Рабочая программа по курсу ОРКСЭ 4класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Глаголева Юлия Мадисовна

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ . Модуль "Основы светской этики"4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы светской этики»

для 4 класса

Составитель: Глаголева Ю.М.

учитель начальных классов

2014 - 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» предназначена для 4 класса основной общеобразовательной школы.

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), а также с учётом лучших традиций российской педагогики.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» входит в образовательную область «Культурология».

        В Федеральном государственном стандарте начального общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.Изучая основы светской этики учащиеся знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе.Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодоб-ряемых формах поведения в обществе. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности — воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета.В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.Чтобы воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства, необходимо воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия — Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, распространенной на той территории города и области. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.

Цели и задачи обучения модуля «Основы светской этики»

  • Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,иудейскойкультур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных

обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в политичной и

многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской

культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного,культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единствароссийской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в

учебный курс, должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их

понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России; укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей. Базовый учебный план отводит в 4 классе на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 34 часа.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Количество учебных часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Контрольные работы

Всего

Знакомство с новым предметом

2

2

Знакомство с основами этики

2

2

Этические учения о добродетелях

4

4

Этика о нравственном выборе

6

6

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве

3

3

Нравственный закон о человеческой жизни

4

4

Этика об отношении людей друг к другу

5

5

Как сегодня жить по нравственным законам

4

4

Подготовка творческих проектов

4

4

Всего

34

Содержание тем учебного курса

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно - воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой

единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:

«Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской

культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Разделы посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в разделе 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Раздел 8 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных

ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и

духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее

эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы вих

выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных

технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного

построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования

различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и

аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


Календарно-тематическое планирование (развёрнутое)

п/п

Раздел

Количество часов

Тема

урока

Планируемые результаты

Предмет-

ные

Личност-

ные

Метапредметные

1

2

3

4

5

6

7

1

Знакомство с новым предметом

1

Россия-наша родина

Знать понятия: Родина, патриот, отечество, столица, резидент, государственные символы. Научится работать сдополнительнойлитературой

положительно относиться к школе, проявляет

желание учиться, интерес к способам решения

новой задачи, чтению, ведению диалога с автором

П-умеет отбирать из своего опыта ту

информацию, которая может пригодиться для

решения проблемы.

находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами

Р.: -умеет организовывать своѐ рабочее место и

работу; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает еѐ по критериям, выработанным в классе.

К.: оформляет свою мысль в устной речи;-умеет задавать уточняющие вопросы;-осознанно читает вслух и про себя

2

Духовные ценности человечества Культура. Религии.

Знать понятия: духовные ценности, культура, религии, формирование осознания  у учащихся особой роли культуры  в жизни отдельного человека и общества в целом.

воспитание доверия к истории, культуре и религии народов, прежде всего россиян

П-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур;Р.: -умеет организовывать своѐ рабочее место и работу; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает еѐ по критериям, выработанным в классе.К.: оформляет свою мысль в устной речи;-умеет задавать уточняющие вопросы;-осознанно читает вслух и про себя

2

Знакомство с основами этики

3

Диалог о философии и этике.

Формирование представлений о понятиях: этика и философия

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

П-создание условий для формирования ценностно-мировоззренческих основ личности,Р.: -умеет организовывать своѐ рабочее место и работу; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает еѐ по критериям, выработанным в классе.К.: оформляет свою мысль в устной речи;-умеет задавать уточняющие вопросы;-осознанно читает вслух и про себя

4

Мораль и нравственность.

Учебно-познавательный интерес к новым понятиям мораль, нравственность и

общим способам решения задач;

развитие эстетических чувств.

П.:сравнивает и группирует предметы, их образы

по заданным основаниям;осуществляет поиск информации для выполнения

учебных заданий с использованием учебной

литературы.

Р.: в сотрудничестве с учителем ставить новые

учебные задачи;преобразовывать практическую задачу в познавательную.

