Рабочая программа по ОПК
рабочая программа по орксэ (4 класс) по теме

Плотникова Марина Сергеевна

Рабочая программа по ОПК с.КТП и УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk.docx48.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                               «Согласовано»                                «Рассмотрено»

И.о.директора ГБОУ кадетская школа           ЗУВР                                           на заседании МС

№ 1785

«Таганский кадетский  корпус»

___________ Т.А.Дудниченко                 _________ Т.А.Дудниченко                                   приказ № II/138                                                                                                      протокол № 1  

«29» августа 2014г                                  «29» августа 2014г                               «29» августа 2014г                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя начальных классов

Плотниковой Марины Сергеевны

ДЛЯ 4  КЛАССА

ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА РОССИИ»

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развернутое тематическое планирование составлено на основе:

-        авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2011.

Считаю необходимым  вести данный курс, основанный на вышеуказанной программе, но порядок уроков и их тематику ориентировать на рекомендации автора учебника Кураева  А. В. «Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы» учебное пособие для общеобразовательных учреждений –  Москва «Просвещение», 2011,  т.к. данный модуль имеет свою специфику изложения материала , поэтому авторские указания имеют большое значение  для учителя ведущего данный модуль.

 Пояснения*

В раздел тематического планирования «Основное содержание по темам включены дословные выдержки из рекомендаций для учителя самого автора учебника «Основы православной культуры» А. Кураева. Данные выдержки выделены чертой. На мой взгляд, для учителя это необходимый ориентир построения всего урока, что, несомненно,  облегчает поиск необходимой дополнительной информации к уроку и задаёт правильный вектор работы  на уроке.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА для учащихся, для учителей и родителей:

  • Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений –  Москва «Просвещение», 2011.
  • Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. Г.Чебоксары «Новое время», 2011
  • .Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2011.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

общая историческая судьба народов России;

единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

•        ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем
развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

•        единых требований  к результатам освоения содержания  учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Место  комплексного учебного  курса  в учебном  плане.

В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме  1 ч в неделю в 4 классе, всего 34 часа в год.

Основные содержательные модули курса:

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
    других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью  курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала  по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29),  дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Требования к уровню   подготовки  оканчивающих начальную школу

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен: 
       знать/понимать:
 
       основные понятия религиозных культур; 
       историю возникновения религиозных культур; 
       историю развития различных религиозных культур в истории России; 
       особенности и традиции религий; 
       описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь; 
       уметь: 
       описывать различные явления религиозных традиций и культур; 
       устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; 
       излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; 
       соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; 
       строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; 
       осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и

       излагать     свое  мнение; 
       готовить сообщения по выбранным темам..

Календарно-тематическое планирование

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 4 класс

п/п

Дата

Тема урока

Решаемые

проблемы

Понятия

Планируемые результаты

Предметные результаты

УУД

Личностные

результаты

1

Россия – наша Родина

Что такое духовный мир человека?

Что такое культурные традиции и для чего они существуют?

Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

Духовный мир

Традиция

Ценности

Дают определение духовному миру человека.

Понимают, для чего существуют культурные традиции.

Делятся мнениями о традициях в своей семье

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

2

Культура и религия

Что такое культура?

Что такое религия?

Какие черты русской православной культуры 17в. живы до сих пор?

Культура

Религия

Церковь

Пасха

Отличают понятия культура и религия.

Дают характеристику православной культуры 17века.

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

3

Человек и Бог в православии

Как вера в Бога может влиять на поступки человека?

Почему православные люди называют Бога Творцом и Любовью?

Почему православные сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям?

Бог

Творец

Вера

Православие

Высказывают свое мнение, как вера в Бога может влиять на поступки человека;

почему православные люди называют Бога Творцом и Любовью;

почему православные сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям.

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

4

Православная молитва

Что значит слово «благодать»?

Кто такие святые?

Можно ли прожить жизнь без испытаний и трудностей?

Что значит выражение «знать, как Отче наш»?

Благодать

Святые

Молитва

Объясняют значение слова «благодать».

Приводят примеры святых людей.

Высказывают свое мнение, что значит выражение «знать, как Отче наш»

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

5

Библия и Евангелие

Кто такие христиане?

Что такое Библия?

Что такое Евангелие?

Христиане

Библия

Евангелие

Знают, кто такие христиане.

Знают, что такое Библия и Евангелие.

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

6

Проповедь Христа

Чему учил Христос?

Что такое Нагорная проповедь?

Какое сокровище нельзя украсть?

Христос

Нагорная проповедь

Святой Дух

Царство Божие

Знают, чему учил Христос?

Понимают, почему Нагорная проповедь так называется.

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

7

Христос и Его Крест

Как Бог стал человеком?

Почему Христос не уклонился от казни?

Какова символика креста?

Воплощение

Жертвенное служение

Символика Креста

Объясняют, как Бог стал человеком?

