Пояснительная записка по ОПК
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

 

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» Данилюк А.Я. М., Просвещение 2012 год. Рабочая программа курса «Основы православной культуры» разработана на основе рекомендаций Министерством образования и науки Российской Федерации.

 

ЦЕЛЬ учебного предмета – духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры и традиций православия; формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

ЗАДАЧИ учебного предмета:

-  формирование честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам многонационального государства

-  формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

-  формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

-  приобщение школьников к его духовным, нравственным и культурным ценностям развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества

-  возрождение духовно-нравственных традиций семьи

-  укрепление взаимопонимания и оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе

-  расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей родине;

-  обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_po_opk.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» Данилюк А.Я. М., Просвещение 2012 год. Рабочая программа курса «Основы православной культуры» разработана на основе рекомендаций Министерством образования и науки Российской Федерации.

ЦЕЛЬ учебного предмета – духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры и традиций православия; формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

ЗАДАЧИ учебного предмета:

-  формирование честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам многонационального государства

-  формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

-  формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

-  приобщение школьников к его духовным, нравственным и культурным ценностям развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества

-  возрождение духовно-нравственных традиций семьи

-  укрепление взаимопонимания и оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе

-  расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей родине;

-  обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Нормативно-правовые документы

Данная программа разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

        от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

        от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

        от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

        от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

              от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10).
  • Письмо управления образования и науки Липецкой области от 16.04.2014 № Ю Т-1064 «О примерном учебном плане образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования, на 2014-2015 учебный год»,
  • Приказа по муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области «Об утверждении рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 29.08.2014г. № 66
  • Устава   МБОУ СОШ    с углублённым изучением отдельных предметов с.Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области.
  • Учебного плана филиала МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны в с. Березовка на 2014-2015 учебный год

Информация о внесённых изменениях программы

Логика изложения  и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования. Поэтому в программу не внесено изменений.

Обоснования выбора  УМК, учебников:

соответствие требованиям Федерального базисного учебного плана и Федеральным компонентам государственного стандарта;

сохранение принципа преемственности;

традиционность изложения в сочетании с современными методологическими приёмами построения учебника;

возможность вариативности содержания материала.

                                              Общая характеристика учебного предмета

      В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

             В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

          Модуль курса «Основы православной культуры»   является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

          Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями  православных  духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Место учебного предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета  отводится  1 час из обязательной части (35 часов в год, 35 учебных недель).  

Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ

  В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

                             Формы организации учебного процесса

Общеклассные формы: урок, тесты.

Групповые формы: групповая работа на уроке, совместная пробно-поисковая деятельность.

Индивидуальные формы: выполнение индивидуальных заданий.

Технологии обучения:

           -    уровневая дифференциация;

  • информационно-коммуникационные технологии обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • игровые технологии.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

  1. Учебно-познавательные компетенции:
  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности.

     2. Коммуникативные компетенции:

     *   владеть способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.

     3. Информационные компетенции:

     * владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, словарями.

     * самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

              Виды и формы контроля.

Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля: опросы, тесты, самостоятельные и проверочные работы

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Выпускник начальной школы получит возможность узнать: 

  •  понятия «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»); имена и подвиги выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский); всемирно известные памятники православной культуры России: иконы (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмы (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе),Святой Троицы города Челябинска, монастырями (Троице-Сергиева Лавра); священные страницы родной истории
  • научатся: рассказать о нравственных идеалах в отечественной истории, литературе и культуре; о выдающихся героях, святых людях России и подвижников веры и благочестия; рассказать об основных духовно-нравственных принципах, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы. 
  • поймут: смысловое  значение  основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие, смысл православных праздников;
  • узнают: иконы Троицы, Иисуса Христа,  Богородицы,  святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского  и лики других святых.
  • проявят почтительное отношение к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну); проявлять уважительное отношение:  к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них); проявлять дружелюбное отношение к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям; благожелательное отношение к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения
  • строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
  • готовить сообщения по выбранным темам

Продемонстрировать знание начальных сведений о православной культуре, отобранных из состава всех содержательных линий, которые могут быть преподаны учащимся начальной школы на уровне, обусловленном их возрастными возможностями.

Информация об используемом учебнике

Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение, 2011 год

Содержание тем учебного курса

Раздел I. Введение в православную духовную традицию (18 часов).

   Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

   Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

   Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

   Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

   Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

   Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

   Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

   Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

   Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

   Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

   Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

   Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

   Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

   Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

   Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

   Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

   Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

Учащиеся научатся:

- рассказать о нравственных идеалах в отечественной истории, литературе и культуре; о выдающихся героях, святых людях России и подвижников веры и благочестия; рассказать об основных духовно-нравственных принципах, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы. 

Учащиеся проявят почтительное отношение к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну); проявлять уважительное отношение:  к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них); проявлять дружелюбное отношение к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям; благожелательное отношение к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения

Раздел II. Православие в России (17 ч.).

   Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

   Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

   Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

   Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

   Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

   Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

   Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

   Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

   Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы.    Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

   Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

   Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

   Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

   Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и

многоконфессионального народа России.

   Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

   Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Учащиеся получат возможность узнать: 

 понятия «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»); имена и подвиги выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский); всемирно известные памятники православной культуры России: иконы (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмы (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе),Святой Троицы города Челябинска, монастырями (Троице-Сергиева Лавра); священные страницы родной истории.

Учащиеся узнают: иконы Троицы, Иисуса Христа,  Богородицы,  святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского  и лики других святых.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Количество

   часов

Характеристика деятельности

1

Введение в православную духовную традицию

18

Рассказывать о памятниках православной культуры России на основе текста и иллюстраций учебного пособия. Различать вещественные, устные и письменные исторические источники.

Строить логическую цепь рассуждений на основании сведений, полученных из исторических и литературных источников. Сопоставлять наименования и признаки священных событий и предметов.

Сопоставлять достопамятные события церковной и гражданской истории России.

ков.

2

Православие в России

16 + 1

Итого

35

    

                         Материально-техническое обеспечение

Печатные пособия

1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. 2012

2. Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2011 год

3. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.

4. Энциклопедическая и справочная литература.

Экранно-звуковые пособия

1. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.

2.  Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

Технические средства обучения

1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2.Магнитная доска.

3.Персональный компьютер.

4.Мультимедийный проектор.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к превентивной программе "Полезные привычки" (1-4 кл.)

Целью внедрения программы является снижение вероятности приобщения младших школьников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ и ориентирование детей на здоровый образ жизни....

Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков

Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...

Пояснительная записка к календарно -тематическому планированию по системе Л.В.Занкову

Календарно -  тематическое планирование составлено по литературным источникам:1.Жиренко О. Е. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 1 класс, М.: ВАКО, 2008.2.Нечаев...

Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Музыкальная гостиная»

В основу положена авторская программа учителя-педагога дополнительного образования – Довбенко О.И. Модифицированной её делают мои изменения, которые я вношу в исходную программу с учётом особенносте...

Пояснительная записка к ООП

Пояснительная записка к ООП...

Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии( труд) УМК"Гармония" 1 класс с учетом ФГОС...

Пояснительная записка к КТП по технологии.

Содержит развёрнутое пояснение к КТП по технологии для 3 класса по программе "Школа России"....