Милосердие и сострадание
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Владышникова Людмила Александровна

Задачи урока:

Ø Формировать у детей понимание сути милосердия как умения человека сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как свое собственное.

Ø Создать ситуацию для осознания личностного опыта. На примере притчи – «Если ты такой милосердный, то забирай даром» показать детям, что самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся.

Ø Раскрыть перед учащимися мысль о том, что вера и милосердие связаны между собой как свет и тепло весной. Когда они объединены, то все на земле расцветает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miloserdie_i_sostradanie.rar1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Екатериновская средняя общеобразовательная школа

Матвеево-Курганского района

Ростовской области

               Милосердие

и сострадание

Конспект урока по Основам православной культуры

C:\Documents and Settings\Людмила\Рабочий стол\СЕРДЦЕ.jpg                             Учитель

                                           начальных    классов

                                             Владышникова Л.А.

2014 уч. г.

            Тема урока: МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ

                                                                    « …во всем, как хотите

                                                          чтобы с вами поступали люди,

                                                         так поступайте и вы с ними»

Цель урока: углубление представлений о милосердии и сострадании. Освоение данных понятий на новом для учащихся уровне.

Задачи урока:

  • Формировать у детей понимание сути милосердия как умения человека сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как свое собственное.
  • Создать ситуацию для осознания личностного опыта. На примере притчи – «Если ты такой милосердный, то забирай даром» показать детям, что самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся.
  • Раскрыть перед учащимися мысль о том, что вера и милосердие связаны между собой как свет и тепло весной. Когда они объединены, то все на земле расцветает.

Ожидаемые результаты:

  • Учащиеся задумаются над понятиями милосердие и сострадание;
  • Узнают, что одно из дел милосердия – милостыня;
  • Познакомятся с притчами о добром самарянине о с притчей « Если ты такой милосердный, то забирай даром»;
  • Обогатят свой лексический запас (на новом для них содержательном и миролвоззренческом уровне).

Основные термины и понятия: Долг. Ответственность. Милосердие. Близкий. Любовь к врагам. Милостыня.

Оборудование урока и средства наглядности: учебник Основы православной культуры А.В. Кураев М., «Просвещение», 2011.; Толковый словарь Ожегова.

Мультимедийная презентация к уроку. Раздаточный материал.

На урок приглашается настоятель храма Успения  Пресвятой Богородицы с. Григорьевка отец Нил.

ХОД  УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Сегодня, дорогие ребята, мы с вами поговорим о  милосердии. Посмотрите на экран. Как вы понимаете, что такое «милосердие»? (выслушивание ответов) Спасибо.

  СЛАЙД 2

3. Обсуждение проблемной ситуации.

Учитель: Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие». Назовите корень слова. (Дети отвечают, что в слове два корня)

-Молодцы! Итак, корень «мил»  и корень «серд».

-Что значит милосердный? (милый сердцу).  

- А как вы понимаете смысл слова сострадать? СЛАЙД 3

4.Работа со словарями.

Учитель: Давайте прочитаем в словарях понятие слов  1)милосердие  2)сострадание 3) милый

( работа по группам)

-Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

-Значит, «милый» - это приятный? С какой интонацией  мы произносим это слово? (доброй, нежной, ласково)

5. Беседа. Мы с нежностью говорим: «Милый, милая…» Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.

   Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте, что вы рядом со своей мамой, и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете? (дети отвечают)

Нежность, сладость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела. Мы говорим, что мама милует нас.   В ее объятиях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся.

- Ребята, назовите еще слово с корнем «мил» (Милость) Что думаете о значении этого слова?  Назовите синонимы (Помощь. Забота. Жалость)

6. Притча о добром самарянине. СЛАЙД 4

(С притчей детей знакомит настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы с. Григорьевка отец Нил. Детям предоставляется  возможность почувствовать и понять, что милосердие – это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого, что ближним христиане называют того, кто нуждается в помощи.)

-Как и все чувства, милосердие трудно описать словами. Его можно лишь ощутить в себе или на себе.

-«Милость» - это любовь, жалость, сострадание. Если мы любим человека, мы его жалеем. (Вспоминают об отношении к пожилым людям и детям)

-Одно из дел милосердия – милостыня. Каким же образом можно оказывать милостыню и что включает в себя это понятие? (Ответы детей)

 СЛАЙД  5

Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай!» А святой Дорофей пояснял: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим добрым поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее».

7. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся МИЛОСТЫНЯ.

( Ученики делают вывод из прочитанного)

Ответы детей: Милосердие это проявление любви к ближнему. А ближним мы должны считать каждого человека нуждающегося в нашей помощи и готового помочь в беде другим. Милосердию можно и нужно научиться, для этого сначала нужно себя даже заставлять помогать другим, а затем это станет доброй привычкой твоего сердца.
Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражает просьбу «Христа ради», другая же подаёт «во имя Христово». И очень непросто решить, какая из этих рук несёт больше добра. А получивший милостыню знал, за кого молиться. «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается», – говорили в старину.