Знают, почему Христос не уклонился от казни.

Объясняют  каждую из составляющих частей креста.

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

8

Пасха

Что такое Пасха?

Как празднуют Пасху?

Какие обычаи ты заметил, когда бывал в домах, где праздновали Пасху?

В чем состоит христианский пост?

Пасха

Пост

Обычай

Знают, что такое Пасха, как ее празднуют.

Отмечают традиции тех, кто празднует Пасху.

Понимают, в чем состоит христианский пост.

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

9

Православное учение о человеке

Чем Бог одарил человека?

Когда болит душа?

Что такое образ Божий в человеке?

Душа

Образ Божий

Внутренний мир

Болезнь души

Знают, чем одарил Бог человека.

Высказывают мнение: когда болит душа.

Понимают, что значит образ Божий в человеке

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

10

Совесть и раскаяние

Что подсказывает совесть?

Как исправлять ошибки?

Почему покаяние называют лекарством для души?

Совесть

Раскаяние

Покаяние

Делятся опытом, что подсказывает совесть?

Высказывают мнение: как исправлять ошибки и почему покаяние называют лекарством для души.

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

11

Заповеди

Какие заповеди даны людям?

Что общего у убийства и воровства?

Как зависть гасит радость?

Есть ли связь между словами «заповедь», «заповедник», «заповедный»?

Заповедь

Грех

Перечисляют заповеди, данные Богом Моисею на Синае.

Выказывают свое мнение: что общего у убийства и воровства и

как зависть гасит радость.

Объясняют значение слов «заповедь», «заповедник», «заповедный»  и их связь

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

12

Милосердие и сострадание

Чем милосердие отличается от дружбы?

Кого называют ближним?

Как христианин должен относиться к людям?

Что вы знаете о княгине Елизавете Федоровне?

Милосердие Ближний

Самарянин

Милостыня

Понимают, чем милосердие отличается от дружбы.

Знают, кого называют ближним и как христианин должен относиться к людям.

Знает, кто такая княгиня Елизавета Федоровна и чем она занималась.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

13

Золотое правило этики

Какое главное правило человеческих отношений?

Как уберечься от осуждения? Сформулируйте свои правила.

Почему Христос защитил женщину?

Осуждение

Неосуждение

Правило

Знают главное правило человеческих отношений.

Понимают, как уберечься от осуждения и формулируют свои правила.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

14

Храм

Как устроен православный храм?

Что делают люди в храме?

Что такое иконостас?

Может ли православный христианин молится без икон?

Как вы поняли: Богоматерь-это Бог или человек?

Как вы думаете, зачем существуют правила поведения в различных общественных местах?

Храм

Икона

Иконостас

Богоматерь

Знают, как устроен православный храм и что делают люди в храме.

Имеют представление. Что такое иконостас.

Высказывают свои мнения:

зачем существуют правила поведения в различных общественных местах, может ли православный христианин молится без иконы.  

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

15

Икона

Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

Кому и о чем молятся христиане, стоя перед иконой?

Живописная картина

Икона

Изображение

Молитва

Знают, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины.

 Опираясь на текст Евангелия знают, почему

православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога.

Знают, что христиане молятся не иконам, а перед иконами.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

16

Творческие работы учащихся

Курс сочинений на тему «Как я понимаю золотое правило этики»

(с разрешения родителей экскурсия в храм)

Темы сочинений:

«Сокровенный мир человеческой души».

«Жертва Христа».

«Забота о чистоте своей души и о пользе ближнего».

Из перечисленных тем уч-ся выбирают одну, близкую по душе.

При подготовке можно обращаться к помощи старших членов семьи.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

17

Подведение итогов

Проведение праздничного проекта, который уч-ся оценивают сами. Опираясь на те знания, которые сформировались в результате занятий.

Задания можно готовить в составе группы или индивидуально. Подумать, как распределить работу по времени.

Проект

Задания:

1.Закончите предложения:

«Я понимаю православную культуру как…»

2.Подберите несколько живописных картин и расскажите, как они связаны с Евангелием

Прокомментируйте несколько самых важных для христиан заповедей.

3.Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние»? Почему в православной культуре это ключевые понятия?

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

18

Как христианство пришло на Русь

Что такое Церковь?

Что такое крещение?

Сколько лет назад крестился князь Владимир?

Какое имя и почему народ дал князю Владимиру?

Церковь

Крещение

Св.кн. Владимир

Св. Кирилл и Мефодий

Святая Русь

Знают, что Церковь-собрание верующих.

Таинство Крещения.

Знают о крещении Руси св.кн. Владимиром, о роли св. Кирилле и Мефодии.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

 

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

19

Подвиг

Что такое подвиг?

От каких эгоистических привычек вам хотелось отказаться?

Какой мир труднее изменить-внешний или внутренний?