К.: аргументирует свою позицию и координирует еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

3

Этические учения о добродетелях

5

Что такое добродетель.

Понимание значения нравственности в жизни человека и общества. Уметь пользоваться основными этическими понятиями :добро, зло. Формирование представлений о понятии дободетель.

Выявление общечеловеческих ценностей старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;-проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.

П.: сравнивает и группирует предметы, их образы

по заданным основаниям;осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Р.: умеет работать по предложенному плану,

используя необходимые средства.-сопоставляет свою работу с образцом, оценивает еѐ по критериям, выработанным в классе.К.: -обосновывает высказанное суждение;

Осознанно читает вслух.

6

Учение Аристотеля о добродетелях.

Научиться находить

различия между добром и злом,

добродетелью и пороком

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками

П.: Формирование умения читать дидактические

иллюстрации. Выполнение заданий с использованием материальных объектов

Р.: Уметь удерживать учебную задачу.

Взаимоконтроль. Планирование учебного

сотрудничества.К.: Умение строить понятные для партнера высказывания.Умение договариваться о

распределении функций и ролей в совместной

деятельности

7

Нравственные качества.

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали,нравственными качествами

Воспитание толерантности, нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания

П-Понимание значения нравственности в жизни человека и общества, Р.: умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.-сопоставляет свою работу с образцом, оценивает еѐ по критериям, выработанным в классе.К.: -обосновывает высказанное суждение;

Осознанно читает вслух.

8

Терпение и терпимость.

Знакомство с основными понятиями терпение, терпимость, тактичность

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

П.: Формирование умения читать дидактические

иллюстрации. Выполнение заданий с использованием материальных объектов

Р.: Уметь удерживать учебную задачу.

Взаимоконтроль. Планирование учебного

сотрудничества.К.: Умение строить понятные для партнера высказывания.Умение договариваться о

распределении функций и ролей в совместной

деятельности

4

Этика о нравственном выборе

9

Суд над Сократом.

Знакомство с жизнедеятельностью  древнегреческого философа Сократа, его убеждениями

Воспитывать в себе ответственность к своим поступкам, толерантное отношение к другим мнениям

П-умеет отбирать из своего опыта ту

информацию, которая может пригодиться для

решения проблемы.

находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами

Р.: -умеет организовывать своѐ рабочее место и

работу; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает еѐ по критериям, выработанным в классе.

К.: оформляет свою мысль в устной речи;-умеет задавать уточняющие вопросы;-осознанно читает вслух и про себя

10

Убеждения.

Знакомство с основными понятиями :убеждения и их роль в жизни человека, различная природа убеждений

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

П.: умение выделять существенную информацию

из различных источников;

Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную

задачу и удерживать ее в процессе всего урока;

понимать цель вы

полняемых действий

К.: выражать свои мысли с соответствующими

возрасту полнотой и точностью, участвовать в

коллективном обсуждении проблемы; воспитывать

чувство коллективной ответственности и

способствовать развитию коллективного

творчества

11

Нравственный выбор.

Знакомство с основными понятиями :нравственный выбор и его влияние на поступки

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и свободе

П.: : формулирование познавательной цели, поиск и выделение нужной информации, анализ с целью

выявления признаков, синтез, как выявление целого из частей, выбор оснований для равнения,

классификация объектов, установление причинно

-следственных связей;К.: : инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников;

Р.: : целеполагание, планирование работы, контроль за в ыполнением порученного задания, коррекция работы, оценка, способность мобилизации сил и энергии, воспитание любви к своей Родине, своему народу и интереса к выдвигаемым проблемам

12

Совесть. Долг.

Знакомство с основными понятиями терпение, терпимость, тактичность

Воспитывать в себе ответственность к своим оступкам,

толерантное отношение к другим

мнениям-положительно относиться к школе, проявляет

желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором.-развивает эстетические чувства –стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения

П.: -сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;-осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Р.: в сотрудничестве с учителем ставить новые

учебные задачи;-преобразовывать практическую задачу в познавательную, К.: : инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников;

13

Ответственность.

