Отношение христианина к природе
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Хмелёва Наталья Анатольевна

Работа по ОРКСЭ "отношение христианина к природе" модуль "Основы православной культуры" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_po_orkse.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Хмелёва Н.А.

Район

Автозаводский,

Место работы

МБОУ СОШ №179,

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

Основы православной культуры

УМК

Издательство «Просвещение»

Тема урока

Отношение христианина к природе

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель, задачи

Общая цель: познакомить учащихся с христианскими взглядами на отношение к природе

Задачи:

  • Дать представление о христианских взглядах относительно природы и её охраны
  • Развивать мышление школьников в ходе ответов на вопросы по тексту
  • Воспитывать любовь к природе, доброе отношение к животным.

Необходимое оборудование

Учебник, интерактивное оборудование, доска, заготовленные тексты с вопросами, мультимедийный диск, презентация «Сотворение мира», цветные карандаши

Дидактическое обеспечение

Раздаточный материал с алгоритмом и вопросами к нему, картинки и фотографии с изображением животных, растений, предметов, сделанных человеком

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • Формирование стремления к красоте, готовность принятия ценности природного мира, осознание связи состояния окружающей среды и своего здоровья
  • предметные
  • Знание, понимание ответственности каждого человека в деле сохранения природы
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнеров
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

     Проекты учащихся: «Человек и природа», «Что я могу сделать для сохранения природы», «Природа – храм божий»,  ответы на вопросы учебника с.85

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Основы православной культуры 4-5 кл.  М.: Просвещение, 2012

Дополнительная

  • Текст «Спор юноши со старым священником», Библия для детей

Интернет-ресурсы

  • http://www.yandex.ru.

ЭОРы


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

На доске отрывок из стихотворения С.Смирнова «Есть просто храм, есть храм науки, а есть ещё природы храм…»

Учитель просит прочитать и попробовать сформулировать тему урока.

Дети читают стихотворение и высказывают предположения.

( - Наверное, будем говорить о природе)

Познавательные УУД: анализ текста и умение формулировать ответы

Регулятивные УУД: целеполагание урока.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Задаёт вопрос:

 – Что для вас означает слово «природа»?

Отвечают на вопрос ( красота, свежий воздух, любование растениями и животными)

 На доске иллюстрации и фотографии  

с изображением объектов природы и предметов, дети делят их на две группы: изображения того, что создано природой и то, что сделано руками человека.

Познавательные УУД:

структурирование знаний, рефлексия пройденного материала на  уроках окружающего мира

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Подводит итог и задаёт вопрос:

-Глядя на эти изображения, подумайте, какое творение является более совершенным: то, что сотворил человек или то, что сотворено в  природе?

-Кто же является творцом природы?

Ответы детей

(- Совершеннее то, что создала природа.)

Дети выдвигают различные версии относительно появления природы

Познавательные УУД:

Творческое мышление, умение формулировать свои ответы

Личностные УУД:

связь природы с чувствами, настроением человека

Коммуникативные УУД: умение слушать и принимать другую точку зрения

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания

Предлагает прочитать текст «Спор юноши со старым священником»

По окончании чтения задаётся вопрос :

«Кто же сотворил окружающий мир с христианской точки зрения?»

Зачитывает из Библии отрывок о сотворении мира и задаёт вопросы по прочитанному: за сколько дней был создан мир? Что было сотворено в каждый из дней? Как же должен относиться к природе христианин?

По ходу чтения демонстрирует презентацию или картинки «Сотворение мира»

 Дает задание: читать текст учебника с.84-85

По окончании прочтения задаёт вопросы:

« Из каких источников христианам  известно о     существовании Бога?»,

«Как должен относиться христианин к природе?»

«Почему именно человек должен заботиться о природе? Зачитайте, что об этом говорится в тексте»

«Что такое милосердие по отношению к природе?»

«Почему человек стал губительно воздействовать на природу?»