Подвиг

Эгоистические привычки

Мир внутренний и внешний

Дают определение подвигу: подвиг-однокоренное «двигаться», «движение». Движение от своей от своей корысти.

Высказывают свое мнение:

какой мир труднее изменить-внешний или внутренний?

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

20

Заповеди блаженств

Когда христиане бывают счастливыми?

Когда сердце бывает чистым?

Какой жизненный выбор совершает «нищий духом»?

Блаженство

Счастье

Нищий духом

Чистое сердце

Миротворец

«Блаженство» на старославянском  языке-счастливый.

Высказывают свое мнение:

когда сердце бывает чистым, какой жизненный выбор совершает «нищий духом».

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

21

Зачем творить добро?

Как подражают Христу?

Чему радуются святые?

Как понимать слова Христа: «Даром получили-даром давайте»

Апостол Петр

Император Рима-Нерон

Святой

Знают, как Христиане подражают Христу.

Отмечают, что святой-добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

 

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

22

Чудо в жизни христианина

Как связаны вера и верность?

В чем проявляет себя любовь?

Какие добродетели вы видите в себе и в ваших одноклассниках?

Вера

Верность

Добродетель

Святая Троица

Понимают, что вера-это верность самым светлым минутам своей жизни.

Высказывают свое мнение:

в чем проявляет себя любовь; какие добродетели  видят в себе и в своих одноклассниках.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

23

Православие  о Божием суде

Как вера в Божий суд влияет на поступки христианина?

Добрыми людьми могут быть только христиане?

Суд

Легенда

Богохульство

Поэт В. Иванов «Повесть о Светомире-царевиче»

Летопись

Объясняют, как вера в Божий суд влияет на поступки христианина.

Высказывают свое мнение: только ли христиане могут быть добрыми людьми.

Объясняют, почему христиане верят в бессмертие;

Как  увидеть в людях Христа.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

24

Таинство Причастия

Как Христос передал себя ученикам?

Что такое Причастие?

Что такое церковное Таинство?

Причастие

Тайная Вечеря

Таинство

Апостолы

Понимают, что христиане надеются вслед за Христом стать участниками всемирного воскресения.

Объясняют, что такое Причастие и что такое церковное Таинство.

Апостолы-ученики Иисуса Христа.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

 

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

25

Монастырь

Кто такие монахи?

Почему люди идут в монахи?

Что такое призвание?

Почему монахи так ценят послушание?

Монастырь Монахи Церковь

Храм

Постриг

Обет

Послушание

Монах-человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи.

Высказывают свое мнение, почему люди идут в монахи.

Послушание выше поста и молитвы.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

26

Отношения христианина к природе

Что делает человека выше природы?

Какую ответственность несет человек за сохранение природы?

Что Бог вложил в Библию. А что в «книгу природы»?

Библия

МВ.Ломоносов

Ответственность Христианское милосердие

Познавая мир, христианин постигает и замысел Творца.

У человека есть образ Божий, поэтому на нем лежит ответственность за мир.

Ломоносов считал, что христианин,  изучающий законы природы, несет великое христианское служение.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

27

Христианская семья

Что такое венчание?

Что означает обручальное кольцо?

Как люди должны относиться в семье?

Разрешает ли совесть бросать заболевшего или постаревшего супруга?

Семья

Таинство рака

Венчание

Тактичность

Семейные традиции

Семья-маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды; основана для радости и создана ради нее; создают два человека, полюбившие друг друга.

Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.

Венец и кольцо. Не имеют конца. Муж и жена должны быть верны друг другу до смерти.

Для сохранения семьи важно, чтобы у нее были традиции.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

 

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

28

Защита Отечества

Когда война бывает справедливой?

Какие поступки недопустимы даже на войне?

Одинаково ли надо реагировать на обиды, которые нанесены самому любимому человеку и тому, кого он любит?

Отечество

Гнев напрасный и уместный

Подвиг Жени Табакова

Наполеон

Оборонительная война

Св. кн.Дмитрий Донской св.кн.Александр

С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война.

Нельзя добивать раненых на войне, трогать безоружных.

Высказывают свое мнение:

одинаково ли надо реагировать на обиды, которые нанесены самому любимому человеку и тому, кого он любит.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

29

Христианин в труде

Какой труд напрасен?

Какие заповеди получили первые люди от Творца?

Что такое пост?

Какой труд вреден для человека?

Напрасный труд

Заповедь труда

Пост

Если человек работает. Принося пользу людям. Его труд радует Бога.

Труд-это лекарство,  которое прописано человеку Богом.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

30

Любовь и уважение к Отечеству

С чего начинается Родина?

Какие вероучения вы знаете?

Что такое светская этика?

Любовь

Уважение

Православие

Ислам

Иудаизм

Традиции

Любовь к малой и большой Родине.

Знают различные вероучения.

Нерелигиозная культура-светская этика.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

 

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...