Знакомство с основными понятиями :ответственность, ответственность человека за себя, близких, страну.

Знать какую

ответственность несут

люди, даже будучи

свободными

П.: умение выделять существенную информацию

из различных источников;

Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную

задачу и удерживать ее в процессе всего урока;

пон

имать цель выполняемых действий

К.: выражать свои мысли с соответствующими

возрасту полнотой и точностью, участвовать в

коллективном обсуждении проблемы; воспитывать

чувство коллективной ответственности и

способствовать развитию коллективного

творчества

14

Этика о воспитании самого себя.

Знакомство с основными понятиями эпиктет, самовоспитание

Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.Мотивация учебной деятельности на основе

имеющихся знаний.

П.: Самостоятельно

выделять и формулировать

познавательную цель

Р.: Вносить необходимые коррективы в действие

после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

К.: Умение строить монологическое высказывание.Умение договариваться о распределении функций и

ролей в совместной деятельности

5

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве

15

Справедливость.

Знакомство с учением Мо-цзы о законах человеческого общежития, всеобщая любовь

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и свободе

П.: Поиск и выделение необходи

мой информации

перечитывание текста с разными задачами: поиск и

оценка нужных частей текста

Работа с маркированными в тексте строчками

Работа с дидактическими иллюстрациями Умение

работать с двумя источниками информации

Р.: Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности К.: Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, работа в группах

16

Государство, основанное на справедливости.

Знакомство с учением Конфуция о государстве и правителе

Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа

П-Пользоваться справочниками, словарями

оформлять и представлять результаты труда.

Р.: Вносить необходимые коррективы в действие

после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

К.: Умение строить монологическое высказывание.Умение договариваться о распределении функций и

ролей в совместной деятельности

17

Государство. Светская этика.

Знакомство с основными понятиями государство, Конституция, гражданин ,закон, государственные праздники

Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа

П.: умение выделять существенную информацию из

различных источников;

Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную

задачу и

удерживать ее в процессе всего урока;

понимать цель выполняемых действий

К.: выражать свои мысли с соответствующими

возрасту полнотой и точностью, участвовать в

коллективном обсуждении проблемы; воспитывать

чувство коллективной ответственности и

способств

овать развитию коллективного

творчества

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

6

Нравственный закон человеческой жизни

18

Нравственный закон. Десять заповедей.

Знакомство с основными понятиями нравственный закон, смысл и значение 10 заповедей, иудаизм, христианство, любовь в жизни человека, прощение.

мотивация учения, нравственно-

эстетическое оценивание

( оценивание усвоения

 содержания данного урока ,

 исходя из социальных и

 личностных ценностей),

обогащение духовного мира

личности, воспитание

 патриотизма путѐм приобщения к нравственным ценностям,

 показать важность развития в

 себе благородных черт характера: нравственность, любовь ,

 всепрощение;

П.: : формулирование познавательной цели, поиск и выделение нужной информации, анализ с целью выявления признаков, синтез, как выявление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификация объектов, установление причинно- следственных связей;

К.: : инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников;

Р.: : целеполагание, планирование работы, контроль за выполнением порученного задания, коррекция работы, оценка, способность мобилизации сил и

19

Заповеди любви.

20

Любовь-основа жизни.

21

Прощение.

7

Этика об отношении людей друг к другу

22

Древнегреческие мыслители о дружбе.

Знакомство с основными понятиями: дружба, честность и верность, отношение к людям в традиции религиозных культур, мысли и поступки,слова и речь , милосердие

мотивация учения, нравственно-

эстетическое оценивание

( оценивание усвоения

 содержания данного урока ,

 исходя из социальных и

 личностных ценностей),

П.: умение выделять существенную информацию из различных источников

Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий

К.: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества

23

Этика об отношении к другим людям и самому себе.

