг?

6.Работа в группах.

Задание. У вас на столах лепестки цветка. Как вы думаете, какой цветок можно составить? Составьте ромашку, а на ее лепестках напишите качества, которыми можно охарактеризовать настоящего друга.

Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, терпеливый, льстивый, богатый, доверчивый, веселый, ленивый, общительный, бескорыстный, трудолюбивый.

В каждой группе оформляется ромашка и вывешивается на доску.

  • Какие качества у вас совпали? (Честный, преданный, умеющий хранить секреты, бескорыстный.)
  • Назовите из этих качеств, 1 которое есть у вас.
  • Зачеркните слова - качества, которыми не должен обладать настоящий друг.

Какое надежное и емкое слово дружба.

А кто такой друг? Вы писали свои высказывания о друге, давайте прочитаем их.

7. Песня «Настоящий друг».

Существуют множество книг про друзей, я тут подобрала некоторые из них. Рекомендую прочитать эти книги.

Также вы слышали песни и стихи о дружбе. Сегодня я предлагаю вспомнить песню «Настоящий друг».

- Дополните каждый по цепочке: "Друг - это тот, кто:.)

Я начну с себя "Друг - это тот, кто никогда не предаст"

(высказывания детей).

8. Беседа о друге.

  • Друзей у нас может быть много, а может, и нет, но каждый занимает определенное место в нашей жизни. И друзья бывают разные.
  • У кого из вас друзья - взрослые?
  • Почему вам нравится иметь взрослого друга?

-Чему он может вас научить?

  • Могут ли мама, бабушка, учитель быть друзьями?

Вывод: взрослый опытнее, он помощник, советчик.

  • Дружба начинается в семье. Семья - начало нашей жизни, мы растем в ней и взрослеем. Недаром пословица гласит: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».
  • Для чего дружить ровесникам?

9. Работа с пословицами

Давайте вспомним другие пословицы о дружбе.

Вам даны карточки, в них 2 столбика, вы к началу пословицы из второго столбика должны подобрать продолжение, соединить стрелками. Кто быстрее.

Нет друга - ищи, нашёл - береги.

Не имей сто друзей, а имей сто друзей.

Один за всех, и все за одного.

Человек без друзей, что дерево без корней.

У - теперь проверим

Дружат взрослые, взрослый-ребенок, сверстники , но бывает и необычная дружба, могут дружить человек - животное, человек - игрушка, человек - воображаемый герой (личный дневник).

Физкультминутка:

-Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь.

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули.

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди Ты на мир ясней иди.

  1.  Ситуационный практикум.

Ситуация 1.

Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки в школе, что вы сделаете?

Ситуация 2. Вместе с другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет, а у Николая в руках маленькая коробка. Мой пакет порвался и всё содержимое рассыпалось. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая?

Ситуация 3. Вы выполнили задание, но ваш друг не может с ним справиться. Как вы поступите?

  1.  Работа в парах «Правила дружбы».

- Как и во всех предметам существуют правила. Давайте мы с вами попробуем вывести свои правила дружбы.

  1. “Друзья”. (Сценку разыгрывают ученики класса).

Однажды Саша принес в школу планшет. К нему тут же подбежал Венер и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.

  • Давай! - согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

-Я - Сашин друг! - гордо сказал он. - Я буду с ним играть.

На другой день Азамат принес в класс трансформер. И опять первым возле него оказался Максим.

-Я - твой друг! - опять произнес он. - Будем вместе играть.

Но тут подошел Саша.

  • И меня примите.
  • Нет, не примем, - сказал Максим.
  • Почему? - удивился Саша. - Ты же мой друг, сам вчера говорил.
  • То вчера. — объяснил Максим. - Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
  • Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
  1. Рефлексия.

По мере ответов на вопросы появляются герои мультфильма.

  • Получены ли на уроке ответы на поставленные вопросы?

Настоящий друг - кто он?

Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?

Что такое дружба?

Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?

  1.  Беседа о вежливых словах. ( слайд 11)

У. - Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (ответы детей)

У. - Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие? (Ответы детей:

“доброго здоровья ”, “счастливого дня ”, “будьте добры ” и т. д.)

У. - Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)

Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Слова чудеснейшие эти Услышать каждый очень рад;

Добреют взрослые и дети И улыбнуться всем спешат.

Игра:

Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: ... (“Добрый день!”)

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)

Растает ледяная глыба

От слова доброго ... (“Спасибо!”)

Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)

И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)

Всем вам с большой любовью Желаю... (Крепкого здоровья.)

Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

  1.  Игра. "Давайте говорить друг другу комплименты”.

Все ребята встают в круг и говорят комплименты или хвалят за что-либо.

  1.  Заключение Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”.

Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Подведение итога - Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти

настоящими людьми - смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро - это здорово.

А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя др> г другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Дети выполняют.) Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение были по-прежнему с вами...

Ритуал прощания.

Вместе мы сила потому, что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова:

Дружба настоящая в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Дружба настоящая сердцем проверяется

И остаётся с нами навсегда.

И на последок я хочу познакомить вас с одной притчей.

Притча о дружбе

Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:

  • Кто там?

За дверью ему ответили:

  • Это твоё богатство.

Но старец ответил:

  • Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.

И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.

  • Кто там? - спросил он.
  • Это твоя любовь! - услышал он ответ.

Но старец сказал:

  • Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! - и опять не открыл дверь.

На третий день к нему снова постучали.

  • Кто там? - спросил старик.
  • Это твоя дружба! - услышал он в ответ.

Старец улыбнулся и открыл дверь:

  • Друзьям я всегда рад. Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:
  • -о ведь я пригласил только дружбу!

-а это вошедшие ответили ему:

  • Ты сколько лет прожил на земле и до сих пор не понял одну простую истину?

Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...