Рабочая программа
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
рабочая программа по УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс, ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_4_klass.docx | 46.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 111»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ «СОШ №111»
Протокол №___ от «__»____2014 по УВР ________Г.Р.Зеленина
Руководитель МО ___________________ Приказ №_____от
____________________
«____»_________2014 «___»________2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет: основы религиозных культур и светской этики
образовательная область: обществознание и естествознание
начальное общее образование
4 класс
Срок реализации программы 2014/2015учебный год
Разработчики программы: О.В.Рудакова, учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
И.В.Зенкова, учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
С.И.Маркина, учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Барнаул 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету « Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» разработана на основе программы курса: к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики».4 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин.
«Основы религиозных культур и светской этики» в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) 2004 г. Приказом Министерства образования и науки № 69 от31.01.2012 г. были внесены изменения в Федеральный компонентгосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования2004 г. Суть их заключается во введении в 4 классе комплексногоучебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с делением на соответствующие модули.
Основная цель и задачи изучения предмета:
• развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• знакомство с основными нормами светской и религиознойморали, понимание их значения в выстраивании конструктивныхотношений в семье и обществе; формирование первоначальныхпредставлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической традиционных религий в становлении российскойгосударственности; осознание ценности человеческой жизни;
• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.
Общая характеристика учебного предмета
Модуль «Основы светской этики» призван воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия —Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.
На уроках светской этики формируются семейные ценности и традиции, рассказывается о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим.
Происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы
«Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».
На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду,они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основнойтруд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.
Программа разработана на 34часа в год, из расчета 1 час в неделю
Учебно-тематический план
№п/п | Содержание | Количество часов |
1 | Введение в предмет | 1час |
2 | Россия-Родина моя | 2часа |
3 | Этика и этикет | 2часа |
4 | Вежливость | 2часа |
5 | Добро и зло | 2часа |
6 | Дружба и порядочность | 2часа |
7 | Честность и искренность | 2часа |
8 | Гордость и гордыня | 2часа |
9 | Обычаи и обряды русского народа | 3часа |
10 | Терпение и труд | 2часа |
11 | Семья | 2часа |
12 | Семейные традиции | 3часа |
13 | Сердце матери | 2часа |
14 | Правила твоей жизни | 2часа |
15 | Праздники народов России | 3часа |
16 | Защитники Отечества | 2часа |
17 | Резервный урок | 1час |
Итого: | 35часов |
Содержание тем учебного курса
Введение в предмет. Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.
Россия — Родина моя. Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина — Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия — многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры.
Этика и этикет. Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика.
Вежливость. Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга.
Добро и зло. Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать — начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты.
Дружба и порядочность. Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.
Честность и искренность. Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность — составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.
Гордость и гордыня. Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.
Обычаи и обряды русского народа. Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом-солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.
Терпение и труд. Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба — важнейший труд школьника.
Семья. Семья — объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия — наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.
Семейные традиции. Традиция — передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.
Сердце матери. Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье — нераздельные понятия. Мать — творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким.
Правила твоей жизни. Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.
Праздники народов России. Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести.
Защитники Отечества. 23 февраля — День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с XIII до XX в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в XVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны.
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики» ученик должен:
знать/понимать:
• основные понятия религиозных культур;
• историю возникновения религиозных культур;
• историю развития различных религиозных культур в истории России;
• особенности и традиции религий;
• описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
уметь:
• описывать различные явления религиозных традиций и культур;
• устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
• излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
• соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
• строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
• готовить сообщения по выбранным темам.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Виды занятий обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы) | Виды учебной деятельности | ||||