24

Мысли и поступки. Слова и речь.

25

Милосердие.

26

Нравственные законы в современном мире.

8

Как сегодня жить по нравственным законам

27

Нравственные законы в современном мире.

Знакомство с основными понятиями:

Альберт Швейцер, этические учения Л.Н. Толстого..

Мотивация учебной деятельности

 при выполнении заданий на

 основе имеющихся знаний.

 Самооценка на основе критериев

 успешности учебной деятельности

П.: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Работа с двумя источниками информации.

Р.: Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль.

К.: Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.

28

Альберт Швейцер.

29

Этическое учение Л.Н. Толстого.

30

«Идти дорогою добра.»

Подведение итогов

31-34

Подготовка творческих проектов.

Выступление

Уметь выступать перед аудиторией, правильно презентовать работу

Л.: Мотивация учебной

деятельности при выполнении

 заданий на основе имеющихся

знаний. Самооценка на основе

 критериев успешности учебной

 деятельности

П.: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Работа с двумя источниками информации.

Р.: Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль.

К.: Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект по ОРКиСЭ

         1. А.А.Шемшурин  «Основы светской этики» 4 класс, М. «Дрофа», 2012

         2. Программа курса к учебнику  А.А.Шемшурина  «Основы светской этики» 4 класс

3.А.Я. Данилюк Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.

4.Книга для учителя  «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой  для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.

 5. Книга для родителей  «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А.     Тишкова, Т.А. Шапошниковой  для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.

6.Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  для 4-5 классов М.: Просвещение,2010

Список дополнительной литературы

1.Азбука нравственного воспитания под ред. И.А. Каирова,О.С. Богдановой. М.,1975

2.Басманова Э.Гостевой этикет, или На высшем уровне.М.,2006

3.Богданова О.С.,КалининаО.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками:пособие для учителя.М.,1982

4.Васильева-Гангнус Л.В.Правила этикета: краткий справочник.М.,1992

5.Дереклеева Н.И.Справочник классного руководителя 1-4 кл.М.,2001

6.Камычек Я.Вежливость на каждый день. М., 2002

7.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.,2000

8.Курочкина И.Н.Этикет для детей и взрослых: учебное пособие. М., 2001

9.Насонкина С.А. Уроки этикета.СПб,2003

10.Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М.,1999

11.Поддубская Л.Р.ЭтикетотА до Я. М.,2003

12.Потапов С. Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим.М.,1999

13.Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»:речевой этикет в нашем обращении.М.,1987

14.Шемшурина А.И. Основы этической культуры:книга для учителя.М.,2000

15. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М.,2004

16.Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. СПб,2005


Приложение

к рабочей программе по ОРКСЭ

модуль «Основы светской этики»

для 4а класса

Глаголева Ю.М.

Календарно–тематическое планирование

 Модуль «Основы светской этики»

4 а класс

Количество часов в неделю- 1 час в неделю

Количество часов в год- 34 часа

Тема урока

Запланировано

Фактически проведено

Кол-во часов

Дата проведения

Кол-во часов

Дата проведения

Знакомство с новым предметом(2ч)

1

Россия  - наша Родина.

1

02.09

2

Духовные ценности человечества. Культура. Религии

1

09.09

Знакомство с основами этики(2ч)

3

Диалог о философии и этике

1

16.09

4

Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность.

1

23.09

Этические учения о добродетелях(4ч)

5

Что такое добродетель

1

30.09

6

Учения Аристотеля о добродетелях

1

07.10

7

Нравственные качества

1

14.10

8

Терпение и терпимость

1

21.10

Этика о нравственном выборе(6ч)

9

Суд над Сократом

1

28.10

10

Убеждения

1

11.11

11

Нравственный выбор

1

18.11

12

Совесть.  Долг.