«Что может произойти, если люди будут видеть в природе только источник обогащения?»

Дети читают самостоятельно и отвечают, что с христианской точки зрения его сотворил совершенный разум --  Бог

Ответы детей

( -- Земля была создана за 7 дней, в первый день бог создал небо и, землю, во второй – небесную твердь, в третий – отделил воду от суши и создал растения, в четвёртый – солнце, луну и звёзды, в пятый – насекомых, птиц и рыб, в шестой – животных и человека.

-- Христианин должен беречь природу, потому , что её создал бог.)

Работают в парах, используют маркер, отмечая что знают, что хотят  узнать, что узнали.

.

Ответы детей:

- Христианин должен заботиться о природе, так как её нам вручил Бог. Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм.

-- У человека есть разум, поэтому на нём лежит ответственность за мир.

-- Милосердие—это любовь, забота, бережное отношение к природе.

-- Человек захотел получить побольше выгоды, прибыли.

-- Если люди не перестанут губить природу , то она погибнет, а вместе с ней и человек.

Познавательные УУД: Смысловое чтение, анализ прочитанного, ответы на вопросы к текстам, открытие нового знания. Творческое мышление.

Коммуникативные УУД: Умение работать в группах

Умение слушать собеседника, принимать его точку зрения

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Предлагает рассмотреть картину И.Айвазовского «Всемирный потоп» и проводит беседу о том, что случилось и что может произойти, если люди будут продолжать губить природу.

Рассматривают картину, отвечают на вопросы, самостоятельно читают рубрику «Это интересно»

 Познавательные УУД: Развитие творческого мышления, анализ , сравнение, проведение аналогий. Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника,

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Предлагает тест с мультимедийного диска.

Решение теста. Самопроверка.

Познавательные УУД: Анализ и синтез. Регулятивные УУД: Самооценка.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Предлагает выполнить алгоритм «Я хочу щенка и думаю» : «Когда ты просишь у родителей щенка или котёнка. о чём следует думать? Какой дорожкой ты пойдёшь? Выбери свою дорожку , закрасив квадраты цветными карандашами Вставить текст в квадраты»

Дети заполняют алгоритм и закрашивают свой путь цветными карандашами, затем аргументируют свой выбор

Личностные УУД: Формирование  нравственной модели поведения детей.

Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника, принимать его точку зрения

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

 Дает оценку работы детей на уроке. И просит их самим оценить свою деятельность с помощью смайликов Домашнее задание: приготовить проекты «Что я могу сделать для сохранения природы», «Человек и природа», «Природа – храм Божий», чтение текста учебника с.84-85, ответы на вопросы.

Учащиеся дают оценку своей работы на уроке с помощью смайликов,   работы  в группах, записываю домашнее задание.

Регулятивные УУД: оценка своих знаний, планирование.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по ОРКСЭ "Отношение христианина к природе".

Разработка урока по основам религиозной культуры и светской этики на тему "Отношение христианина к природе".К   конспекту урока прилагается презентация....

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", тема "Отношение христианина к природе"

Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему. Конспект урока выполнен по требованиям ФГОС:- представлены планируемые результаты: предм...

Отношение христианина к природе

Презентация к открытому уроку по основам православной культуры....

Тезисы к уроку№ 26 курса ОРКСЭ "Отношение христианина к природе" 4 класс

Основные положения,которые должны быть рассмотрены в ходе урока....

Конспект урока "Отношение христианина к природе"

Урок по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики"...

Конспект урока ОПК "Отношение христианина к природе"

В конспекте представлен материал к уроку, используя разные формы работы с учащимися. В процессе урока раскрывается смысл правильного отношения к природе человека....

План урока по предмету ОРКСЭ , по курсу "Основы православной культуры" ,в 4-ом классе,по теме "Отношение христианина к природе".

Урок направлен на выявление главной причины бережного отношения христианина к природе,ответственного ,обдуманного использования природных богатств - творения Бога.Устанавливается  взаимосвязь ...