8. Работа с пословицами у доски:

Учитель: Ребята, соедините начало и конец пословиц:

Добро помни ….. два века живёт.
Доброе дело …... 
а зло забывай.    СЛАЙД 6
Учитель: «Пока живёшь, твори добро, лишь путь добра – спасение души» – гласит народная мудрость.
– Почему сегодня человек несёт другому человеку больше зла, чем добра?

Ответы детей: Наверное, потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другому человеку, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как своё собственное.

Учитель: Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга. А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Улыбнитесь ему, порадуйтесь за себя.

- Я очень рада видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица.

 Наш класс просто расцвёл от улыбок.

9.. Притча «Если ты такой милосердный, то забирай даром»

 Учитель:  А сейчас послушайте одну притчу:

«Если ты такой милосердный, то забирай даром»

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он.

 – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему - то явно от всех отставал. И как - то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему - то очень заволновался. – Вот его - то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто - то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза. . . Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

 - Какие чувства вы испытали, когда слушали?  

 - Каким качеством обладал мальчик?

 - Как назвал продавец мальчика?

СЛАЙД 7,8

-Кого называют милосердным?

- Что значит сострадание?

10. Стихотворение «Бумажный петушок» К. Лукашевич

(читает заранее подготовленный ребенок)

Из бумаги петушка

Люба смастерила,

Разукрасила бока,

Гребень прикрепила,

И, любуясь петушком,

Песенку запела:

«Знаешь ли, мой петушок,

Есть такие дети,

 У которых близких нет

Никого на свете.

Мама ласковой рукой

Их не приголубит,

И игрушки никакой

Им никто не купит.

Ты лети, мой петушок,

Сядь к ним на окошко:

Пусть с тобою веселей.

Будет им немножко…»

- Какие образы и картины вы представили, слушая это стихотворение?

- Как вы охарактеризуете девочку, смастерившую петушка?

11. СЛАЙД 9  Великие русские Святые  О милостыни и благотворении

  • «У Бога милость взвешивается милостью. Милости Божией ищи себе милостями к ближним»
  • «Каковы мы к ближнему, таким и Бог будет в отношении нас»

                                                                              Св. Григорий Богослов

  • «Оказывай милости дарами, служением ближнему, утешением, терпением гнева ближнего, прощением обид»

                                              Свв. Авва Дорофей и Иоанн Лествичник.

12.Милосердие в современном мире.

Учитель: В настоящее время МИЛОСЕРДИЕ находится в одном ряду с такими понятиями, как гуманизм, альтруизм, толерантность, сочувствие, сопереживание, доброта, любовь, человечность, человеколюбие, эмоциональная отзывчивость. СЛАЙДЫ, 10, 11, 12, 13,14,15 (О милосердии в современном мире) Гуманитарная и медицинская помощь жителям Донбасса. Семь дел милосердия.

Игра на внимание.

- Выбери из перечисленных добрые дела. (Используется раздаточный материал)

13. Рефлексия. «Дерево Добра».

Учитель: Вы сегодня привели много примеров добрых дел, которые уже совершили. А теперь подумаем, какие добрые дела нас ждут впереди.

-Напишите на листочках от Дерева Доброты, какое доброе дело вы хотели бы совершить уже сегодня или в ближайшее время.

- Молодцы! Много добрых дел запланировали. Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра!

СЛАЙД 16

14. Итог урока:

Учитель: Мне хочется верить, что сегодня наш урок не прошёл даром для нас всех. А вы, ребята, смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия, понять его истинный смысл. И каждый из вас для себя лично попытается взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к людям и, возможно, его пересмотреть.

А завершить урок я бы хотела словами святителя Игнатия Брянчанинова:

«И слепому, и прокаженному, и повреждённому рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».

 (Звучит тихая спокойная мелодия) СЛАЙД 17

Учитель:

Не стой в стороне равнодушно,  

Когда, у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

  «…во всем, как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»!  СЛАЙД 18.

Спасибо всем за урок! Творите добро себе на благо!

Интернет-ресурсы: http://borodina.mrezha.ru разделы: «Новости и СМИ об ОРКСЭ», «Нормативные материалы», «Методический кабинет преподавателя-тренера и тьютора», «Региональный опыт апробации»

Сайты:

www.hram-rh.ru   – сайт Храма Рождества Христова
http://darkaterina.narod.ru/   – Екатеринодар православный. Фотогалереи художественная и документальная литература по православию
http://www.prokimen.ru   – Русская Православная Церковь. 
http://www.cynet.com/Jesus/time.htm  – Библейская хронология
http://www.state-religion.ru/  – Государство и религия
http://www.rondtb.msk.ru  –  «Круглый стол» по религиозному образованию
http://www.ork.ru/ – Общество. Религия. Культура
http://www.religare.ru/   – Религия и СМИ
www.kuraev.ru  – Сайт диакона Андрея Кураева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"

Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по  . . . теме: "Милосердие и сострадание"....

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

Христианские добродетели. Милосердие и сострадание.

Урок по предмету "Основы православной культуры" в 5 классе....

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...

Презентация к уроку "Милосердие и сострадание" (православная культура)

презентация к уроку по православной культуре...