1

25.11

13

Ответственность

1

02.12

14

Этика о воспитании самого себя

1

09.12

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве(3ч)

15

Справедливость

1

16.12

16

Государство, основанное на справедливости

1

23.12

17

Государство. Светская этика

1

13.01

Нравственный закон человеческой жизни(4ч)

18

Нравственный закон. Десять заповедей.

1

20.01

19

Заповеди любви

1

27.01

20

Любовь – основа жизни

1

03.02

21

Прощение

1

10.02

Этика об отношении людей друг к другу(5ч)

22

Древнегреческие мысли одружбе

1

17.02

23

Этика об отношении к другим людям и самому себе.

1

24.02

24

Мысли и поступки. Слова и речь.

1

03.10

25

Милосердие.

1

10.03

26

Золотое правило нравственности

1

17.03

Как сегодня жить по нравственным законам(4)

27

Нравственные законы в современном мире

1

31.03

28

Альберт Швейцер

1

07.04

29

Этическое учение Л.Н.Толстого

1

14.04

30

Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра»

1

21.04

31

Подготовка творческих проектов.

1

28.04

32

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

1

05.05

33

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

1

12.05

34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

19.05

Всего

34

Приложение

к рабочей программе по ОРКСЭ

модуль «Основы светской этики»

для 4б класса

Глаголева Ю.М.

Календарно–тематическое планирование

 Модуль «Основы светской этики»

4 б класс

Количество часов в неделю- 1 час в неделю

Количество часов в год- 34 часа

Тема урока

Запланировано

Фактически проведено

Кол-во часов

Дата проведения

Кол-во часов

Дата проведения

Знакомство с новым предметом(2ч)

1

Россия  - наша Родина.

1

02.09

2

Духовные ценности человечества. Культура. Религии

1

09.09

Знакомство с основами этики(2ч)

3

Диалог о философии и этике

1

16.09

4

Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность.

1

23.09

Этические учения о добродетелях(4ч)

5

Что такое добродетель

1

30.09

6

Учения Аристотеля о добродетелях

1

07.10

7

Нравственные качества

1

14.10

8

Терпение и терпимость

1

21.10

Этика о нравственном выборе(6ч)

9

Суд над Сократом

1

28.10

10

Убеждения

1

11.11

11

Нравственный выбор

1

18.11

12

Совесть.  Долг.

1

25.11

13

Ответственность

1

02.12

14

Этика о воспитании самого себя

1

09.12

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве(3ч)

15

Справедливость

1

16.12

16

Государство, основанное на справедливости

1

23.12

17

Государство. Светская этика

1

13.01

Нравственный закон человеческой жизни(4ч)

18

Нравственный закон. Десять заповедей.

1

20.01

19

Заповеди любви

1

27.01

20

Любовь – основа жизни

1

03.02

21

Прощение

1

10.02

Этика об отношении людей друг к другу(5ч)

22

Древнегреческие мысли одружбе

1

17.02

23

Этика об отношении к другим людям и самому себе.

1

24.02

24

Мысли и поступки. Слова и речь.

1

03.10

25

Милосердие.

1

10.03

26

Золотое правило нравственности

1

17.03

Как сегодня жить по нравственным законам(4)

27

Нравственные законы в современном мире

1

31.03

28

Альберт Швейцер

1

07.04

29

Этическое учение Л.Н.Толстого

1

14.04

30

Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра»

1

21.04

31

Подготовка творческих проектов.

1

28.04

32

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

1

05.05

33

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

1

12.05

34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

19.05

Всего

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование курса в 4-5 классах....

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс

На этой странице вы найдёте рабочую программу,календарно-тематическое планирование по новому курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс...

Рабочая программа комплексного курса ОРКСЭ

Краткая характеристика особенностей преподавания и календарно-тематическое планирование курса ОРКСЭ...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ в 4 классе

Разработка рабочей программы по ОРКСЭ по модулю "Основы православной культуры"...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ

Рабочая программа  "Основы мировых религиозных культур" в 4 классе...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ в 4 классе

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе...