Урок ОРКСЭ. Модуль "Основы мировых религиозных культур". 4 класс. "Храм".
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок ОРКСЭ, Программа "Школа России". Модуль "Основы мировых религиозных культур". Тема: Храм. С применением технологии деятельностного метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_orkse_yashchenko_a.v.6.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока с дидактической структурой урока.
Ф.И.О. Огородникова Анна Николаевна
Предмет: ОРКСЭ
Класс: 4
Тип урока: открытие нового знания
Тема | Храм |
Цель | Познакомить учащихся с устройством православного храма и православными традициями поведения в храме. |
Задачи | Образовательные: узнать об устройстве православного храма, назначении предметов, находящихся в храме; формировать умения работать с учебным материалом. Развивающие: развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа. |
УУД |
Формировать положительное отношение к уроку. Проявлять интерес к изучаемому материалу урока. Формировать эмоциональное, позитивное отношение к себе и окружающему миру.
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;
осуществлять поиск необходимой учебной информации; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; |
Планируемые результаты | Предметные: Понимание места и роли храма в православной культуре, в жизни православного человека. Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину, осознания своей принадлежности к культуре и уважение к традициям народов России. Метапредметные: Регулятивные УУД : уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; Коммуникативные УУД : участвовать разговоре с одноклассниками в рамках учебного диалога, использовать в своей речи термины; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать. Познавательные УУД: стимулировать познавательный интерес учащихся с помощью проблемных заданий. |
Основные понятия | Обычай, обряд, помолвка, венчание. |
Межпредметные связи |
|
Ресурсы:
| Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, плакаты, диск «Основы православной культуры» мультимедийный комплекс. |
Формы урока | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах. |
Технология | технология деятельностного метода |
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников
| Деятельность учителя
| Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные
| УУД (Познавательные УУД). (Коммуникативные УУД). (Регулятивные УУД). | ||||
1.Мотивация к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Психологический настрой учащихся. Слушание аудиозаписи. Ответы детей (фронтальная работа) | Подготовка эмоционального настроя к уроку. Включается аудиозапись колокольного звона. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня утром я шла в школу мимо храма. Иногда там раздается колокольный звон. В этот момент ощущаешь особое чувство. - Ребята, что вы сейчас слышите? Правильно это колокольный звон. Вслушайтесь. Что, вы представляете, когда слышите этот звон? . С этим звоном на Русской земле связано очень много. Колокола звенели и звенят в праздники и в будни, в дни беды и в дни радости. | Личностные УДД Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Коммуникативные УДД Умение развернуто давать ответ на поставленный вопрос и точно выражать свои мысли. | |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия. | Учащиеся отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями от посещения храма. Примерные ответы учеников: «Мы должны сегодня узнать об устройстве храма и как вести себя в нём». Принятие проблемной ситуации | Создание проблемной ситуации. | Фронтальная беседа:
Определение обучающей задачи для данного урока. - Что мы с вами должны узнать на уроке, с чем познакомиться? | Уметь называть изученные понятия | Регулятивные УУД Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Познавательные УУД Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места,где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, не хватает для дальнейшей работы. | Составляют предложения, затем озвучивают их перед классом. Учащиеся находят толкование слов в словаре. | Работа с понятием «храм». | - Составьте и запишите два предложения со словом «храм». - Предлагается записать определение «храма» из словаря. Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. | Уметь находить определение слов | Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации. |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации. | Работа в группах. Используют для своего выступления диск «Основы православной культуры, урок «Храм», интерактивные модели. Используют материал учебника стр. 48-51, иллюстрации. Используя свои знания, учебный материал, учащиеся разрабатывают правила этикета при посещении православного храма. Используя учебник, плакаты подобрать изображения храмов. | Предлагает прочитать текст в учебнике. Распределение на группы | Первая группа: «Экскурсия по храму». Задача: подготовить рассказ об архитектуре храма (внутреннее строение, назначение частей)
Вторая группа: Работа с понятийным материалом. Задача: объяснить понятия – священник, икона, свеча, Царские врата, канун, алтарь, иконостас, кадило. Третья группа: Правила церковного этикета. Задача: разработать правила поведения в православном храме. Четвёртая группа: Русские храмы. Задача: подобрать изображения православных храмов различных исторических периодов, сравнить их архитектурное устройство. | Уметь рассказывать о традициях, которые сохранились в семье каждого ученика. | Регулятивные УУД Определение последовательности своих действий с учетом конечного результата; составление плана последовательности действий. Познавательные УУД Описание объектов по совокупности признаков; сравнение объектов по признакам; выделение существенных и несущественных признаков; поиск и синтез необходимой информации. Коммуникативные УУД Использование речевых средств для решения коммуникативных задач, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Каждая группа защищает свой проект. Учащиеся других групп оценивают выступающих с учётом содержания материала, задают вопросы. | Учитель предлагает поочерёдное выступление группам. | Каждая группа, получив своё задание, готовит выступление. | Уметь представлять свою работу. | Познавательные УУД Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях Коммуникативные УУД Умение слушать и понимать других участников беседы. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Работа в рабочей тетради | Работа в парах. | Задание по рабочей тетради. | Уметь применять полученные знания | Коммуникативные УУД Сотрудничество с партнером, осуществление взаимного контроля, взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном, организация ситуации успеха для каждого ученика. | Заполнение пропусков на схеме. Самопроверка по образцу (схема на слайде)
| Индивидуальное задание для учеников на карточках | У каждого ученика на столе схема храма, но без указания его частей | Регулятивные УУД Контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном с целью обнаружения недочетов и отличий от эталона. | |
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания. | Работа в группах | Составление синквейна (существительное - ХРАМ) | Познавательные УУД Умение выделять главное из общей информации, давать определение понятий. Коммуникативные УУД Умение сотрудничать с партнером. | ||
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, определение затруднений как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Индивидуальные ответы детей. | Фронтальная беседа. - Почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? - Что вас заинтересовало на сегодняшнем уроке? - Над чем вы задумались на этом уроке? - О чем бы вы хотели продолжить разговор на следующем уроке? | -Мое ощущение на уроке: ( тестирование «Это Я»), предлагается поднять таблички со смайликами. Домашнее задание с элементом творчества: нарисовать храм. | Регулятивные УУД Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Личностные УДД Умение задуматься над вопросом - какие знания были приобретены мною на уроке? Нравственно–этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРКСЭ. "ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР"
ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКАМ ОРКСЭ. МОДУЛЬ "ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР"...
ОРКСЭ. Модуль: мировые религиозные культуры. Священные сооружения христианства, ислама, буддизма и иудаизма
Данный материал можно использовать на уроке ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Данная работа включает в себя общие особенности главных священных сооружений христианства (более конкретно правос...
ОРКСЭ основы мировых религиозных культур
Тема "Возникновение религий" 4 урок...
КТП по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религиозные культуры"
Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религиозные культуры"....
Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. 4 класс
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 классБеглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. и др...
Рабочая программа к курсу ОРКСЭ (Основы мировых религиозных культур)
Рабочая программа разработана для 4 класса...
Рабочая программа по ОРКСЭ («Основы мировых религиозных культур») для 4 класса УМК "Школа России"
Рабочая программа по ОРКСЭ ("Основы мировых религиозных культур") для 4 класса УМК "Школа России"...