Основы православной культуры. Тема урока "Пасха"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Боржеева Валентина Александровна

Данный материал представляет урок объяснения нового материала по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Боржеева Валентина Александровна

Район

Богородский

Место работы

МБОУ Комаровская СОШ

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

Основы православной культуры

УМК

А.В.Кураев  (М.:Просвещение)

Тема урока

Пасха

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Цель, задачи

Цель: формирование у обучающихся представления о воскресении Христа как возобновлении жизни, освоение ключевых понятий урока.

Задачи: а) объяснить детям, что воскресение – это день возобновления жизни;

б) создать условия учащимся для освоения ключевых понятий урока;

в) познакомить с религиозным и светским празднованием Пасхи

Необходимое оборудование

Компьютер, м/медийная приставка, репродукция картины Б.Кустодиева «Христосование», запись пасхального колокольного звона, презентация «Пасха»

Дидактическое обеспечение

Раздаточный материал: контрольные листочки для теста, карточки настроения.

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • Формирование учебно-познавательного интереса к поятиям урока.
  • предметные
  • учащиеся унают историю Пасхи, систематизируют знания о праздновании Пасхи, узнают пасхальные обычаи и обряды, пасхальные традиции,узнают о роли Иисуса Христа в православии, узнают знакомые слова в другом мировоззренченском контексте
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • овладение навыком работы по предложенному учителем плану; умение высказывать свою версию; развитие коммуникативных навыков

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Тест, карточки настроения

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • А. В. Кураев Основы религиозных культур и светской этики «Основы православной культуры» 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011 – 96 стр. + электронное приложение

Дополнительная

  • Народные праздники на Святой Руси. Н.П.Степанов. М.: Российский раритет. 1992.
  • Обрядовая поэзия. В.И. Жекулина, А.Н. Розова. М.: Современник. 1989.

Интернет-ресурсы

ЭОРы

Презентация, запись колокольного звона

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Включение в деятельность.

Вопрос :

История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия

Христос вернулся к жизни – воскрес.

Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете?

Дети называют слово «Воскресенье»

Чтение и обсуждение 2 абзаца в учебнике на странице 28

Запись в тетради, что такое Воскресение.

Позитивные: умение ориентироваться в информационном пространстве

Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Тест по материалу прошлого урока «Христос и его крест».

Побуждает детей к поиску и высказыванию своего мнения.

Учитель задает вопрос: «Ребята,

Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?»

Делают сообщения, обсуждают ответы одноклассников, выявляют затруднения.

Позитивные: самостоятельное конструирование своих знаний;

Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Работа с рубриками «Вы узнаете», «Вопросы и задания»

Учитель выдвигает проблему о недостатке знаний по данному вопросу: «Ребята, а вы хотите узнать, как празднуется Пасха  Христова?

Формулируют вопросы для дальнейшего изучения, как празднуется Пасха Христова.

Позитивные: самостоятельное конструирование своих знаний.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Знакомство с пасхальным Гимном.

Работа с презентацией «Воскресение Иисуса Христа». Просмотр презентации и обсуждение.

Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, слайды на экране.

Составляют кластер в тетради.

Позитивные: умение ориентироваться в информационном пространстве. Коммуникативные: умение слушать.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

«Знакомство с рубрикой «Это интересно». Усвоение её содержания.

Уточняет понимание поставленных целей и предлагает познакомиться с пасхальными играми.

Заранее подготовленные дети рассказывают о пасхальных играх

«Чоканье яйцами», «Вертушка», «Катанье яиц». 

Чтение материала учебника и просмотр иллюстраций учебника.

Рефлексия изученного: запись в рабочую тетрадь основных моментов праздника, опора на жизненный опыт, обмен впечатлениями о праздновании Пасхи.

Коммуникативные: умение слушать собеседника

Регулятивные: контролировать результаты деятельности партнера.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Демонстрация икон «Воскресение Христово» из электронного  приложения. Дети рассматривают иконы под руководством  учителя. Особое внимание обращается на лица и краски.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Презентационные:

 умение формулировать конечный результат своей работы; называть  основное в новом материале.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Предлагает выполнить кластер «Празднование Пасхи».

Высказывают свою точку зрения, обсуждают и составляют кластер.

Позитивные: решение проблемы, анализ и обобщение.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Закрепление основных понятий урока. Работа с презентацией.

Организация первичного контроля. Тест.

Учащиеся закрепляют основной материал данного урока. Учащиеся предлагают варианты ответов.

Личностные: адекватное восприятие оценки своей работы.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Подведение итогов, задание на дом.

Организация работы по выявлению отношения детей к изученной теме.

Выполняют индивидуальное задание и работают с карточками настроения.

Личнностные: положительное отношение к традициям нашего народа.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики», модуль :«Основы православной культуры» Тема : «Зачем творить добро» 4 класс

Предмет - «Основы  религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»        Класс - 4 Тема и номер ...

Внеурочное занятие по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль: «Основы православной культуры») Тема: Доброта и милосердие

Занятие, в ходе которого раскрывается этимология и смысл слова "милосердие", и происходит осознание обучающимися необходимости делать добрые дела бескорыстно, на пользу другим....

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

Внеклассное занятие по курсу «Основы Религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» Тема: «Иверская икона Божьей Матери»

Внеклассное занятиепо курсу «Основы Религиозных культур и светской этики»модуль «Основы православной культуры»(из цикла занятий «Чудотворные иконы Божьей Матери») Т...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ

Цель урока:  раскрыть понятие монастырь, дать представление  о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...