1. | Введение в предмет | Теоретические Практические | Представление понятий: этика, этикет, светский Проявление дружелюбия, культуры своего поведения, формулирование вопросов к тексту, и ответы на них | |||||
2. | Россия-Родина моя | Теоретические Практические | Представление о понятиях Родина, Россия, национальность, раса, кто такие славяне Показ на карте границы Российской федерации , объяснение значения однокоренных слов, происхождение слова Русь, пересказывание прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов | |||||
3. | Россия – Родина моя | Теоретические Практические | Представление о понятиях Родина, Россия, национальность, раса, кто такие славяне Показ на карте границы Российской федерации , объяснение значения однокоренных слов, происхождение слова Русь, пересказывание прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов | |||||
4. | Этика и этикет | Теоретические Практические | Представление понятий: этикет, нравственность, мораль, манеры. Следование правилам хорошего тона, объяснение практических ситуаций проявления этики и этикета в повседневной жизни, проявление стремления к добрым делам и поступкам | |||||
5. | Этика и этикет | Теоретические Практические | Представление понятий: этикет, нравственность, мораль, манеры Следование правилам хорошего тона, объяснение практических ситуаций проявления этики и этикета в повседневной жизни, проявление стремления к добрым делам и поступкам | |||||
6. | Вежливость | Теоретические Практические | Представление понятий: вежливость, уважение, тактичность, скромность Использование слов вежливости в разных жизненных ситуациях, соблюдение правил вежливости и этикета на улице , в школе и дома, говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения | |||||
7. | Вежливость | Теоретические Практические | Представление понятий: вежливость, уважение, тактичность, скромность Использование слов вежливости в разных жизненных ситуациях, соблюдать правила вежливости и этикета на улице , в школе и дома, уметь подобрать к термину новое значение, говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения | |||||
8. | Добро и зло. | Теоретические Практические | Представление понятий: добро и зло, доброта, щедрость, забота, жадность, тактичность, сдержанность, благодушие, бездушие выявление элементов общечеловеческих ценностей, объяснение смысла пословиц, определение значения слов, соотношение понятия с определениями, соотношение текста с рисунками, применение правил разговорной речи, проявление заботы о родных и близких, нуждающихся в помощи людях | |||||
9. | Добро и зло. | Теоретические Практические | Представление понятий: добро и зло, доброта, щедрость, забота, жадность, тактичность, сдержанность, благодушие, бездушие Выявление элементов общечеловеческих ценностей, объяснение смысла пословиц, определение значения слов, соотношение понятий с определениями, соотношение текста с рисунками, применение правила разговорной речи, проявление заботуы о родных и близких, нуждающихся в помощи людях | |||||
10. | Дружба и порядочность | Теоретические Практические | Представление понятий: дружба, бескорыстие, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость ,ответственность Выявление элементов общечеловеческих ценностей, соблюдение правил дружбы, дружески общаться в коллективе, уважение друг к другу, избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей, объяснять смысл пословиц и поговорок. | |||||
11. | Дружба и порядочность | Теоретические Практические | Представление понятий: дружба, бескорыстие, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость ,ответственность Выявление элементов общечеловеческих ценностей, соблюдение правил дружбы, дружески общаться в коллективе, уважение друг к другу, избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей, объяснять смысл пословиц и поговорок. | |||||
12. | Честность и искренность | Теоретические Практические | Представление понятий: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон. Сравнение и сопоставление, критически осмысливать свои поступки, оценивание позитивных качества честности, проявление честности по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов, решение практических задач и рассмотрение часто возникающие ситуации, соотносить иллюстрации с текстом | |||||
13. | Честность и искренность | Теоретические Практические | Представление понятий: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон. Сравнение и сопоставление, критически осмысливать свои поступки, оценивание позитивных качества честности, проявление честности по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов, решение практических задач и рассмотрение часто возникающие ситуации, соотносить иллюстрации с текстом | |||||
14. | Гордость и гордыня | Теоретические Практические | Представление понятий: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие. Проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России, раскрывать авторский замысел худ.произведения, выявлять в нем этические понятия: гордость и гордыня. | |||||
15. | Гордость и гордыня | Теоретические Практические | Представление понятий: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие. Проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России, раскрывать авторский замысел худ.произведения, выявлять в нем этические понятия: гордость и гордыня. | |||||
16. | Обычаи и обряды русского народа | Теоретические Практические | Представление понятий: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание Подбор нужных пословиц и поговорок, пользоваться словарем, составлять план сообщения, работать с разнообразными источниками информации | |||||
17. | Обычаи и обряды русского народа | Теоретические Практические | Представление понятий: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание Подбор нужных пословиц и поговорок, пользоваться словарем, составлять план сообщения, работать с разнообразными источниками информации | |||||
18. | Обычаи и обряды русского народа | Теоретические Практические | Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки, пользоваться словарем, составлять план сообщения, работать с разнообразными источниками информации | |||||
19. | Терпение и труд | Теоретические Практические | Представление понятий: терпение , труд, прилежание, старание, профессия, отдых, заниматься самообслуживанием, выполнять порученное дело, практические задания, бережно относиться к материально-техническим и материальным ценностям, давать определение понятий, отгадывать ребусы, решать кроссворды. | |||||
20. | Терпение и труд | Теоретические Практические | Представление понятий: терпение , труд, прилежание, старание, профессия, отдых, заниматься самообслуживанием, выполнять порученное дело, практические задания, бережно относиться к материально-техническим и материальным ценностям, давать определение понятий, отгадывать ребусы, решать кроссворды. | |||||
21. | Семья | Теоретические Практические | Представление понятий: род, родословная, семья. Фамилия, христианство, христиане Проявлять взаимопомощь ,стремиться совершать добрые дела, соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи, изготовить аппликацию ответить на вопросы анкеты, написать газету и написать эссе | |||||
22. | Семья | Теоретические Практические | Проявлять взаимопомощь ,стремиться совершать добрые дела, соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи, изготовить аппликацию ответить на вопросы анкеты, написать газету и написать эссе | |||||
23. | Семейные традиции | Теоретические Практические | Представление понятий: традиция, семья. Семейная этика, любовь, забота Поддерживать дружеские взаимоотношения в семье, обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы, выявить различия понятий, дать их определения, соотнести части пословиц, написать мини-сочинения | |||||
24. | Семейные традиции | Теоретические Практические | Представление понятий: традиция, семья. Семейная этика, любовь, забота Поддерживать дружеские взаимоотношения в семье, обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы, выявить различия понятий, дать их определения, соотнести части пословиц, написать мини-сочинения | |||||
25. | Семейные традиции | Теоретические Практические | Представление понятий: традиция, семья. Семейная этика, любовь, забота Поддерживать дружеские взаимоотношения в семье, обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы, выявить различия понятий, дать их определения, соотнести части пословиц, написать мини-сочинения | |||||
26. | Сердце матери | Теоретические Практические | Представление понятий: традиция, семья. Семейная этика, любовь, забота Поддерживать дружеские взаимоотношения в семье, обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы, выявить различия понятий, дать их определения, соотнести части пословиц, написать мини-сочинения | |||||
27. | Сердце матери | Теоретические Практические | Представление понятий семья, любовь, счастье. Забота, терпение. Проявлять внимательное отношение к своим близким, к маме, анализировать рассказы для детей, участвовать в классных играх, структуировать материал по предложенному плану | |||||
28. | Правила твоей жизни | Теоретические Практические | Представление понятий: правила, дисциплина, честность, порядочность, равнодушие, сочувствие, вежливость Выполнение требований соблюдения дисциплины, заниматься самообслуживанием, поддерживать чистоту в школе и дома, соблюдать распорядок дня, выполнять правила личной безопасности,, определять свою позицию, обосновать поступок | |||||
29. | Правила твоей жизни | Теоретические Практические | Выполнение требований соблюдения дисциплины, заниматься самообслуживанием, поддерживать чистоту в школе и дома, соблюдать распорядок дня, выполнять правила личной безопасности,, определять свою позицию, обосновать поступок | |||||
30. | Праздники народов России | Теоретические Практические | Представление понятий: праздник, религия, христианство, крещение, свобода совести Выполнять правила поведения на праздниках, проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, их религии.соблюдать праздничный застольный этикет, пользоваться справочниками и словарями. | |||||
31. | Праздники народов России | Теоретические Практические | Представление понятий: праздник, религия, христианство, крещение, свобода совести Выполнять правила поведения на праздниках, проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, их религии, соблюдать праздничный застольный этикет, пользоваться справочниками и словарями. | |||||
32. | Праздники народов России | Теоретические Практические | Представление понятий: праздник, религия, христианство, крещение, свобода совести Выполнение правил поведения на праздниках, проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, их религии. Соблюдать праздничный застольный этикет, пользоваться справочниками и словарями. | |||||
33. | Защитники Отечества | Теоретические Практические | Представление понятий: Отечество, защитник, патриот, воин. Уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам, подготовить сообщение о патриотах России,, определять значение красных дат календаря, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность | |||||
34. | Защитники Отечества | Теоретические Практические | Представление понятий: Отечество, защитник, патриот, воин. Уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам, подготовить сообщение о патриотах России,, определять значение красных дат календаря, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность | |||||
35. | Резервный урок |
|
Учебно-методическое обеспечение курса:
.
1.Учебник Т.Студеникин. Основы светской этики. М. «Русское слово», 2012года;
2.Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: методические рекомендации для учителей.
3. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010
4.Тишков В.А., Шапошникова Т.Д. Основы религиозных культур и светской этики. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. 5.Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Электронное приложение к учебному пособию. – М.: ЗАО «Образование – Медиа». – М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература:
1. Народы и религии мира. Энциклопедия /гл.ред. В.А. Тишков.
2. Религия в истории и культуре / под ред.М.Г. Писманника.
3. Энциклопедия религий / под ред. А.П.Забияко, А.Н. Красникова.
4. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...